Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма





НазваниеГоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма
страница1/5
Дата публикации04.07.2013
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет физической культуры, спорта и туризма

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета физической

Культуры, спорта и туризма

_________________М.М. Полевщиков

«____ » ________________ 20 11 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Б.2.7 Концепции современного естествознания

(наименование)

Направление подготовки

034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Профили подготовки __________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

(название)

Курс 1 семестр 1

форма обучения очная
Программа разработана доцентом каф. МБД и БЖ Гавриловой М.Н., канд.биол.наук

(должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание автора(ов) программы)
Рецензент(ы) доцент физиологии человека, канд. биол. наук Киселева Л.Б.

(должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание рецензента(ов) программы)

Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания № ___ от




протокол заседания № ___ от

«___»_______________ 20__ г.




«___»_______________ 20__ г.







И.И. Новоселова

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)




СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой теоретических основ физического воспитания

протокол заседания №__ от __________200__г_______________А.М. Шрага


Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения (Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

1. Формирование у студентов целостной системы знаний об основных концепциях современного естествознания как неотъемлемой составляющей современной культуры.

2. Формирование представления о природе, основанном на понимании универсальных закономерностей и взаимосвязей существующих в природе.

Задачи дисциплины:

  • знакомство студентов с основными проблемами, закономерностями, историей и тенденциями развития естествознания;

  • изучение современных концепций естествознания в которых раскрываются фундаментальные и мировоззренчески значимые проблемы современной науки и философии;

  • знакомство студентов с наиболее актуальными для современного естествознания проблемами и направлениями естественнонаучного познания.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Концепции современного естествознания» базируется на синтезе естественных наук (физике, химии и биологии) и содержит наиболее важные результаты этих наук о мире и месте человека в нем.

Знание современных фундаментальных научных положений естествознания, его мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом подготовки специалистов в любой области деятельности и соответствует осуществляемой реформе высшего образования, направленной на усиление его фундаментальности и разносторонности, умению творчески адаптировать последние достижения в своей области к конкретным условиям труда.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, значительно повышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

– способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

– об естественной и гуманитарной культурах, о научном методе;

– об истории естествознания; панораме современного естествознания; тенденциях развития науки;

– о корпускулярной и континуальной концепциях описания природы;

– о порядке и беспорядке в природе; хаосе;

– о структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мега миры;

– о пространстве, времени; принципах относительности;

– о принципах симметрии; законах сохранения;

– о динамических и статистических закономерностях в природе;

– о принципе возрастания энтропии;

– о химических процессах, реакционной способности веществ;

– о внутреннем строении и история геологического развития Земли; современных концепциях развития геосферных оболочек;

– об особенностях биологического уровня организации материи;

– о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

– о генетике и эволюции;

– о биоэтике;

– о биосфере и космических циклах;

– о самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма.

Студент должен знать и уметь пользоваться в своей профессиональной деятельности фундаментальными концепциями естествознания:

– системным подходом, направленным на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями;

– эволюционным подходом к явлениям, событиям и процессам, позволяющим понять их роль в общем процессе развития;

– концепцией самоорганизации, раскрывающей внутренние причины эволюции

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

5. Разработчик:

МарГУ, канд., биол. наук доцент кафедры медико-биологических дисциплин и БЖ М.Н. Гаврилова.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод познания. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития). Развитие представлений о материи. Развитие представлений о движении. Развитие представлений о взаимодействии

2. Пространство, время, симметрия

Принципы симметрии, законы сохранения. Эволюция представлений о пространстве и времени. Специальная теория относительности. Общая теория относительности

3. Структурные уровни и системная организация материи

Микро-, макро-, мегамиры. Структуры микромира. Химические системы. Особенности биологического уровня организации

4. Порядок и беспорядок в природе

Динамические и статистические закономерности в природе. Концепции квантовой механики. Принцип возрастания энтропии. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма

5. Панорама современного естествознания

Космология (мегамир). Геологическая эволюция. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем). Эволюция живых систем. История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем). Генетика и эволюция

6. Биосфера и человек

Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости живых систем). Учение В. И. Вернадского о биосфере. Человек в биосфере. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Тематический план изучения учебной дисциплины


п/п раздела

Наименование разделов и тем


Семестр

Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

I. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

2. Научный метод познания

3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

4. Развитие представлений о материи

5. Развитие представлений о движении

6. Развитие представлений о взаимодействии

1

18

2

6







10

Тематическое собеседование; консультационное тестирование для закрепления знаний по разделу.

2


II. Пространство, время, симметрия

1. Принципы симметрии, законы сохранения

2. Эволюция представлений о пространстве и времени

3. Специальная теория относительности

4. Общая теория относительности

1

18

2

6







10

Взаимоопрос и взаимооценивание. Анализ докладов, обсуждение, выводы. Консультационное тестирование для закрепления знаний по разделу.

3



III. Структурные уровни и системная организация материи

1. Микро-, макро-, мегамиры

2. Структуры микромира

3. Химические системы

4. Особенности биологического уровня организации

1

16

2

6







8

Устный опрос, собеседование. Итоговое тестирование по разделу.

4



IV. Порядок и беспорядок в природе

1. Динамические и статистические закономерности в природе

2. Концепции квантовой механики

3. Принцип возрастания энтропии

4. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма

1

16

2

6







8

Обсуждение проблемных вопросов и дополнений. Индивидуальные и групповые собеседования.

Итоговое тестирование по разделу.


5



V. Панорама современного естествознания

1. Космология (мегамир)

2. Геологическая эволюция

3. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)

4. Эволюция живых систем

5. История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)

6. Генетика и эволюция

1

18

4

6







8

Анализ и обсуждение тематических докладов, проблемных вопросов, дополнений. Итоговое тестирование по разделу.

6

VI. Биосфера и человек

1. Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости живых систем)

2. Учение В. И. Вернадского о биосфере

3. Человек в биосфере

4. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)

1

22

4

8







10

Анализ и обсуждение докладов. Итоговое тестирование по разделу.

ВСЕГО:




144

16

38







54






Методические рекомендации к закреплению лекционного материала
Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Концепции современного естествознания», значительно повышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне.

В результате изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» формируются представления:

• о Вселенной в целом и её эволюции;

• о современных представлениях на возникновение жизни и её эволюции;

• о фундаментальном единстве естественных наук; незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;

• о дискретности и непрерывности в природе;

• о динамических и статистических закономерностях в природе;

• о вероятности как объективной характеристике природных систем;

• об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе.

В ходе изучения данной дисциплины должны быть сформированы знания и умения использовать представления:

• об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания;

• о концепциях пространства и времени;

• о принципах симметрии и законах сохранения;

• о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

• о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

• о самоорганизации в живой и неживой природе;

• об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира ;

• о взаимоотношении теоретического и экспериментального исследования в естествознании.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет физической...
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма
Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?...
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconРефератов по дисциплине: «история туризма»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconКафедра теории и методики танцевального спорта Информационная справка
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconРоссийский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconНекоммерческая организация
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconЗанятия физической культурой в специальных медицинских группах школ...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconПримерные вопросы к коллоквиуму: Модуль вид туризма вид программного обслуживания
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconМетодические рекомендации к написанию рефератА
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconТульский государственный университет факультет физической культуры,...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconТемы контрольных работ и реферат
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconПрограмма курса повышения квалификации «Нормативные основы многолетней...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconРефератов по дисциплине: «Туристско-рекреационное проектирование»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconУдк 796. 015. 28 Практический опыт использования циклических и силовых...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва)
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма iconПланы семинарских занятий к рабочей программе «философия»
«российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск