Скачать 0.68 Mb.
|
Пояснительная записка по литературе 9 класс Рабочая программа по литературе для 9-го класса составлена на основе:
Рабочая программа по литературе для 9-ого класса соответствует образовательному минимуму содержания по данному предмету. Место учебного предмета в учебном плане школы: Согласно учебному плану ГБС(К)ОУ школы (VII вида) № 609 на изучение данного предмета в 9-ом классе отводится 3 часа в неделю, итого за год – 105 часов. Цели и задачи курса:
осознанное беглое чтение, проведение смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
Особенности рабочей программы по литературе для 9 класса ГБС(К)ОУ школы №609: Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Учитывая интеллектуальные особенности наших детей и интерес их к иллюстративным моментам на уроке, рассказы о писателях и их творчестве сопровождаются наглядностью (портретами, иллюстрациями к произведениям, картинами художников, авторскими работами самих поэтов и писателей). Расширение круга чтения, повышение его качества, а также уровня восприятия глубины проникновения в художественный текст является очень важным моментом в работе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, осознанным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, литературный вкус, научить их анализу важных эпизодов произведения, развить потребность в чтении, заинтересовать сюжетом, чтобы у ребенка появилась потребность дочитать его. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, основная цель литературы состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека. Очень важно донести все до учащихся, чтобы они осмыслили и поняли в душе важность и необходимость предмета, как средства развития не только речи, памяти, но и душевных качеств. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, ведется работа по осмыслению прочитанного. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение и решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В 9 классе в связи с большим объемом текстов и развитием у школьников способности лучше понимать его, учителем предлагаются вопросы, прежде всего на выяснение смысла поступков героев, связи событий, с последующим анализом прочитанного. Однако иногда, учитывая характер нашей школы, возникает необходимость вернуться к дробным вопросам и выяснить понимание информации, заложенной в тексте произведения. Причиной является сложное и объемное содержание произведения. Закрепление его, как правило, осуществляется показом видео- и кинофильмов, которые восполняют пробелы выборочного чтения и помогают лучше запомнить сюжет и понять внутренний мир героев, сопоставив свое восприятие увиденного с прочитанным. Это касается таких масштабных произведений как «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Подбор материала о творчестве писателей, истории создания произведений осуществляется с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. В 9 классе не все учащиеся обладают хорошей техникой чтения и пониманием прочитанного, многие могут лишь кратко пересказать текст, не уловив тему, идею, мысль автора. Большое внимание на уроках литературы уделяется пересказу и осмыслению прочитанного. Заключительной стадией любого урока является обобщающая короткая беседа или диспут, на которых ученик может высказать мнение, поспорить, что-то уяснить для себя, для обогащения своего жизненного опыта (но развитой речью обладают единицы). Учитывая кратковременную память, слабую концентрацию внимания, низкий уровень восприятия информации и другие психологические причины, учащиеся 9 классов выполняют контрольные работы по произведениям, пользуясь литературой и справочными материалами. В коррекционной школе проводятся не только уроки внеклассного чтения, но и уроки развития речи, которые, в основном, призваны обучать детей анализу лирического произведения, умению чувствовать тонкости языка, улавливать внутренний голос поэта, его личностное отношение к жизни. В программе 9 А класса предусмотрено 8 уроков развития речи и 8 уроков внеклассного чтения. С этой целью в программе предусмотрены анализ и чтение наизусть следующих лирических произведений (по выбору учащихся): Г.Р. Державин. (на выбор из ранней лирики). А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Чацкого – выразительное чтение). А.С. Пушкин. «Я вас любил…», « Я помню чудное мгновенье», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный», любое раннее стихотворение А.С.Пушкина. «Евгений Онегин» ( выразительное чтение письма Татьяны, наизусть – любая понравившаяся строфа) М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», « Родина» ( выразительное чтение), «И скучно и грустно…», « Нет не тебя так пылко я люблю…» ( наизусть). А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору наизусть). С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору). М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о «Родина» (по выбору). Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору). А.А. Ахматова. « Сероглазый король», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь, неприкаянный…», «И упало каменное слово…» (по выбору). А.Т. Твардовский. «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом…» (отрывок), « Урожай», «Родное», « Матери» (по выбору). Стихотворения современных поэтов (по выбору). Произведения «Слова о полку Игореве», оды М.В. Ломоносова и Г.Р.Державина читаются только учителем с последующим комментированием, проводится большая словарная работа из-за непонимания детьми многих устаревших слов и выражений. А то, что непонятно, то неинтересно. Именно поэтому Древнерусская литература и литературы 17-18 веков вызывает у детей часто отторжение и нежелание читать. И задача учителя – показать роль данных произведений в духовной жизни человека, расширить представления детей о художественном слове, эмоционально обогатить их внутренний мир и дать представление о великом русском слове, богатстве и своеобразии нашей многовековой культуры. Только слово учителя, подбор нужной информации и материалов для уроков, наглядность, помогают повернуть ученика лицом к литературе. Работа в 9 классах, направленная на развитие у детей с нарушением речи и письма навыков осознанного чтения, протекает в единстве многих форм. Учащиеся, которым трудно дается не только анализ, но и восприятие смысловой ситуации, читают выборочно, по частям и отвечают на вопросы учителя по данного эпизоду, опираясь на текст. На уроках литературы используется выборочное чтение, комментированное чтение, аналитическое чтение, чтение по ролям, выразительное чтение поэтического произведения, чтение «про себя». Теоретическая часть, занимающая достаточно большой объем, дается выборочно, часто только ознакомительно, для общего развития учащихся. В ходе уроков учитель дает следующие понятия из теории литературы:
Расположение материала учебника в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу года обучения систематизировать знания детей в области русской, советской и зарубежной литературы. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса 9 класса, возможна замена или перестановка того или иного текста по желанию учителя, который исходит из интеллектуальных и психических способностей учащихся. Сокращено количество часов, отведенное на изучение зарубежной литературы с целью увеличения часов на литературу XX века, которая представляет наибольший интерес для учащихся. Содержание рабочей программы по литературе
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
«Слово о полку Игореве…» 3. Из русской литературы XVIII в. - 9 ч. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» и др. оды; Г.Р. Державин «Памятник», «Властителям и судиям»; Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»; А.Н Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывки). 4. Из русской литературы XIX в. - 63 ч. В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»; поэзия К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского; А.С. Грибоедов «Горе от ума»; Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара» (домашнее чтение); А.С. Пушкин стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Осень», поэма «Цыганы» (домашнее чтение), роман «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери» (домашнее чтение); М.Ю. Лермонтов стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», роман «Герой нашего времени» (отрывки из глав); Н.В. Гоголь «Мертвые души» (отрывки из глав), рассказ «Страшная ночь» (домашнее чтение); А.Н. Островский «Бедность не порок»; Ф.М. Достоевский роман «Белые ночи» (отрывок); Л.Н Толстой автобиографическая трилогия (домашнее чтение); А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»; стихотворения о родной природе: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, Н. А. Некрасов. 5. Из русской литературы XX в. - 19 ч. И.А.Бунин «Темные аллеи» (отрывок); М.А. Булгаков «Собачье сердце» (эпизоды повести); М.А. Шолохов «Судьба человека»; А.А. Блок «Вечер принес издалека», «Как тяжело ходить среди людей», «О доблестях, о подвигах, о славе»; С.А. Есенин «Вот уж вечер», «Гой ты, Русь моя родная», «Разбуди меня рано», «Отговорила роща золотая»; В.В. Маяковский «Послушайте»; М.И Цветаева стихотворения «Идешь на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», стихотворения о Родине; Н.А. Заболоцкий стихотворения «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана»; А. Т. Твардовский «Урожай», «Родное», «Матери». 6. Из зарубежной литературы -3 ч. Данте Алигьери «Божественная комедия» (ознакомительно), У. Шекспир «Гамлет» (чтение отдельных сцен), И.В Гете «Фауст» (чтение отдельных сцен). Тематическое планирование по литературе 9 класс на 2013-2014 учебный год
Требования по уровню подготовки по литературе 9 класс
Учебно-методический комплекс:
|
Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена... ... | Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных... | ||
Программа по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Программа по Литературе 11 класс. Пояснительная записка Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс. Пояснительная записка Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной... | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для средней... Программы по литературе для 5-11 классов( под. Редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение) в соответствии с буп – 2004 года | ||
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | ||
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | Рабочая программа по литературе 11 класс пояснительная записка Программы общеобразовательных учреждений. Литература п/р В. Я. Коровиной М., Просвещение 2006г | ||
Программа по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | Программа по литературе 11 класс Пояснительная записка Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего... | ||
Пояснительная записка по литературе 5 класс Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 мо РФ от 05. 03. 2004г №089 Москва) | Программа по литературе для 9 класса Пояснительная записка К учебнику «Литература 9 класс» Издательство «Москва Просвещение» 2012 Автор В. Я. Коровина | ||
Пояснительная записка по литературе 8 класс Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 мо РФ от 05. 03. 2004г. №1089, Москва) | Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»... |