Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы





Скачать 181.93 Kb.
НазваниеТема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы
Дата публикации17.07.2013
Размер181.93 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Литература > Задача



Тема работы: «Жуть» русского фольклора»

Цель работы: проанализировав фольклорные волшебные сказки, выяснить, какие элементы сюжета являются в них наиболее страшными. Метод исследования: анализ сказочных сюжетов. Выводы: Самыми страшными в сказках являются эпизоды, связанные с наказанием героев. Более жестоко за такие качества, как жестокость, зависть и коварство наказываются Змей, ведьма, Баба-яга и Кощей Бессмертный. С одной стороны, это связано с народным представлением о мире и человеке. С другой стороны, мы увидели тесную связь волшебной сказки с областью культов и религии. Наиболее часто сказки отражают обряд инициации, посвящения юношества, распространенный при родовом строе. С посвящением тесно связан другой цикл – представление о смерти. Таким образом, то, что сейчас рассказывается, некогда делали, изображали, и если не делали, то представляли себе.


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы: Борьба добра и зла вечна и в мире,

и в душе человека. Одна из функций искусства - воспитательная. Сказки – одни из самых первых воспитателей детей. И дошкольникам, и младшим школьникам будет интересно познакомиться с нашей таблицей и увидеть, как нельзя поступать, какие качества в человеке являются отрицательными. А родителям и учителям литературы наша таблица и работа в целом поможет объяснить юным читателям, почему так жестоко в сказках наказываются ведьма, Змей, Баба-Яга, чтобы детей эта «жуть» не пугала.

Постановка и формулировка проблемы: Сформулированная нами тема работы, а также поставленная проблема являются новыми и интересными. Кроме книги В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки», монографических работ подобного характера, посвященных сказке, нет.

Разработанность проблемы: По данной проблеме имеется одно исследование - книга В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Однако если в центре внимания Проппа только связь сказки с областью культов и обрядов, то мы рассматриваем и отражение в сказке общенародного идеала.

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Цель: проанализировать русские народные волшебные сказки и выяснить, какие элементы сюжета являются в них наиболее страшными.

Задача: изучив сказочные сюжеты, найти источники «жути» в русском фольклоре.

Метод исследования: анализ сказочных сюжетов.

Результаты:

В процессе работы над сказками мы увидели, что сказочная «жуть», жестокость, связана прежде всего с наказанием героев.

Поэтому нами была составлена следующая таблица: название сказки , герой, который наказывается, как наказывается, за что наказывается.

Фольклор и народное представление о мире и человеке.



Название сказки

Кто наказан

Как наказан

За что наказан

Баба-Яга и Заморышек

Баба-Яга и её дочери

Слуги Бабы-Яги, перепутав дочерей с братьями, отрубили им головы и воткнули их на железные спицы кругом стены.

Дочери наказаны за зло и жестокость своей матери. Так как Баба-Яга приказала слугам отрубить головы братьям, а они перепутали их с дочерьми.

Купеческая дочь и служанка

Служанка

Вырезали глаза, привязали к коням и пустили в поле. Размыкали её кони по чистому полю

За жадность, жестокость, бессердечность, зависть и коварство. Так как сама служанка ставшей обманом царицей пыталась всеми способами избавиться от купеческой дочери. И за все её поступки, мне кажется получила наказание за все её заслуги

Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри

Баба-Яга

Сосна-богатырь ударил Бабу-Ягу так сильно что до смерти убил, положил на огонь, сжег и развеял пепел по ветру.

Она наказана за бессердечность, зло, жестокость. Она же сама таскала богатырей за волосы и чуть живых оставляла, а богатыри решили погубить зло.

Чудесная рубашка

Иван-купеческий сын

Елена Прекрасная сняла с него рубашку, изрубила его на мелкие куски и приказала выбросить в чисто поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем

Иван наказан за его наивность и доверчивость. Что после нескольких попыток Елены Прекрасной он все же выдал тайну, а Елена Прекрасная стала жить со Змеем Горынычем. Но во всех сказках добро побеждает зло, и в конце сказки Иван накажет и Змея и Елену Прекрасную!

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Иван Царевич

Девица синеглазка стала на его белу грудь и вытаскивает кинжалице булатный-пороть ему белу грудь.

Он взял ножи, отрезал у себя кусок ноги и Нагай-птице подал…. Он с другой ноги срезал кусок мяса и подал Нагай-птице…… Он с груди у себя мясо срезал и ей подал

Иван Царевич своровал молодильные яблоки. Иван Царевич совершил такие поступки для того чтобы долететь до дому, до родной стороны. После, Нагай-птица узнает все, что было и «вернет» Ивану его куски тела. Все закончится благополучно!

Белая уточка

Ведьма

А ведьму привязали к лошадиному хвосту размыкали по полю: где оторвалась нога, там стала кочерга, где рука-там грабли; где голова-там куст да колода; налетели птицы-мясо поклевали, поднялись ветры-кости разметали, и не осталось от нее ни следа ни памяти.

В этой сказке ведьма наказана за зло, жадность и жестокость. Ведьма избавилась от княгини, чтобы занять её место, она пыталась избавиться от сыновей княгини и двух мальчиков убила. Вернувшись, князь догадался, что случилось и все вернулось на вои места. А ведьма была наказана.

По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре

Старшая сестра

Горько только одной старшей сестре, которую так же засмолили в бочку, так же глаза выкололи, так же в море бросили, но не так её Бог хранил: она тут же канула на дно и след пропал.

Здесь старшая сестра наказана за её зависть, зло, потому, что не жалея своей младшей сестры она три раза меняла ей детей . То на котенка, то на щенка, то на простого младенца вводя в заблуждение Ивана Царевича, а он считал, что его жена обманывает и решил её наказать, но в сказке добрые герои не погибают. А-за издевательства ставшей сестры, она получила наказание!

Марья-Моревна

Кощей-Бессмертный

…, в те поры конь Ивана Царевича ударил со всего размаху копытом Кощея-Бессмертного и размозжил ему голову, а Царевич доконал его

После того наклал Царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея на костре и пепел его пустил по ветру.

В этой сказке Кощей-Бессмертный наказан за свою злость, жестокость к Ивану-Царевичу. После нескольких угроз он все же убил Ивана Царевича. Но Ивану помогли его зятья, они его воскресили. А Кощей-Бессмертный получил заслуженное наказание.

Арысь-поле

Ведьма и её дочь

Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли её вместе с дочерью.

Ведьма наказана за её зависть, жестокость, ненависть к её падчерице. Ведьма превратила падчерицу в зверя, а своей дочерью заменила её. Когда отец узнал, как все было, то ведьма и её дочь были наказаны.

Марья-краса-долгая коса и Ванюшка

Змей

Схватил Ванюшка острую косу, размахнулся во все плечо и скосил у Змея все три головы. Поднял серый камень, собрал три головы, языки вырезал, в сумку спрятал, головы под камень положил, туловище в море столкнул.

В этой сказке Змей наказан за то, что он каждый вечер поедал девушку шестнадцати лет. Держал в большом страхе все государство. А Ванюше стало жалко невинных девушек. И, победив Змея, спас от смерти многих девушек.

Иван Царевич и серый волк

Братья Ивана Царевича

Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал

В этой сказке братья наказаны за их черную зависть и их жестокость. Что из-за добычи. Которую добыл Иван Царевич, братья готовы были убить их младшего брата, но верный друг, волк, спас его и отомстил бесчеловечным братьям Ивана.

Про Добрыню Никитича и Змея Горынича

Змей и его Змеёныши.

Бьются они три дня и три ночи; стая Змей Добрыню одолевать, стая подкидывать Вспомнил тут Добрыня про плеточку, выхватил её и давай змея между ушей стегать. Змей Горыныч на колени упал, а Добрыня его левой рукой к земле прижал, а правой рукой плеткой охаживает. Бил, бил его плеткой, укротил как скотину, отрубил все головы. Хлынула из Змея чёрная кровь, разлилась к востоку и к западу, залила Добрыню

Змей наказан за зло, причиненное русскому народу, за то что нарушил свое слово перед Добрыней и похитил княгиню. А Добрыня освободил русскую землю от Змея Горыныча.

Никита Кожемяка

Змей

Никита Кожемяка убил и утопил его в море.

Держал в страхе невинный народ, с каждого двора по красной девке брал. Да и ел её.

Иван Быкович

Змеи и их отец

Иван Быкович отрубил Чуду-Юду головы, взял туловище, рассек на мелкие части, побросал в реку, а головы под калинов мост сложил

Они наказаны за то, что они злодеи, всех приполонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили.

Волшебное кольцо

Королевна

Король присудил её казнить: по его королевскому слову взяли неверную жену, привязали за хвост к дикому жеребцу и пустили в чисто поле; жеребец полетел размыкал её белое тело по яругам, по крутым оврагам

Она наказана за свою жестокость, зависть и жадность. Она позавидовала Мартынке, что у него есть кольцо, ночью украла его. А сама отправилась в другое царство. Король посадил Мартына в каменный столб, но Журка и Васька нашли кольцо и освободили Мартына

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

Детина

А детину привязали коню за хвост и размыкали по полю

Детина наказан за его зависть, коварство и жадность. Он позавидовал Ивану, что он убил змея и детина отрубил Ивану голову и встал на место его, но царевна спасла Ивана . Он рассказал народу правду, а детину наказали.

Сестра Аленушка и братец Иванушка

Колдунья

А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костер дров и сожгли её.

Она наказана за свою злость, зависть, коварство. Из-за зависти старуха навела на Аленушку порчу, а потом живьем утопила в реку. Но Иванушка и царь спасли её, а старуху казнить приказали.

Волшебное зеркальце

Старуха, дядя, мачеха-волшебница, генерал

Старуху вместе с дядей на воротах расстреляли, мачеху-волшебницу за хвост к жеребцу привязали. Он полетел в чисто поле, и разнёс её кость по кустам, по яругам, а генерала царевич сослал на каторгу

Все они наказаны за жадность, зависть, коварство, злобу, жестокость, хотя поступкам каждого разные объяснения.

Звериное молоко

Змей и жена Ивана -Королевича

Змея звери в клочки расхватали, жену птицы заклевали

Они наказаны за ненависть к Ивану-Королевичу и хотели от него избавиться, но охота Ивана помогла ему и спасла жизнь.

Фролка-сидень

Змеи

Срубил Фролка сразу все головы ему, взял и положил под камень, а туловище зарыл в землю

Они наказаны за похищение 3-х сестриц и если бы Фролка не спас их, то Змеи съели бы их.

Чудесная дудка

Иванушка, Аленушка

Аленушка с досады, что отец не ей купил поясок, озлившись убила и схоронила его в том лесу

Отец, осердясь на дочку которая призналась, поставил её на воротах и расстрелял из поганого ружья

Здесь Аленушка из-за зависти за шелковый поясок убила брата, не жалея его. Хотя он был младше её. Когда отец узнал он сильно рассердился. И остался отец без детей.
Данная таблица показывает, что наиболее часто в волшебных сказках наказываются такие качества, как жестокость (14 сказок), злость (10 сказок), зависть (8 сказок), жадность (5сказок).

Носителями этих качеств являются: Змей (6 сказок), ведьма (4 сказки), Баба-Яга (2 сказки), среди других героев, несуших наказание, выделяются Кощей-Бессмертный, Иван-Царевич и его братья, мачеха-королевна.

Таким образом, мы видим, что наиболее часто и сурово в сказках наказываются самые отрицательные, с народной точки зрения, качества. Известно, что в фольклоре нашло отражение народное представление о мире, в котором живет человек, и о самом человеке.

Произведения устного народного творчества создавались на основе общенародного идеала, представления обо всем наиболее хорошем и ценном в человеческой жизни.

Утверждая общенародный идеал, сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов.

Сказочный змей угрожает русской земле, её миру и спокойствию, поэтому во всех сказках он несёт суровые наказания.

Сказка утверждает народные принципы жизни: любовь к родной земле, честность, преданность, смелость, сострадание.

Сказка и обряд


Однако основной причиной проникновения «жути» в волшебную сказку является тесная связь сказки с областью культов и религией.

Прочитав книгу профессора В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», мы открыли много нового.

Пропп В.Я. указывает на тесную связь волшебной сказки с мифами (рассказы о божествах или божественных существах, в существование которых народ верит). Миф, с его точки зрения, является одним из возможных косвенных источников сказки. Также он отмечает связь сказки с первобытным мышлением. То есть он советует искать основы сказочных образов и сюжетов в реальной действительности прошлого. Некоторые сказочные мотивы, по его мнению, связаны с представлениями о смерти. Однако наибольший интерес вызвало у нас утверждение Проппа о тесной связи волшебной сказки с древними обрядами.

Прямое соответствие между сказкой и обрядом, пишет он, встречается редко. Так, девушка в сказке закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обряд действительно существовал. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались.

В некоторых сказках мы наблюдаем переосмысление обряда, т.е. замену одного какого-нибудь элемента или нескольких элементов обряда, ставших в силу исторических изменений ненужными или непонятными-другими, более понятными.

В других сказках происходит обращение обряда. Это особый случай переосмысления- сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла или значения обратной трактовки.

Так был обычай приносить девушку в жертву реке, от которой зависело плодородие. Это делалось при начале посева и должно было способствовать произрастанию растений, но в сказке является герой и освобождает девушку от чудовища, которому она выведена на съедение. В действительности в эпоху существования обряда такой «освободитель» был бы растерзан за то, что ставит под угрозу урожай.

Сказка и обряд посвящения. Сущность обряда


Но оказывается среди древних обрядов, некогда существовавших на Руси, наиболее часто сказка отражает так называемый обряд посвящения юношества, тесно связанный с представлением о смерти.

Считалось, что во время посвящения из посвящаемого вынималась душа и передавалась тотемному животному. Не случайно поэтому душа сказочного Кощея хранится вне его.

а) Что такое посвящение?

Этим обрядом при родовом строе юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным его членом. Формы обряда были различны. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это так называемая временная смерть. Смерть и воскрешение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т.е. извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Обряд всегда совершался в глубине леса, в строгой тайне, и сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубание пальца, выбивание некоторых зубов и д.р.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма. Мальчик проходил длительную и строгую школу. Посвящаемый якобы шел на смерть и был убежден, что он умер и воскрес.

б) Лес

Идя «куда глаза глядят», герой или героиня попадают в лес. Именно здесь происходят с ними самые страшные и невероятные вещи. Лес тот дремучий, темный, таинственный, непроницаемый, как тот, в котором проводили обряд инициации т.е. посвящения. Лес задерживает пришельца, чужака, сквозь него не пройти.

Т.е. можно предположить, что сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминание о лесе, как о месте, где производился обряд, с другой стороны-как о входе в царство мертвых.

в) Избушка на курьих ножках

В лесу герой неожиданно видит избушку «на курьих» ножках». Избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую герой ни как не может перешагнуть. Попасть за эту грань можно только сквозь избушку. Избушка в древнем обряде имеет форму животного, в мифе часто совсем нет никакой избушки, а есть только животное.

Избушка эта охраняет вход в царство мертвых, и герой должен или произнести магическое слово, открывающее ему вход в иное царство, или принести жертвоприношение.

г) Баба-Яга-костяная нога

Оказывается, Яга-явление международное и обладает признаками трупа. Ведь она охраняет вход в царство мертвых, она хозяйка над царством леса и его животных. Её животный облик-древнейщая ее форма. Но Яга постоянно связана с образом смерти, так что животная нога сменяется костяной ногой, т.е. ногой мертвеца или скелета. Она (Яга) или летает или лежит, т.е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Т.е. Яга-охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем существо, связанное с животным миром и миром мертвых.

д) Изгнание и заведение детей в лес

Часто в сказках к Яге-пожирательнице в избушку попадают дети. Сюжет этот также связан с обрядом инициации. Когда наступает решительный момент, дети так или иначе отправляются в лес к страшному для них и таинственному существу. Формы этой отправки были различны: увод детей родителями, инсценированное похищение детей в лес и самостоятельная отправка мальчика в лес без участия родителей.

Проводы посвящаемого были проводами на смерть.

е) Била-била.

Что же происходило с мальчиками, попавшими в лесу к страшному духу, который должен был их съесть?

Здесь, в лесу, они подвергались страшным пыткам и истязаниям (их подвергали действию огня, сдирали кожу, наносили глубокие раны, чтобы вызвать рубцы).

На вопрос о смысле этих жестокостей исследователи отвечают, что эти действия должны были приучить к абсолютному послушанию старшим, что здесь получали закалку будущие войны. Сами туземцы объясняли их иногда желанием уменьшить население, т.к. в результате этих посвящений известный процент детей погибал. Однако Пропп предполагает, что жестокости эти должны были «отшибить ум». Продолжаясь очень долго, иногда неделями, сопровождаясь голодом, жаждой, темнотой, ужасом, они должны были вызвать то состояние, которое посвящаемый считал смертью.

ж) Отрубленный палец

Один из видов членовредительства сохранен в сказках с особой полнотой. Это отрубание пальца.

В сказке герой очень часто в избушке теряет палец, а именно мизинец левой руки (как и в обряде посвящения).

Потеря пальца часто встречается в следующих ситуациях: 1) У Яги и подобных ей существ; 2) У Лиха одноглазого; 3) В доме разбойников.

Каков же смысл этого обряда? По-видимому, здесь дело не только в рубце, как знаке пройденного посвящения. В сказке палец или рука иногда рубится вместо того, чтобы разрубить всего человека.

Мы уже знаем, что посвящаемые якобы умирали. В таких случаях родственникам показывали знаки совершившейся смерти.

Одной из форм временной смерти было вскрытие человека или его разрубание на куски. Позднее производилось заместительное умерщвление и разрубание другого человека, не посвящаемого, или животного.

Разрубание, растерзание человеческого тела играет огромную роль в очень многих религиях и мифах. Мотив разрубания и оживления очень популярен в сказках. Так в сказке «Купеческая дочь и служанка» служанке за её жадность и жестокость вырезали глаза, привязали её к коням и пустили в поле. Размыкали её кони по чисту полю. В «Чудесной рубашке» Елена прекрасная изрубила Ивана купеческого сына и приказала выбросить в чисто поле. В сказке «Иван-Царевич и серый волк» серый волк растерзал братьев Ивана и клочки по полю разметал. В «Волшебном кольце» королевну, неверную жену, привязали за хвост дикому жеребцу и пустили в чисто поле, жеребец полетел стрелою и размыкал её бело тело по яругам, по крутым оврагам.

з) Печь Яги

В сказках герои часто сжигаются или подвергаются действию огня. Так в сказке «Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня-богатыри» Сосна-богатырь убил Бабу-Ягу, положил мертвую на огонь и сжег и развеял пепел по ветру.

В «Марье Моревне» Иван-Царевич спалил Кощея на костре и пепел его пустил по ветру. В сказке «Ведьма и её дочь» люди схватили ведьму с дочерью и сожгли их на костре.

Сжигание, обжаривание, варка посвящаемых прослеживается на ранних ступенях обряда посвящения. При посвящении юноша как бы получал новую душу, становился новым человеком. Мы здесь имеем дело с представлением об очистительной и омолаживающей силе огня.

III ВЫВОДЫ


В результате проделанной работы мы сделали следующие выводы:

  1. Во всех рассмотренных нами русских народных волшебных сказках имеются страшные, «жуткие» эпизоды. Они связаны в первую очередь с наказанием героев.

  2. Среди героев, которые наказываются, на I месте стоит Змей, на II-ведьма, на III-Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Эти герои наказываются за жестокость, злость, зависть и коварство.

  3. С одной стороны, это объясняется народным представлением о мире и о человеке. Сказка, утверждая общенародный идеал, учила добру и справедливости, умению противостоять злу, ненависти к врагу, любви к русской земле. Сказочный змей угрожал русской земле, её миру и спокойствию, поэтому Иван-Царевич и богатыри так жестоко расправляются с ним.

  4. С другой стороны, мы увидели тесную связь сказки с областью культов и обрядов и древним обрядом встречается редко. Однако многие сказочные мотивы несут на себе следы обрядов, некогда существовавших на Руси.

  5. Наиболее часто сказки отражают обряд инициации, посвящения юношества, тесно связанный с представлениями о смерти. Предполагалось, что мальчик во время посвящения умирает, а затем воскрешает уже новым человеком. Смерть и воскрешение сопровождались действиями, изображавшими поглощение, пожирание чудовищами, истязаниями, сжиганием, изрубанием на куски. Т.к. разрубание и растерзание человеческого тела играет огромную роль во многих религиях и мифах, в сказках очень популярен мотив разрубания и воскрешения.

  6. К комплексу посвящения восходят следующие мотивы: увод или изгнание детей в лес или похищение их лесным духом, избушка, избиение героев Ягой, отрубание пальца, печь Яги, разрубание и оживление, проглатывание и извергание. В сказках герои часто сжигаются или подвергаются действию огня. Сжигание, обжаривание, варка посвящаемых прослеживаются на ранних ступенях обряда посвящения. При посвящении юноша как бы получал новую душу. Мы здесь имеем дело с представлением об очистительной и омолаживающей силе огня

  7. Другой цикл, лежащий в основе сказки, это представление о смерти , о загробной жизни, о путешествиях в загробный мир. К нему восходят такие мотивы, как похищение девушек змеями, возвращение умершего, лес, как вход в иное царство, угощение Яги, прибытие в иное царство.

Эти два цикла тесно связаны. Весь обряд инициации испытывался как побывка в стране смерти и наоборот: умерший переживал все то, что переживал посвящаемый.

То есть то, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а если не делали, то представляли себе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения. 4-6 классы. М., «Просвящение», 1983г.

  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Издательство Ленинградского государственного ордена Ленина университета. Л., 1946г.

  3. Народные русские сказки из сборника А.Н. Афанасьева. Московское издательство «Правда» 1982г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconКонкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской...
Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconУрок кубановедения в 3-м классе Тема: «Жанры кубанского фольклора»
Обучающие сформировать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов, населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского...
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconТема: «Формирование ключевых компетенций у учеников на уроках русского...
Цель работы мо: повышение качества образования, качества обучения по русскому языку и литературе
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconТема : Физические методы лечения в комплексной терапии туберкулеза легких. Цель работы
Цель работы: Усвоить знания по видам физиотерапевтического воздействия, применяемых для лечения туберкулеза легких, механизму их...
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Познакомить с произведением древнерусской литературы былиной. Дать учащимся представление о былине как о жанре русского...
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconПисьменной работы (тема, номер задания и т п.)
Все письменные работы должны выполняться студентами самостоятельно, кроме случаев, когда в условиях выполнения работы разрешено групповое...
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы icon1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве....
Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconТема: «Итоги работы за 2012-2013 учебный год»
Цель: подведение итогов работы за 20123-2013 учебный год, перспективное планирование
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconУрок русского языка (развитие речи) и литературы (6 класс) Тема:...
Цель: в ходе совместной аналитической работы помочь обучающимся найти основные приемы создания комического эффекта, чтобы на их основе...
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconПлан работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»...
Цель: изучить проблему экологического воспитания к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение...
Тема работы: «Жуть» русского фольклора» Цель работы iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск