Скачать 416.04 Kb.
|
МКОУ «Грязновская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области Согласовано. Утверждено. Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Грязновская СОШ» ___________ Е.Г.Сысоева ____________ В.П.Мазалова «___» ____ 2013 г. Приказ от «__»___2013г. №_____ Рабочая программа по литературе 5 класс Составила учитель русского языка и литературы Орлова Елена Евгеньевна 2013 – 2014 учебный год Раздел I. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008). Всего – 104 часа, 3 часа в неделю. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 класс.»: Учебник В 2ч. – М.: Просвещение, 2013г. Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Авторская программа под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения. В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса. Учащиеся должны знать: • авторов и содержание изученных произведений; • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Учащиеся должны уметь: • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению; • выявлять основную нравственную проблематику произведения; • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними; • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ) • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки; • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие); • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни; • создавать сочинения-миниатюры по картине. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе Для учащихся: 1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009. 3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006. 4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008. 5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995 Для учителя: 1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002. 2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004. 3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. 4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005. 6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006. 7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005. 8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006. 9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006. 10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007. Произведения для заучивания наизусть. Пословицы и поговорки. В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок). И.А. Крылов. Басни. А.С. Пушкин. «У лукоморья...» Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…») Ф. И. Тютчев. «Весенние воды» А.А. Фет. «Весенний дождь». М.Ю. Лермонтов. «Бородино». По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения. По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения. Список литературы для самостоятельного чтения. Из русской литературы XIX века. И.А.Крылов. 3 – 4 басни по выбору. К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин. Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка). А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». А. В. Кольцов. Осень. Урожай. Н. В. Гоголь. Страшная месть. Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др. И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро. А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат....... Ф. И. Тютчев. Утро в горах. Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). А. Н. Островский. Снегурочка. А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор. Из русской литературы XX века. М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор. И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...». А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...». С. А. Есенин. Песнь о собаке. Дон Аминадо. Колыбельная. И. С. Соколов-Микитов. Зима. П. П. Бажов. Каменный цветок. М. М. Пришвин. Моя родина. А. Т. Твардовский. Лес осенью. Е. И. Носов. Варька. В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка. Ю.Ким. Рыба-кит. Из зарубежной литературы. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2013-2014 учебный год Всего – 102 часа.
|
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Программа по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,... | Рабочая программа по литературе 10 класс Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;... | ||
Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н ... | Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004) по примерной программе основного образования... | Рабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене... Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального компонента Государственного стандарта основного... | ||
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | Рабочая программа по литературе. 6 Класс «Б» Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина 1 составлена... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература... | Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | ||
Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | ||
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной | Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных... |