Скачать 181.93 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы: Борьба добра и зла вечна и в мире, и в душе человека. Одна из функций искусства - воспитательная. Сказки – одни из самых первых воспитателей детей. И дошкольникам, и младшим школьникам будет интересно познакомиться с нашей таблицей и увидеть, как нельзя поступать, какие качества в человеке являются отрицательными. А родителям и учителям литературы наша таблица и работа в целом поможет объяснить юным читателям, почему так жестоко в сказках наказываются ведьма, Змей, Баба-Яга, чтобы детей эта «жуть» не пугала. Постановка и формулировка проблемы: Сформулированная нами тема работы, а также поставленная проблема являются новыми и интересными. Кроме книги В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки», монографических работ подобного характера, посвященных сказке, нет. Разработанность проблемы: По данной проблеме имеется одно исследование - книга В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Однако если в центре внимания Проппа только связь сказки с областью культов и обрядов, то мы рассматриваем и отражение в сказке общенародного идеала. II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕЦель: проанализировать русские народные волшебные сказки и выяснить, какие элементы сюжета являются в них наиболее страшными. Задача: изучив сказочные сюжеты, найти источники «жути» в русском фольклоре. Метод исследования: анализ сказочных сюжетов. Результаты: В процессе работы над сказками мы увидели, что сказочная «жуть», жестокость, связана прежде всего с наказанием героев. Поэтому нами была составлена следующая таблица: название сказки , герой, который наказывается, как наказывается, за что наказывается. Фольклор и народное представление о мире и человеке.
Носителями этих качеств являются: Змей (6 сказок), ведьма (4 сказки), Баба-Яга (2 сказки), среди других героев, несуших наказание, выделяются Кощей-Бессмертный, Иван-Царевич и его братья, мачеха-королевна. Таким образом, мы видим, что наиболее часто и сурово в сказках наказываются самые отрицательные, с народной точки зрения, качества. Известно, что в фольклоре нашло отражение народное представление о мире, в котором живет человек, и о самом человеке. Произведения устного народного творчества создавались на основе общенародного идеала, представления обо всем наиболее хорошем и ценном в человеческой жизни. Утверждая общенародный идеал, сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Сказочный змей угрожает русской земле, её миру и спокойствию, поэтому во всех сказках он несёт суровые наказания. Сказка утверждает народные принципы жизни: любовь к родной земле, честность, преданность, смелость, сострадание. Сказка и обрядОднако основной причиной проникновения «жути» в волшебную сказку является тесная связь сказки с областью культов и религией. Прочитав книгу профессора В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», мы открыли много нового. Пропп В.Я. указывает на тесную связь волшебной сказки с мифами (рассказы о божествах или божественных существах, в существование которых народ верит). Миф, с его точки зрения, является одним из возможных косвенных источников сказки. Также он отмечает связь сказки с первобытным мышлением. То есть он советует искать основы сказочных образов и сюжетов в реальной действительности прошлого. Некоторые сказочные мотивы, по его мнению, связаны с представлениями о смерти. Однако наибольший интерес вызвало у нас утверждение Проппа о тесной связи волшебной сказки с древними обрядами. Прямое соответствие между сказкой и обрядом, пишет он, встречается редко. Так, девушка в сказке закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обряд действительно существовал. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались. В некоторых сказках мы наблюдаем переосмысление обряда, т.е. замену одного какого-нибудь элемента или нескольких элементов обряда, ставших в силу исторических изменений ненужными или непонятными-другими, более понятными. В других сказках происходит обращение обряда. Это особый случай переосмысления- сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла или значения обратной трактовки. Так был обычай приносить девушку в жертву реке, от которой зависело плодородие. Это делалось при начале посева и должно было способствовать произрастанию растений, но в сказке является герой и освобождает девушку от чудовища, которому она выведена на съедение. В действительности в эпоху существования обряда такой «освободитель» был бы растерзан за то, что ставит под угрозу урожай. Сказка и обряд посвящения. Сущность обрядаНо оказывается среди древних обрядов, некогда существовавших на Руси, наиболее часто сказка отражает так называемый обряд посвящения юношества, тесно связанный с представлением о смерти. Считалось, что во время посвящения из посвящаемого вынималась душа и передавалась тотемному животному. Не случайно поэтому душа сказочного Кощея хранится вне его. а) Что такое посвящение? Этим обрядом при родовом строе юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным его членом. Формы обряда были различны. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это так называемая временная смерть. Смерть и воскрешение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т.е. извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Обряд всегда совершался в глубине леса, в строгой тайне, и сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубание пальца, выбивание некоторых зубов и д.р.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма. Мальчик проходил длительную и строгую школу. Посвящаемый якобы шел на смерть и был убежден, что он умер и воскрес. б) Лес Идя «куда глаза глядят», герой или героиня попадают в лес. Именно здесь происходят с ними самые страшные и невероятные вещи. Лес тот дремучий, темный, таинственный, непроницаемый, как тот, в котором проводили обряд инициации т.е. посвящения. Лес задерживает пришельца, чужака, сквозь него не пройти. Т.е. можно предположить, что сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминание о лесе, как о месте, где производился обряд, с другой стороны-как о входе в царство мертвых. в) Избушка на курьих ножках В лесу герой неожиданно видит избушку «на курьих» ножках». Избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую герой ни как не может перешагнуть. Попасть за эту грань можно только сквозь избушку. Избушка в древнем обряде имеет форму животного, в мифе часто совсем нет никакой избушки, а есть только животное. Избушка эта охраняет вход в царство мертвых, и герой должен или произнести магическое слово, открывающее ему вход в иное царство, или принести жертвоприношение. г) Баба-Яга-костяная нога Оказывается, Яга-явление международное и обладает признаками трупа. Ведь она охраняет вход в царство мертвых, она хозяйка над царством леса и его животных. Её животный облик-древнейщая ее форма. Но Яга постоянно связана с образом смерти, так что животная нога сменяется костяной ногой, т.е. ногой мертвеца или скелета. Она (Яга) или летает или лежит, т.е. и внешне проявляет себя как мертвец. Т.е. Яга-охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем существо, связанное с животным миром и миром мертвых. д) Изгнание и заведение детей в лес Часто в сказках к Яге-пожирательнице в избушку попадают дети. Сюжет этот также связан с обрядом инициации. Когда наступает решительный момент, дети так или иначе отправляются в лес к страшному для них и таинственному существу. Формы этой отправки были различны: увод детей родителями, инсценированное похищение детей в лес и самостоятельная отправка мальчика в лес без участия родителей. Проводы посвящаемого были проводами на смерть. е) Била-била. Что же происходило с мальчиками, попавшими в лесу к страшному духу, который должен был их съесть? Здесь, в лесу, они подвергались страшным пыткам и истязаниям (их подвергали действию огня, сдирали кожу, наносили глубокие раны, чтобы вызвать рубцы). На вопрос о смысле этих жестокостей исследователи отвечают, что эти действия должны были приучить к абсолютному послушанию старшим, что здесь получали закалку будущие войны. Сами туземцы объясняли их иногда желанием уменьшить население, т.к. в результате этих посвящений известный процент детей погибал. Однако Пропп предполагает, что жестокости эти должны были «отшибить ум». Продолжаясь очень долго, иногда неделями, сопровождаясь голодом, жаждой, темнотой, ужасом, они должны были вызвать то состояние, которое посвящаемый считал смертью. ж) Отрубленный палец Один из видов членовредительства сохранен в сказках с особой полнотой. Это отрубание пальца. В сказке герой очень часто в избушке теряет палец, а именно мизинец левой руки (как и в обряде посвящения). Потеря пальца часто встречается в следующих ситуациях: 1) У Яги и подобных ей существ; 2) У Лиха одноглазого; 3) В доме разбойников. Каков же смысл этого обряда? По-видимому, здесь дело не только в рубце, как знаке пройденного посвящения. В сказке палец или рука иногда рубится вместо того, чтобы разрубить всего человека. Мы уже знаем, что посвящаемые якобы умирали. В таких случаях родственникам показывали знаки совершившейся смерти. Одной из форм временной смерти было вскрытие человека или его разрубание на куски. Позднее производилось заместительное умерщвление и разрубание другого человека, не посвящаемого, или животного. Разрубание, растерзание человеческого тела играет огромную роль в очень многих религиях и мифах. Мотив разрубания и оживления очень популярен в сказках. Так в сказке «Купеческая дочь и служанка» служанке за её жадность и жестокость вырезали глаза, привязали её к коням и пустили в поле. Размыкали её кони по чисту полю. В «Чудесной рубашке» Елена прекрасная изрубила Ивана купеческого сына и приказала выбросить в чисто поле. В сказке «Иван-Царевич и серый волк» серый волк растерзал братьев Ивана и клочки по полю разметал. В «Волшебном кольце» королевну, неверную жену, привязали за хвост дикому жеребцу и пустили в чисто поле, жеребец полетел стрелою и размыкал её бело тело по яругам, по крутым оврагам. з) Печь Яги В сказках герои часто сжигаются или подвергаются действию огня. Так в сказке «Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня-богатыри» Сосна-богатырь убил Бабу-Ягу, положил мертвую на огонь и сжег и развеял пепел по ветру. В «Марье Моревне» Иван-Царевич спалил Кощея на костре и пепел его пустил по ветру. В сказке «Ведьма и её дочь» люди схватили ведьму с дочерью и сожгли их на костре. Сжигание, обжаривание, варка посвящаемых прослеживается на ранних ступенях обряда посвящения. При посвящении юноша как бы получал новую душу, становился новым человеком. Мы здесь имеем дело с представлением об очистительной и омолаживающей силе огня. III ВЫВОДЫВ результате проделанной работы мы сделали следующие выводы:
Эти два цикла тесно связаны. Весь обряд инициации испытывался как побывка в стране смерти и наоборот: умерший переживал все то, что переживал посвящаемый. То есть то, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а если не делали, то представляли себе. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской... Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми | Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся | ||
Урок кубановедения в 3-м классе Тема: «Жанры кубанского фольклора» Обучающие сформировать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов, населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского... | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Тема: «Формирование ключевых компетенций у учеников на уроках русского... Цель работы мо: повышение качества образования, качества обучения по русскому языку и литературе | Тема : Физические методы лечения в комплексной терапии туберкулеза легких. Цель работы Цель работы: Усвоить знания по видам физиотерапевтического воздействия, применяемых для лечения туберкулеза легких, механизму их... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Познакомить с произведением древнерусской литературы былиной. Дать учащимся представление о былине как о жанре русского... | План работы заместителя директора по учебной работе по начальной... Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в... | ||
Письменной работы (тема, номер задания и т п.) Все письменные работы должны выполняться студентами самостоятельно, кроме случаев, когда в условиях выполнения работы разрешено групповое... | 1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве.... Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10 | ||
Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении.... | Тема: «Итоги работы за 2012-2013 учебный год» Цель: подведение итогов работы за 20123-2013 учебный год, перспективное планирование | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Урок русского языка (развитие речи) и литературы (6 класс) Тема:... Цель: в ходе совместной аналитической работы помочь обучающимся найти основные приемы создания комического эффекта, чтобы на их основе... | ||
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»... Цель: изучить проблему экологического воспитания к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение... | Тема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и... Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год |