Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 391.07 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации22.10.2014
Размер391.07 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Общеуниверситетский факультатив


Программа дисциплины



Русские в эмиграции: проблема адаптации
Автор к.и.н., доцент Родионова Надежда Александровна

Рекомендовано секцией УМС


Прикладная политология

Председатель

Поляков Л.В.

«___»_________________ 2008
Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ

(Проректором ГУ-ВШЭ)

______________________________________

______________________________________

«___»_________________2008

Москва 2008

Одобрено на заседании кафедры

Всеобщей и отечественной истории

Зав. кафедрой

Васильев Л.С.

«___»_________________2008


Русские в эмиграции: проблема адаптации
Факультативный курс.
Автор программы: кандидат исторических наук, доцент Родионова Надежда Александровна.
Пояснительная записка.

Актуальность курса.. Курс посвящен событию эпохального значения- русской послереволюционной эмиграции. Русская диаспора образовалась в крупнейших центрах расселения русского эмигрантского сообщества: Константинополе, Праге, Берлине, Париже, на Балканах и в Китае в период между двумя войнами (1919-1939гг.). Знакомство с историей русской эмиграции и её богатейшим наследием расширит познавательные границы истории Отечества и позволит осознать величину интеллектуальной и духовной утраты для России целого пласта культуры, созданного лучшими её представителями, оказавшимися вне Родины. К сожалению, опыт эмиграции, которой пришлось испить до дна горестную чашу страданий и унижений, актуален и сегодня, когда после распада Советского Союза миллионы русских оказались на положении национальных меньшинств в бывших советских республиках. Опыт урегулирования положения русских беженцев в 20—30-е годы и их адаптация к условиям стран пребывания представляет в настоящее время не только научную, но и практическую ценность.

Новизна курса состоит

в рассмотрении малоисследованных аспектов истории эмиграции.

К таковым можно отнести прежде всего политический спектр русской эмиграции, церковно-религиозную жизнь наших соотечественников, деятельность зарубежной резидентуры ОГПУ-НКВД, проблемы адаптации второго поколения эмигрантов к инокультурной среде и особенности мировосприятия и ценностные ориентации эмигрантской молодёжи, в частности,отношение к западной демократии и причины популярности фашистских идей в молодёжной среде,а также положение женщин в эмиграции, причины острого конфликта между поколением отцов и эмигрантских детей.

Еще одна тематическая линия курса ориентирована на исследование психологических и ментальных особенностей Русского зарубежья,

комплексный мотивационный анализ жизненного выбора, поступков наших соотечественников, оказавшихся в разное время за пределами Родины, стереотипов восприятия окружающей действительности и представлений о «другом», трудностей аккультурации и адаптации к инокультурной среде.

В ходе занятий в научный оборот вводятся малоизвестные, либо не известные вовсе факты, позволяющие нарисовать яркую, содержательно насыщенную картину жизни русской эмиграции.

Курс предусматривает обращение к характерным чертам культурного процесса в диаспоре, к судьбам наиболее колоритных представителей российской творческой интеллигенции, оказавшихся в изгнании.
Цель курса:

дать студентам глубокие и систематизированные знания об истории формирования и развития русского зарубежья 1919-1939 гг., о политической и социальной сущности отечественной эмиграции, об уникальном вкладе в историю отечественной и зарубежной культуры, осмыслить трагические судьбы беженцев, навсегда лишившихся родины.

Задачи курса:

вернуть России отторгнутый пласт её истории, изучить основные этапы формирования русской эмиграции после 1917 г., центры его размещения социальный состав русского зарубежья, его приверженность основным политическим течениям эмиграции, изучить политическую, общественную и духовную жизнь русского зарубежья, взаимодействие и противостояние русской диаспоры с советским государством, преодолеть стереотипное восприятие образа эмигранта.

Место курса в образовательном процессе в ВШЭ

определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами общественно-исторического и психологического профиля.
Связь с другими курсами:

междисциплинарный характер курса обуславливает востребованность информации в таких областях науки, как политология, политическая история ХХ века, история политических партий, новейшая история, этнопсихология, социальная антропология, история русской философии и социологии, история экономической мысли, правоведение, литературоведение, история искусства.
В результате изучения курса «Русские в эмиграции: проблема адаптации»

студент должен:

  • знать учебный материал, предусмотренный данной программой,

  • уметь анализировать современные политические процессы в обществе с учетом знаний о расколе российского общества после окончания гражданской войны..

- обладать прочными навыками написания письменных работ, анализа и научной критики источников, теорий и концепций.

.

Тематический план учебной дисциплины:



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа

 

 

 

Лекции

Семинар. занятия

 

1

История и основные этапы формирования русской эмиграции.

20

4

4

12

2

Особенности формирования российской эмиграции

после 1917 г. : пути бегства, Численный состав, расселение и основные центры «в рассеянии сущих».

20

4

4

12

3

Константинополь – чистилище после ада - перевалочная база русских беженцев.

20

4

4

12

4.

Берлин – тихая заводь в коричневых тонах. - интеллектуальный центр рассеяния.

20

4

4

12

5.

Париж – «эмигрантская Мекка»­ - столица культурной жизни русского зарубежья.

20

4

4

12

6

Прага – научный центр русских беженцев.

18

4

2

12

7.

Русские в Китае в 20-30-е годы

18

4

2

12

8..

Политическая эмиграция. Послереволюционные течения общественно-политической мысли

20

6

2

12

9.

Русская православная церковь – основной институт адаптации беженцев на чужбине.

20

6

2

12

10.

Российская наука и учебно-образовательные центры за рубежом

20

6

2

12

11.

Русская школа за рубежом и проблемы воспитания детей в изгнании.

20

6

2

12

12.

Военная эмиграция и борьба ВЧК-ОГПУ – НКВД против белой эмиграции.

18

6

2

10

13

«Мы не в изгнании – мы в послании»: культурная миссия русской эмиграции.

18

6

2

10

14

Психологические и ментальные особенности русского зарубежья.

18

6

2

10

15

Изменение социальной роли женщин и проблемы семьи в эмиграции.

18

6

2

10

16

Трагедия эмиграции в судьбах гениев.

18

6

2

10

17

Быт русского литературного зарубежья.

18

6

2

10

 

Всего

324

88

44

192


Базовый учебник

Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. (рукопись, электронный вариант)
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:

  • текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает написание одного реферата, подготовку докладов на семинарских занятиях,

  • итоговый контроль предполагает сдачу зачёта в конце 4 модуля,

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и зачёта.

Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Структура итоговой оценки составляет:

Реферат 0,30 – 30%

Выступления на семинарских занятиях 0,20 – 20%

Посещаемость 0,20 – 20%

Зачёт 0,30 – 30%
Содержание программы.
Тема 1.

История и основные этапы формирования русской эмиграции.


  • Актуальность темы. История российской эмиграции как составная часть истории России. Цель и задачи факультативного курса. Понятийный аппарат. Историография проблемы. Этапы формирования российской диаспоры: миграционные процессы и «волны» эмиграции. Обоснование хронологических и территориальных рамок курса.

Литература.
Источники.

1. Берберова Н. Курсив мой. М., 1996

2. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. / Под ред. Л. Аллена. Спб.-Дюссельдорф. 1993.

3. Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма. М., 2006.

4. Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк.1956.

5. Гессен И.В. Годы изгнания.Жизненный отчёт. Париж, 1979.

6. Гуль.Р. Я унёс Россию. Апология эмиграции. Т.1-3. М.,2001.

7. Дальние берега. Портреты писателей жмиграции. Мемуары./ Сост. В. Крейд. М., 1994.

8. Иванов Г. Петербургские зимы. СПб., 2000.

9. Ильина Н. Дороги и судьбы. М., 1985.

  1. Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни. М., 1999.

11. Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1998.

12. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека. Париж-Нью-Йорк. 1987.

13. Тэффи. Моя летопись. М., 2005.

14. Ходасевич В. Некрополь. Спб., 2001.

15. Шаховская З. Таков мой век. М., 2006.

16. Эренбург. И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-7. М., 2005.

17. Янгиров Р. Киностатист как зеркало русской революции. «Минувшее». Исторический альманах. Вып. 16. СПб., 1994.

18. Яновский В. Поля Елисейские. М., 2000.
Основная литература.

1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 1. (рукопись, электронный вариант)

2. Антошин А.В. Российская эмиграция: история и современность. Екатеринбург.2006.

3. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Кн. 1-3. Социальная и политическая сфера деятельности. Астрахань. 1997.

4. Афанасьев А. Л. Полынь в чужих полях. М., 1984.

5. Бочарова З.С. «Не принявший иного подданства». Проблемы социально-правовой адаптации российской эмиграции в 1920-1930-е годы. СПб., 2005.

6. Жуков А.Ф., Жукова Л.Н. Отечественная история российской эмиграции 1917-1930 гг. Учеб.пособие. СПб., 2002.

7. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. М., 1990.

8. Федюк В. П., Урядова А. В. История русской эмиграции. 1917-1939. Ярославль. 2006.

9. Шкаренков Л.Г. Агония белой эмиграции. М., 1986.
Дополнительная литература.

8. Ипполитов С.С. Недбаевский В.М. Руденцова Ю.И. Три столицы изгнангия. Константинополь. Берлин. Париж. М., 1999.

9. Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М., 2004.

10. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940.М., 2005.

11. Казнина О. Русские в Англии. М., 1997

12. Квакин А. В. Общее и особенное в положении российской диаспоры «первой» волны: учебно-методическое пособие. Тверь, 1992. – 47 с.

13. Квакин А. В. Россия - интеллигенция - эмиграция: (О соотношении амбивалентности русского архетипа и российской эмиграционной системы) // Некоторые современные вопросы анализа российской интеллигенции. Иваново, 1997. С. 99-113.

14. Квакин А. В. Белая эмиграция «первой волны» // История России. Пособие для самостоятельной работы студентов. М., 2000. С. 341-352.

15. Квакин А. В. История ботинок // Родина. 2000. № 8. С. 62-63.

16. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека.(1020-1970). PARIS 1971.

17. Львов К. В. Маргиналы Русского Зарубежья. М., 2002.

35. Нитобург Э. Л. Русские в США : История и судьбы, 1870-1970: Этно-исторический очерк / Э. Л. Нитобург; Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. М., 2005. – 421 с.

36. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.

37. Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. – 350 с.

38. Русские без Отечества : Очерки антибольшевистской эмиграции 20-40-х годов. М., 2000. – 495 с.

39. Русские в Болгарии. София, 1999. – 175

40. Русское зарубежье: 1917-1991 гг. М., 1992. – 98 с.

41. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь / Под общей ред. В. В. Шелохаева. М., 1997. – 748 с.

42. Сабенникова И. В. Российская эмиграция. (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2002. – 431 с.

43. Селунская В. М. Проблемы интеграции эмигрантов в российском зарубежье между двумя мировыми войнами в отечественной историографии // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 4. С. 3-26.

44. Селунская В. М. Русская диаспора в Финляндии между двумя мировыми войнами (1919-1939) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2004. № 5. С. 16-32.

45. Семочкина Е. И. История российской эмиграции, ХХ век. Челябинск, 1998. – 80 с.

46. Соничева Н. Е. На чужом берегу (к истории русской эмиграции в послеоктябрьский период). М.: Знание, 1991. – 63 с

47. Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (конец XIX-XX вв.) Сб. ст. / Под ред. Ю. А. Полякова, Г. Я. Тарле. М., 1999. – 269 с.

48. Сысоев Г. "Лучшее, что имела Россия". О судьбе нашей первой эмиграции в Югославии // Новое время. 1992. № 4.

49. Тарле Г. Я. Российское зарубежье и Родина. М., 1993. – 98 с.

50. Тесемников В. А. Российская эмиграция в Югославии 1919-1945 // Вопросы истории. 1988. № 10. С. 128-137.

51. Тимонин Е. И. Исторические судьбы русской эмиграции (1920-1945 гг.). Омск, 2000. – 300 с.

52. Фельштинский Ю. К истории нашей закрытости. Законодательные основы иммиграционной и эмиграционной политики. М., 1991. – 184 с.

53. Челышев Е. П. Российская эмиграция: 1920-1930-е годы. М., 2002. – 278 с.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск