Пояснительная записка по литературе
8 класс Рабочая программа по литературе для 8-го класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 МО РФ от 05.03.2004г. №1089, Москва);
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы (Базовый уровень). – М.: Просвещение, 2007.
Рабочая программа по литературе для 8-ого класса соответствует образовательному минимуму содержания по данному предмету. Место учебного предмета в учебном плане школы:
Согласно учебному плану Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на изучение литературы в 8-ом классе отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю. Из них: уроков развития речи – 9ч., уроков внеклассного чтения – 16ч.
Цели и задачи курса:
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, формирование национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе; и ценностям отечественной
культуры;
развитие их литературного вкуса и потребности к чтению
подготовка их к самостоятельному восприятию и анализу произведения литературы; пониманию авторской позиции, образного и аналитического мышления;
расширение читательского кругозора учащихся за счет знакомства с образцами мировой словесной культуры;
стимулирование творческой активности детей;
повышение качества техники чтения;
формирование навыков выразительного чтения лирических и эпических произведений;
совершенствование умений интерпретации литературного произведения поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета для расширения своего кругозора;
воспитание высоких нравственных чувств и качеств на уроках словесности на примере изучаемых произведений, способствующих духовному развитию и самосовершенствованию учащихся старшей школы.
Особенности рабочей программы по литературе для 8 класса ГБС(К)ОУ школы №609:
При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, особенности детей с замедленным психическим развитием, а также недостаточно высокая мотивация многих учащихся.
Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся. Основное внимание уделяется пониманию художественного текста, анализу эпизодов, описанию портрета героев произведения и их характера. Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы дети затрудняются.
Учащихся 8-х классов важно научить работать индивидуально, в группе, в паре, чтобы быть активным участником в коллективной работе: уметь слушать, возражать, высказывать свою точку зрения, будучи толерантным.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие методы обучения, как: словесный(монолог учителя), наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, поисковый, исследовательский.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устное словесное рисование, доклады, диалоги, чтение наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Предполагается все более широкое использование нетрадиционных форм уроков: урок-беседа, урок-диспут, лекции с элементами беседы, уроки речевой практики, поэтические музыкальные уроки-концерты, урок-инсценирование. Для повышения мотивации к обучению организовывается поход в театр, музей, экскурсию.
В процессе обучения учащиеся должны освоить теоретические понятия: народно-поэтическое творчество, жанры прозы, романтическая поэма, романтический герой, лирический герой, художественный образ, роды литературы (комедия, трагедия), художественная деталь, антитеза, конфликт.
Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с преданий, лирических народных песен, жития и завершая современными произведениями 20 века. В программе также широко представлена лирика.
Ведущая проблема изучения литературы в 8-ом классе – взаимосвязь литературы и истории, что создает некоторые трудности при объяснении теоретического материала, который сводится к минимуму информации из-за нарушений механизмов запоминания.
Авторы программы по которой работает наша школа избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определять, какие произведения следует читать и изучать, а какие читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему, исходя из особенностей класса и интеллектуального развития детей.
В 8 классе предусмотрено 17ч. уроков внеклассного чтения, на которых уделено много внимания тем произведениям, которые интересны для детей и способствуют повышению интереса к литературе и могут быть реально прочитаны частично дома: ««Шемякин суд» (сатирическое произведение); рассказы Тэффи; любовная лирика М.Ю.Лермонтова; повесть И.С. Тургенева «Ася»; поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века. Добавлено 2 часа на чтение и обсуждение повести К.Д. Воробьева « Убиты под Москвой» о трагической судьбе тридцати девяти кремлевских курсантов, погибших за 5 дней 1941 года. Из зарубежной литературы - это Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Чтение и изучение произведений зарубежной литературы переносится на конец курса 8 класса. Учитель кратко знакомит учащихся с биографией и творчеством писателей, дает краткую характеристику эпохи. На уроке отрабатываются навыки выразительного чтения отрывков из произведений, проводится беседа по вопросам с элементами анализа текста.
С учетом психических особенностей учащихся ЗПР важной задачей на протяжении всего курса литературы является развитие дара слова и побуждение детей к мыслительной работе. У учащиеся, в связи с высокой утомляемостью на уроке и из-за большого объема произведений, очень слабо развиты мыслительные способности ( часто мысли не находят себе подходящих выражений, путаются в вязнут в словах, выливаясь в пустозвонство). И происходит это по причине недоразвитости речи, ограниченного запаса слов и выражений. Поэтому абсолютно на каждом уроке литературы и на уроках развития речи (9 ч. р.р.) проводится кропотливая работа по обогащению словарного запаса слов новыми словами и выяснению их значения, чтобы при ответах учащихся на вопросы учителя сократить неряшливость и бесцветность, необдуманность и неуместность их употребления. На уроках развития речи необходимо следить за правильной и чистой словесной формой, полным совпадением ее с мыслью, которая должна быть понятна и учителю и самому себе. Очень часто дети бессистемно, не задумываясь, хаотично и скупо отвечают на уроке, порой, не понимая даже, о чем они говорят. Поэтому лучшим средством для развития дара слова у детей считается объяснительное, комментированное чтение, чтение наизусть, анализ образцовых по языку произведений, пересказ их учащимися. С этой целью в программе предусмотрены анализ и чтение наизусть следующих лирических произведений (по выбору учащихся): А.С.Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…»
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).
Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое...»
А.А.Фет «Первый ландыш»
А.Н. Майков « Солнце зыблется цветами…»
А.А.Блок «Россия»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок)
М.Исаковский «Враги сожгли родную хату»
Б. Окуджава « Здесь птицы не поют…»
А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...», « Молюсь оконному лучу»
Н.М.Рубцов. «Привет, Россия»
Стихотворение о природе поэтов 19 века ( по выбору учащихся) Дополнительно ученикам рекомендуется чтение стихотворений по теме « Русские поэты о родине, родной природе и о себе» следующих авторов :
И. Анненский « Снег», И. Бунин «Родник», С. Дрожжин « Родина», « Все цветет, благоухая…», Мирра Лохвицкая « не убивайте голубей», Б. Пастернак « Весна в лесу», « В лесу молчанье, тишина…», И. Бунин « Ландыш», Н. Гумилев « Детство», Т. Величковская « В лесу мороз»,В. Маяковский « Тучкины штучки»,
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы учащийся 8-го класса должен:
понимать
что такое словесное искусство; его роль в духовной жизни человека
содержание изученных литературных произведений, происходящих в них событий
основные биографические факты жизни и творческого пути писателей;
разницу между лирическим, эпическим и драматическим произведением
что такое художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа, лирический герой;
значение литературы для самосовершенствования, самовоспитания, развития как личности.
уметь
воспринимать и анализировать прочитанные эпизод художественных текстов;
составлять к ним план
выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения; давать характеристику героев,
сопоставлять эпизоды пройденных ранее литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию ( опираясь на вопросы учителя);
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные высказывания в связи с изученным произведением ( опираясь на текст и вопросы учителя)
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать и принимать адекватно точку зрения своих одноклассников и отстаивать свою;
объяснять собственные чувства, возникающие при чтении лирических произведений
рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств и переживаний в выразительном чтении лирического стихотворения;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию, уметь оценивать игру актеров;
сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста на разные темы с учетом норм русского литературного языка в любой жизненной ситуации;
определения своего круга чтения в дальнейшей жизни и интересов;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторов в случае личной заинтересованности (справочная литература, мемуарная литература, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание рабочей программы по литературе
8 класс на 2012- 2013 учебный год
Введение – 1 ч.
Образное отражение жизни в искусстве. Другие виды искусства.
Устное народное творчество – 4 ч.
Лирические народные песни, частушки; Исторические народные песни: «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»; предания.
Из древнерусской литературы -3 ч.
«Житие Александра Невского», «Шемякин суд».
Из русской литературы XVIII в. - 5 ч.
Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Из русской литературы XIX в. – 48 ч.
И.А. Крылов басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»; А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри» и стихотворения; Н.В. Гоголь комедия «Ревизор», повесть «Шинель»; И.С. Тургенев «Ася» (домашнее чтение); М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»; Н.С. Лесков «Старый гений»; Л.Н. Толстой «После бала»; А.П. Чехов «О любви». Стихотворения о родной природе: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, Н. А. Некрасов.
Из русской литературы XX в. - 28 ч.
И.А.Бунин «Кавказ»; А.И. Куприн «Куст сирени»; А.А. Блок «Россия», «На поле Куликовом»; С.А. Есенин поэма «Пугачев»; М.А. Осоргин рассказ «Пенсне;, И.С. Шмелев «Как я стал писателем»; Тэффи «Жизнь и воротник»; М.М. Зощенко «История болезни»; А.Т. Твардовский «Василий Теркин; К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»; А.П.Платонов «Возвращение»; В.П. Астафьев«Фотография, на которой меня нет»; Стихотворения о родной природе поэтов XX века.
6. Из зарубежной литературы -16 ч.
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (чтение отдельных сцен), Дж. Свифт.
«Путешествия Гулливера»;В. Скотт«Айвенго»; Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Тематическое планирование по литературе 8 класс
на 2013-2014 учебный год
№
| Наименование разделов
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные и практические работы
| Уроков
внеклассного чтения
| Уроков развития речи
| Проекты, исследования
|
| Введение
| 1
| -
| -
| -
|
|
| Устное народное творчество
| 4
| -
| -
| -
|
|
| Древнерусская литература
| 3
| -
| 1
| -
|
|
| Из истории русской литературы XVIII века
| 5
| -
| -
| -
|
|
| Русская литература XIX века
| 48
| -
| 7
| 5
|
|
| Русская литература XX века
| 28
| -
| 6
| 2
|
|
| Зарубежная литература
| 15
| -
| 3
| 2
|
|
| ИТОГО
| 105
|
| 16
| 9
|
|
Требования по уровню подготовки по литературе 8 класс
Наименование разделов
| Учащиеся должны знать/понимать
| Учащиеся должны уметь
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
| Введение
| Понимать образное отражение жизни в искусстве. Знать другие виды искусства.
| Выразительно читать критические литературные статьи, находить и понимать их основную мысль.
| Ощутить стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Уметь обмениваться мнениями о прочитанном. Умение пользоваться учебником.
| Устное народное творчество (УНТ)
| Знать причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; понимать мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок. Понимать значение преданий и исторических песен для истории нашей страны.
| Уметь выразительно читать предания, былины, отличать их от других жанров литературы. Уметь видеть в пословицах и поговорках основную мысль.
| Уметь употреблять пословицы и поговорки в устной речи. Видеть связь литературы и истории. Уметь находить отражение образов древнерусской литературы в современном мире.
| Древнерусская литература
| Понятия: житие, герой, подвиг, патриот, патриотизм, древнерусская литература.
| Уметь работать с учебником, составлять план, рассказывать по плану; уметь видеть отражение в летописях народных идеалов.
| Знакомство с историей – осознание себя в цепи поколений.
| Из литературы XVIII в.
| Вклад писателей XVIII века в развитие русской и мировой культуры, науки.
| Уметь выразительно читать драматическое произведение.
| Работа с дополнительным справочным материалом с целью получения необходимой информации.
| Из русской литературы XIX в.
| Понятия: баллада, стихотворная речь, лирический герой, рифма; роман, сюжет, завязка, кульминация, эпизод, литературный герой, характер, развязка действия, контекст, рассказчик, авторское отношение, псевдоним, пейзажная зарисовка.
Знать интересные факты биографии поэтов и писателей, знать литературные произведения, их названия, главных героев.
| Отличать прозаическое произведение от лирического. Уметь выразительно читать наизусть, осуществлять начальные аналитические умения работы с текстом: определять границы эпизода, подбирать заголовок, пересказывать, выделять ключевые слова; выделять в тексте и стремиться растолковать непонятные слова, привлекая разные словари; понимать ключевые проблемы изученных произведений.
| Воспринимать себя как культурного человека, который участвует в диалоге с писателем, постигая смысл написанного. Понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией. Быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции, формировать эстетический вкус.
| Из русской литературы ХХ в.
| Понятия: жанр, литературный образ, главный герой, противопоставление героев, эпизод, авторская позиция, юмор, пейзажная зарисовка, художественные приёмы,
| Уметь выразительно читать, пересказывать эпизод, составлять рассказ о герое (по плану учителя); Уметь составить портретную характеристику героя, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст; уметь видеть авторское отношение к героям.
| Уметь пользоваться учебником, составлять план произведений. Осмыслять себя как культурного человека. Уметь работать с дополнительными источниками информации. Выступать на семинарах. Готовить доклады, устные и письменные сообщения на заданную тему.
| Из зарубежной литературы.
| Знать основные факты биографии зарубежных авторов. Понятия: литературный герой, фрагмент, этапы путь героя, писатель-фантаст. Понимать связь мировой литературы с историей.
| Выразительное чтение, анализ эпизодов, характеристика героев, высказывание собственного мнения о прочитанном, воспроизведение эпизодов по памяти.
| Попытаться сформировать вкус к хорошей зарубежной литературе.
Уметь работать с дополнительными источниками информации. Выступать на семинарах. Готовить доклады, устные и письменные сообщения на заданную тему.
|
Учебно-методический комплекс:
Учебник
| Пособия для учителя
| Используемые пособия для обучающихся
| Интернет-ресурсы
| Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2010.
| Уроки по литературе в 8-ом классе. В помощь школьному учителю. Егорова Ю.В. изд., Вако, 2012.
Учение с увлечением. Уроки литературы. Харитонова О. – Феникс, 2011.
Древнерусская литература в школе. Поурочное планирование 5-9 класс. Еремина О. – Экзамен, 2004.
Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов. Харитонова О. – Феникс, 2009.
Как научить подростка читать. Шолпо И. – Ломоносов, 2009.
Изучение зарубежной литературы в школе. Иванова Э.И. – М.: Дрофа, 2007.
Уроки анализа лирического произведения. Дрозд Б. – Феникс, 2008.
Читаем. Думаем. Спорим. Дидактический материал по литературе. 8 класс. Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2010.
Информационные технологии на уроках литературы (ФГОС). Федоров С. – М: Просвещение, 2012.
Тютчев в школе. Книга для учителя. Лазаренко А. – М.: Дрофа, 2010.
Анализ стихотворения на уроке. Авт. Марченко А., изд. Просвещение, 2009.
Литература 8 класс. Литературные советы. Авт. Коровина В.М., изд. Просвещение, 2010.
| Литература. Тесты. – Липина Е.Ю. – М.: Дрофа, 2008.
Литература. 8 класс. Доклады, рефераты, сообщения. Андреева Т. – Литера, 2008.
Справочник по русской литературе для школьников. Аристова М. – Экзамен, 2010.
Поэзия Серебряного века. Автор Елена Болдырева, Александр Леденев
Издательство: Дрофа ,2010
«Ромео и Джульетта». 7-8 класс. Изд. Эксмо, 2008.
600 вопросов и ответов по русской литературе. Маслов А., Изд. Феникс,2011.
Тесты по литературе 8 класс. К учебнику В.Я Коровиной «Литература.8 класс», авт. Ерохина Е.Л., изд. Экзамен 2013 .
Ответы и решения. 8 класс. Литература. Авт. Беломестных О.Б., изд. Вако, 2007.
| www.fcior.edu.ru
www.school.univertv.ru
www.1september.ru
www.nsportal.ru
www.uroki.net
www.openclass.ru
www.vneuroka.ru
www.proshcolu.ru
www.school-collection.edu.ru
|
Информация об используемых технологиях, формах обучения
При реализации данной рабочей программы педагогом планируется использование следующих педагогических технологий:
Информационно-коммуникационные технологии – информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Технологии сотрудничества – реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение ее по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.
Технология проблемного обучения – создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Технология парного обучения – один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий, которые включают в себя: взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога, индивидуально-обособленную деятельность участников, взаимодействие в группе.
Здоровьесберегающие педагогические технологии – включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Календарно-тематическое планирование по литературе
8 класс.
№ п/п
| Тема урока
| Дата
| Цели и задачи
| Основные понятия
| Умения и навыки | Контроль | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Введение – 1 час
|
| Русская литература и история
|
| Показать связь художественной литературы и истории, фольклора и истории.
| Афоризм, парадокс, лексикон, феномен и др. Художественный образ. Конспект.
| Уметь самостоятельно читать и пересказывать сжато части рассказа, дискуссировать по поставленным вопросам. Уметь составлять конспекты.
| Конспект
| Устное народное творчество – 4 часа |
| Лирические народные песни, частушки
|
| Расширить представление о народно-поэтическом творчестве. Показать на примерах прочитанных песен душевную красоту, идеалы и чаяния простого народа, нравственные устои крестьянской жизни.
| Исторические, эпические и лирические песни. Стилистика. Рифма, поэтическая речь.
| Уметь выразительно читать и комментировать народные песни.
| Ответы на вопросы. Работа на уроке
|
| Лирические народные песни, частушки
|
| Работа на уроке
|
| Исторические народные песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
|
| Показать особенности художественной формы фольклорных произведений.
| Рифма, поэтическая речь
| Уметь выразительно читать исторические песни.
| Индивидуальные задания
|
| Предание как исторический жанр русской народной поэзии.
|
| Показать особенности содержания и художественной формы народных преданий.
| Предание.
| Уметь готовить индивидуальные задания по данным учителем темам.
| Работа на уроке
| Из древнерусской литературы – 3 часа |
| «Житие Александра Невского».
|
| Познакомить учащихся с житийной литературой как особым жанром древнерусской литературы, с особенностями содержания и формы воинской повести и жития
| Житие, воинская повесть.
Житие, воинская повесть.
| Умение анализировать прочитанное
| Устное сообщение
|
| «Житие Александра Невского». Русская история в картинах.
|
| Пересказ
|
| Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение.
|
| Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.
Особенности поэтики бытовой сатирической повести
| Сатира.
| Умение анализировать прочитанное; овладение словесной живописью, оценочной фразой о славе, о своеобразии языка летописей.
| Выразительное чтение
| Из русской литературы ХVШ века – 5 часов |
| Д.И. Фонвизин.
Слово о писателе. «Недоросль».
|
| Познакомить учащихся с биографией писателя. Показать учащимся сатирическую направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Познакомить учащихся с понятием «классицизм».
Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
| Комедия, классицизм, акт, сцена, реплика, ремарка, речевая характеристика, комическое.
| Обучение выразительному чтению (с использованием технических средств на уроке).
| Работа на уроке
|
| Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Герои и события.
|
| Ответы на вопросы
|
| Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образование и воспитание в комедии.
|
| Участие в обсуждении
|
| Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образование и воспитание в комедии.
|
| Работа на уроке
Выразительное чтение по ролям
|
| Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Речевые характеристики героев комедии.
|
|
| Проверочная работа
| |