№
п.п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного
времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
|
|
|
|
|
|
1.
| Ведение
Немеркнущее Слово: основные вехи отечественной литературы
| 1
|
|
|
2.
| Поэма « Слово о полку Игореве»:
1.Литература Древней Руси, её культурное и нравственно-воспитательное значение ( лекция с обсуждением ранее изученного литературного материала).
2. «Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы (история публикации «Слова...», знакомство с текстом оригинала и подстрочным переводом Д. С. Лихачёва).
3. « По былинам сего времени....» (историческая основа сюжета и проблематика « Слова...»).
4.Раны Игоревы (идейно-образный строй поэмы)
| 4
|
|
|
3.
| Р Р Письменная работа по проблематике поэмы «Слово о полку Игореве» ( с использованием учебно-методической части раздела учебника
| 1
|
|
|
4.
| Вн. Чт. В. М. Шукшин « Калина красная»
| 2
|
|
|
5.
| Из литературы 18 века
Формирование «новой» русской литературы в начале 18 века ( обзорная лекция с отработкой понятий «классицизм», «сатира». «панегирик» и выборочным анализом текста произведений А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского.
| 2
|
|
|
6.
| Литературно-общественная деятельность М. В. Ломоносова (творческая биография писателя с опорой на историко-литературный материал учебника и анализом оды «На день восшествия... (1747) и «Разговор с Анакреоном» как образцов поэтики классицизма).
| 1
|
|
|
7.
| Новая драматургия (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, В.В. Капнист, Я. Б. Княжнин) – обзорное занятие с обобщением ранее изученного (комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль») и общей характеристикой творчества А. П. Сумарокова («Дмитрий Самозванец», « Рогоносец по воображению»), В. В. Капниста («Ябеда») и Я. Б. Княжнина («Хвастун»); отработка ключевых элементов поэтики классицизма.
| 2
|
|
|
8.
| Творчество Г. Р. Державина ( историко-биографический очерк с включением анализа стихотворений «Фелица», «Вельможа», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Памятник» и с опорой на учебно-методическую часть раздела учебника).
| 2
|
|
|
9.
| А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» ( обзорное рассмотрение книги А. Н. Радищева с опорой на анализ отдельных глав произведения – « Любани», «Пешки», «Чудово», «Городня» и др. ; закрепление представления о сентиментализме как литературном направлении).
| 2
|
|
|
11
| Творчество Н. М. Карамзина (обзорная характеристика эпохи Карамзина в истории русской литературы, чтение глав «Истории государства Российского», а также фрагментов повести «Бедная Лиза»)
| 2
|
|
|
12
| Р Р Сочинение по творчеству одного из писателей 18 века
| 2
|
|
|
13.
| Тема родины в творчестве поэтов-земляков ( С. С. Орлов, С. В. Викулов, В. Попов- Островитянин, А. Шадринов).
| 2
|
|
|
14
| Литература первой половины 19 века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти ХІХ века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.
| 2
|
|
|
15.
| Поэзия К. Н. Батюшкова ( обзор творчества К. Н. Батюшкова , анализ стихотворений «Мой гений», «К Дашкову». «есть наслаждение и в дикости лесов...» и др. с использованием учебника).
| 1
|
|
|
16.
| Творчество В. А. Жуковского:
1.Жизненный и творческий путь В. А. Жуковского.
2.Элегии и баллады Жуковского как высшие достижения «школы гармонической точности».
3.Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс.
| 3
|
|
|
17
| Поэты-элегики и представители гражданского романтизма (общая характеристика двух направлений русского романтизма с самостоятельным анализом произведений конкретных поэтов
| 2
|
|
|
18
| Р Р Подготовка к домашнему сочинению
| 1
|
|
|
| А. С. Грибоедов «Горе от ума»:
1.Жизненный и творческий путь А. С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». (Урок-биография с опорой на материал учебника, обращение к творческой истории пьесы «Горе от ума» с опорой на традиции мировой драматургии).
2.Сюжет и образная система «Горя от ума»: традиции и новаторство. (Анализ «расстановки сил « в грибоедовской комедии. Традиции классицизма и романтизма в пьесе. Новизна авторского подхода к построению комедийного действия. Анализ первых сцен комедии с указанных позиций).
3.Комедия или драма? (Особенности конфликта в «Горе от ума».) Соотношение любовной и общественно-философской коллизий в «Горе от ума». Раскрытие понятия «двуединый конфликт» применительно к развитию сюжета в тексте.
4.Страдательная роль. (Образ Чацкого и проблема ума в грибоедовской комедии).
Характеристика центрального героя: Чацкий как комедийный персонаж и герой-резонер. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Авторское отношение к главному герою пьесы.
«На всех московских есть особый отпечаток...» ( Старая Москва в комедии.)
Характеристика представителей старомосковского общества. Принцип типизации как основа творческого метода Грибоедова. Роль второстепенных и внесценических персонажей. Прошлое, настоящее и будущее фамусовского общества.
6.Нравственные уроки грибоедовской комедии.
7,8. Р Р Сочинение по комедии «Горе от ума».
| 8
|
|
|
19
| Творчество А. С. Пушкина :
| 21
|
|
|
| 1. «Пушкин есть явление чрезвычайное». (Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина) – урок-биография с обобщением ранее изученного.
| 1
|
|
|
| 2. «Я петь пустого не умею....» (Лицейская лирика Пушкина) – анализ ранних лирических шедевров поэта ( «Пирующие студенты», «Воспоминания в Царском Селе», «Желание» и др.), отработка понятий «эпикурейская лирика», «дружеское послание» и др.
| 1
|
|
|
| 3. «Свободы верный воин...» (Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.)
| 1
|
|
|
| 4. Поэтический побег. ( Мотивы и образы «южных» произведений Пушкина).
| 1
|
|
|
| 5. «... Друг истины, поэт!» (Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина.)
| 1
|
|
|
| 6. «Поговорим о странностях любви
| 1
|
|
|
| 7 «Да ведают потомки православных...» ( Трагедия «Борис Годунов» )
| 1
|
|
|
| 8. Нравственные уроки «Маленьких трагедий»
| 1
|
|
|
| 9. Герои и проблематика « Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»
| 1
|
|
|
| 10. Философское звучание поздней лирики А. С. Пушкина.
| 1
|
|
|
| 11.РР Сочинение по лирике, прозе и драматургии А. С. Пушкина
| 1
|
|
|
| 12. Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.
| 1
|
|
|
| 13. Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.
| 1
|
|
|
| 14.Автор и его герой в образной системе романа.
| 1
|
|
|
| 15.Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав».
| 1
|
|
|
| 16.Онегин и Ленский.
| 1
|
|
|
| 17.Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.
| 1
|
|
|
| 18.Картины жизни русского дворянства в романе.
| 1
|
|
|
| 19.Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».
| 1
|
|
|
| 20.В.Г.Белинский о романе.
| 1
|
|
|
| 21.Контрольное тестирование по роману А.С. Пушкина
| 1
|
|
|
20
| Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. – 15 часов
| 1
|
|
|
| Темы и мотивы лирики: свобода и одиночество.
| 1
|
|
|
| Темы и мотивы лирики: судьба поэта и его поколения, патриотическая тема.
| 1
|
|
|
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.
| 1
|
|
|
| Своеобразие композиции и образной системы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
| 1
|
|
|
| Автор и его герой в романе «герой нашего времени»
| 1
|
|
|
| Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.
| 1
|
|
|
| Печорин в ряду других персонажей романа.
| 1
|
|
|
| Черты романтизма и реализма в поэтике романа.
| 1
|
|
|
| Мастерство психологической обрисовки характеров.
| 1
|
|
|
| «История души человеческой» как главный объект повествования в романе.
| 1
|
|
|
| Роман «Герой нашего времени в оценке В.Г.Белинского»
| 1
|
|
|
| Контрольное тестирование по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
| 1
|
|
|
| РР Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
| 2
|
|
|
21
| Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. (10 часов)
| 1
|
|
|
| Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника.
| 1
|
|
|
| Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.
| 1
|
|
|
| Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи»главы, «Повесть о капитане Копейкине»). ТЛ вставная повесть
| 1
|
|
|
| Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.
| 1
|
|
|
| Фигура автора и роли лирических отступлений. ТЛ Образ - символ.
| 1
|
|
|
| Художественное мастерство Гоголя – прозаика, особенности его творческого метода.
| 1
|
|
|
| РР Сочинение по поэме «Мёртвые души».
| 2
|
|
|
| ВН.ЧТ. Н.В.Гоголь «Женитьба»
| 1
|
|
|
| Контрольное тестирование по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
| 1
|
|
|
| Литература второй половины 19 века
|
|
|
|
22
| Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова – Щедрина.
| 1
|
|
|
23.
| Лирическая ситуация 50-80- годов ХІХ века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета).
| 1
|
|
|
24.
| Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
| 1
|
|
|
25.
| Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
| 1
|
|
|
26.
| Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики ХІХ столетия.
| 1
|
|
|
27.
| ВН.ЧТ. А.П.Чехов. Рассказы.
| 1
|
|
|
28.
| Из литературы 20 века
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И. Бунин, А. Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
| 1
|
|
|
29.
| Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи.
| 1
|
|
|
30.
| ВН.ЧТ. Песни и романсы на стихи поэтов ХХ века.
| 1
|
|
|
31.
| РР Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов ХХ века.
| 1
|
|
|
32.
| Своеобразие отечественного романа первой половины ХХ века (проза М.Шолохова, А.Толстого, А.Твардовского, М. Булгакова).
| 1
|
|
|
33.
| Литературный процесс 50-80-х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына)
| 1
|
|
|
34.
| Литературный процесс 50-80-х годов (поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого).
| 1
|
|
|
35
| Новейшая русская проза 80-90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевской, В.Пелевина).
| 1
|
|
|
36.
| Новейшая русская поэзия 80-90-х годов (лирика И.Бродского, О.Седаковой).
| 1
|
|
|
37.
| Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
| 1
|
|
|
38.
| Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
| 1
|
|
|
39.
| ВН.ЧТ. Моё любимое произведение литературы ХХ века. Рекомендации к летнему чтению.
| 1
|
|
|