МКОУ Куртамышского района «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по литературе
10 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Жемангулова Р.Х.
2013г.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 102 часов учебного времени ( 3 часа в неделю)
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
| анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
| Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-тематический план
№
| Тема
| Количество часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Литература первой половины 19 века.
| 18
| 3
| Литература второй половины 19 века.
| 73
| 4
| Зарубежная литература 19 века.
| 10
|
Тематическое планирование
№
п\п
| Тема занятий
| Кол-во
часов
| 1
| Введение.
| 1
| 2
| Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
| 1
| 3
| А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.
| 1
| 4
| Романтическая лирика.
| 1
| 5
| Философская лирика.
| 1
| 6
| Эволюция темы свободы и рабства.
| 1
| 7
| «Медный всадник». Человек и история.
| 1
| 8
| Образ Петра-I как царя – преобразователя.
| 1
| 9
| Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.
| 1
| 10
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
| 1
| 11
| Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
| 1
| 12
| Философские мотивы в лирике.
| 1
| 13
| Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.
| 1
| 14
| Н.В. Гоголь «Петербургские повести».
| 1
| 15
| Н.В. Гоголь «Невский проспект».
| 2
| 16
| И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.
| 1
| 17
| И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера.
| 1
| 18
| И.А. Гончаров «Обломов». Герои романа в отношении к Обломову.
| 1
| 19
| Роман «Обломов» в русской критике.
| 1
| 20
| Р.р. Что такое «обломовщина»?
| 1
| 21
| А.Н. Островский. Жизнь и творчество.
| 1
| 22
| А.Н. Островский «Гроза». Изображение «темного царства».
| 1
| 23
| А.Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «темного царства».
| 1
| 24
| Споры критиков вокруг драмы.
| 1
| 25
| Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество.
| 1
| 26
| Героическое и жертвенное в образе разночинца «Рыцарь на час».
| 1
| 27
| Поэзия Н.А. Некрасова.
| 1
| 28
| Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
| 1
| 29
| Образы крестьян, помещиков, народных заступников.
| 1
| 30
| Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.
| 1
| 31
| Поэзия А.А. Фета.
| 1
| 32
| А.К. Толстой. Жизнь и творчество.
| 1
| 33
| Поэтический мир А.К. Толстого.
| 1
| 34
| И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.
| 1
| 35
| История создания романа.
| 1
| 36
| Базаров – герой своего времени.
| 1
| 37
| Духовный конфликт героев.
| 1
| 38
| «Отцы и дети» в романе.
| 1
| 39
| Любовь в романе.
| 1
| 40
| Споры вокруг романа.
| 1
| 41
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.
| 1
| 42
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
| 1
| 43
| М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
| 2
| 44
| Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
| 1
| 45
| Н.С. Лесков «Очарованный странник».
| 1
| 46
| Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
| 1
| 47
| Л.Н. Толстой. Этапы творческого пути.
| 1
| 48
| Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания романа.
| 1
| 49
| Л.Н Толстой. Особенности жанра.
| 1
| 50
| «Война и мир». Композиция.
| 1
| 51
| «Война и мир». Художественные особенности.
| 1
| 52
| «Война и мир». Образ автора.
| 1
| 53
| Духовные искания Андрея Болконского.
| 2
| 54
| Духовные искания Пьера Безухова.
| 1
| 55
| Женские образы в романе.
| 1
| 56
| Семья Ростовых и семья Болконских.
| 1
| 57
| Тема народа в романе.
| 1
| 58
| Кутузов и Наполеон.
| 1
| 59
| Проблемы истинного и ложного.
| 2
| 60
| Р.р. Анализ эпизода.
| 1
| 61
| Р.р. Контрольная работа в формате ЕГЭ.
| 2
| 62
| Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.
| 1
| 63
| История создания романа «Преступление и наказание».
| 1
| 64
| «Преступление и наказание». Проблемы социальной несправедливости.
| 1
| 65
| Теория Раскольникова.
| 1
| 66
| Истоки бунта Раскольникова.
| 2
| 67
| «Двойники» Раскольникова.
| 1
| 68
| Значение образа Сони Мармеладовой.
| 1
| 69
| Образ Сони Мармеладовой.
| 1
| 70
| Роль эпилога в романе.
| 1
| 71
| Полифонизм романа и диалоги героев.
| 1
| 72
| Контрольное тестирование
| 1
| 73
| Р.р. сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.
| 1
| 74
| А.П. Чехов. Жизнь и творчество.
| 1
| 75
| А.П. Чехов. Особенности рассказов.
| 1
| 76
| А.П. Чехов. «Человек в футляре».
| 1
| 77
| А.П. Чехов. «Ионыч».
| 1
| 78
| А.П. Чехов. Особенности драматургии.
| 2
| 79
| «Вишневый сад». История создания
| 2
| 80
| «Вишневый сад». Система образов.
| 2
| 81
| «Вишневый сад». Символ сада.
| 2
| 82
| К. Хетагуров. Осетинская лира.
| 1
| 83
| Зарубежная литература. Вечные вопросы в зарубежной литературе.
| 1
| 84
| Романтизм и реализм.
| 1
| 85
| Символизм в произведениях зарубежной литературы.
| 1
| 86
| Ги де Мопассан «Ожерелье».
| 2
| 87
| Т. Ибсен «Кукольный дом»
| 2
| 88
| А. Рембо «Пьяный корабль».
| 1
| 89
| Повторение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.
| 2
| 90
| Романтизм, реализм, сентиментализм.
| 2
|
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества
Для учителя:
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
«Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997г.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2010. СПб
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение.
|