Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю





Скачать 164.91 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю
Дата публикации03.11.2014
Размер164.91 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

Декан/директор факультета/института

_________________________________

__________________________________

(подпись, Ф.И.О. декана/директора)

«_____»______________20__ г.



Рабочая программа



Учебная дисциплина: Б.3.17 актуальные проблемы русской литературы второй половины хх века

(наименование)
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки Русский язык и иностранный язык (английский)
Квалификация (степень выпускника) бакалавр

Кафедра ___русской и зарубежной литературы__________

(название)

Курс _____5______ семестр _____9_____ форма обучения ___очная_________


Программа разработана

к. филол.н., доцентом С. Р. Охотниковой




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)

Рецензент (ы)




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензнта(ов)программы)

Йошкар-Ола 2011 г.




Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии факультета филологии и журналистики





Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы


(назв. факультета/института, специальности)




(название кафедры)


протокол заседания №____ от





протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ____________________________________

__________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________20__г _____________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении программы

на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный

год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры,

Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения

























































































1.Пояснительная записка
Цели освоения дисциплины:
1) сформировать у студентов целостное представление о современном литературном процессе

2) познакомить с составом литературы, основными литературными направлениями, жанрами и стилями, особенностями их эволюции, особым содержанием и поэтикой;

3) показать значение творчества современных писателей в становлении отечественной и мировой литературы и искусства, в формировании их национального своеобразия;

4) научить применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
Научно-исследовательская деятельность:

1) анализ и интерпретация на основе существующих методов явлений и процессов, происходящих внутри художественных систем с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

2) устное, письменное и виртуальное представление материалов собственных наблюдений и исследований.

Прикладная деятельность:
1) создание различных типов текстов – устное выступление, аннотация, обзор, реферат;
Проектная деятельность:

1) разработка проектов, связанных с креативной деятельностью в рамках семинаров, литературных объединений ; создание сценариев литературных игр и литературно-драматических фестивалей.
Организационно-управленческая деятельность:

1) организация самостоятельного трудового процесса.
Место дисциплины в структуре ПООП бакалавриата
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Филологическое образование (русский язык и литература, английский язык)» (бакалавриат) предусматривает изучение дисциплины «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» в составе профессионального цикла, разделе «курсы по выбору».

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные учащимися в средней общеобразовательной школе, в частности, они должны иметь общее представление об истории развития литературы ХХ века, ее связях и отличиях от литературы ХIХ века, Серебряного века. Большое значение приобретают и знания, полученные в процессе одновременного с изучением данной дисциплины курсов введения в профильную подготовку, теории литературы, истории русской и зарубежной литературы.

Курс «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» является завершающим этапом в процессе подготовки бакалавра. Отбор содержания учебного материала определяется поставленными целями и задачами курса, в котором рассматриваются важнейшие теоретические, эстетические и историко-литературные проблемы ХХ века. История литературы ХХ-ХХI в.в. представлена в ракурсе эстетической и культурологической новизны по отношению к литературам предшествующих эпох. Большое внимание уделяется раскрытию эстетической и идейно-философской полифонии литературы изучаемого периода, установлению эстетической и идейно-нравственной преемственности между литературами различных периодов изучаемой эпохи, а также определению новаторских качеств и отличительных свойств и характеристик литературы разных периодов эпохи.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
состав литературного процесса, основные виды литературы его организующие; ведущие литературные направления, жанры и стилевые особенности;

уметь:
раскрывать особенности функционирования, содержания и формы современных произведений с использованием основных понятий и терминов, приемов и методов анализа и интерпретации текстов, принятых в филологической науке;

пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

излагать устно и письменно свои выводы и наблюдения по вопросам теории и истории современной литературы; создавать тексты разного типа (аннотация, обзор научных источников, реферат, самостоятельный анализ текста, сценарий литературной игры праздника/фестиваля);

применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
владеть:
основными методами и приемами исследовательской и практической работы в рамках избранной специальности;
демонстрировать способность и готовность:
к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач;

к устной и письменной коммуникации.
В связи с этим в курсе «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» формируются следующие компетенции – ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-14, ОК-17; ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10. ПК-11.

2.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 36 аудиторных занятий (20 - лекций, 16 – практических занятий), 36 часов самостоятельной работы.





п/п


Раздел Дисциплины

Семестр



Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)










Лекции

Практические / семинарские занятия

Виды самостоятельной работы








2

3

4

5

7

8









20

16

36






Современная литературная ситуация и своеобразие развития “литературного процесса” в конце ХХ – начале ХХI века

8

2







Контрольная работа

2.1

Состав современной литературы: массовая литература, беллетристика, женская проза, компьютерная литература и др.


8




1




Контрольная работа



Судьбы реализма в конце ХХ – начале ХХI века


7

2












Традиционное и новаторское в реалистических произведениях А. Солженицына 1995–1999 г.г. (двучастные рассказы “Молодняк”, “Абрикосовое варенье”, ”На изломах”)

7




2




Контрольная работа



Поэтика «новой драмы»




2










5.1

«Жестокий реализм», в произведениях В. Астафьева («Прокляты и убиты», «Веселый солдат»)

7




2




Контрольная работа

5.2

Роман Г. Владимова «Генерал и его армия». Новые уровни правды о войне

7




1







5.3

Мифопоэтическое начало в прозе о войне (романы М. Кононова “Голая пионерка”, О. Славниковой “Бессмертный. Повесть о настоящем человеке“ и др.

7




2







5.4

Творчество В. Маканина. «Кавказский пленный», «Асан»

7




2




Контрольная работа



Судьбы писателей «деревенщиков». Проза В. Распутина

7

2

2




Контрольная работа



Поэтика «нового реализма» в прозе О. Славниковой, В. Маканина, Л. Улицкой и др.

8

2

2




Контрольная работа



Религиозная проза













Контрольная работа



Эволюция жанра романа в литературе конца ХХ – начале ХХI века

8




4









Поэзия конца ХХ – начала ХХI века

8

2







Реферат

10.1

Концептуализм в поэзии

8

2








Контрольная работа

10.2

Творчество поэтов-«метареалистов»

8

2







Контрольная работа

10.3

«Визуальная поэзия»

8



2







10.4

Смена поколений в поэзии. Возникновение группы «Вавилон» (1989). Поэзия «новой искренности»

8




2







11.

Жанр антиутопии в прозе конца ХХ – начала ХХI века (Д. Быков, О. Славникова и др.).

8



2




Контрольная работа

12.

Русский постмодернизм в литературе конца ХХ века

8

2








Контрольная работа

13.

Драматургия конца ХХ – начала ХХI

8

2







Контрольная работа

13.1

Поэтика «новой драмы»

8




2







Учебно-методическое обеспечение

рабочей программы
Основная литература по курсу:
Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика

древнегреческой литературы. М.,1981.

Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965,1990.

Бахтин М.М. Проблема сентиментализма // Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 тт. Т.5. М.,1996.

Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения: “Миргород” Н.В.Гоголя. М.,1995.

Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Дискурс. № 3-4. Новосибирск. 1997.

Тюпа В.И. Аналитика художественного. М. 2002.

Тюпа В.И.Художественность // Литературоведение. М., 1999.

Тюпа В.И. Постсимволизм. Самара, 1998.

Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. М.,1987.

Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. М.,2001.

Русская литература ХХ века. / Под ред Л.П.Кременцова. В 2-х т. Т.2. М., 2002.

Бараков В.Н. Современная русская лирика. Учебно-методическое пособие к спецкурсу. Москва-Вологда, 1994.

Васильев И.Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург. 1999.

Зайцев В.А. Творческие поиски молодых поэтов 80-х годов//Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1990. № 5. С. 3-12.

Зайцев В.А. О новых тенденциях в русской поэзии 1980-1990-х годов// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1996. № 4. С. 9-20.

Рейн Е. Промежуток//Арион. Журнал поэзии. 1. 1994. С. 18-21.

Чупринин С. После затишья. Поэзия конца 80-х : опыт и перспективы//Перспектива-89. М., 1989.С. 171-186.

Шайтанов И. Поэзия 70-90-х гг. Новое в поэзии//Русская литература ХХ века. очерки. Портреты. Эссе. М., 1994. Ч. 2. С. 277-303.

Шайтанов И. В жанре эпилога//Арион. Журнал поэзии. № 4. 1995. С. 19-24.

Эпштейн М.Парадоксы новизны. М., 1989.

Эпштейн М. Постмодерн в России. М.2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬная литература по курсу:
С. Львовский. Белый шум. М.: Арго-РИСК, 1996 (http://www.vavilon.ru/texts/lvovsky1.html).

А. Скидан. Пирсинг нижней губы. Поэма (1995) // А. Скидан. Красное смещение. М.; Тверь, 2005 (http://www.vavilon.ru/texts/skidan3-2.html).

М. Гронас. Дорогие сироты, М.: ОГИ, 2002 (http://www.vavilon.ru/texts/gronas1.html).

Е. Лавут. Из стихотворений 1997—2000 гг. (http://www.vavilon.ru/textonly/issue3/lavut.htm).

П. Короленко. Шлягер века. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Интернет-версия концерта: http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/psoy/psoy_spisok.html.

А. Гостева. Дочь самурая // Знамя. 1997. № 9 (http://yanko.lib.ru/books/lit/gosteva_travel_lamb.htm#_Toc19166780).

В. Кондратьев. Мурзилка // В. Кондратьев. Прогулки. СПб.: Борей, 1993 (http://www.vavilon.ru/texts/kondratiev1-4.html).

Н. Искренко. Непосредственно жизнь. Стихи и тексты. 22.12.92 – 31.08.93
Собрание сочинений. Том 23. М.: АРГО-РИСК, 1997 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko2.html); *Интерпретация момента. Стихи и тексты. 23.09.91 -- 11.02.92. Собрание сочинений. Том 20. М.: АРГО-РИСК, 1996 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko1.html).

В. Кривулин. Концерт по заявкам. СПб., 1993 (как минимум, нужно прочитать в Интернете дайджест этой книги: http://vavilon.ru/metatext/vavilon2/krivulin-2.html); интернет-версия сборника «Купание в иордани и другие тексты времен чеченской кампании» (http://vavilon.ru/texts/krivulin2.html); Стихи юбилейного года. М.: ОГИ, 2001 (http://vavilon.ru/texts/krivulin4.html).

А. Драгомощенко. Описание: Избранные стихотворения 1970—90-х годов. СПб.: Гуманитарная академия, 2000 (http://vavilon.ru/texts/dragomot4.html); *На берегах исключенной реки. М.: ОГИ, 2005 (http://vavilon.ru/texts/dragomot5.html).

Д.А. Пригов. Взаимоотношения с высоким // Д.А. Пригов. Написанное с 1975 по 1989. М.: Новое литературное обозрение, 1997 (http://vavilon.ru/texts/prigov4-5.html).

Фанайлова Е. Рец. на кн.: Скидан А. В повторном чтении. М., 1998 // Знамя. 1999. № 11 (http://magazines.russ.ru/znamia/1999/11/fanayl.html).

Ямпольский М. Поэтика касания (послесловие к кн. А. Драгомощенко «Описание») (http://vavilon.ru/texts/yampolsky1.html).

Он же. Дзен-барокко // Новое литературное обозрение. 2003. № 62 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/iamp.html).

Кузьмин Д. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuzmin-postkonts/).

Кукулин И. Прорыв к невозможной связи // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 Кукулин И. Современный русский поэт как воскресшие Аленушка и Иванушка // Новое литературное обозрение. 2002. № 53 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuklin-aktualnyi-russkiy-poet/dossier_2270/)

Кукулин И. Эзотерическая амнистия песни // Новое литературное обозрение. 2002. № 55
Программное и коммуникационное обеспечение
Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами (по усмотрению вуза). Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных по фольклористике, информационным и справочным системам.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.slovari.ru Электронные словари

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Факультет...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет физической...
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconРеспублики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение
Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1)
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
Учитель, работающий с детьми-художниками, должен помнить: познавательные процессы у этого типа детей имеют свои особенности
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет культуры...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Биолого-химический...
Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Калмыцкий государственный университет» Гуманитарный факультет...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030600 История
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет»
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология»
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко – филологический факультет
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко – филологический факультет
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск