Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов





Скачать 183.87 Kb.
НазваниеГоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов
Дата публикации23.07.2013
Размер183.87 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета начальных классов

_________________________________

__________________________________

(подпись, Ф.И.О. декана/директора)

«_____»______________200_ г.

Рабочая программа



Учебная дисциплина: «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРАКТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
(наименование)

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование______ ________________________________
Профиль подготовки Начальное образование и иностранный язык

Начальное образование и информатика
Квалификация (степень выпускника) бакалавр
Кафедра ___русской и зарубежной литературы_____________________________

(название)

Курс _____4______ семестр _____7________ форма обучения ___очная__________



Программа разработана

Канд. филол. наук, доцент О.И. Позднякова




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)

Рецензент (ы)




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензнта(ов)программы)


Йошкар-Ола 2011 г.




Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии факультета филологии и журналистики





Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы


(назв. факультета/института, специальности)




(название кафедры)


протокол заседания №____ от





протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.




«____»_____________200__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ____________________________________

__________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г _____________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении программы

на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный

год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры,

Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения












1.Пояснительная записка
Цели освоения дисциплины:
1) овладение будущими учителями литературоведческими знаниями, необходимыми для совершенствования собственной читательской деятельности и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников;

2) познакомить студентов с принципами анализа художественных текстов и внедрить способы работы с текстом в личный читательский опыт студентов;

3) подготовить студентов к учебной практике и самостоятельной педагогической деятельности.

Задачи освоения дисциплины:
Научно-исследовательская деятельность:

1) постановка проблемы, выдвижение гипотезы и поиск пути их решения и доказательства;

2) устное и письменное представление материалов собственных наблюдений и исследований.

Педагогическая деятельность:

1) подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий в школе,

2) самостоятельная разработка фрагментов и частей урока.

Прикладная деятельность:

1) разработка структуры современного урока;

2) внедрение полученных результатов на педагогической практике.
Организационно-управленческая деятельность:

1) организация самостоятельного трудового процесса.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Теория литературы и практика читательской деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (3.2.2).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Детская литература».

Освоение дисциплины «Теория литературы и практика читательской деятельности» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» и прохождению педагогической практики в школе.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

основные понятия из области теории литературы:

основные принципы литературоведческого анализа художественного произведения;

основные этапы работы над художественным произведением в начальной школе;

способы формирования у младших школьников читательской самостоятельности;

уметь:

анализировать эпические, лирические, драматические художественные произведения;

вести диалог с другими читателями в ходе обсуждения художественного произведения;

организовывать читательский диалог на уроке при обсуждении художественного произведения с младшими школьниками;

формировать круг детского чтения, ориентируясь на книжные издания эпических, лирических, драматических произведений;

владеть:

навыком самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации;

навыками работы с научной литературой;

методами обучения детей младшего школьного возраста основами литературоведческой науки.

демонстрировать способность и готовность:

к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач;

к устной и письменной коммуникации.

В связи с этим дисциплина «Теория литературы и практика читательской деятельности» формирует следующие компетенции –

общекультурные:

ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2: владение нормами русского литературного языка и навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

общепрофессиональные:
ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории и теории основного языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком и его литературной формой;

ПК-4: владение основными методиками и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

в научно-исследовательской деятельности:

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-6: способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

в педагогической деятельности:

ПК-10: умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик;

ПК-11: готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися;

в прикладной деятельности:

ПК-12: решение задач воспитания средствами учебного предмета;

СК-3: способность применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности;

в проектной деятельности:

ПК-15: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативных сферах;

в организационно-управленческой деятельности:

ПК-16: умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.

2.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____3_____ зачетных единицы, __108 ____ауд. часа.

Тематический план учебной дисциплины






п/п


Раздел Дисциплины

Семестр

Неделя семестра



Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)













Лекции

Практические / семинарские занятия

Виды самостоятельной работы





1.


Введение.

Особенности литературы как вида искусства


7


1


Лекции (2 ч.)



Практические занятия (4 ч.)

Работа с методическими пособиями, программами, выполнение индивидуальных заданий (4 ч.)

Консультация, выборочная проверка выполнения индивидуальных заданий


2.


Литературное произведение как целое


7


2


Лекции (2 ч.)




Выполнение индивидуальных заданий, работа с методическими пособиями (4 ч.)

Собеседование, проверка конспектов


3.


Форма и содержание литературно-художественного произведения. Специфика его анализа.



7





Лекции

(2 ч.)


Практические занятия

(10 ч.)


Работа с учебными и методическими пособиями, подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий (10 ч.)


Консультация, выборочная проверка выполнения индивидуальных заданий


4.


Основы стиховедения


7





Лекции

(2 ч.)


Практические занятия (2 ч.)

Изучение методических пособий, реферирование основных работ (4 ч.).

Собеседование, проверка выполнения задания, тестирование.


5.


Читатель и художественное произведение


7





Лекции

(2 ч.)


Практические занятия (4 ч.)


Изучение дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям

(4 ч.)


Консультация, проверка выполнения заданий


6.


Специфика читательской деятельности



7





Лекции

(2 ч.)


Практические занятия (2 ч.)

Самостоятельный поиск информации к практическому занятию (2 ч.)

Проверка выполнения задания


7.


Методические приёмы и принципы организации читательской деятельности младших школьников


7





Лекции (2 ч.)


Практические занятия (3 ч.)


Выполнение задания к практическому занятию (5 ч.)


Собеседование. Зачётная работа. Экзамен.

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тематический план лекций:


п/п

Темы лекций

Кол-во часов

1

2

3



Введение. Особенности литературы как вида искусства

2 часа



Литературное произведение как целое

2 часа



Форма и содержание литературно-художественного произведения. Специфика его анализа.

2 часа



Основы стиховедения

2 часа



Читатель и художественное произведение

2 часа



Специфика читательской деятельности

2 часа



Методические приёмы и принципы организации читательской деятельности младших школьников

2 часа

Программа практических

(семинарских), лабораторных занятий


п/п

Темы практических занятий

Кол-во часов

1

2

3

1.


Словесно-художественный образ и воображение читателя


4

2.


Портрет и пейзаж в литературно-художественном произведении


2

3.


Персонаж, приёмы создания образа персонажа. Система персонажей в литературном произведении.


2

4.


Сюжет и композиция литературного произведения. Приёмы работы над композицией в младших классах.



2

5.


Художественная речь в литературном произведении



2

6.


Целостный анализ прозаического литературного произведения.


2


7.


Анализ стихотворного произведения



2


8.


Проблемы детского чтения на страницах педагогических изданий



4


9.


Изучение читательских интересов и спросов у школьников 1-4 классов



2


10.


Моделирование фрагментов организации читательской деятельности младших школьников



3












Тематический план самостоятельной работы






п/п


Темы для самостоятельного изучения

Количество часов

Формы текущего контроля успеваемости













1.

Введение. Особенности литературы как вида искусства


4 ч.

Консультация, выборочная проверка выполнения индивидуальных заданий

2.

Литературное произведение как целое

4 ч.

Собеседование, проверка конспектов

3.

Форма и содержание литературно-художественного произведения. Специфика его анализа.

10 ч.

Консультация, выборочная проверка выполнения индивидуальных заданий

4.

Основы стиховедения

4 ч.

Собеседование, проверка выполнения задания, тестирование


5.


Читатель и художественное произведение


4 ч.

Консультация, проверка выполнения индивидуальных заданий

6.

Специфика читательской деятельности

2 ч.

Проверка выполнения задания


7.

Методические приёмы и принципы организации читательской деятельности младших школьников


5 ч.


Собеседование. Зачётная работа. Экзамен.


ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
В процессе освоения дисциплины «Теория литературы и практика читательской деятельности» применяются следующие виды контроля:
1) текущий (в форме проверки выполнения студентами индивидуальных заданий и др.);

2) итоговый (экзамен, которым завершается курс).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Сущность и функции искусства.

  2. Литература как вид словесного искусства. Специфика словесно-художественного образа.

  3. Понятие о читательском воображении. Воображение – способность мыслить образами.

  4. Джанни Родари и его педагогические приёмы развития воображения читателя.

  5. Структура литературно-художественного произведения. Форма и содержание.

  6. Идейное содержание литературно-художественного произведения (тема, проблема, художественная идея).

  7. Художественный мир произведения. Содержание и значение термина.

  8. Персонаж и приёмы создания образов персонажей.

  9. Вещь, интерьер в художественном произведении.

  10. Пейзаж и его функции в литературном тексте.

  11. Пространственно-временная организация текста. Понятие хронотопа.

  12. Сюжет литературного произведения. Сюжет и фабула. Функции сюжета.

  13. Сюжет и конфликт. Элементы сюжета.

  14. Композиция и её функции в литературно-художественном произведении.

  15. Уровни композиции и основные композиционные приёмы.

  16. Специфика художественной речи. Поэзия и проза.

  17. Лексика и стилистика.

  18. Синтаксис и интонация.

  19. Особенности звучания (эвфония).

  20. Речевая организация произведения. Виды повествования и типы повествователя.

  21. Стиховедение. Разделы стиховедения.

  22. Рифма: её классификация и функции. Способы рифмовки.

  23. Стихотворный метр и размер. Вольный стих, верлибр.

  24. Системы стихосложения в русской поэзии (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).

  25. Стихотворные метры силлабо-тоники (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).

  26. Ритмические определители стиха (пиррихий, спондей).

  27. Строфа и виды строф.

  28. Чтение как познание и вид творчества.

  29. Классификация и типология читателей.

  30. Чтение и прочтение (понятие и виды).

  31. Понятие о читательской деятельности. Читательские способности.

  32. Виды чтения. Перечитывание.

  33. Педагогическая деятельность по воспитанию талантливого читателя.

  34. Критерии отбора круга чтения для литературного образования младших школьников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconГоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФедеральное агентство по образованию гоувпо «Марийский государственный...
Положение о конкурсе. Согласно Положению основной целью проведения конкурса было создание оптимальных условий для воспитательно-образовательной...
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconМинистерство образования и науки российской федерации гоувпо «Марийский...
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры...

Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconПрограмма по биологии для вступительных испытаний в гоувпо «Марийский...
Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого...
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю
Учебная дисциплина: б 17 актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет физической...
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconАмурский государственный университет (гоувпо «АмГУ») экономический...
Методологическая основа подготовки дипломной работы
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconРеспублики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение
Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1)
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
Учитель, работающий с детьми-художниками, должен помнить: познавательные процессы у этого типа детей имеют свои особенности
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconМинистерство образования и науки российской федерации фбгоу впо «Марийский...
Наименование результата: монография «Лингводидактика поликультурного образования»
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Биолого-химический...
Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической...
Студентка гоувпо «Пермский государственный университет», экономический факультет, 5 курс, специальность «Финансы и кредит»
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической...
Студентка гоувпо «Пермский государственный университет», экономический факультет, 5 курс, специальность «Экономическая теория»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск