Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс





Скачать 149.15 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс
Дата публикации25.12.2014
Размер149.15 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области»

Кафедра лингвистического образования

Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс

Выполнила: Вайц Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ«Кормиловский лицей» Кормиловского района, Омской области

Омск-2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Содружество искусств» - элективный курс, на котором учащиеся рассматривают литературные произведения в сравнении с произведениями других видов искусства. Это прежде всего живопись, графика, музыка, кинематография.

Обращение к произведениям различных видов искусства дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней (звуковые образные средства, изобразительные возможности средств письма, изобразительные средства русского словообразования, лексические возможности, морфологические средства выразительности, синтаксическое богатство языка) в «безукоризненных образцах» искусства слова, как художник слова описывает какое-то явление действительности и так те же самые явления и переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора, какими приемами пользуются писатель, художник, композитор при создании близких образов, какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются в арсенале музыканта, певца, балетмейстера, артиста и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов. Как взаимодействуют друг с другом основные роды искусств, какое влияние оказывают друг на друга.

Считаю, что данный факультативный курс может проводиться в старших классах (9-11) как обычной общеобразовательной школы, так и гимназий, лицеев гуманитарного профиля.

Цели и задачи курса:

Основные цели и задачи курса - это расширение объема сведений, связанных с языком художественных произведений классиков и современников русской литературы, а также методов и приемов, средств эмоциональной выразительности художников, композиторов для создания целостного яркого образа своего произведения; знакомство с особенностями мастерства конкретного художника, новаторскими идеями, школой стилем, т.д.; систематизация, расширение сведений о выразительной функции различных языковых средств на примере их употребления в текстах произведений, взятых для работы; усовершенствование умений и навыков анализа произведений различных видов искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

  • Знать роды и виды искусств.

  • Отмечать особенности различных видов искусства, уметь их отметить.

  • Сравнивать, сопоставлять, отмечать различные подходы писателей, художников, композиторов в изображении сходных тем, героев, характеров.

  • Знать методы и приемы, средства выразительности как словесного произведения, так и музыкального, кино, произведения живописи.

  • Писать отзыв, рецензию на прочитанное, увиденное, прослушанное произведение

  • Уметь слушать и слышать, смотреть и видеть художественное произведение, другие произведения, передавать эмоционально и ярко впечатления

  • Уметь создавать творческую, исследовательскую работу, делать наблюдения, выводы, грамотно и глубоко анализировать изучаемое произведение.

Характеристика временных и материальных ресурсов

Элективный курс по данной программе достаточно гибкий. Он может быть реализован в течение трех лет (с 9 по 11 класс), при этом в каждом учебном году отводится 12-16 часов учебного времени, а можно программу выполнить и в течение двух лет (по 20 часов в учебном году).

Программа состоит из трех разделов(тематических блоков). Последовательность разделов можно изменить, какие-то темы могут быть опущены или дополнены, включены новые (в зависимости от уровня подготовленности группы, возможностей преподавателя, наличия необходимого практического материала, а также желаний и потребностей учащихся.

Программное обеспечение изложено на стр. 5-6. Ниже раздела «Содержательная часть» будут указаны возможные темы и варианты тем занятий.

Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения.

Курс «Содружество искусств» носит теоретико-практический характер. Так как элективная программа предполагает знакомство и работу с произведениями различных видов искусства, преобладающим методом обучения является исследовательский. Основные приемы работы: сравнительный анализ.

На занятиях широкое применение может найти не только работа по анализу произведения (целого или фрагмента, эпизода), но и комплексное исследование текстов об авторе, знакомство с фильмами о них и ос истории создания того или иного произведения.

Формы занятий предполагают и посещение музея изобразительных искусств, коллективный или самостоятельный просмотр фильма, знакомство с текстами художественных произведений, работа с компьютером(особенно во время работы с репродукциями и их фрагментами), создание различных творческих самостоятельных работ, редактирование, подготовка публичного выступления, участие в диспуте, дискуссии, конференции, защита реферата или доклада, предоставление шедевра («Наш вернисаж», «Картинная галерея»), выразительное чтение художественного произведения (или фрагмента).

Для работы необходимы программные тексты художественных произведений, репродукции картин (в том числе на тематических дискетах по искусству), записи музыкальных произведений, фильмы. Предполагается следовательно работа в видеосалоне, компьютерном классе.

Итоговой работой будет реферат на одну из тем с обязательным сравнением произведений разных видов искусства (обобщающего характера)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Перечень тем

Кол-во часов

Содержание работы

Демонстрации, практические работы

Межпредметные,

внутрипредметные

связи




1. «Слово и живопись»













1.

Вводное занятие

1

Знакомство с курсом «Содружество искусств» и его особенностями




Литература, живопись, графика, музыка, киноискусство

2.

А.С. Пушкин «Полтава»-А.Куинджи « Ночь над Днепром»

i

Сравнительный анализ двух произведений, мотивы их создания, связь между ними

Наблюдения над средствами выразит. Писателя и живописца. Пр. анализ троп поэтической речи, работа со словарем («Словарь языка Пушкина»)

Литература, живопись

3.

М.Ю. Лермонтов «Сосна» - И. Шишкин «На севере диком»

1

Рождение шишкинского шедевра, навеянного мотивами стихотворения

Особенности пейзажной лирики поэта. Мастерство пейзажа

Литература, живопись И.Шишкина

4.

М.Ю. Лермонтов «Пророк»- М. Врубель «Пророк»

1

Тема Пророка в творчестве М. Лермонтова и М.Врубеля

Сравнительный анализ произведений. Наблюдения над лексическими средствами выразительности художественного текста и особенности стиля живописца. Выразительное чтение Т-та

Литература, живопись

5.

Я. Полонский «К портрету

1

Женский образ в

Сравнительный анализ

Литература, живопись,






Лопухиной»-В.Боровиковский «Портрет Лопухиной»




творчестве

В.Боровиковского, отклик на портрет Я.Полонского

произведений. Видение двух художников, особенности передачи внутреннего мира героини морфологические средства выразительности выразительности

музыка. История создания портрета Лопухиной

6.

А.Тарковский «Петровские казни» - В. Суриков «Утро стрелецкой казни»

2

Изображение событий исторического характера в произведении литературы и живописи

Сравнительный анализ Использование приемов передачи трагических моментов средствами слова и кисти художника. Фонетические и лексические средства выразительности художественного текста. Отработка выразительного

чтения текста.

История, литература, живопись.

7.

А.Блок «Гамаюн, птица вещая»- В.Васнецов «Гамаюн, птица вещая»

1

Сказочные мотивы в творчестве В.Васнецова и их интерпретация в стихотворении А.Блока

Пр.- наблюдение над символикой слова, мастерство в создании образа в работе Васнецова

Фольклор, литература, история, живопись

8.

Н.Языков «Буря» -И.. Айвазовский «Девятый вал»

1

Образ морской стихии в произведениях И.Языкова и И.Айвазовского

Мастерство в передаче трагических ощущений в марине и стихотвр. Наблюдение над тропами поэтической речи: олицетворен.; сравнение, развернутая метафора, градация

Литература, живопись

9.

Герои чеховских рассказов и их изображение

2

Мастерство изображения характера в np-х А.П. Чехова (жанр рассказа) и их

Наблюдения над художественной деталью в р-зе А.П. Чехова и графикой

Литература, Графика







художниками Кукрыниксами




изображение художниками-сатириками Кукрыниксами

Кукрыниксов. Лаконизм и выразительная сила изображаемого явления







П. «Слово и музыка»













10.

Стихотворения А.С.Пушкина и их интерпретация в музыке (песни, романсы)

2

Поэтический мир пушкинской лирики. Роль синонимов, в том числе контекстуальных; слов, употребленных в переносном значении Употребление омонимов, паронимов. Каламбур. Употребление стилистически окрашенных слов, т.д.

Сравнение. Анализ средств лексической выразительности и музык. Интерпретации (в том числе одного текста разными музыкантами )

Литература, музыка

11.

А.С. Пушкин «Дубровский» -В.Направник «Дубровский»(опера)-фильм «Дубровский»

2-3

Сопоставление двух вариантов пушкинского текста (на материале анализа эпизодов). Характеры в изображении А.С.Пушкина и их воплощение в опере

Коллективное посещение Омского муз.театра, прослушив.оперы сравнит. анализ романа и оперы (если будет возм.) или прослушивание в записи, видео.

Оперное искусство,

литература,

киноискусство

12.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»-опера «Песня про купца Калашникова» (из репертуара Омскою музык театра)

2

Провести анализ лермонтовского текста с целью выявления фольклорных мотивов в художественном произведении и в произведении оперного искусства

Мастерство воплощения лермонтовских персонажей на сцене, передачи атмосферы эпохи Ивана Грозного

Литература, музыка

























Ш. «Слово и кинематография»













13.

«Сны и пробуждения». Роман И.Гончарова «Обломов» и две его экранизации

2-3

Пример разнообразия поисков и выражения смыслов для раскрытия гончаровского героя

Просм.фильм. Наблюден.

Полярная

противоположность

кинопроизведений,

поставленных по прозе

И.Гончарова

Литература, киноискусство

14.

По мотивам романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» (на выбор)

2

Высочайший профессионализм и мастерство создания на экране художественных моделей и структур, адекватных литературному первоисточнику

Набл. Мастерство писателя и режиссера-постановщ. в понимании глубин психологии личности

Литература, киноискусство

15.

Герои М.Горького в литературе и на экране (1-2 произведен. на выбор: «Дело Артамоновых», трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», две экранизации романа «Мать», «Жизнь Клима Самгиан»

2-4

Притягательность творчества М.Горького для экрана (от раннего творчества - до больших романов». Жизненная достоверность горьковеких героев в литературе и кино, значение экранизаций 20-х годов. Две экранизации романа «Мать». Различная интерпретация героев разными режиссерами. Авторское видение жизненной ситуации, мастерство в изображении психологич. портрета героя








ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ И ВАРИАНТЫ ТЕМ

  1. М.Ю. Лермонтов «Демон» - М. Врубель «Демон», «Демон поверженный»

  2. А. Тарковский «Пускай меня простит Винсент Ван Гог» - В. Гог «Звезда И кипарис»

  3. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»- М. Глинка «Руслан и Людмила»

  4. А.С. Пушкин «Борис Годунов» - Мусоргский «Б.Годунов»

  5. Лирика С.Есенина - песни и романсы на стихи С.Есенина (на выбор)

6. Лирика А.Фета и Ф. Тютчева - песни на стихи поэтов (на выбор)
7. «Слово о полку Игореве» - опера Бородина «Князь Игорь»

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - опера П.И, Чайковского «Е.Онегин»

  2. М. Булгаков и его герои в произведениях и на экране (на выбор)

Ю.М.Шолохов «Тихий Дон», «Казаки», «Они сражались за Родину» в кино И литературе.

11 .Л.Н. Толстой и его герои. Экранизация «Войны и мира», «Воскресения», «Анны Карениной»

12.М.Зощенко. Рассказы сатирика и их экранизация


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ)

  • Просмотр фильма, обсуждение на т. «Мастерство режиссера, постановщика в обрисовке образа, характера, проблемы» подготовка сообщения.

  • Работа с репродукцией: проследить за работой автора от замысла к созданию шедевра. Сочинение, доклад.

  • Стиль, почерк писателя, живописца, музыканта. Исследование темы. Доклад, выступление.

  • Анализ художественного текста на разных уровнях.

  • Сопоставление нескольких вариантов худ. текстов, фильмов. Тезисы выступления, сообщения - выводы.

  • Наблюдения над средствами выразительности художественного произведения и произведений других видов искусства. Соотношение с авторским замыслом, темой, основными мыслями, жанром. Устные сообщения.

  • Подготовка выразительного чтения художественного текста, мизансценирование.

  • Комплексная многоаспектная работа с текстами художественных произведений.

  • Подготовка доклада, реферата на основе изученных произведений.

  • Итоговая работа в форме реферата.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бровар В.В. «А бедный конь руками машет»... Р. Речь, 1991г., № 2

  2. Гришман М.М. Три «Чудных мгновения». Р. Речь, 1969г. № 1

  3. Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотв. Текста на уроке Русского языка и литературы. Русский язык в школе, 1991г., № 3; с.3-7

  1. Горшаков А.И. Вопросы лингвистич. анализа текста. Русский язык в школе, 1976г. № 2.

  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972г.

  3. Некрасова Е.А. Как «сделаны» стихи А.Блока? Русский язык в школе, 1981г. Ш 2

  4. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста М., 1979г.

  5. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988г.

  6. Андреева М.В. Использование поэтических сравнений в прозе Лермонтова, Русский язык в школе, 1?79г,э Ш 3

10. ВиноградовВ.В. Стилистика. М., 1963 г.

11. Иванчикова Е.А. Изобразительный синтаксис Достоевского. Русский

Язык в школе, 1981 г. №1

12. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.,

1979г.

1 З. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974г.

14. Подборка журналов «Художественная галерея» ЗАО Изд.дом «Бурда»

С 2004г.

15. Серия книг по творчеству художников М. «Детская литература»

16. Энциклопедический словарь юного художника, М, Пе дагогика», 1990г.

17. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразит. искусство. Изд. дом «Дрофа»,

1995г.

18. Искусство. Энциклопедия для детей. Т.7, ч. 1, Аванта.

19. Амхин А.Д. Когда начинается художник. М. «Просвещение», 1993г.

20. Смальников И. Мастерская солнца. Ленинград, «Детская литература»,

1980г.

21. На экране литературная классика. Подборка сборников. М., 1984-1990г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПрограмма элективного курса «Твердые тела» 10 класс
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПрограмма элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих...
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconРабочая программа по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной...
Курс «Синтез искусств» базируется на программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса «Содружество искусств»,9-11 класс iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск