Скачать 0.58 Mb.
|
ГОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма УТВЕРЖДАЮ Декан факультета физической Культуры, спорта и туризма _________________М.М. Полевщиков «____ » ________________ 20 11 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина Б.2.7 Концепции современного естествознания (наименование) Направление подготовки 034600.62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Профили подготовки __________________________________________________________ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности (название) Курс 1 семестр 1 форма обучения очная Программа разработана доцентом каф. МБД и БЖ Гавриловой М.Н., канд.биол.наук (должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание автора(ов) программы) Рецензент(ы) доцент физиологии человека, канд. биол. наук Киселева Л.Б. (должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола 2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой теоретических основ физического воспитания протокол заседания №__ от __________200__г_______________А.М. Шрага Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: 1. Формирование у студентов целостной системы знаний об основных концепциях современного естествознания как неотъемлемой составляющей современной культуры. 2. Формирование представления о природе, основанном на понимании универсальных закономерностей и взаимосвязей существующих в природе. Задачи дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Концепции современного естествознания» базируется на синтезе естественных наук (физике, химии и биологии) и содержит наиболее важные результаты этих наук о мире и месте человека в нем. Знание современных фундаментальных научных положений естествознания, его мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом подготовки специалистов в любой области деятельности и соответствует осуществляемой реформе высшего образования, направленной на усиление его фундаментальности и разносторонности, умению творчески адаптировать последние достижения в своей области к конкретным условиям труда. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, значительно повышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); – способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); – способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4). В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: – об естественной и гуманитарной культурах, о научном методе; – об истории естествознания; панораме современного естествознания; тенденциях развития науки; – о корпускулярной и континуальной концепциях описания природы; – о порядке и беспорядке в природе; хаосе; – о структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мега миры; – о пространстве, времени; принципах относительности; – о принципах симметрии; законах сохранения; – о динамических и статистических закономерностях в природе; – о принципе возрастания энтропии; – о химических процессах, реакционной способности веществ; – о внутреннем строении и история геологического развития Земли; современных концепциях развития геосферных оболочек; – об особенностях биологического уровня организации материи; – о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; – о генетике и эволюции; – о биоэтике; – о биосфере и космических циклах; – о самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма. Студент должен знать и уметь пользоваться в своей профессиональной деятельности фундаментальными концепциями естествознания: – системным подходом, направленным на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями; – эволюционным подходом к явлениям, событиям и процессам, позволяющим понять их роль в общем процессе развития; – концепцией самоорганизации, раскрывающей внутренние причины эволюции 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы. 5. Разработчик: МарГУ, канд., биол. наук доцент кафедры медико-биологических дисциплин и БЖ М.Н. Гаврилова. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод познания. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития). Развитие представлений о материи. Развитие представлений о движении. Развитие представлений о взаимодействии 2. Пространство, время, симметрия Принципы симметрии, законы сохранения. Эволюция представлений о пространстве и времени. Специальная теория относительности. Общая теория относительности 3. Структурные уровни и системная организация материи Микро-, макро-, мегамиры. Структуры микромира. Химические системы. Особенности биологического уровня организации 4. Порядок и беспорядок в природе Динамические и статистические закономерности в природе. Концепции квантовой механики. Принцип возрастания энтропии. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма 5. Панорама современного естествознания Космология (мегамир). Геологическая эволюция. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем). Эволюция живых систем. История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем). Генетика и эволюция 6. Биосфера и человек Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости живых систем). Учение В. И. Вернадского о биосфере. Человек в биосфере. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье) 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Тематический план изучения учебной дисциплины
Методические рекомендации к закреплению лекционного материала Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Концепции современного естествознания», значительно повышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать последующие дисциплины учебного плана на качественно более высоком уровне. В результате изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» формируются представления: • о Вселенной в целом и её эволюции; • о современных представлениях на возникновение жизни и её эволюции; • о фундаментальном единстве естественных наук; незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития; • о дискретности и непрерывности в природе; • о динамических и статистических закономерностях в природе; • о вероятности как объективной характеристике природных систем; • об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе. В ходе изучения данной дисциплины должны быть сформированы знания и умения использовать представления: • об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания; • о концепциях пространства и времени; • о принципах симметрии и законах сохранения; • о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы; • о динамических и статистических закономерностях в естествознании; • о самоорганизации в живой и неживой природе; • об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира ; • о взаимоотношении теоретического и экспериментального исследования в естествознании. |
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет физической... Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему | Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?... | ||
Рефератов по дисциплине: «история туризма» «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Кафедра теории и методики танцевального спорта Информационная справка Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | ||
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | ||
Некоммерческая организация Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма | ||
Примерные вопросы к коллоквиуму: Модуль вид туризма вид программного обслуживания «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Методические рекомендации к написанию рефератА Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | ||
Тульский государственный университет факультет физической культуры,... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | Темы контрольных работ и реферат Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк) | ||
Программа курса повышения квалификации «Нормативные основы многолетней... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма | Рефератов по дисциплине: «Туристско-рекреационное проектирование» «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | ||
Удк 796. 015. 28 Практический опыт использования циклических и силовых... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва) | Планы семинарских занятий к рабочей программе «философия» «российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» |