РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
Государственный стандарт общего образования по русской литературе.
Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных МО РФ.
Примерная программа основного общего образования по русской литературе; М.В Черкезовой.
Программа по русскому языку к учебникам 4-11 классов / под ред. прф. М.В. Черкезовой. – 2-е изд., доп. –М.: Дрофа, 2005.
Учебный план МОБУ СОШ с. Ишпарсово на 2013-2014 учебный год.
Статус документа
Программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данная рабочая программа выполняет три основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета
Организационно-планирующая функция предусматривает примерное распределение часов.
Контролирующая функция заключается в том, что программа может использоваться для итоговой и промежуточной аттестации учащихся.
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения). При этом в школе с родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.
Изучение русской литературы учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы.
Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений поможет учащимся национальной школы воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в школе с родным (нерусским) языком обучения реализуется принцип «диалога культур».
Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств. Литературное творчество учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составной частью литературного образования, включает, наряду с творческими работами различных жанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русского языка на родной и с родного на русский.
Основной формой организации учебного процесса при изучении русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход. Они способствуют совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь нерусских учащихся.
На начальном этапе основного образования (5 класс) возможно использование отдельных уроков, интегрирующих материал русской литературы и русского языка. В отдельных случаях на продвинутом этапе основного образования (8— 9 классы) возможно включение в традиционную форму урока блоков, интегрирующих материал русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики, нравственных идеалов, ассоциативных связей.
Цели
Согласно государственному образовательному стандарту цели литературного образования учащихся национальных школ заключаются в следующем:
• воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающейся от родной особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся;
• освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о вершинных произведениях зарубежной классики и литературы народов
России;
• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на русском языке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально и культурно обусловленные различия.
Изменения, внесенные в рабочую программу в соответствии с
Примерной программой по русской литературе
Специфику усвоения русской литературы нерусскими определяют такие факторы, как неодинаковый уровень языковой подготовки учащихся разных национальных регионов, своеобразие социальных, этнографических, историко-культурных особенностей, национально-художественная специфика родной для жителей данного региона литературы и устного народного творчества, своеобразие восприятия русской литературы учащимися разных национальностей.
Учет названных факторов находит отражение прежде всего в отборе программных литературных произведений, в расширении межпредметных связей с дисциплинами гуманитарного цикла, прежде всего с родной литературой, в условиях «диалога культур». Программа предлагает учащимся чтение и изучение литературных произведений в классе под руководством учителя. Под чтением и изучением понимается текстуальное изучение художественного произведения или его фрагмента. В соответствии с уровнем знаний и подготовленностью учеников учитель имеет право менять местами произведения, предлагаемые программой. Программа, таким образом, не носит строго нормативного характера, в ней даны рекомендации по изучению произведений и теоретико-литературных понятий.
Название УМК, используемые для достижения поставленной цели
Для учителя:
Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 5 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.
Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. М.: «Вако», 2005г.
М.А.Нянковский. Уроки литературы. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г.
В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. С.-П.: «Паритет», 2006г.
Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. Волгоград, «Учитель – АСТ»
Для учащихся:
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русская литература. / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
3. Богданова Г. А. Тестовые задания по русской литературе: Пособие для учащихся/Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
4. Дидактические материалы по русской литературе / Сост. Т. М. Купалова. - М.: Просвещение, 1997.
Основными задачами национальной школы являются следующие:
• овладение учащимися умениями осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке; формирование основных видов речевой деятельности на русском языке;
• развитие у учащихся эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, приобретение опыта читательской деятельности на русском языке;
• воспитание интереса и уважения к русской литературе и литературе других народов России, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.
Цели обучения:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа составлена для:
Русская литература . 5 кл. : учеб. – хрестоматия для национальных общеобразовательных учреждений / авт. – сост.Н.Н. Вербовая, К.М. Нартов, М.В. Умнова, М.В. Черкезова; под ред. проф. М.В. Черкезовой . –3-е изд., стереотип.- М . : Дрофа ,2006.
Количество учебных часов
В год – 70, из них на развитие речи - 8.
В неделю – 2
Содержание и структура программы по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений определяются ведущими принципами и задачами литературного образования учащихся на современном этапе и ныне действующей системой обучения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Общий объем часов, отводимых на русскую литературу в основной национальной школе согласно действующему федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведения.
Основные понятия по теории литературы.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов.
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
Формы организации учебного процесса, формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Формы контроля:
- комплексный анализ текста;
-тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- изложение текста (устное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определенного стиля и типа речи;
- сочинение;
- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Содержание программы учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ
Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.
I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор и литература. Анонимность, коллективность авторства в фольклоре. Форма и содержание фольклорных произведений как результат передачи из поколения в поколение представления о должном и недолжном, справедливом и несправедливом, добром и злом. Родственность сюжетов и мотивов в фольклоре разных народов.
1. Загадки, пословицы, поговорки
Происхождение загадок, пословиц, поговорок. Пословицы и поговорки как обобщение нравственных ценностей народа, их нравоучительный смысл. Прямое и переносное значения пословиц и поговорок, их краткость и точность. Отражение особенностей быта и истории русского народа и других народов России в пословицах, поговорках, загадках. Сопоставление загадок, пословиц и поговорок разных народов.
2. Народные сказки
Сказки «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Лиса и дрозд», «Ванюшка и царевна»
Сказка и рассказ. Фантастическое как основа сказки. Три типа сказок.
«Перышко Финиста — Ясна сокола» как образец волшебной сказки. Волшебство, волшебные ситуации, герои и предметы — характерные черты сказок этого типа.
Традиционные элементы сказок — зачин, концовка, троекратные повторы. Отражение в сказке быта, верований, социальных и семейных отношений русского народа. Нравственный смысл сказки — борьба добра и зла, жестокости и справедливости, победа добрых, светлых начал. Общность мотивов и сюжетов родных и русских сказок: отражение в них нравственных ценностей. Картины В. М. Васнецова на сказочные сюжеты. Записи русских народных песен.
«Лиса и дрозд» как образец сказки о животных. Выявление общих типологических свойств сказок о животных на основе обобщения знаний, полученных в начальной школе: человеческие характеры и взаимоотношения животных, нравоучительный смысл сказок. Устойчивые характеристики животных — героев русских сказок, сравнение с характеристиками, которые приписываются этим героям в национальной фольклорной традиции.
Сказка «Ванюшка и царевна» — бытовая сказка. Особенности фантастического, комические ситуации и характеры, высмеивание человеческих недостатков в сказках этого типа.
II. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
История возникновения литературных сказок, литературная обработка фольклорных сюжетов.
Отличие литературной сказки от народной, роль автора.
А. С. Пушкин
Рассказ о поэте.
«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
Фольклорные традиции в поэме, основные отличия народной сказки от авторской.
С. Т. Аксаков
Рассказ о писателе.
«Аленький цветочек»
Элементы волшебной сказки в «Аленьком цветочке» (сюжет, персонаж и язык). Верность данному слову как непременное условие достижения героями цели и счастья. Внешняя и внутренняя красота и некрасивость.
П. П. Ершов
Рассказ о писателе.
«Конек-Горбунок»
Близость сказки Ершова к народным сказкам. Осмеяние людской трусости, жадности и глупости. Прославление храбрости, сметливости простого человека. Волшебные элементы в сказке. Ее стихотворная форма.
X. К. Андерсен
Рассказ о писателе.
«Снежная королева»
Мотивы народных сказок в «Снежной королеве». Близость художественных приемов сказки к народному творчеству. Тема самоотверженности, преданности в любви и дружбе. Осуждение эгоистических начал в человеческих поступках. Фантастическое в сказке и ее реальная основа.
Э. Т. А. Гофман
Рассказ о писателе.
«Щелкунчик и мышиный король» (в сокращении)
Композиционные особенности сказки. Реальность и фантастика. Красота и безобразие, добро и зло в сказке.
А. де Сент-Экзюпери
Рассказ о писателе.
«Маленький принц» (в сокращении)
Красивое и полезное в иерархии человеческих ценностей. Тема ответственности в сказке.
III. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
И. А. Крылов
Рассказ о писателе.
Басни
Обличение и высмеивание в баснях Крылова человеческих пороков («Квартет», «Ларчик» и др.).
Отражение в них народной мудрости. Близость языка басен к разговорной речи. Мораль. Жанр
басни в родной литературе.
В. А. Жуковский
Рассказ о поэте.
«Жаворонок»
Ощущение радости, обновления жизни — главная эмоциональная нота стихотворения. Романс М. И. Глинки «Жаворонок».
А. С. Пушкин
Рассказ о поэте.
«Унылая пора! очей очарованье...» (из стихотворения «Осень»), «Зимний вечер», «Туча»,
«Зимняя дорога»
Биографическая основа стихотворений. Изображение картин природы.
М. Ю. Лермонтов
Рассказ о поэте.
«Парус», «Утес», «Кавказ»
«Парус», «Утес». Мир и человек в лирическом произведении, начальное понятие о лирическом герое. Средства художественной выразительности в стихотворениях Лермонтова (эпитет, олицетворение, сравнение).
«Кавказ». Кавказ в творчестве Лермонтова. Величественные картины природы Кавказа в стихотворении.
Ф. И. Тютчев
Рассказ о поэте.
«Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»
Тютчев — певец русской природы. Поэтическая картина золотой осени в стихотворении Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Цветопись и музыка стиха. Пейзаж в творчестве русских и родных художников. Зрительные и слуховые образы стихотворения «Чародейкою Зимою...», помогающие передать настроение лирического героя. Музыкальность стиха.
А. А. Фет
Рассказ о поэте.
«Ласточки пропали...», «Вечер»
Поэзия Фета — выражение любви к русской природе. Музыкальность стиха поэта, его близость к народной поэзии. Разнообразие настроений лирического героя в стихотворении «Ласточки пропали...». Ритмическое многообразие стихотворений Фета.
И. С. Никитин
Рассказ о поэте.
«Утро»
Связь природы с жизнью человека в стихотворении. Поэтические средства, помогающие передать тончайшие движения природы, ее влияние на жизнь человека. Народность поэзии Никитина.
Н. А. Некрасов
Рассказ о поэте.
«Крестьянские дети»
Жизнь крестьян в изображении Некрасова. Трудолюбие крестьянских детей, их близость к природе.
И. С. Тургенев
Рассказ о писателе.
«Муму»
Жизнь и детские впечатления, положенные в основу повести Тургенева. Образ Герасима: контраст между внутренним миром и внешним обликом героя. Противопоставление Герасима барыне, нравственное превосходство Герасима и смысл его бунта.
Л. Н. Толстой
Рассказ о писателе.
«Кавказский пленник»
Сюжет рассказа, тема войны в произведении. Образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами. Изображение в рассказе горцев, их быта, традиций, обычаев. Позиция автора по отношению к другому народу, его жизненному укладу, культуре. Основная идея рассказа.
А. П. Чехов
Рассказ о писателе.
«Лошадиная фамилия»
Осмеяние невежества и глупости. Художественные приемы создания комических ситуаций. Понятие о юморе.
IV. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
А. И. Куприн
Рассказ о писателе.
«Чудесный доктор»
Изображение обездоленных людей в рассказе.
Отношение к ним автора: уважение к человеческо-
му достоинству, умению постоять за себя в суро-
вых жизненных испытаниях. Гуманистические
идеи рассказа. Образ хирурга Пирогова: доброта,
благородство души. Контраст, его значение в рас-
крытии характеров героев.
Р1"
М. М. Пришвин
Рассказ о писателе.
«Старый гриб»
Тема бережного отношения к природе. Умение видеть удивительное в незаметном. Зрительные и слуховые образы произведения, прием развёрнутого сравнения.
К. Г. Паустовский
Рассказ о писателе.
«Заячьи лапы»
Поэтические миниатюры Паустовского в прозе. Тематическое сходство рассказа с произведениями-миниатюрами о природе. Прием противопоставления как способ выражения гуманистического пафоса рассказа.
В. П. Астафьев
Рассказ о писателе.
«Васюткино озеро»
Характер Васютки в рассказе. Рассказчик и герой. Традиция изображения детей в родной литературе учащихся.
Ю. П. Казаков
Рассказ о писателе.
«Арктур — гончий пес»
Монолог и диалог в рассказе. Роль детали. Изображение природы в едва уловимых оттенках и красках. Мысль о возможности полной реализации себя в жизни. Сопоставление произведений родной литературы с рассказами Казакова.
V. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
М. Твен
Рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера» (фрагменты)
Характер главного героя и отношение к нему автора. Ирония и юмор в описании проделок мальчиков, их поиски романтики и приключений в обыденной жизни.
О. Генри
Рассказ о писателе.
«Вождь краснокожих» (в сокращении)
Отличия жанров повести и рассказа (сюжетные линии, продолжительность времени действия, герои и т. д.). Лаконизм и динамичность действия, неожиданный финал в рассказах О. Генри.
Основные теоретико-литературные понятия
5 класса
•Художественная литература как искусство слова.
• Начальное понятие о классической литературе, значение термина «классический», русские писатели-классики, классики национальной литературы.
• Понятие о мифе. Мифологическое восприятие мира. Общие черты и национальное своеобразие в мифологическом восприятии мира разными народами.
• Фольклор. Жанры фольклора: былина, сказка. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Особенности языка и композиции фольклорных произведений (зачин, повтор, постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания, концовка и т. д.). Литературная сказка.
• Роды и жанры литературы. Рассказ, повесть, лирическое стихотворение, поэма, басня.
• Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, сюжет, композиция. Средства создания художественного образа: портретная и речевая характеристика героя, его характер. Образ автора. Пейзаж и его роль в литературном произведении.
• Ирония. Юмор. Сатира. Гротеск. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
• Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства языка в произведении: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Гипербола. Аллегория.
• Основы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа.
• Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий 5 класса
• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
• Выразительное чтение художественного текста.
• Различные виды пересказа (подробный, краткий).
• Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
• Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
• Анализ произведения.
• Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики и проблематики.
• Составление планов.
• Написание изложений.
• Поиск информации и умение работать с ней.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
• авторов и названия изученных произведений;
• содержание изученных литературных произведений;
• изученные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• пересказывать устно и письменно, подробно и сжато художественные произведения;
• составлять план эпического произведения;
• определять род и жанр литературных произведений;
• выделять тему, идею изученного произведения, осознавать нравственную проблематику;
• давать характеристику героям литературного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц, сопоставлять эпизоды литературных произведений;
• определять в тексте художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;
• выполнять различные письменные работы творческого характера (изложения, мини-сочинения и др.);
• выражать свое отношение к прочитанному;
• сопоставлять произведения русской и родной литературы;
• воспринимать произведение литературы в тесной связи с другими видами искусства. Календарно-тематическое планирование
Перечень учебно-методических средств
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007
Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1998
Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989
Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990
Конспекты уроков литературы. Русская литература 20 в. Москва, «Владос», 2000
6. Р.И. Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 5- 11 классов
7. Н.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.
8. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы.Задания.
9. И.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. С-П.: «Паритет», 2003
Таблицы Теория литературы
Роды литературы
Художественные системы в литературе
Классицизм. Сентиментализм
Романтизм. Модернизм
Реализм как литературное направление
Темы и мотивы в литературе
Жанры лирики
Жанры лирики
Рифма
Принципы ритмической организации стихотворений
Строфа
Виды строф в лирике
Виды строф в лирике
Твёрдые стихотворные рифмы
стихосложение
Лирический герой
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры
Электронные пособия
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
Библиотека русской классики, выпуск 1.
Библиотека русской классики, выпуск 3.
Библиотека русской классики, выпуск 6.
|