Скачать 317.71 Kb.
|
1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. Согласно Учебному плану МБОУ СОШ №4 им. В.В. Самсонкиной в 5 классе программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС.Инновационная школа). Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного подхода к планированию учебного материала. Сегодня определились три направления в изучении литературы в школе: концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое. Эти направления совершенно равноправны по отношению друг к другу. Для реализации задач литературного образования в 5 классе выбран концентрический на хронологической основе вариант. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный Стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать — формирование российской гражданской идентичности обучающихся; — сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; — овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; — духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся; — условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает: — формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; — активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; . 2. Общая характеристика учебного предмета Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям. При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе личность писателя, приблизить к себе образ автора. Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определенного края, региона (краеведение). Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства. Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках. В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть. Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать прочитанное позволяют определить два больших концентра: 5—9 и 10—11 классы. Однако внутри этих основных концентров необходимо учитывать этапы взросления школьников в зависимости от роста их умений — техники чтения, умения анализировать и формировать свое отношение к прочитанному, преобладания наивно-реалистического восприятия прочитанного и беглости, выразительности чтения, умения видеть подтекст прочитанного. Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно. Материал каждого учебника (художественные тексты, пояснительные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также внутренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогическом характере отношений на самых различных уровнях: диалога школьника с товарищами по классу, с учителем. Однако основной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: читатель — книга — писатель. Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в современных условиях, авторы учебника сочли возможным показать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге. 3. Место учебного предмета в плане: В МБОУ СОШ №4 им. В.В. Самсонкиной согласно Учебному плану школы учебный год составляет 34 недели, поэтому на изучение литературы на этапе основного общего образования отводится время в объёме 442 часа, в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе —102 ч, в 7 классе —68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч. Количество часов на предмет в авторской программе предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе (что читать) в значительной степени предопределен Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Примерной программой по литературе — регламентирующими документами Министерства образования и науки РФ. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в - умении высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - умении сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине. Предметные результаты учащихся 5 классов состоят в следующем: из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 5 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими: I 1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства. 2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира. 3. Фольклор. Виды и формы фольклора. Художественные средства в фольклорных произведениях. Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители. Собиратели и ис-следователи фольклора. II 1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие (книга — писатель — читатель). 2. Система образов. Образы центральные и второстепенные. Герой — лирический герой. Портрет.. III Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры. Поэтическая речь как художественная система. 1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора; рассказ, новелла, повесть). Тематика и проблематика. Сюжет, композиция. Система образов. Язык. Разнообразие лексических пластов. Авторский замысел и художественная идея. 2. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения. 3. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма. 4. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [водевиль, мюзикл], драма, трагедия). Драматическая сказка. Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. . 5. Содержание тем учебного предмета 5класс Введение Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Из мифологии Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии. Из устного народного творчества Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица». Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов. Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др. Из древнерусской литературы Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. |
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе... Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год | ||
Пояснительная записка рабочая программа математики 8 класс составлена... Данная рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов | Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 9 класса... | ||
Рабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая... Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,... | Пояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный... Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по литературному чтению пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебно методического комплекта | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... ... | ||
Рабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка... Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе | Пояснительная записка (базовый уровень) рабочая программа по Истории... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов | ||
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе | Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |