Тема занятия
| Содержание
| Связь темы и ее разделов с историко,-теоретико,-литературными, философскими, эстетическими знаниями и понятиями
| Виды деятельности по развитию
интеллектуальных, творческих, аналитических способностей учащихся
| Формы,
методы контроля
| Кол-во
часов
|
1.Введение. Исторический и идейный фон художественного творчества России рубежа веков.
|
Череда катастроф, созданных человеком в период с 1900 по 1920 г.г.
Бездуховность времени.
Неоднозначное освещение его в науке.
(Революция 1905 г. Первая мировая война. Февральская буржуазная революция. Октябрьская революция 1917 г.).
|
|
1. Лекция.
2. Запись лекции в форме тезисов.
3. Анализ одного из исторических моментов.
4. Запись выводов в произвольной форме.
|
Ответ на вопрос: «Какова литературная обстановка в эпоху «общественного смерча»?»
|
|
Европейский Ренессанс и русская действительность.
| Истоки русского ренессанса.
Культурный подъем в России рубежа 19-20 веков.
Поиск новых художественных форм, стилей в различных сферах искусства.
(Живопись
И.Е. Репина,
М.А. Врубеля,
М.В. Нестерова,
Б.М. Кустодиева,
В.М. Васнецова.
Группа «Мир искусств»;
Сценическое искусство К.С. Станиславского,
Москвина, А.Павловой, В.Ф. Комиссаржевской, М.А. Чехова,
Ф.И. Шаляпина,
А.В.Неждановой;
Музыкальные шедевры
Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина,
С.В. Рахманинова,
И. Ф. Стравинского.
| 1. Ренессанс
(Возрождение),
античная культура, христианский гуманизм,
вокальная и инструментальная полифония, сольная песня, кантата, опера,
баллада, мадригал.
2. Модернизм,
авангардизм,
импрессионизм, драма, эссе, композиция, ремарка, сюжет.
| 1. Доклады учащихся о наиболее ярких представителях Европейского Ренессанса в области живописи, литературы, музыки, архитектуры.
Живопись: Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело,
Веласкес, Гойя, Рембрант…
Архитектура: Браманте, Палладио, Леско, Делорм…
Литература: Ф.Рабле,
М. де Сервантес, Петрарка, Шекспир, Боккаччо…
Оформление стенда «Галерея образов эпохи Возрождения».
2. Прослушивание отечественных музыкальных шедевров.
| 1. Рассказ об одной из картин европейских художников эпохи Возрождения.
2. Письменный сравнительный анализ «Картина Мазаччо «Троица» и икона Андрея Рублева «Троица».
3. Рассказ об истории создания одной из картин русских художников эпохи Возрождения.
|
|
Философские идеи Серебряного века.
| Отличие от собственно философской мысли.
Труды
В. Соловьева,
Н. Бердяева,
Д. Мережковского,
С. Булгакова
и их влияние на поэзию Серебряного века.
| Философия, философский аспект, идеология, мистика,
оккультизм,
неохристианство,
«новое религиозное сознание», русский ренессанс, культурно-религиозный ренессанс.
| 1. Лекция с элементами беседы:
а). религия и культура;
б). философы и литераторы;
в). идеи обновления христианского самосознания;
г). интеллигенция и церковь.
2. Работа с первоисточником:
Д. Мережковский
«О причинах упадка и о новых течениях…»
| Письменный ответ на вопрос: «Говоря о новых течения в русской литературе, на каких проблемах сосредоточил свое внимание Д. Мережковский?»
|
|
Итоговое занятие:
«Европейский и русский ренессансы – две встречные взаимопроникающие, взаимокорректирую-щие тенденции».
|
|
Взаимопроникновение культур
|
1. Свободная дискуссия: выявление сходных мотивов в произведениях Европейского и русского ренессансов на примере одного - двух произведений.
2. Конкурс проблемных вопросов по теме «Введение».
|
1. Письменный вывод:
«Причины, истоки рождения «новой поэзии»?»
2. Работа с философским словарем.
|
|
II.Символизм.
Русский символизм.
|
История символизма.
Категории музыки и
символа.
|
Символизм, символ, ассоциативное значение «развоплощение слова», старославянская лексика, словесно-музыкальное построение, «сокровенное отдельного звука», реальное и мистическое, «внутренние» символы.
|
Обзорная лекция
с элементами беседы (с опорой на уже известное).
|
Тест по теме
«Символизм».
|
|
«Старшие»
символисты.
а) Владимир
Сергеевич
Соловьев
(1853-1990) -
«духовный отец» русского символизма.
Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и
поэта.
|
Основные мотивы его творчества.
Обоснование символизма.
Художественное и историческое в прозе Мережковского.
Жизнь и творчество в эмиграции.
|
Позитивизм, двоемирие, «положительное всеединство».
|
1. Лекция учителя по теме.
2. Работа с первоисточниками (по выбору):
а). «Кризис западной философии. Против позитивистов»;
б). «Философские основы цельного знания» (учение о «положительном всеединстве»).
в). «Красота в природе» (1889год);
г). «Общий смысл искусства» (1890год);
д). «Смысл любви» (1892-1894 годы);
е). «Оправдание добра» (1897-1899 годы).
(Работы посвящены проблемам эстетики, нравственной философии, истории культуры).
|
1.Статья В.Соловьева «Лермонтов».
«В чем В. Соловьев обвиняет Лермонтова?».
2. Познакомиться со статьями (по выбору):
а). «Поэзия Тютчева»;
б). «О границах искусства»;
в). Статьи о Пушкине, Достоевском, Толстом.
|
|
б) Федор
Кузьмич
Сологуб (Тетерников)
(1863-1927).
| Темы и
мотивы ранней лирики.
Главные книги стихов.
Драматургическая и
переводческая деятельность Ф.Сологуба.
| Лирика, лирический жанр, лирический герой, драматический жанр, отзыв.
| 1. Краткое сообщение о жизни и творчестве.
2. Анализ одного из сборников стихов («Родине», 1906, «Змий», 1907, «Алый мак»).
| Отзыв об одном из понравившихся стихотворений Сологуба.
|
|
в) Дмитрий
Сергеевич
Мережковский (1861-1941) –
философ, поэт, писатель, литературовед.
| Основные мотивы его творчества.
Обоснование символизма.
Д.Мережковский и В. Соловьев о Лермонтове и о Пушкине.
| Философские идеи Серебряного века, прием антитезы, план-конспект.
| Лекция учителя с элементами беседы
с опорой на известное
из темы
«Введение».
| 1.Восприятие, истолкование, анализ одного из ранних произведений Мережковского (по выбору).
2. Прочитать и составить план-конспект статей:
а). В. Брюсова «Мережковский как поэт»;
б).«Поэт сверхчеловечества».
3. Подготовить рассказ о жизни Мережковского в эмигрантский период.
|
|
г) Зинаида
Николаевна
Гиппиус
(1869-1945) -
поэт, прозаик, критик, видный деятель первой волны символистов.
| «Вечные темы» в творчестве поэтессы.
З.Гиппиус и религиозно-философские собрания.
Журнал «Новый путь».
Влияние первой русской революции на ее творчество.
Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»).
Эмигрантское творчество.
| Понятие «вечные темы», комплексный анализ поэтического текста, рецензия.
| Доклад учащихся о жизни и творчестве З.Гиппиус, ее литературно-критической деятельности.
| Написать рецензию на один из поэтических сборников З.Гиппиус
или прочитать один - два рассказа из сборников «Черное по белому», «Лунные муравьи».
|
|
д) Константин
Дмитриевич
Бальмонт
(1867 – 1942) – солнечный поэт России.
| Мотив печали, одиночества, усталости… в раннем поэтическом творчестве поэта.
Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта
Изысканная образность,
музыкальность,
противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.
| Импрессионизм,
аллитерация,
«сокровенное отдельного звука»,
ритмический рисунок, стихотворный размер, пластина образов, психологическая лирика, цитатный план.
| 1. Лекция о жизни и творчестве поэта.
2. Работа с первоисточником «Элементарные слова и о символической поэзии».
| 1. Составить цитатный план по лекции учителя о жизни и творчестве К. Бальмонта.
2. Письменный анализ стихотворения «Фантазия.
3. Познакомиться со сборником стихов «Солнечная пряжа».
|
|
е) Валерий
Яковлевич
Брюсов
(1873 – 1924) – крупнейший организатор символистского движения 1904 -1909 г.г.
| Жизнь и творчество.
Лучшие книги поэта.
В.Брюсов – поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.
| Сложный план.
| 1. Доклады учащихся о жизни и творчестве В.Брюсова.
2. Обзор статей В.Брюсова:
а). «Смысл современной поэзии» (о символизме);
б). «Свобода слова»;
в). «Ключи тайн».
3. Доклад «В. Брюсов - крупнейший организатор символистского движения 1904-1909 годов».
| Анализ,
восприятие,
оценка стихотворения «Кинжал».
|
|
ж) Иннокентий
Федорович
Анненский
(1855 -1909).
| Жизнь и творчество.
Этическое и эстетическое в его творчестве.
Глубокий философский смысл поэзии И. Анненского.
Влияние античности на творчество поэта.
Внутренняя близость его поэзии символистам.
Особенности «символа» в его творчестве.
Переводческая и литературно-критическая деятельность И.Анненского.
| Этическое и эстетическое в искусстве, жанровое своеобразие трагедии, импрессионистичность стиля, художественный метод, «психологический символизм».
| 1. Лекция.
2. Доклад.
| Познакомиться со сборником стихов «Кипарисовый ларец».
|
|
Младосимволисты
(теурги)
а) Владимир
Сергеевич
Соловьев
(1853 – 1900).
Роль его учения в становлении эстетики младосимволистов.
|
Сложность, противоречивость,
художественно-
эстетическое своеобразие творчества
В. Соловьева.
|
Теургия,
теократия,
теософия,
образы, символы, философский лиризм, схематичный план.
|
1. Беседа на основе имеющихся сведений о жизни и деятельности
В.Соловьева (см. тему «Введение»).
2. Лекция учителя «Роль учения В. Соловьева в становлении эстетики млодосимволистов».
|
1.Составить схематичный план по материалам беседы и лекции о В.Соловьеве.
2. Познакомиться со статьей В.Соловьева (см. «Старшие символисты», п. 6).
|
|
б) Вячеслав
Иванович
Иванов
(1866 - 1949) – философ, поэт, драматург, переводчик, «ловец человеческих душ».
| В. И. Иванов – неиссякаемый источник изощренных теорий.
«Среды» на «башне».
Первые сборники стихов.
Обоснование Ивановым эстетической теории русского символизма.
| Мир «феноменов» и мир «ноуменов», параллелизм двух миров, отзыв.
| 1. Краткое сообщение о жизни и творчестве В.Иванова. Темы? Мотивы? Образы?
2. Доклад
«Среды» на башне.
| Написать отзыв об одном из стихотворений из сборников «Свет вечерний» или из цикла «Человек».
|
|
в) Андрей
Николаевич
Белый (Бугаев)
(1880 - 1934) – теоретик символизма, поэт, прозаик, критик.
| Статьи А. Белого «Почему я стал символистом»,
«О теургии».
Увлечение философией Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера.
Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве.
«Симфонии» А. Белого.
Система образов, язык, стиль.
«Народничество» А.Белого.
| Мистическое и рациональное, апокалипсис, антропософия, цветопись, ритмический рисунок, двухсложный и трехсложный размеры стихотворения,
музыкальная
выразительность,
звуковая организация стихотворения, стиль ритмической прозы.
| 1. Лекция учителя.
2. Доклад «Народничество А. Белого».
| Конспект статьи А. Белого «Почему я стал символистом?» или
2. Рассказ об одной из
«симфоний»
А. Белого
(«Северная»,
«Драматическая», «Возврат», «Кубок метелей»).
|
|
г) Александр
Александрович
Блок
(1880-1921).
Поэт, его время, творчество.
| «Дневник» Блока -
«исповедь правдивой души».
Ст. «Интеллигенция
и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).
Символика поэта.
Духовное завещание Блока потомкам
(Ст. «О
назначении поэта»).
Блок в воспоминаниях
современников.
| Символ,
идея «вочеловечива-ния».
| 1. Анкетирование «Что бы хотели узнать об А.Блоке?».
2. Лекция учителя о сложном и противоречивом жизненном и творческом пути А. Блока.
3. Работа с первоисточниками из п. 3.
4. Работа в группах «Стихи русских поэтов, посвященных А.Блоку».
| 1. Прочитать книгу Е.П. Енишерлдова «Я лучшей доли не искал…»
или чтение статей из нее.
2. Письменный анализ одного из стихотворений А. Блока.
3. Подготовить доклад: «А. Блок и М.Врубель. Сходные мотивы творчества».
|
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
по теме
«Символизм».
| Двоящийся философский лик поэзии символистов.
Выявление сходных мотивов и тенденций в творчестве старших и младших символистов.
Причины распада «символистской школы».
Роль символизма в дальнейшем развитии и обновлении русской литературы ХХ в.
|
| Семинар.
| Ответ на вопрос «Причины распада символистской школы?».
|
|
ЗАЧЕТ
по разделам
1 и II
| Докажите или опровергните слова
Н.В.Банникова:
«…Постулаты символизма отнюдь не нивелировали его творцов; они были людьми яркой индивидуальности: у каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой облик. Певучий Бальмонт, первым из символистов достигший всероссийской известности и славы; многогранный, с литыми бронзовыми строфами, Брюсов, наиболее земной, наиболее далекий от мистики, наиболее реалистичный по духу среди своих собратий; до болезненности тонкий психолог, созерцатель Иннокентий Анненский; мятующийся Андрей Белый, создавший замечательную книгу стихов о задыхающейся в годы реакции после девятьсот пятого года России «Пепел» и романы «Серебряный голубь» и «Петербург»; мастер горестных в своей музыкальности стихов Сологуб; многомудрый Вячеслав Иванов, «ловец человеческих душ», знаток Эллады, неиссякаемый источник изощренных теорий; Александр Блок, с годами ставший национальным поэтом, нашей гордостью, - Блок, чья поэзия – и печальная, и полная светлой любви песнь о родине, и повесть о своих пожизненных духовных путях и блужданиях».
|
|
|
|
|
III. Акмеизм.
Русский неоромантизм.
Понятие неоромантизма.
Акмеизм как национальная форма неоромантизма.
| Создание «Цеха поэтов»
(1911-1914г.г.).
«Манифест» школы акмеистов.
Журнал «Гиперборей».
| Неоромантизм, русский неоромантизм, акмеизм, национальная форма неоромантизма, манифест.
| Работа с первоисточниками:
1). Ст.
«Некоторые течения в современной русской поэзии» (С.Городецкий).
2). Ст.
«Наследие символизма и акмеизм»
(Н. Гумилев).
| Знать основные положения статей пункта 5.
|
|
а) Н. Гумилев
(1886-1921).
Судьба Н. С. Гумилева - преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции.
| Экзотическая и африканская тема в творчестве поэта.
«Риторическая»
стилистика Гумилева.
«Костер» - самая русская книга поэта.
Дипломатическая и переводческая деятельность Н. Гумилева.
| Экзотика, риторическая стилистика.
| 1. Лекция
о жизни и творчестве Гумилева.
2. Анализ сборника стихов «Костер»
| В 1920г. одна из рижских газет писала: «Н. Гумилев - Андре Шенье русской
революции»
Докажите или опровергните это утверждение.
|
|
б) Анна
Ахматова (Горенко)
(1889-1966).
Жизнь, судьба, творчество в переломную эпоху.
Раннее творчество поэтессы.
| Новаторство художественной формы поэтессы.
Связь поэзии Ахматовой с поэзией Античности,
Средневековья,
Возрождения.
|
| 1. Лекция учителя.
2. Доклад учащихся о связи поэзии Ахматовой с поэзией Античности,
Средневековья,
Возрождения.
3. Просмотр видеозаписи.
| 1. Подготовить доклад «Поэзия Анны Ахматовой - «дневник души» поэтессы».
2.Репетиция литературно-музыкальной композиции «Мне дали имя при крещенье -Анна…»
|
|
в) Осип
Мандельштам
(1891-1938).
Судьба поэта.
Его противостояние «веку-волкодаву».
| «Мышление культурой» как главная особенность нравственной поэзии
О. Мандельштама.
«Пора вам знать: Я тоже
современник…»
Воронежский цикл стихов поэта.
|
| 1.Сообщение учащихся о жизни и творчестве, судьбе поэта.
2. Работа со статьей «Утро акмеизма».
| Анализ одного из стихотворений поэта из сборника «Камень» (по выбору учащихся)
|
|
V. Футуризм.
Кубофутуризм.
Понятие «футуризма».
Место и назначение в русской поэзии.
Футуристы.
Кубофутуристы.
|
Манифест русского футуризма «Пощечина
общественному
вкусу» (1912г.).
|
Футуризм,
кубофутуризм, эгофутуризм.
|
1.Лекция учителя.
2.Работа со статьей «Пощечина общественному вкусу».
|
Проект «Футуризм в русской литературе начала ХХ века».
|
|
В. В. Маяковский
(1893-1930).
| Автобиографическая книга «Я - сам».
Маяковский-человек и Маяковский-поэт.
Отказ поэта от принципов «Манифеста».
«Я хочу быть понят моей страной…».
Поэты содружества «Центрифуга».
| Нигилизм, антибуржуазность, антиэстетичность, дерзкая (парадоксальная) метафоричность, эпатаж, контраст, пластика образов, гипербола
| 1.Беседа с учащимися с опорой на известное из жизни и творчества поэта.
2.Отзыв учащихся об автобиографической книге «Я сам».
| 1.Письмен-ный ответ на вопрос «Причины отказа Маяковского от принципов «Манифеста»?
2. Подготовить доклад на тему «Красота и сила чувств в поэзии Маяковского».
3.Анализ одного из стихотворений
о любви.
|
|
Эгофутуризм.
Его место и значение рубежа веков.
Манифест эгофутуризма.
|
|
|
|
|
|
И.Северянин (Лотарев)
(1887-1941)
«Остропережитые темы поэта».
| Своеобразный характер поэзии («Поэзы» Северянина).
Эмигрантский период в его творчестве.
Тема России в творчестве И.Северянина.
| Футуристический эпатаж, неологизм, «поэзы».
| 1.Краткое сообщение учащихся о жизни и творчестве И.Северянина.
| Устный ответ на вопрос
«В чем заключается поэтическое своеобразие И.Северянина?»
|
|
VI. Имажинизм.
Понятие об имажинизме.
Роль течения в развитии литературы ХХ века.
|
| Имажинизм, деревенская поэзия.
| 1.Лекция учителя.
|
|
|
С. Есенин
(1895-1925)
и имажинизм.
| Поэты есенинского круга:
Н. Клюев,
П. Орешин,
С. Клычков.
Трактат «Ключи Марии».
Связь поэзии С. Есенина с японскими хокку (хайку).
|
| 2.Доклады учащихся о поэтах есенинского круга.
3.Работа с первоисточником:
Ст. «Ключи Марии».
| Познакомиться со сборником стихов японских хокку «Одинокий сверчок».
Ответить на вопрос «В чем сходство поэзии Есенина и поэзии японских мастеров словесного искусства?» (или реферат на эту тему).
|
|
VII. Вне групп.
а) М.Цветаева
(1892-1941).
Судьба, жизнь, раннее творчество.
|
Поэзия М.Цветаевой -«своеобразное синтетическое проявление русского модернизма».
Драматургия поэтессы.
|
Модернизм,
«новое звучание воздуха»,
драма.
|
1.Лекция учителя о жизни и творчестве поэтессы, своеобразии поэтического стиля.
2.Обзор сборников стихов «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь».
|
1.Какие стихи М. Цветаевой положены на музыку?
2.Анализ стихотворения
«Сон 1».
|
|
б) В.Ходасевич
(1886-1939)
Автобиографичность его произведений.
| «Вечные темы» в творчестве поэта.
|
|
|
|
|
в) Б.Л.Пастернак
(1890-1960)
«Я весь мир заставил плакать над красотой земли моей…».
| Раннее творчество поэта.
«Кружок для исследования проблем эстетической культуры и символизма в искусстве».
Доклад «Символизм и бессмертие». Группа «Лирика».
Пастернак и группа «Центрифуга».
Причины размежевания Б.Пастернака с символистами и футуристами.
| Изломанный синтаксис,
метанимичность поэзии.
| Обзор ранних сборников стихов: «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917).
| Письменный ответ на вопрос: «Мое понимание поэзии
Пастернака»
или
«История одного стихотворения Б.Пастернака».
|
|
VIII. Итоговое занятие.
| Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века.
Влияние «новой поэзии» на литературу последующих десятилетий, на русскую литературу в целом.
|
|
|
|
|
IX. Защита проектов.
|
|
|
|
|
|