Скачать 164.91 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ Декан/директор факультета/института _________________________________ __________________________________ (подпись, Ф.И.О. декана/директора) «_____»______________20__ г. Рабочая программаУчебная дисциплина: Б.3.17 актуальные проблемы русской литературы второй половины хх века (наименование) Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки Русский язык и иностранный язык (английский) Квалификация (степень выпускника) бакалавр Кафедра ___русской и зарубежной литературы__________ (название) Курс _____5______ семестр _____9_____ форма обучения ___очная_________
Рецензент (ы)
Йошкар-Ола 2011 г.
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ______________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________20__г _____________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений
1.Пояснительная записка Цели освоения дисциплины: 1) сформировать у студентов целостное представление о современном литературном процессе 2) познакомить с составом литературы, основными литературными направлениями, жанрами и стилями, особенностями их эволюции, особым содержанием и поэтикой; 3) показать значение творчества современных писателей в становлении отечественной и мировой литературы и искусства, в формировании их национального своеобразия; 4) научить применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности. Задачи освоения дисциплины: Научно-исследовательская деятельность: 1) анализ и интерпретация на основе существующих методов явлений и процессов, происходящих внутри художественных систем с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; 2) устное, письменное и виртуальное представление материалов собственных наблюдений и исследований. Прикладная деятельность: 1) создание различных типов текстов – устное выступление, аннотация, обзор, реферат; Проектная деятельность: 1) разработка проектов, связанных с креативной деятельностью в рамках семинаров, литературных объединений ; создание сценариев литературных игр и литературно-драматических фестивалей. Организационно-управленческая деятельность: 1) организация самостоятельного трудового процесса. Место дисциплины в структуре ПООП бакалавриата Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Филологическое образование (русский язык и литература, английский язык)» (бакалавриат) предусматривает изучение дисциплины «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» в составе профессионального цикла, разделе «курсы по выбору». Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные учащимися в средней общеобразовательной школе, в частности, они должны иметь общее представление об истории развития литературы ХХ века, ее связях и отличиях от литературы ХIХ века, Серебряного века. Большое значение приобретают и знания, полученные в процессе одновременного с изучением данной дисциплины курсов введения в профильную подготовку, теории литературы, истории русской и зарубежной литературы. Курс «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» является завершающим этапом в процессе подготовки бакалавра. Отбор содержания учебного материала определяется поставленными целями и задачами курса, в котором рассматриваются важнейшие теоретические, эстетические и историко-литературные проблемы ХХ века. История литературы ХХ-ХХI в.в. представлена в ракурсе эстетической и культурологической новизны по отношению к литературам предшествующих эпох. Большое внимание уделяется раскрытию эстетической и идейно-философской полифонии литературы изучаемого периода, установлению эстетической и идейно-нравственной преемственности между литературами различных периодов изучаемой эпохи, а также определению новаторских качеств и отличительных свойств и характеристик литературы разных периодов эпохи. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен знать: состав литературного процесса, основные виды литературы его организующие; ведущие литературные направления, жанры и стилевые особенности; уметь: раскрывать особенности функционирования, содержания и формы современных произведений с использованием основных понятий и терминов, приемов и методов анализа и интерпретации текстов, принятых в филологической науке; пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами; излагать устно и письменно свои выводы и наблюдения по вопросам теории и истории современной литературы; создавать тексты разного типа (аннотация, обзор научных источников, реферат, самостоятельный анализ текста, сценарий литературной игры праздника/фестиваля); применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности; владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в рамках избранной специальности; демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к устной и письменной коммуникации. В связи с этим в курсе «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» формируются следующие компетенции – ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-14, ОК-17; ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10. ПК-11. 2.Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 36 аудиторных занятий (20 - лекций, 16 – практических занятий), 36 часов самостоятельной работы.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы Основная литература по курсу: Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М.,1981. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965,1990. Бахтин М.М. Проблема сентиментализма // Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 тт. Т.5. М.,1996. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения: “Миргород” Н.В.Гоголя. М.,1995. Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Дискурс. № 3-4. Новосибирск. 1997. Тюпа В.И. Аналитика художественного. М. 2002. Тюпа В.И.Художественность // Литературоведение. М., 1999. Тюпа В.И. Постсимволизм. Самара, 1998. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. М.,1987. Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. М.,2001. Русская литература ХХ века. / Под ред Л.П.Кременцова. В 2-х т. Т.2. М., 2002. Бараков В.Н. Современная русская лирика. Учебно-методическое пособие к спецкурсу. Москва-Вологда, 1994. Васильев И.Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург. 1999. Зайцев В.А. Творческие поиски молодых поэтов 80-х годов//Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1990. № 5. С. 3-12. Зайцев В.А. О новых тенденциях в русской поэзии 1980-1990-х годов// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1996. № 4. С. 9-20. Рейн Е. Промежуток//Арион. Журнал поэзии. 1. 1994. С. 18-21. Чупринин С. После затишья. Поэзия конца 80-х : опыт и перспективы//Перспектива-89. М., 1989.С. 171-186. Шайтанов И. Поэзия 70-90-х гг. Новое в поэзии//Русская литература ХХ века. очерки. Портреты. Эссе. М., 1994. Ч. 2. С. 277-303. Шайтанов И. В жанре эпилога//Арион. Журнал поэзии. № 4. 1995. С. 19-24. Эпштейн М.Парадоксы новизны. М., 1989. Эпштейн М. Постмодерн в России. М.2001. ДОПОЛНИТЕЛЬная литература по курсу: С. Львовский. Белый шум. М.: Арго-РИСК, 1996 (http://www.vavilon.ru/texts/lvovsky1.html). А. Скидан. Пирсинг нижней губы. Поэма (1995) // А. Скидан. Красное смещение. М.; Тверь, 2005 (http://www.vavilon.ru/texts/skidan3-2.html). М. Гронас. Дорогие сироты, М.: ОГИ, 2002 (http://www.vavilon.ru/texts/gronas1.html). Е. Лавут. Из стихотворений 1997—2000 гг. (http://www.vavilon.ru/textonly/issue3/lavut.htm). П. Короленко. Шлягер века. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Интернет-версия концерта: http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/psoy/psoy_spisok.html. А. Гостева. Дочь самурая // Знамя. 1997. № 9 (http://yanko.lib.ru/books/lit/gosteva_travel_lamb.htm#_Toc19166780). В. Кондратьев. Мурзилка // В. Кондратьев. Прогулки. СПб.: Борей, 1993 (http://www.vavilon.ru/texts/kondratiev1-4.html). Н. Искренко. Непосредственно жизнь. Стихи и тексты. 22.12.92 – 31.08.93 Собрание сочинений. Том 23. М.: АРГО-РИСК, 1997 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko2.html); *Интерпретация момента. Стихи и тексты. 23.09.91 -- 11.02.92. Собрание сочинений. Том 20. М.: АРГО-РИСК, 1996 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko1.html). В. Кривулин. Концерт по заявкам. СПб., 1993 (как минимум, нужно прочитать в Интернете дайджест этой книги: http://vavilon.ru/metatext/vavilon2/krivulin-2.html); интернет-версия сборника «Купание в иордани и другие тексты времен чеченской кампании» (http://vavilon.ru/texts/krivulin2.html); Стихи юбилейного года. М.: ОГИ, 2001 (http://vavilon.ru/texts/krivulin4.html). А. Драгомощенко. Описание: Избранные стихотворения 1970—90-х годов. СПб.: Гуманитарная академия, 2000 (http://vavilon.ru/texts/dragomot4.html); *На берегах исключенной реки. М.: ОГИ, 2005 (http://vavilon.ru/texts/dragomot5.html). Д.А. Пригов. Взаимоотношения с высоким // Д.А. Пригов. Написанное с 1975 по 1989. М.: Новое литературное обозрение, 1997 (http://vavilon.ru/texts/prigov4-5.html). Фанайлова Е. Рец. на кн.: Скидан А. В повторном чтении. М., 1998 // Знамя. 1999. № 11 (http://magazines.russ.ru/znamia/1999/11/fanayl.html). Ямпольский М. Поэтика касания (послесловие к кн. А. Драгомощенко «Описание») (http://vavilon.ru/texts/yampolsky1.html). Он же. Дзен-барокко // Новое литературное обозрение. 2003. № 62 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/iamp.html). Кузьмин Д. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuzmin-postkonts/). Кукулин И. Прорыв к невозможной связи // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 Кукулин И. Современный русский поэт как воскресшие Аленушка и Иванушка // Новое литературное обозрение. 2002. № 53 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuklin-aktualnyi-russkiy-poet/dossier_2270/) Кукулин И. Эзотерическая амнистия песни // Новое литературное обозрение. 2002. № 55 Программное и коммуникационное обеспечение Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами (по усмотрению вуза). Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных по фольклористике, информационным и справочным системам. Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете: www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия» www.slovari.ru Электронные словари |
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Факультет... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | ||
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет физической... Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему | Республики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1) | ||
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет Учитель, работающий с детьми-художниками, должен помнить: познавательные процессы у этого типа детей имеют свои особенности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | ||
Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры... | Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден... | ||
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Биолого-химический... Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I | Фгбоу впо «Калмыцкий государственный университет» Гуманитарный факультет... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030600 История | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо | Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология» | ||
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко – филологический факультет Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской... | Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко – филологический факультет Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской... |