Рабочая программа по литературе 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (2004 год, базовый уровень).
В основу рабочей программы положена программа общеобразовательных учреждений «Литература. 1-11 классы, под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001. Она обеспечивает усвоение знаний учащихся по курсу «Русская литература XX века», а также:
- соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по литературе;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Программа является общеобразовательной. Выбор данного типа программы обусловлен тем, что количество часов по программе соответствует количеству часов по учебному плану школы, и тем, что курс литературы в общеобразовательном учреждении реализуется на базовом уровне.
В учебном плане учреждения для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации выделено 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю. Из них:
- на изучение историко-культурных, теоретико-литературных понятий и произведений – 91 час;
- на развитие речи – 14 часов Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Важнейшим принципом построения курсы литературы для XI класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX века – это советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).
Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, с также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).
Задачи изучения курса:
научить школьников видеть художественные явления в их развитии;
понимать логику литературного процесса;
научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);
понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;
различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XX века;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (102 ч.)
№
| Система уроков
| Педагоги-ческие средства
| Вид деятельности учащихся
| Основные компетенции литературного образования
(содержание и виды работы учащихся)
| Информационно-методическое обеспечение | Диагностика | Кол-во часов | Дата | Учебно-познавательная | литературоведчес-кая | информационная | 1
| Русская литература XX века в контексте мировой культуры.
Цель: показать взаимосвязь русской литературы XX века с мировой культурой, литературой других народов; обозначить основные темы и проблемы русской литературы XX века.
| Лекция беседа
| Коллективная
| Знать основные темы и проблемы русской литературы XX века.
Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой.
|
| Составление плана, тезисов лекции.
|
|
| 1
|
| 2
| “На рубеже веков”. (Литература начала 20 века). Цель: дать представле-ние о тенденциях русской литературы конца XIX – начала XX века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модер-низм», «декаданс»
| Лекция беседа.
| Коллективная, индивидуаль-ная
| Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков
| Модернистские группы: символисты, акмеисты, футуристы.
| Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.
| Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX –начала XXв.в-М.,1988
| Конспекты статей В.Ленина, В.Брюсова, Д.Мережковского
| 1
|
| 3
| Истоки русского символизма.
Цель: показать влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.
| Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа.
| Коллективная
| Знать о влиянии западноевропей-ской философии и поэзии на творчество русских символистов. Уметь находить символы в произведениях символистов и раскрывать их значение.
| Символизм, символ, старшие символисты, младосимволис-ты.
| Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов.
| Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя.–М.: Просвещение, 1999.
| Конспекты статей теоретиков символиз-ма.
| 1
|
| 4
| В.Я.Брюсов- удивитель-ный поэт, переводчик и человек.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии.
| Проб-лемные зада-ния.
| Групповая, индивидуаль-ная.
| Знать о жизни и творчестве поэта.
Уметь анализировать поэтическое произведение.
| ИВС
| Поиск нужной информавции по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для система-тизации ин-формации; создание устных и письменных высказываний.
| Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
| Чтение наизусть.
| 1
|
| 5
| Поэзия К.Д.Бальмонта.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере стихотворе-ний поэта показать основные мотивы и темы поэзии.
| Проблемные зада-ния
| Групповая, индивидуаль-ная.
| Знать о жизни и творчестве поэта.
Уметь анализировать поэтическое произведение.
| ИВС
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для систе-матизации информации; создание устных и письменных высказываний.
| Пиманова О.В. Поэт с «утренней душой». К.Бальмонт. – ЛВШ, №1, 1998.
| Чтение наизусть.
| 1
|
| 6
| Поэзия «младосимволистов» (А.Белый, Ф.Сологуб).
Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэтов -«младосимво-листов» обзорно; на примере стихотворе-ний показать основные мотивы и темы поэзии.
| Проблемные зада-ния.
| Групповая, индивидуаль-ная.
| Знать о жизни и творчестве поэтов - «младосимволис-тов».
Уметь анализировать поэтическое произведение.
| ИВС
| Умение анализировать поэтический текст
|
| Чтение наизусть
| 1
|
| 7
| Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С.Гумилё-ва.
Цель: дать понятие об акмеизме как литературно-художествен-ном направ-лении; познакомить с жизнью и творчеством Н.С.Гумилёва
| Лекция проблемные зада-ния.
| Коллективная, индивидуаль-ная.
| Знать основные положения акмеизма как литературного направления.
Уметь выступать с устным сообщением.
| Акмеизм
| Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.
|
| Анализ стихотворений.
| 1
|
| 8
| Поэты, творившие вне литера-турных тече-ний. Смысл поэзии И.Ф.Аннен-ского.
Цель: познакомить с личностью поэта; дать представ-ление об особенностях поэзии И.А.Анненского.
| Лекция проблемные зада-ния.
| Коллективная, индивидуаль-ная.
| Знать биографию и особенности его творчества.
Уметь выступать с устным сообщением.
| ИВС
| Умение пользоваться различными источниками информации.
|
| Анализ стихотворения.
| 1
|
| 9
| Футуризм. «Эгофуту-ризм» Игоря Северянина.
Цель: познакомить с манифестами футуризма, их пафосом и проблемати-кой, обзорно познакомить с жизнью и творчеством И.Северянина
| Проблемные зада-ния.
| Групповая, индивидуаль-ная.
| Знать манифесты футуризма, их пафос и проблематику, знать о жизни и творчестве поэта.
Уметь анализировать поэтическое произведение.
| ИВС
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; создание устных и письменных высказываний.
|
| Чтение наизусть.
| 1
|
| 10
| Р./р. Сочинение по твор-честву поэтов конца XIX – начала XX века.
Цель: обобщить и закрепить знания материала по данной теме; выявить умение осмысливать тему, определить её границы, закрепить навык оформления цитат из поэтического текста.
| Проблемные зада-ния.
| Индивидуаль-ная
| Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой.
|
| Умение создавать письменный текст на заданную тему; самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа.
|
|
| 1
|
| 11
| Жизнь и творчество А.Блока. Романтичес-кий мир раннего Блока.
Цель: познакомить с полной душевных бурь, событий жизнью поэта; раскрыть своеобразие раннего мира поэта; сформировать представле-ние о наиболее характерных художествен-ных приёмах, символичес-ких образах.
| Лек-ция, работа с кни-гой, де-монст-рация.
| Групповая, индивидуаль-ная.
| Знать о жизни и творчестве поэта, мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока.
Уметь анализировать поэтическое произведение.
| Символика, ИВС образ Прекрасной Дамы.
| Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
|
| Тестирование по типу ЕГЭ.
| 1
|
| 12.
| Тема России, её прошлого, настоящего и будущего в творчестве Блока.
Цель: показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.
| Семи-нар
| Индивидуаль-ная, коллек-тивная.
| Знать содержание цикла «На поле Куликовом» и стихотворений поэта о родине.
Уметь на примере анализа стихов поэта раскрывать его взгляды на тему исторического пути России.
| Символ, ИВС.
| Умение вести диалог, дискуссию.
|
| Чтение наизусть.
| 1
|
| 13.
| История создания поэмы «Двенад- цать» Блока.
Цель: познакомить с историей создания поэмы; показать особенности сюжета, своеобразие композиции и героев.
| Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа.
| Коллективная.
| Знать историю создания поэмы «Двенадцать» А.Блока, сюжет, героев, своеобразие композиции.
| Поэма, ИВС.
| Создание устных высказываний; использование различных источников информации.
|
| Чтение наизусть.
| 1
|
| 14
| Художественное своеобразие поэмы «Двенад-цать».
Цель: познакомить со строфикой, интонацией, ритмом поэмы, её основными символами.
| Проблемные зада-ния, работа с кни-гой.
| Групповая, индивидуаль-ная.
| Знать художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»
| Символы
| Умение вести диалог, дискуссию.
| Штейнбух Ф.М. «Белый венчик» Христа. Перечитывая поэму А.Блока «Двенадцать». РЯЛ в ср. уч. зав. УССР, №7, 1990.
| Чтение наизусть.
| 1
|
| 15-16
| Р./р. Сочинение по твор-честву А.Блока.
Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением.
| Иссле-дова-тельс-кие зада-ния.
| Индивидуаль-ная.
| Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.
|
| Создание письменных высказываний.
|
|
| 2
|
| 17
| И. А.Бунин: судьба и творчество.
Цель: дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина, обозначить основные темы его творчества.
| Беседа, работа с тек-стом.
| Коллективная, индивидуаль-ная
| Знать биографию писателя.
Уметь выступать с устным сообщением.
| Психологизм пейзажа в художественной литературе
| Уметь применять для решения учебных задач информацион-ные и телекоммуника-ционные технологии.
| Смирнова Л. А. Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991
| Конспект тезисов лекции
| 1
|
| |