Скачать 77.83 Kb.
|
Рассмотрено и утверждено на заседании методического совета школы _____сентября ______ года Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа» Элективный курс для 10 - х классов «Что такое реферат и как его написать» РУССКИЙ ЯЗЫК – основа интегрированной работы по формированию учебно – научной речи учащихся Курс подготовлен учителем русского языка и литературы Горшковой О.А. Пояснительная записка Учителю современной школы в условиях модернизации образования приходится решать сложную, но очень важную задачу. Ему необходимо подготовить учеников к постижению «обязательного минимума содержания основных образовательных программ (стандартов)»; кроме того, учить их самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную и информационно – коммуникативную деятельность, в основе которой чаще всего лежит работа с учебно – научным текстом. Овладение приемами работы с текстом и освоение учебно – научной речи происходит на всех предметных уроках. Но именно на уроках русского языка ученики получают сведения об особенностях учебно – научных текстов, о типах и стилях речи, основных видах информационной переработки текста: плане, конспекте, аннотации, реферате; о природе текста, его коммуникативных функциях, о языковых особенностях научного стиля, о видах учебно – научной речи: правилах, определениях, образцах рассуждений, разного рода классификациях, обобщениях и т.д. Освоенные на уроках русского языка приемы работы с лингвистическим текстом можно переносить на исторические, биологические и другие тексты. Практика показывает, что детей нужно учить находить информацию по заданной теме в источниках, созданных в различных знаковых системах (тексте, таблице, графике, диаграмме), они должны уметь отделять основное от второстепенного, критически оценивать достоверность полученной информации и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), их надо знакомить с различными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим, аналитическим и др.) Решая эти актуальные задачи, на уроках русского языка уделяю большое внимание освоению различных видов работ с учебным текстом и развитию учебно – научной речи. Теоретические сведения о специфике видов чтения предъявляю в виде таблиц, схем, памяток. В своей практике использую приемы «активного чтения»: опору на алгоритм текста в целом и абзаца, развитие смысловой догадки, преодоление артикуляции при чтении текста и т.д. Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в умениях:
Чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного. Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, учу детей представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, переформулировать определения, правила (переводить прочитанное на «свои слова», например, познакомившись с новым понятием, объяснить младшим членам семьи, что оно означает). Постепенно даю ученикам сведения о следующих приемах изучающего чтения:
В связи с этим, мною разработана программа элективного курса «Что такое реферат и как его написать». Задачами курса являются:
Ученики, окончившие курс, смогут сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию, правильно использовать и оформлять прямые и косвенные цитаты, составлять тезисы, конспекты тезисов, библиографическое описание, делать внутритекстовые и подстрочные ссылки, оформлять реферат в соответствии с требованиями. Кроме этого, изучение курса поможет подготовиться старшеклассникам к сдаче государственного экзамена в форме защиты реферата. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, состоит из трех модулей:
Формы занятий применяются различные: лекции, семинары – практикумы, мастерские, индивидуальные и групповые консультации. Завершается курс обучения конференцией, на которой ученики выступают с докладом по теме реферата. Учебно – тематический план
Содержание курса 1. Модуль I. Особенности текстов научного стиля и виды чтения – 3 часа Что такое текст. Его признаки. Типы текстов. Стили текстов. Особенности текстов научного стиля (лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства). Разновидности и жанры научного стиля. Виды чтения (ознакомительное, поисковое, изучающее, аналитическое) 2. Модуль II. Реферат и его особенности как жанра научного стиля – 9 часов Что такое реферат. Из истории развития реферирования в России. Виды рефератов: - по количеству источников (монографические и обзорные); - по назначению (общие и специализированные); - по полноте изложения: информативные (рефераты – конспекты), индикативные (рефераты – резюме). Структура реферата (содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы). Способы компрессии (сжатия) текста: - план (простой, сложный, вопросный, назывной, тезисный); - выписки (внутритекстовая ссылка, подстрочная ссылка); - тезисы (номинативного строя, глагольного строя); - конспект (тематический, текстуальный). Этапы конспектирования. Составление плана реферата. Что такое цель реферата? Требования к оформлению реферата и его защите. 3. Модуль III. Написание реферата по самостоятельно выбранной теме – 5 часов Методика написания реферата. Общие требования к оформлению и написанию реферата. Рецензия на реферат. Доклад ученика по защите реферата. Особенности защитной речи (темп речи, интонация, тембр – окраска звука, дикция, жесты, поза). Календарно – тематический план
Литература 1. Бахтина Л.Н., Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Обучение реферированию научного текста: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000. 3. Введенская Л.А. , Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. 4. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 5. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. - М.: Рус.яз., 1991. 6. Колесникова Н.И. "От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.-288с. 7. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985. 8. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Высш. Шк, 1984. |
Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | ||
Экология Я хочу написать этот реферат для того, чтобы показать людям, что делается в мире и в нашей стране для сохранения окружающей среды.... | Или, что такое эссе и как его написать? Все просто: получено задание от преподавателя как результат окончания очередного полугодия или семестра, как результат окончания... | ||
Урока Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс) | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005 Как самостоятельный курс право изучается сравнительно недавно в рамках социально-экономического профиля. Кроме того, раздел «Право»... | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | ||
Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | ||
Элективный курс по теме: Живой организм В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... | Элективный курс Тригонометрия в егэ для 11 класса Программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа... |