Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать»





Скачать 77.83 Kb.
НазваниеЭлективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать»
Дата публикации23.12.2014
Размер77.83 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Литература > Элективный курс
Рассмотрено и утверждено

на заседании методического совета школы

_____сентября ______ года

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Элективный курс для 10 - х классов

«Что такое реферат и как его написать»

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\рис реферат.jpg

РУССКИЙ ЯЗЫК – основа интегрированной работы по формированию

учебно – научной речи учащихся
Курс подготовлен

учителем русского языка и литературы

Горшковой О.А.

Пояснительная записка

Учителю современной школы в условиях модернизации образования приходится решать сложную, но очень важную задачу. Ему необходимо подготовить учеников к постижению «обязательного минимума содержания основных образовательных программ (стандартов)»; кроме того, учить их самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную и информационно – коммуникативную деятельность, в основе которой чаще всего лежит работа с учебно – научным текстом.

Овладение приемами работы с текстом и освоение учебно – научной речи происходит на всех предметных уроках. Но именно на уроках русского языка ученики получают сведения об особенностях учебно – научных текстов, о типах и стилях речи, основных видах информационной переработки текста: плане, конспекте, аннотации, реферате; о природе текста, его коммуникативных функциях, о языковых особенностях научного стиля, о видах учебно – научной речи: правилах, определениях, образцах рассуждений, разного рода классификациях, обобщениях и т.д.

Освоенные на уроках русского языка приемы работы с лингвистическим текстом можно переносить на исторические, биологические и другие тексты.

Практика показывает, что детей нужно учить находить информацию по заданной теме в источниках, созданных в различных знаковых системах (тексте, таблице, графике, диаграмме), они должны уметь отделять основное от второстепенного, критически оценивать достоверность полученной информации и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), их надо знакомить с различными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим, аналитическим и др.)

Решая эти актуальные задачи, на уроках русского языка уделяю большое внимание освоению различных видов работ с учебным текстом и развитию учебно – научной речи. Теоретические сведения о специфике видов чтения предъявляю в виде таблиц, схем, памяток.

В своей практике использую приемы «активного чтения»: опору на алгоритм текста в целом и абзаца, развитие смысловой догадки, преодоление артикуляции при чтении текста и т.д. Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в умениях:


  • выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

  • обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

  • выделять (подчеркивать, записывать)главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного. Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, учу детей представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, переформулировать определения, правила (переводить прочитанное на «свои слова», например, познакомившись с новым понятием, объяснить младшим членам семьи, что оно означает).

Постепенно даю ученикам сведения о следующих приемах изучающего чтения:


  • анализ текста (смысловой, структурный, композиционный, стилистический);

  • составление плана (простого и сложного; вопросного, назывного, тезисного, цитатного);

  • пересказ (подробный и сжатый);

  • построение схем и таблиц;

  • конспектирование, аннотирование, реферирование.

В связи с этим, мною разработана программа элективного курса «Что такое реферат и как его написать».

Задачами курса являются:

  • углубление знаний учеников о тексте как единице речи;

  • формирование навыков реферирования текстов научного стиля;

  • ознакомление с видами рефератов.


Ученики, окончившие курс, смогут сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию, правильно использовать и оформлять прямые и косвенные цитаты, составлять тезисы, конспекты тезисов, библиографическое описание, делать внутритекстовые и подстрочные ссылки, оформлять реферат в соответствии с требованиями. Кроме этого, изучение курса поможет подготовиться старшеклассникам к сдаче государственного экзамена в форме защиты реферата.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, состоит из трех модулей:

  1. Особенности текстов научного стиля и виды чтения (3 часа)

  2. Реферат и его особенности как жанра научного стиля (9 часов)

  3. Написание реферата по самостоятельно выбранной теме (5 часов)

Формы занятий применяются различные: лекции, семинары – практикумы, мастерские, индивидуальные и групповые консультации. Завершается курс обучения конференцией, на которой ученики выступают с докладом по теме реферата.

Учебно – тематический план

п/п

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения


Модуль I. Особенности текстов научного стиля и виды чтения


1

Текст и его признаки.

Особенности текстов научного стиля.

Виды чтения.


3

Лекция, работа с текстами научного стиля

Модуль II. Реферат и его особенности как жанра научного стиля


2

Что такое реферат? Из истории реферирования.

Виды рефератов.

Особенности структуры различных видов рефератов.

Способы компрессии текста.

План реферата.

Цель написания реферата.

Оформление реферата. Защита реферата.


9

Лекции, сообщения учащихся, работа с памятками, опорными таблицами

Модуль III. Написание реферата по самостоятельно выбранной теме


3

Написание реферата учащимися.

Защита рефератов

5

Индивидуальные и групповые консультации, мастерские – практикумы, конференция


Содержание курса

1. Модуль I.

Особенности текстов научного стиля и виды чтения – 3 часа

Что такое текст. Его признаки. Типы текстов. Стили текстов.

Особенности текстов научного стиля (лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства).

Разновидности и жанры научного стиля.

Виды чтения (ознакомительное, поисковое, изучающее, аналитическое)
2. Модуль II.

Реферат и его особенности как жанра научного стиля – 9 часов

Что такое реферат. Из истории развития реферирования в России.

Виды рефератов:

- по количеству источников (монографические и обзорные);

- по назначению (общие и специализированные);

- по полноте изложения: информативные (рефераты – конспекты), индикативные (рефераты – резюме).

Структура реферата (содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы).

Способы компрессии (сжатия) текста:

- план (простой, сложный, вопросный, назывной, тезисный);

- выписки (внутритекстовая ссылка, подстрочная ссылка);

- тезисы (номинативного строя, глагольного строя);

- конспект (тематический, текстуальный). Этапы конспектирования.

Составление плана реферата. Что такое цель реферата? Требования к оформлению реферата и его защите.

3. Модуль III.

Написание реферата по самостоятельно выбранной теме – 5 часов

Методика написания реферата. Общие требования к оформлению и написанию реферата. Рецензия на реферат. Доклад ученика по защите реферата. Особенности защитной речи (темп речи, интонация, тембр – окраска звука, дикция, жесты, поза).

Календарно – тематический план

занятия

Тема занятия

Количество часов


Дата проведения

Модуль I. Особенности текстов научного стиля и виды чтения (3 ч).


1

Текст и его признаки.


1




2

Особенности текстов научного стиля.


1




3

Виды чтения.


1




Модуль II. Реферат и его особенности как жанра научного стиля (9 ч).


4

Что такое реферат? Из истории развития реферирования в России.


1




5

Виды рефератов.


1




6 - 7

Особенности структуры различных видов рефератов.


2




8 - 9

Способы компрессии текста.


2




10

План реферата.


1




11

Цель написания реферата.


1




12

Оформление реферата. Защита реферата.


1




Модуль III. Написание реферата по самостоятельно выбранной теме (5 ч).



13 - 15

Написание реферата учащимися.


3




16 - 17

Защита рефератов


2




Литература


1. Бахтина Л.Н., Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Обучение реферированию научного текста: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000.
3. Введенская Л.А. , Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.
4. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
5. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. - М.: Рус.яз., 1991.
6. Колесникова Н.И. "От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.-288с.
7. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985.
8. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Высш. Шк, 1984.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭкология
Я хочу написать этот реферат для того, чтобы показать людям, что делается в мире и в нашей стране для сохранения окружающей среды....
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconИли, что такое эссе и как его написать?
Все просто: получено задание от преподавателя как результат окончания очередного полугодия или семестра, как результат окончания...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconУрока
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconУчебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005
Как самостоятельный курс право изучается сравнительно недавно в рамках социально-экономического профиля. Кроме того, раздел «Право»...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс по теме: Живой организм
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
Элективный курс для 10 Х классов «Что такое реферат и как его написать» iconЭлективный курс Тригонометрия в егэ для 11 класса
Программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск