Скачать 149.15 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» Кафедра лингвистического образования Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс Выполнила: Вайц Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ«Кормиловский лицей» Кормиловского района, Омской области Омск-2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Содружество искусств» - элективный курс, на котором учащиеся рассматривают литературные произведения в сравнении с произведениями других видов искусства. Это прежде всего живопись, графика, музыка, кинематография. Обращение к произведениям различных видов искусства дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней (звуковые образные средства, изобразительные возможности средств письма, изобразительные средства русского словообразования, лексические возможности, морфологические средства выразительности, синтаксическое богатство языка) в «безукоризненных образцах» искусства слова, как художник слова описывает какое-то явление действительности и так те же самые явления и переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора, какими приемами пользуются писатель, художник, композитор при создании близких образов, какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются в арсенале музыканта, певца, балетмейстера, артиста и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов. Как взаимодействуют друг с другом основные роды искусств, какое влияние оказывают друг на друга. Считаю, что данный факультативный курс может проводиться в старших классах (9-11) как обычной общеобразовательной школы, так и гимназий, лицеев гуманитарного профиля. Цели и задачи курса: Основные цели и задачи курса - это расширение объема сведений, связанных с языком художественных произведений классиков и современников русской литературы, а также методов и приемов, средств эмоциональной выразительности художников, композиторов для создания целостного яркого образа своего произведения; знакомство с особенностями мастерства конкретного художника, новаторскими идеями, школой стилем, т.д.; систематизация, расширение сведений о выразительной функции различных языковых средств на примере их употребления в текстах произведений, взятых для работы; усовершенствование умений и навыков анализа произведений различных видов искусства. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Характеристика временных и материальных ресурсов Элективный курс по данной программе достаточно гибкий. Он может быть реализован в течение трех лет (с 9 по 11 класс), при этом в каждом учебном году отводится 12-16 часов учебного времени, а можно программу выполнить и в течение двух лет (по 20 часов в учебном году). Программа состоит из трех разделов(тематических блоков). Последовательность разделов можно изменить, какие-то темы могут быть опущены или дополнены, включены новые (в зависимости от уровня подготовленности группы, возможностей преподавателя, наличия необходимого практического материала, а также желаний и потребностей учащихся. Программное обеспечение изложено на стр. 5-6. Ниже раздела «Содержательная часть» будут указаны возможные темы и варианты тем занятий. Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения. Курс «Содружество искусств» носит теоретико-практический характер. Так как элективная программа предполагает знакомство и работу с произведениями различных видов искусства, преобладающим методом обучения является исследовательский. Основные приемы работы: сравнительный анализ. На занятиях широкое применение может найти не только работа по анализу произведения (целого или фрагмента, эпизода), но и комплексное исследование текстов об авторе, знакомство с фильмами о них и ос истории создания того или иного произведения. Формы занятий предполагают и посещение музея изобразительных искусств, коллективный или самостоятельный просмотр фильма, знакомство с текстами художественных произведений, работа с компьютером(особенно во время работы с репродукциями и их фрагментами), создание различных творческих самостоятельных работ, редактирование, подготовка публичного выступления, участие в диспуте, дискуссии, конференции, защита реферата или доклада, предоставление шедевра («Наш вернисаж», «Картинная галерея»), выразительное чтение художественного произведения (или фрагмента). Для работы необходимы программные тексты художественных произведений, репродукции картин (в том числе на тематических дискетах по искусству), записи музыкальных произведений, фильмы. Предполагается следовательно работа в видеосалоне, компьютерном классе. Итоговой работой будет реферат на одну из тем с обязательным сравнением произведений разных видов искусства (обобщающего характера) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ И ВАРИАНТЫ ТЕМ
6. Лирика А.Фета и Ф. Тютчева - песни на стихи поэтов (на выбор) 7. «Слово о полку Игореве» - опера Бородина «Князь Игорь»
Ю.М.Шолохов «Тихий Дон», «Казаки», «Они сражались за Родину» в кино И литературе. 11 .Л.Н. Толстой и его герои. Экранизация «Войны и мира», «Воскресения», «Анны Карениной» 12.М.Зощенко. Рассказы сатирика и их экранизация ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ)
ЛИТЕРАТУРА
10. ВиноградовВ.В. Стилистика. М., 1963 г. 11. Иванчикова Е.А. Изобразительный синтаксис Достоевского. Русский Язык в школе, 1981 г. №1 12. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М., 1979г. 1 З. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974г. 14. Подборка журналов «Художественная галерея» ЗАО Изд.дом «Бурда» С 2004г. 15. Серия книг по творчеству художников М. «Детская литература» 16. Энциклопедический словарь юного художника, М, Пе дагогика», 1990г. 17. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразит. искусство. Изд. дом «Дрофа», 1995г. 18. Искусство. Энциклопедия для детей. Т.7, ч. 1, Аванта. 19. Амхин А.Д. Когда начинается художник. М. «Просвещение», 1993г. 20. Смальников И. Мастерская солнца. Ленинград, «Детская литература», 1980г. 21. На экране литературная классика. Подборка сборников. М., 1984-1990г. |
Программа элективного курса «Твердые тела» 10 класс Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | Календарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования... | ||
Программа элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих... Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса... Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой... | Рабочая программа по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной... Курс «Синтез искусств» базируется на программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... |