Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка





Скачать 239.63 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка
Дата публикации16.02.2015
Размер239.63 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования по русской литературе.

  • Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных МО РФ.

  • Примерная программа основного общего образования по русской литературе; М.В Черкезовой.

  • Программа по русскому языку к учебникам 4-11 классов / под ред. прф. М.В. Черкезовой. – 2-е изд., доп. –М.: Дрофа, 2005.

  • Учебный план МОБУ СОШ с. Ишпарсово на 2013-2014 учебный год.


Статус документа

Программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данная рабочая программа выполняет три основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета

Организационно-планирующая функция предусматривает примерное распределение часов.

Контролирующая функция заключается в том, что программа может использоваться для итоговой и промежуточной аттестации учащихся.

Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения). При этом в школе с родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.

Изучение русской литературы учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы.

Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений поможет учащимся национальной школы воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским) языком обучения реализуется принцип «диалога культур».

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств. Литературное творчество учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составной частью литературного образования, включает, наряду с творческими работами различных жанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русского языка на родной и с родного на русский.

Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся.

На начальном этапе основного образования (5 класс) возможно использование отдельных уроков, интегрирующих материал русской литературы и русского языка. В отдельных случаях на продвинутом этапе основного образования (8— 9 классы) возможно включение в традиционную форму урока блоков, интегрирующих материал русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики, нравственных идеалов, ассоциативных связей.

Цели

Согласно государственному образовательному стандарту цели литературного образования учащихся национальных школ заключаются в следующем:

воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающейся от родной особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о вершинных произведениях зарубежной классики и литературы народов

России;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на русском языке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия.

Изменения, внесенные в рабочую программу в соответствии с

Примерной программой по русской литературе

Специфику усвоения русской литературы нерусскими определяют такие факторы, как неодинаковый уровень языковой подготовки учащихся разных национальных регионов, своеобразие социальных, этнографических, историко-культурных особенностей, национально-художественная специфика родной для жителей данного региона литературы и устного народного творчества, своеобразие восприятия русской литературы учащимися разных национальностей.

Учет названных факторов находит отражение прежде всего в отборе программных литературных произведений, в расширении межпредметных связей с дисциплинами гуманитарного цикла, прежде всего с родной литературой, в условиях «диалога культур». Программа предлагает учащимся чтение и изучение литературных произведений в классе под руководством учителя. Под чтением и изучением понимается текстуальное изучение художественного произведения или его фрагмента. В соответствии с уровнем знаний и подготовленностью учеников учитель имеет право менять местами произведения, предлагаемые программой. Программа, таким образом, не носит строго нормативного характера, в ней даны рекомендации по изучению произведений и теоретико-литературных понятий.

Название УМК, используемые для достижения поставленной цели

Для учителя:

Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 5 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.

Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. М.: «Вако», 2005г.

М.А.Нянковский. Уроки литературы. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г.

В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. С.-П.: «Паритет», 2006г.

Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. Волгоград, «Учитель – АСТ»

Для учащихся:

  1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русская литература. / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

  2. 3. Богданова Г. А. Тестовые задания по русской литературе: Пособие для учащихся/Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  3. 4. Дидактические материалы по русской литературе / Сост. Т. М. Купалова. - М.: Просвещение, 1997.

Основными задачами национальной школы являются следующие:

овладение учащимися умениями осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке; формирование основных видов речевой деятельности на русском языке;

развитие у учащихся эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, приобретение опыта читательской деятельности на русском языке;

воспитание интереса и уважения к русской литературе и литературе других народов России, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.

Цели обучения:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа составлена для:

Русская литература . 5 кл. : учеб. – хрестоматия для национальных общеобразовательных учреждений / авт. – сост.Н.Н. Вербовая, К.М. Нартов, М.В. Умнова, М.В. Черкезова; под ред. проф. М.В. Черкезовой . –3-е изд., стереотип.- М . : Дрофа ,2006.

Количество учебных часов

В год – 70, из них на развитие речи - 8.

В неделю – 2

Содержание и структура программы по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений определяются ведущими принципами и задачами литературного образования учащихся на современном этапе и ныне действующей системой обучения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Общий объем часов, отводимых на русскую литературу в основной национальной школе согласно действующему федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учащиеся должны знать:

Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

Тексты художественных произведений.

Сюжет, особенности композиции.

Типическое значение характеров главных героев произведения.

Основные понятия по теории литературы.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

Определять принадлежность к одному из литературных родов.

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

Формы организации учебного процесса, формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Формы контроля:

- комплексный анализ текста;

-тест;

- составление сложного и простого плана к тексту;

- изложение текста (устное);

- составление диалога на заданную тему;

- составление текста определенного стиля и типа речи;

- сочинение;

- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Содержание программы учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор и литература. Анонимность, коллективность авторства в фольклоре. Форма и содержание фольклорных произведений как результат передачи из поколения в поколение представления о должном и недолжном, справедливом и несправедливом, добром и злом. Родственность сюжетов и мотивов в фольклоре разных народов.

1. Загадки, пословицы, поговорки

Происхождение загадок, пословиц, поговорок. Пословицы и поговорки как обобщение нравственных ценностей народа, их нравоучительный смысл. Прямое и переносное значения пословиц и поговорок, их краткость и точность. Отражение особенностей быта и истории русского народа и других народов России в пословицах, поговорках, загадках. Сопоставление загадок, пословиц и поговорок разных народов.

2. Народные сказки

Сказки «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Лиса и дрозд», «Ванюшка и царевна»

Сказка и рассказ. Фантастическое как основа сказки. Три типа сказок.

«Перышко Финиста — Ясна сокола» как образец волшебной сказки. Волшебство, волшебные ситуации, герои и предметы — характерные черты сказок этого типа.

Традиционные элементы сказок — зачин, концовка, троекратные повторы. Отражение в сказке быта, верований, социальных и семейных отношений русского народа. Нравственный смысл сказки — борьба добра и зла, жестокости и справедливости, победа добрых, светлых начал. Общность мотивов и сюжетов родных и русских сказок: отражение в них нравственных ценностей. Картины В. М. Васнецова на сказочные сюжеты. Записи русских народных песен.

«Лиса и дрозд» как образец сказки о животных. Выявление общих типологических свойств сказок о животных на основе обобщения знаний, полученных в начальной школе: человеческие характеры и взаимоотношения животных, нравоучительный смысл сказок. Устойчивые характеристики животных — героев русских сказок, сравнение с характеристиками, которые приписываются этим героям в национальной фольклорной традиции.

Сказка «Ванюшка и царевна» — бытовая сказка. Особенности фантастического, комические ситуации и характеры, высмеивание человеческих недостатков в сказках этого типа.

II. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

История возникновения литературных сказок, литературная обработка фольклорных сюжетов.

Отличие литературной сказки от народной, роль автора.

А. С. Пушкин

Рассказ о поэте.

«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

Фольклорные традиции в поэме, основные отличия народной сказки от авторской.

С. Т. Аксаков

Рассказ о писателе.

«Аленький цветочек»

Элементы волшебной сказки в «Аленьком цветочке» (сюжет, персонаж и язык). Верность данному слову как непременное условие достижения героями цели и счастья. Внешняя и внутренняя красота и некрасивость.

П. П. Ершов

Рассказ о писателе.

«Конек-Горбунок»

Близость сказки Ершова к народным сказкам. Осмеяние людской трусости, жадности и глупости. Прославление храбрости, сметливости простого человека. Волшебные элементы в сказке. Ее стихотворная форма.

X. К. Андерсен

Рассказ о писателе.

«Снежная королева»

Мотивы народных сказок в «Снежной королеве». Близость художественных приемов сказки к народному творчеству. Тема самоотверженности, преданности в любви и дружбе. Осуждение эгоистических начал в человеческих поступках. Фантастическое в сказке и ее реальная основа.

Э. Т. А. Гофман

Рассказ о писателе.

«Щелкунчик и мышиный король» (в сокращении)

Композиционные особенности сказки. Реальность и фантастика. Красота и безобразие, добро и зло в сказке.

А. де Сент-Экзюпери

Рассказ о писателе.

«Маленький принц» (в сокращении)

Красивое и полезное в иерархии человеческих ценностей. Тема ответственности в сказке.

III. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

И. А. Крылов

Рассказ о писателе.

Басни

Обличение и высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков («Квартет», «Ларчик» и др.).

Отражение в них народной мудрости. Близость языка басен к разговорной речи. Мораль. Жанр

басни в родной литературе.

В. А. Жуковский

Рассказ о поэте.

«Жаворонок»

Ощущение радости, обновления жизни — главная эмоциональная нота стихотворения. Романс М. И. Глинки «Жаворонок».

А. С. Пушкин

Рассказ о поэте.

«Унылая пора! очей очарованье...» (из стихотворения «Осень»), «Зимний вечер», «Туча»,

«Зимняя дорога»

Биографическая основа стихотворений. Изображение картин природы.

М. Ю. Лермонтов

Рассказ о поэте.

«Парус», «Утес», «Кавказ»

«Парус», «Утес». Мир и человек в лирическом произведении, начальное понятие о лирическом герое. Средства художественной выразительности в стихотворениях Лермонтова (эпитет, олицетворение, сравнение).

«Кавказ». Кавказ в творчестве Лермонтова. Величественные картины природы Кавказа в стихотворении.

Ф. И. Тютчев

Рассказ о поэте.

«Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»

Тютчев — певец русской природы. Поэтическая картина золотой осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Цветопись и музыка стиха. Пейзаж в творчестве русских и родных художников. Зрительные и слуховые образы стихотворения «Чародейкою Зимою...», помогающие передать настроение лирического героя. Музыкальность стиха.

А. А. Фет

Рассказ о поэте.

«Ласточки пропали...», «Вечер»

Поэзия Фета — выражение любви к русской природе. Музыкальность стиха поэта, его близость к народной поэзии. Разнообразие настроений лирического героя в стихотворении «Ласточки пропали...». Ритмическое многообразие стихотворений Фета.

И. С. Никитин

Рассказ о поэте.

«Утро»

Связь природы с жизнью человека в стихотворении. Поэтические средства, помогающие передать тончайшие движения природы, ее влияние на жизнь человека. Народность поэзии Никитина.

Н. А. Некрасов

Рассказ о поэте.

«Крестьянские дети»

Жизнь крестьян в изображении Некрасова. Трудолюбие крестьянских детей, их близость к природе.

И. С. Тургенев

Рассказ о писателе.

«Муму»

Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести Тургенева. Образ Герасима: контраст между внутренним миром и внешним обликом героя. Противопоставление Герасима барыне, нравственное превосходство Герасима и смысл его бунта.

Л. Н. Толстой

Рассказ о писателе.

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа, тема войны в произведении. Образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами. Изображение в рассказе горцев, их быта, традиций, обычаев. Позиция автора по отношению к другому народу, его жизненному укладу, культуре. Основная идея рассказа.

А. П. Чехов

Рассказ о писателе.

«Лошадиная фамилия»

Осмеяние невежества и глупости. Художественные приемы создания комических ситуаций. Понятие о юморе.

IV. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

А. И. Куприн

Рассказ о писателе.

«Чудесный доктор»

Изображение обездоленных людей в рассказе.

Отношение к ним автора: уважение к человеческо-

му достоинству, умению постоять за себя в суро-

вых жизненных испытаниях. Гуманистические

идеи рассказа. Образ хирурга Пирогова: доброта,

благородство души. Контраст, его значение в рас-

крытии характеров героев.

Р1"

М. М. Пришвин

Рассказ о писателе.

«Старый гриб»

Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Зрительные и слуховые образы произведения, прием развёрнутого сравнения.

К. Г. Паустовский

Рассказ о писателе.

«Заячьи лапы»

Поэтические миниатюры Паустовского в прозе. Тематическое сходство рассказа с произведениями-миниатюрами о природе. Прием противопоставления как способ выражения гуманистического пафоса рассказа.

В. П. Астафьев

Рассказ о писателе.

«Васюткино озеро»

Характер Васютки в рассказе. Рассказчик и герой. Традиция изображения детей в родной литературе учащихся.

Ю. П. Казаков

Рассказ о писателе.

«Арктур — гончий пес»

Монолог и диалог в рассказе. Роль детали. Изображение природы в едва уловимых оттенках и красках. Мысль о возможности полной реализации себя в жизни. Сопоставление произведений родной литературы с рассказами Казакова.

V. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

М. Твен

Рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (фрагменты)

Характер главного героя и отношение к нему автора. Ирония и юмор в описании проделок мальчиков, их поиски романтики и приключений в обыденной жизни.

О. Генри

Рассказ о писателе.

«Вождь краснокожих» (в сокращении)

Отличия жанров повести и рассказа (сюжетные линии, продолжительность времени действия, герои и т. д.). Лаконизм и динамичность действия, неожиданный финал в рассказах О. Генри.

Основные теоретико-литературные понятия

5 класса

•Художественная литература как искусство слова.

• Начальное понятие о классической литературе, значение термина «классический», русские писатели-классики, классики национальной литературы.

• Понятие о мифе. Мифологическое восприятие мира. Общие черты и национальное своеобразие в мифологическом восприятии мира разными народами.

• Фольклор. Жанры фольклора: былина, сказка. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Особенности языка и композиции фольклорных произведений (зачин, повтор, постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания, концовка и т. д.). Литературная сказка.

• Роды и жанры литературы. Рассказ, повесть, лирическое стихотворение, поэма, басня.

• Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, сюжет, композиция. Средства создания художественного образа: портретная и речевая характеристика героя, его характер. Образ автора. Пейзаж и его роль в литературном произведении.

• Ирония. Юмор. Сатира. Гротеск. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

• Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства языка в произведении: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Гипербола. Аллегория.

• Основы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа.

• Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий 5 класса

• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

• Выразительное чтение художественного текста.

• Различные виды пересказа (подробный, краткий).

• Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

• Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

• Анализ произведения.

• Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики и проблематики.

• Составление планов.

• Написание изложений.

• Поиск информации и умение работать с ней.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать/понимать:

• авторов и названия изученных произведений;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• пересказывать устно и письменно, подробно и сжато художественные произведения;

• составлять план эпического произведения;

• определять род и жанр литературных произведений;

• выделять тему, идею изученного произведения, осознавать нравственную проблематику;

• давать характеристику героям литературного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц, сопоставлять эпизоды литературных произведений;

• определять в тексте художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;

• выполнять различные письменные работы творческого характера (изложения, мини-сочинения и др.);

• выражать свое отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведения русской и родной литературы;

• воспринимать произведение литературы в тесной связи с другими видами искусства.
Календарно-тематическое планирование

Перечень учебно-методических средств

  1. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007

  2. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1998

  3. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989

  4. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990

  5. Конспекты уроков литературы. Русская литература 20 в. Москва, «Владос», 2000

6. Р.И. Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 5- 11 классов

7. Н.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.

8. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы.Задания.

9. И.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. С-П.: «Паритет», 2003

Таблицы Теория литературы

  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  19. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  20. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

Электронные пособия

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1.

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3.

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПрограмма по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс
Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по русской литературе для...
Рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена...
...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 класс пояснительная записка
Программы общеобразовательных учреждений. Литература п/р В. Я. Коровиной М., Просвещение 2006г
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 5 класс. Пояснительная записка
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПрограмма по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПрограмма по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального...
Рабочая программа по русской литературе для обучающихся 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПрограмма по Литературе 11 класс. Пояснительная записка
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 11 класс (102 часа) Пояснительная записка
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск