Раздел I. Пояснительная записка
Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.
Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (V—IX классы) школы.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
освоение текстов художественных произведений;
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие/
Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
Почти на всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебнике.
В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:
9 класс — 3 часа в неделю, т. е. 102 часа в год.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
владение умениями выразительного чтения;
восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;
умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).
Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения
Раздел II. Тематическое планирование
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Количество
часов
| Развитие речи
| 1.
| Введение. Повторение в начале года.
| 2
|
| 2.
| Литература Средневековья и эпохи Возрождения
| 10
| 1
| 3.
| Литература эпохи Просвещения
| 7
| 1
| 4.
| Литература 19 века
| 52
| 8
| 5.
| Духовная литература
| 2
|
| 6.
| Литература 20 века
| 17
| 3
| 7.
| Прошлое, настоящее, будущее
| 12
| 2
|
| Итого
| 102
| 15
| Раздел III. Содержание тем учебного курса Автор — образ — читатель
Введение. Повторение в начале года.
Читатель и жизнь литературного произведения. Образ — послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Чтение и перечитывание. Интерпретация.
Литература Средневековья и эпохи Возрождения
СРЕДНИЕ ВЕКА
Ук дела Бакалариа. «Вместо нежного привета...»; Рудольф фон Фенис. «Должно быть, сам себе я враг и с к о н-н ы й...»; Безымянный поэт. «Любовь к филологии» (стихотворение по выбору). Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя. Система родов и жанров в литературе. Традиции и новаторство. Повторить и закрепить понятия: род, жанр, изобразительные приёмы и средства, традиция, новаторство. Развивать навыки анализа произведения с точки зрения жанровых форм и проявление традиции в ней.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. Образ Прекрасной Дамы в литературе. От средних веков к 20 веку. Познакомить с традициями эпохи Возрождения; показать, как меняется отношение к человеку и его изображение в литературе; проанализировать сюжетно-композиционные особенности трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и романа Сервантеса «Дон Кихот»
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (глава по выбору). Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.
Советы библиотеки.
Литература эпохи Просвещения
Мольер. «Т а р т ю ф». Человек эпохи абсолютизма. «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме. Литературное направление как особый художественный метод. Человек в литературе просветительского реализма Литература 19 века
Понятие о художественном мире писателя. Познакомить с традициями литературы 19 века; проследить пути её развития, особенности восприятия человека, средств выражения авторской позиции; развить и закрепить понятия: род, жанр, герой, характер. Познакомить сюжетно-композиционными особенностями романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», повести «медный всадник», повести И.С. Тургенева «Ася», комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», повести «Шинель», повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи», рассказов О Уайльда «Кентервильское привидение», А.П. Чехова «Студент», мотивов лирики М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
Художественный мир А. С. Грибоедова
«Горе от ум а». История создания и публикации. Смысл названия. Проблема ума как центральная проблема комедии.
Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии: наличие двух сюжетных линий.
Система персонажей комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Споры вокруг образа главного героя. «Мучителей толпа» в изображении Грибоедова. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ открытия границ сценического времени и пространства.
Новаторский характер стиха и языка комедии.
Комедия «Горе от ума» и ее читатели (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й»).
Творческий практикум.
Мини-сочинение, план и тезисы сочинения.
Советы библиотеки.
Художественный мир А. С. Пушкина
А. С. Пушкин — «начало всех начал» и ориентир русской культуры.
Лирика: «К Чаадаев у», «К мор ю», «Н я н е», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «П р о р о к», «А н ч а р», «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» (для обязательного изучения).
Тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Дружеская и любовная лирика. Тема поэтического самоопределения. История создания романа «Капитанская дочка». Человек и история в романе. Проблема исторической правды. Образ Пугачёва в романе.
Художественный мир М. Ю. Лермонтова
Лирика: «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «П р о р о к», «Смерт ь поэта» (для обязательного изучения).
«Нет, я не Байрон, я другой...», «К и н ж а л», «Ж а л о б а т у р к а», «Т у ч и» (три стихотворения по выбору).
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Лирическое я поэта. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике.
Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста.
Сочинение: характеристика героя, сравнительная характеристика, размышление нравственно-философского характера. Литературно-критическое эссе. Советы библиотеки.
Художественный мир Н. В. Гоголя
«Р е в и з о р». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Функции «немой сцены» и эпиграфа. Собирательный образ города. Сюжетно-композиционные особенности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Особенности системы образов комедии «Ревизор». Городничий, Хлестаков и «честное» лицо пьесы. Авторский замысел и его воплощение. Единичное, особенное и всеобщее в характерах гоголевских персонажей.
«Шинель». Сюжетная основа повести Н.В. Гоголя «Шинель». Петербург Н.В. Гоголя. Город и человек. «Маленький» человек Гоголя: традиции и новаторство. Человек, лицо и вещь в мире Н.В. Гоголя.
Художественный мир И.С. Тургенева
«Ася». Герой – автор – рассказчик. Образ героя-повествователя в повести «Ася» И.С. Тургенева. Драма рассказчика, обречённого на одиночества. Злободневное и вечное в повести И.С. Тургенева «Ася».
Художественный мир Н.А.Некрасова
Стихотворения. «Я лиру посвятил народу своему». Тема женской судьбы в лирике Н.А. Некрасова. Традиции фольклора в лирике поэта. Мотивы вины в поэзии Н.А. Некрасова. Проблема покаяния. Традиции духовной литературы. Мотивы покаяния, прощения и справедливого суда в русской литературе.
Художественный мир Ф.М.Достоевского
«Белые ночи». Герои и автор. Реальность и мечта в повести. Мечтатели в русской и мировой литературе. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Сюжет, мотивы, жанр. Искусство и его цели. Художественный мир А.П. Чехова «Студент». Жизнь и человек. Отзыв о прочитанном произведении. Художественный мир русской литературы второй половины XIX века (обобщение ранее изученного) Герой и время как «узловая» проблема литературы XIX века. Типы героев в изображении русских писателей (Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов). «Сквозные образы и мотивы». Духовная литература
Традиции современной духовной литературы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово на Светлой Пасхальной седмице», «Пресвятая богородица» Иеромонах Роман. Познакомить с произведениями современной духовной литературы, традициями и новаторством в ней. Литература 20 века 20 век – эпоха войн и революций. Литературные революции. Три великих поэта эпохи. Мировосприятие А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. Тема Родины ( тема любви) в художественном мире А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. Познакомить с направлениями в литературе 20 века; проследить, как изменилось восприятие человека и пути воплощения авторского замысла.
Проанализировать:
- мотивы лирики А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама;
- сюжетно-композиционные особенности рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи», М. А. Булгакова «Собачье сердце», М. Шолохова «Судьба человека».
И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». Особенности сюжета. Любовь и судьба. «Вечные» мотивы. Авторский замысел и его восприятие.
«Поэтическая революция»
А. А. Блок, «Гамаюн», «Поэт в изгнаньи и сомненьи...», «Рожденные в годы глухие...»; В.В.Маяковский. «Ода революции», «Хорошее отношение клошадям», «Нате!»; Б. Л. Пастернак. «М е т е л ь», «С в е т а е т», «Петух и». Традиции и новаторство лирики начала XX века. Особенности художественной образности.
А.А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие...», «Сероглазый король»; М. И. Цветаева. «Ошибка», «Идешь на меня похожий...», «Вот опять окно...». Образ-переживание лирического героя и приемы его создания в творчестве поэтов.
Человек в эпоху войн и революций
М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, ее новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.
М. А. Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.
Эссе или классная дискуссия «Уроки эксперимента».
Народный характер в литературе (сочинение в любом жанре). Прошлое, настоящее, будущее Человек и время в литературе. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Проблема жанра. Образ автора. «Я» лирическое и «я» автобиографическое. Герой и время, герой и общество. Сёстры Ларины, Онегин и Ленский. Время и люди.
М .Ю Лермонтов «Герой нашего времени». Особенности сюжета. Проблема жанра. Проблема героя. Образ Печорина – портрет поколения. Печорин глазами людей своего времени. Печорин о себе.
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Особенности сюжета и композиции. Проблема жанра. Современники Н.В. Гоголя о поэме. Герой и время. История Чичикова. Единичное и всеобщее в образе героя. Время и вневременное в поэме. «Смех сквозь слёзы» или «слёзы сквозь смех»? Герой и время. Время и люди. Прошлое, настоящее и будущее. Художественное произведение и его читатели
Дать понятие о художественном и реальном времени; проследить, как решается проблема герой-время в произведениях А.С Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени», Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатель.
|