I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на





НазваниеI. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на
страница1/3
Дата публикации06.11.2014
Размер0.53 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Раздел I. Пояснительная записка

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические прие­мы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обновления про­граммы обусловлена появлением стандартов литературного образова­ния для основной (V—IX классы) школы.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как ре­зультат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования стано­вится формирование читателя, способного к полноценному восприя­тию литературных произведений в контексте духовной культуры чело­вечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусст­вом слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связа­ны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетиче­ской функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;

  • формирование представлений о литературе как культурном фе­номене, занимающем специфическое место в жизни нации и челове­ка;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культур­ной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоя­тельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литератур­ных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и ин­терпретации литературно-художественных произведений;

  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведе­ния.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и ин­теллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое мес­то в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие/

Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читатель­ской квалификации, она не исключает логику возрастного литератур­ного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый ком­понент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не зна­чит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и
обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «из­держки» историко-генетического изучения художественного произве­дения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателя­ми (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается от­чужденность, закрытость классического произведения от современ­ного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Почти на всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в та­ких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебнике.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного ха­рактера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учеб­ным планом отведено:

9 класс — 3 часа в неделю, т. е. 102 часа в год.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих воз­можностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владение умениями выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, социально-историческую и нрав­ственно-философскую проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художествен­ные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументи­ровать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

  • умение грамотно строить монологические высказывания раз­личных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

  • умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

  • уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения



Раздел II. Тематическое планирование




п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Развитие речи

1.

Введение. Повторение в начале года.

2




2.

Литература Средневековья и эпохи Возрождения

10

1

3.

Литература эпохи Просвещения

7

1

4.

Литература 19 века

52

8

5.

Духовная литература

2




6.

Литература 20 века

17

3

7.

Прошлое, настоящее, будущее

12

2




Итого

102

15

Раздел III. Содержание тем учебного курса
Автор — образ — читатель

Введение. Повторение в начале года.

Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.

Литература Средневековья и эпохи Возрождения

СРЕДНИЕ ВЕКА

Ук дела Бакалариа. «Вместо нежного привета...»; Ру­дольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг и с к о н-н ы й...»; Безымянный поэт. «Любовь к филологии» (стихотворе­ние по выбору). Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя. Система родов и жанров в литературе. Традиции и новаторство. Повторить и закрепить понятия: род, жанр, изобразительные приёмы и средства, традиция, новаторство. Развивать навыки анализа произведения с точки зрения жанровых форм и проявление традиции в ней.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения: новый взгляд на че­ловека. Образ Прекрасной Дамы в литературе. От средних веков к 20 веку. Познакомить с традициями эпохи Возрождения; показать, как меняется отношение к человеку и его изображение в литературе; проанализировать сюжетно-композиционные особенности трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Сервантеса «Дон Кихот»

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Ры­царский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Советы библиотеки.

Литература эпохи Просвещения

Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме. Литературное направление как особый художественный метод. Человек в литературе просветительского реализма
Литература 19 века

Понятие о художественном мире писателя. Познакомить с традициями литературы 19 века; проследить пути её развития, особенности восприятия человека, средств выражения авторской позиции; развить и закрепить понятия: род, жанр, герой, характер. Познакомить сюжетно-композиционными особенностями романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», повести «медный всадник», повести И.С. Тургенева «Ася», комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», повести «Шинель», повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи», рассказов О Уайльда «Кентервильское привидение», А.П. Чехова «Студент», мотивов лирики М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.

Художественный мир А. С. Грибоедова

«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл назва­ния. Проблема ума как центральная проблема комедии.

Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.

Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второсте­пенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.

Новаторский характер стиха и языка комедии.

Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й»).

Творческий практикум.

Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.

Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я пом­ню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «П р о р о к», «А н ч а р», «Н а холмах Грузии ле­жит ночная мгла...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).

Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобо­да как гражданский, нравственный и философский идеал. Дружеская и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения. История создания романа «Капитанская дочка». Человек и история в романе. Проблема исторической правды. Образ Пугачёва в романе.

Художественный мир М. Ю. Лермонтова

Лирика: «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «П р о р о к», «Смерт ь поэта» (для обязательного изучения).

«Нет, я не Байрон, я другой...», «К и н ж а л», «Ж а л о б а т у р к а», «Т у ч и» (три стихотворения по выбору).

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.

Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста.

Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе. Советы библиотеки.

Художественный мир Н. В. Гоголя

«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города. Сюжетно-композиционные особенности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Особенности системы образов комедии «Ревизор». Городничий, Хлестаков и «честное» лицо пьесы. Авторский замысел и его воплощение. Единичное, особенное и всеобщее в характерах гоголевских персонажей.

«Шинель». Сюжетная основа повести Н.В. Гоголя «Шинель». Петербург Н.В. Гоголя. Город и человек. «Маленький» человек Гоголя: традиции и новаторство. Человек, лицо и вещь в мире Н.В. Гоголя.

Художественный мир И.С. Тургенева

«Ася». Герой – автор – рассказчик. Образ героя-повествователя в повести «Ася» И.С. Тургенева. Драма рассказчика, обречённого на одиночества. Злободневное и вечное в повести И.С. Тургенева «Ася».

Художественный мир Н.А.Некрасова

Стихотворения. «Я лиру посвятил народу своему». Тема женской судьбы в лирике Н.А. Некрасова. Традиции фольклора в лирике поэта. Мотивы вины в поэзии Н.А. Некрасова. Проблема покаяния. Традиции духовной литературы. Мотивы покаяния, прощения и справедливого суда в русской литературе.

Художественный мир Ф.М.Достоевского

«Белые ночи». Герои и автор. Реальность и мечта в повести. Мечтатели в русской и мировой литературе.
Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Сюжет, мотивы, жанр. Искусство и его цели.
Художественный мир А.П. Чехова «Студент». Жизнь и человек. Отзыв о прочитанном произведении.
Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Н. Некрасов, Ф. Достоев­ский, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов). «Сквозные образы и мотивы».
Духовная литература

Традиции современной духовной литературы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово на Светлой Пасхальной седмице», «Пресвятая богородица» Иеромонах Роман. Познакомить с произведениями современной духовной литературы, традициями и новаторством в ней.
Литература 20 века
20 век – эпоха войн и революций. Литературные революции. Три великих поэта эпохи. Мировосприятие А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. Тема Родины ( тема любви) в художественном мире А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. Познакомить с направлениями в литературе 20 века; проследить, как изменилось восприятие человека и пути воплощения авторского замысла.

Проанализировать:

- мотивы лирики А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама;

- сюжетно-композиционные особенности рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи», М. А. Булгакова «Собачье сердце», М. Шолохова «Судьба человека».

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». Особенности сюжета. Любовь и судьба. «Вечные» мотивы. Авторский замысел и его восприятие.

«Поэтическая революция»

А. А. Блок, «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и сомненьи...», «Рожденные в годы глухие...»; В.В.Маяковский. «Ода ре­волюции», «Хорошее отношение клошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «М е т е л ь», «С в е т а е т», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.

А.А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его со­здания в творчестве поэтов.

Человек в эпоху войн и революций

М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произве­дения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее но­ваторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в по­вести. Образы повести, ставшие символами.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повество­вания. Образ главного героя: безысходная трагичность или победив­шая трагедию сила духа.

Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».

Народный характер в литературе (сочинение в любом жанре).
Прошлое, настоящее, будущее
Человек и время в литературе. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Проблема жанра. Образ автора. «Я» лирическое и «я» автобиографическое. Герой и время, герой и общество. Сёстры Ларины, Онегин и Ленский. Время и люди.

М .Ю Лермонтов «Герой нашего времени». Особенности сюжета. Проблема жанра. Проблема героя. Образ Печорина – портрет поколения. Печорин глазами людей своего времени. Печорин о себе.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Особенности сюжета и композиции. Проблема жанра. Современники Н.В. Гоголя о поэме. Герой и время. История Чичикова. Единичное и всеобщее в образе героя. Время и вневременное в поэме. «Смех сквозь слёзы» или «слёзы сквозь смех»? Герой и время. Время и люди. Прошлое, настоящее и будущее. Художественное произведение и его читатели

Дать понятие о художественном и реальном времени; проследить, как решается проблема герой-время в произведениях А.С Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени», Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатель.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
«Теория политики», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ и прогнозирование». Данный курс реализует...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание обучения...
Программа также реализует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения химии, результаты межпредметной...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание базового уровней курса химии и предназначается для...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка Программа семинара составлена на основе дополнительной...
Она направлена на обучение использованию нового оборудования – интерактивной доски на уроках математики. Обучение работе с интерактивными...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка Предлагаемая программа направлена на достижение...
Сть к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconУрок способствует развитию эмоционально-ценностного мира личности...
Последний урок- это осмысление значения художественной культуры Древней Греции с опорой на поисковую, исполнительскую, творческую...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconРабочая программа по истории россии с древнейших времен до конца...
Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconУрок литературного чтения «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цель: используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С....
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Чтение. 2 класс»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового времени в 7 классе
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А. Я. Юдовская «Новая история: 1500-1800» (М.: Просвещение, 2012г.)
I. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск