Скачать 158.91 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Владивостока "Утверждаю" "Согласовано" Директор МБОУ "СОШ №53" Руководитель МО Еремеева О.Н. Серая Л.П. от_ "____"_____2012 г. от " " ______2012 г. «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» факультативный курс для 10-11 классов Учитель: Каранда Татьяна Александровна Г. Владивосток 2012 Пояснительная записка Обоснование необходимости данного курса. Единый государственный экзамен показывает, что новая форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку. Анализ результатов экзамена позволяет сделать некоторые выводы: невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку (учащиеся неверно квалифицируют слова как части речи, затрудняются в выделении грамматической основы предложения, в разграничении видов сложного предложения), низка практическая грамотность. Возможно, одной из причин является малое количество часов, выделяемых на русский язык в 10 и 11 классах, когда происходит целенаправленная подготовка к сдаче ЕГЭ и углубление знаний по предмету. Но, на мой взгляд, главной причиной является неумение школьников обобщать закономерности родного языка, соотносить общее и частное. Именно поэтому появилась необходимость в подготовке учащихся к ЕГЭ дидактически, методологически и психологически. Данная программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Делаются ставки на уже имеющиеся знания у учащихся из области русского языка и литературы. Программа содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 5-9 классах, 10 классе. Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) – в 10 классе и 34 часа (1 час в неделю) – в 11 классе. Цель подготовительного факультатива – повышение уровня лингвистической культуры учащихся. Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Особая установка факультатива – целенаправленная подготовка учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ. Поэтому преподавание факультатива должно обеспечить систематизацию знаний и углубление умений учащихся на уровне, предусмотренном программой итоговой аттестации и вступительным экзаменом в вузы. В программе факультатива указана тематика занятий. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основного курса, на факультативных занятиях они при необходимости повторяются в ходе решения тренировочных тестов. Многие особенности подготовительного факультатива должны определяться особенностями итоговой аттестации. Так в практике преподавания русского языка
Немаловажную роль играет и психологическая готовность к экзамену. Привыкнув к школьной обстановке, ученик при сдаче экзамена в формате ЕГЭ попадает в другую школу, в другие условия к незнакомым учителям. Отмеченная особенность экзамена требует для успешной сдачи создания необходимого запаса прочности. А это означает, что в процессе подготовки учащийся должен почувствовать себя способным выполнить задания итоговой аттестации, быть уверенным в своих силах. Может быть, самый важный результат такой работы – даже не высокие оценки, а осознанное отношение к экзамену: не как к наказанию свыше, а как к проблеме, которую нужно решить. Это и сбереженные нервы, и очень ценный опыт, который может в конечном итоге даже определить успех в жизни. Итак, данная программа по русскому языку формирует следующие компетенции:
Цель программы:
Задачи программы: Иметь представление: - о содержании и типах заданий ЕГЭ по русскому языку. Знать: - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); - основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Иметь опыт: - создания текстов разных стилей и жанров; - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; - владения различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); - свободного, правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдения норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватного выражения своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - соблюдения в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; - нахождения грамматических и речевых ошибок, недочетов; совершенствования и редактирования собственных текстов. Решать поставленные задачи нужно с учетом программ по русскому языку и литературе, дополнять и углублять сообщаемые в них сведения. Основные методические принципы и приемы, используемые автором в работе:
Структура факультативного курса
3. Орфоэпические нормы. Подвижное ударение. Произношение существительных, глаголов, кратких прилагательных. 4. Морфемика. Морфемы. Нулевое окончание. Суффиксы наречия и деепричастия. Как разобрать слово по составу. Морфемный разбор. 5. Словообразование. Словообразовательная цепочка. Способы словообразования. Словообразовательный разбор. 6. Морфология. Части речи. Отличие прилагательного от причастия, причастия от деепричастия. Разряды прилагательных. Род имен существительных. Число имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Разряды имен числительных. Разряды местоимений. Служебные части речи. Омонимичные слова. Морфологический разбор. 7. Морфологические нормы. Употребление имени существительного, имени прилагательного. Степени сравнения прилагательных. Употребление числительных, местоимений, форм глагола. 8. Лексика. Значение слова. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Переносное значение слова. Синонимы, антонимы, паронимы. 9. Фразеология. Синонимичные фразеологизмы. Фразеологизмы-антонимы. 10. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Употребление слов в соответствии с их значением. Владение нормами литературного языка. Различение паронимов. 11. Орфограмма. Орфографическое правило. Правописание букв после шипящих и –Ц. -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях. Правописание гласных в корне слова. Корни с чередованием. Правописание согласных в корне слова. Правописание приставок. Правописание букв Ы-И после приставок. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Употребление Ъ и Ь знаков. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание суффиксов глагольной основы прошедшего времени. Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Падежные и родовые окончания. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ- и НИ-. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. 12. Типы речевых ошибок. Типы грамматических ошибок. 13. Выполнение варианта работы по русскому языку в форме ЕГЭ. Тематическое планирование 10 класс
Тематическое планирование 11 класс
|
Рабочая программа по русскому языку (факультативный курс «Речевой... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | Рабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна... Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9... | ||
Готовимся сдавать егэ по русскому языку в 11 классе Автор: учитель... Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга | Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» Данный факультативный курс также способствует подготовке к егэ по русскому языку | ||
Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... | Программа и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс) Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана... | ||
Учебник для 10-11 классов оу. М.: Просвещение, 2009 Данная рабочая Программа составлена на основе Программы образования, учебника по русскому языку в 10-11 классах и с учётом необходимости... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса Учитель: Тризна Елена Николаевна Минобразования России от 05. 03. 2004г. №1089, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы... | ||
Программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:... Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5 – 9 классов); Образовательной программы по курсу “Русский... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные | ||
Егэ по русскому языку Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по русскому языку 27 мая... | Тематическое планирование по русскому языку Спецкурс «Стилистика русского языка» Классы Планирование составлено на основе: Готовимся к егэ. Русский язык / О. Ф. Вакурова, С. И. Львова, И. П. Цыбулько. 5-е изд., стереотипное.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: компьютер, тетрадь, черновик, сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в 9 классе, рабочая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Першина Татьяна Александровна, учитель начальных классов, соответствует занимаемой должности «учитель» | ||
Рабочая программа по русскому языку 7 «В» класс Учитель : Воронина... Примерной программы основного общего образования по русскому языку и с учётом программы С. И. Львовой (С. И. Львова. Программа по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Живая физика. Живая геометрия; Готовимся к егэ. Физика; Готовимся к егэ. Математика; Физика. 7 9 класс ч. 1 |