«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна





Скачать 158.91 Kb.
Название«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна
Дата публикации19.07.2013
Размер158.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №53» г. Владивостока

"Утверждаю" "Согласовано"

Директор МБОУ "СОШ №53" Руководитель МО

Еремеева О.Н. Серая Л.П.

от_ "____"_____2012 г. от " " ______2012 г.


«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
факультативный курс для 10-11 классов

Учитель: Каранда Татьяна Александровна

Г. Владивосток 2012

Пояснительная записка

Обоснование необходимости данного курса. Единый государственный экзамен показывает, что новая форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку. Анализ результатов экзамена позволяет сделать некоторые выводы: невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку (учащиеся неверно квалифицируют слова как части речи, затрудняются в выделении грамматической основы предложения, в разграничении видов сложного предложения), низка практическая грамотность. Возможно, одной из причин является малое количество часов, выделяемых на русский язык в 10 и 11 классах, когда происходит целенаправленная подготовка к сдаче ЕГЭ и углубление знаний по предмету. Но, на мой взгляд, главной причиной является неумение школьников обобщать закономерности родного языка, соотносить общее и частное. Именно поэтому появилась необходимость в подготовке учащихся к ЕГЭ дидактически, методологически и психологически.

Данная программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Делаются ставки на уже имеющиеся знания у учащихся из области русского языка и литературы. Программа содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 5-9 классах, 10 классе. Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) – в 10 классе и 34 часа (1 час в неделю) – в 11 классе.

Цель подготовительного факультатива – повышение уровня лингвистической культуры учащихся. Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.

Особая установка факультатива – целенаправленная подготовка учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ. Поэтому преподавание факультатива должно обеспечить систематизацию знаний и углубление умений учащихся на уровне, предусмотренном программой итоговой аттестации и вступительным экзаменом в вузы.

В программе факультатива указана тематика занятий. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основного курса, на факультативных занятиях они при необходимости повторяются в ходе решения тренировочных тестов.

Многие особенности подготовительного факультатива должны определяться особенностями итоговой аттестации. Так в практике преподавания русского языка

    • усиливается коммуникативная направленность школьного курса;

    • внедряется компетентностный подход в обучении;

    • в практику работы учителя русского языка внедряется личностно ориентированное обучение, что позволяет реализовать уровневый подход в изучении русского языка;

    • актуальным становится изучение языка во взаимосвязи, взаимозависимости единиц различных языковых уровней;

    • в связи с проведением эксперимента по введению единого государственного экзамена больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод; отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой, идёт целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию текстов различных стилей;

    • более последовательно реализуется сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

Немаловажную роль играет и психологическая готовность к экзамену. Привыкнув к школьной обстановке, ученик при сдаче экзамена в формате ЕГЭ попадает в другую школу, в другие условия к незнакомым учителям. Отмеченная особенность экзамена требует для успешной сдачи создания необходимого запаса прочности. А это означает, что в процессе подготовки учащийся должен почувствовать себя способным выполнить задания итоговой аттестации, быть уверенным в своих силах. Может быть, самый важный результат такой работы – даже не высокие оценки, а осознанное отношение к экзамену: не как к наказанию свыше, а как к проблеме, которую нужно решить. Это и сбереженные нервы, и очень ценный опыт, который может в конечном итоге даже определить успех в жизни.

Итак, данная программа по русскому языку формирует следующие компетенции:

  • лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;

  • языковую, основанную на практическим владением русским языком, знании языковых норм, орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации;

  • коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственных текстов (написание сочинения в части “С”).

Цель программы:

  1. Систематизировать и обобщить знания по курсу основной (полной) школы;

  2. Повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную и качественную подготовку учащихся к экзамену в форме ЕГЭ.

  3. Научить учащихся правильно использовать лексическое богатство русского языка и стилистически возможности, создавать свою собственную творческую работу.

Задачи программы:
Иметь представление:

- о содержании и типах заданий ЕГЭ по русскому языку.
Знать:

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные).
Уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Иметь опыт:

- создания текстов разных стилей и жанров;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владения различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение);

- свободного, правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдения норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватного выражения своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдения в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

- нахождения грамматических и речевых ошибок, недочетов; совершенствования и редактирования собственных текстов.

Решать поставленные задачи нужно с учетом программ по русскому языку и литературе, дополнять и углублять сообщаемые в них сведения.

Основные методические принципы и приемы, используемые автором в работе:

  1. Лингвистический материал предъявляется учащимся в лекционной форме в сопровождении большого количества иллюстративного материала, что позволяет легко осваивать непростые понятия.

  2. Тестовые формы контроля.

  3. Упор на письменные формы работы позволяет: а) получить регулярную обратную связь; б) закрепить все необходимые навыки за счет постоянной практики.

  4. Активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников.

Структура факультативного курса

  1. Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.

  2. Фонетика. Количество звуков в словах. Согласные твердые, мягкие и глухие, звонкие (оглушение, озвончение). Непарные согласные. Произношение некоторых сочетаний согласных. Фонетический разбор.

3. Орфоэпические нормы. Подвижное ударение. Произношение существительных, глаголов, кратких прилагательных.

4. Морфемика. Морфемы. Нулевое окончание. Суффиксы наречия и деепричастия. Как разобрать слово по составу. Морфемный разбор.

5. Словообразование. Словообразовательная цепочка. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

6. Морфология. Части речи. Отличие прилагательного от причастия, причастия от деепричастия. Разряды прилагательных. Род имен существительных. Число имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Разряды имен числительных. Разряды местоимений.

Служебные части речи. Омонимичные слова. Морфологический разбор.

7. Морфологические нормы. Употребление имени существительного, имени прилагательного. Степени сравнения прилагательных. Употребление числительных, местоимений, форм глагола.

8. Лексика. Значение слова. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Переносное значение слова. Синонимы, антонимы, паронимы.

9. Фразеология. Синонимичные фразеологизмы. Фразеологизмы-антонимы.

10. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Употребление слов в соответствии с их значением. Владение нормами литературного языка. Различение паронимов.

11. Орфограмма. Орфографическое правило.

Правописание букв после шипящих и –Ц.

-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.

Правописание гласных в корне слова. Корни с чередованием.

Правописание согласных в корне слова.

Правописание приставок. Правописание букв Ы-И после приставок. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Употребление Ъ и Ь знаков.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание суффиксов глагольной основы прошедшего времени.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Падежные и родовые окончания.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ- и НИ-.

Правописание служебных слов.

Слитное, дефисное, раздельное написание.

12. Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.

13. Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

Тематическое планирование 10 класс

№ занятия

Наименование тем изучения

Количество часов

1.

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.

1 ч.

2.


Фонетика.

Фонетический разбор.


1 ч.

3-4.


Орфоэпические нормы.

Лабораторная работа.

2 ч.


5-6.


Морфемика.

Морфемный разбор.

2ч.


7.



Словообразование.

Словообразовательный разбор.

1 ч.


8-11.


Морфология.

Морфологический разбор.


4 ч.


12-13.


Морфологические нормы.

Лабораторная работа.

2 ч.


14-15.


Лексика.

Тестовая работа.

2 ч.


16.


Фразеология.

Тестовая работа.

1 ч.


17-18.

Лексические нормы.

Практическая работа.

2 ч.


19.



Орфограмма. Орфографическое правило. Правописание букв после шипящих и –Ц.

Тест.

1 ч.



20.


-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.

Тест.

1 ч.


21.



Правописание гласных в корне слова. Корни с чередованием.

Тест.

1 ч.



22.

Правописание согласных в корне слова.

Тест.

1 ч.



23.

Правописание приставок. Правописание букв Ы-И после приставок. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Тест.

1 ч.

24.

Употребление Ъ и Ь знаков.

Тест.

1 ч.


25.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание суффиксов глагольной основы прошедшего времени.

Тест.

1 ч.

26.



Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Падежные и родовые окончания.

Тест.

1 ч.



27.


Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Тест.

1 ч.



28.



Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ- и НИ-.

Тест.

1 ч.



29.

Правописание служебных слов.

Тест.

1 ч.


30.

Слитное, дефисное, раздельное написание.

Тест.


1 ч.

31-32.



Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок.

Лабораторная работа.

2 ч.



33.

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

1 ч.

34.

Анализ допущенных ошибок.

1 ч.

Тематическое планирование

11 класс

№ занятия

Наименование тем изучения

Количество часов

1-2.


Синтаксис и пунктуация (простое и сложное предложение). Простое и сложное предложение с союзом И.

Практическая работа.

2 ч.


3-4.

Синтаксический разбор простого предложения. Грамматическая основа. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Подлежащее и приложение.

Тестовая работа.

2 ч.

5.


Предложения с обособленными членами. Причастный оборот.

Тестовая работа.

1 ч.



6.



Предложения с обособленными членами. Деепричастный оборот.

Лабораторная работа.

1 ч.



7.



Синонимика простых предложений с обособленными определениями и с придаточными определительными.

Лабораторная работа.

1 ч.



8.


Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

Тестовая работа.


1 ч.

9.

Предложения с однородными членами.

Тестовая работа.

1 ч.


10.

Тире в простом и сложном предложении.

Тестовая работа.

1 ч.


11.

Двоеточие в простом и сложном предложении.

Тестовая работа.

1 ч.


12.

Прямая речь и цитирование. Диалог.

Практическая работа.

1 ч.


13.


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Практическая работа.

1 ч.



14.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, в предложениях с разными видами связи.

Тест.

1 ч.


15.

Синтаксический разбор сложного предложения. Многочленные сложноподчиненные предложения.

Лабораторная работа.

1 ч.



16.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

Тест.

1 ч.


17.

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом).

1 ч.

18.

Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами).

1 ч.

19.

Разбор заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.

1 ч.

20.

Текст. Последовательность предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте.

Практическая работа.



1 ч.

21-22.

Разбор зданий ЕГЭ, связанных с анализом текста. Часть “С” (типы речи, стили речи).

Тест.

2 ч.



23.

Работа с основной мыслью текста.

1 ч.

24.

Определение основной мысли текста в публицистических и научных текстах (разбор заданий “С” из ЕГЭ).

1 ч.

25.

Определение основной мысли текста в художественном и разговорном стилях речи (разбор заданий “С” из ЕГЭ).

1 ч.

26.

Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли.

1 ч.

27.

Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.

1 ч.

28.

Выразительные средства в тексте.

Анализ изобразительно-выразительных средств (разбор задания 8 из части “В”).


1 ч.

29.

Порядок анализа текста.

1 ч.

30.

Написание рецензии на научный стиль речи, разговорный.

Анализ.



1 ч.

31.

Написание рецензии на публицистический стиль речи.

Анализ.



1 ч.

32.

Написание рецензии на художественный стиль речи.

Анализ.


1 ч.

33.

Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ.

1 ч.

34.

Анализ ошибок.

1 ч.

34.

Памятка сдающему ЕГЭ.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconРабочая программа по русскому языку (факультативный курс «Речевой...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconРабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна...
Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconГотовимся сдавать егэ по русскому языку в 11 классе Автор: учитель...
Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconРабочая программа факультативного курса «Тайны слова»
Данный факультативный курс также способствует подготовке к егэ по русскому языку
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconЭлективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка
Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconПрограмма и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс)
Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconУчебник для 10-11 классов оу. М.: Просвещение, 2009
Данная рабочая Программа составлена на основе Программы образования, учебника по русскому языку в 10-11 классах и с учётом необходимости...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса Учитель: Тризна Елена Николаевна
Минобразования России от 05. 03. 2004г. №1089, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconПрограмма по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5 – 9 классов); Образовательной программы по курсу “Русский...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconЕгэ по русскому языку
Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по русскому языку 27 мая...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconТематическое планирование по русскому языку Спецкурс «Стилистика русского языка» Классы
Планирование составлено на основе: Готовимся к егэ. Русский язык / О. Ф. Вакурова, С. И. Львова, И. П. Цыбулько. 5-е изд., стереотипное....
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, тетрадь, черновик, сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в 9 классе, рабочая...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Першина Татьяна Александровна, учитель начальных классов, соответствует занимаемой должности «учитель»
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconРабочая программа по русскому языку 7 «В» класс Учитель : Воронина...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и с учётом программы С. И. Львовой (С. И. Львова. Программа по...
«Готовимся к егэ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Живая физика. Живая геометрия; Готовимся к егэ. Физика; Готовимся к егэ. Математика; Физика. 7 9 класс ч. 1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск