Скачать 38.83 Kb.
|
Чурилова Ольга Васильевна. МОУ «Лицей» г. Новотроицка Оренбургской области Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» в 10 классе – урок-сопоставление. Сравнивая образы героев произведений Пушкина, Гоголя, Бальзака, учащиеся должны осознать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает все остальное. Одной из целей урока является формирование у учащихся отрицательного отношения к бездуховности, философии «наживы ради наживы». Тема «Губительная сила власти денег» в произведениях русской и зарубежной литературы». (Урок внеклассного чтения. 10 класс) Цели урока:
Оборудование. Портреты А. С. Пушкина; Н. В. Гоголя; высказывания известных людей; рисунки учащихся. Литература. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголь «Портрет», Оноре де Бальзак Гобсек». Эпиграфы к уроку . Для страсти нет святых мест. У искусства широкие двери, но войти в них можно лишь с чистым сердцем и чистыми руками. Деньги способны только покупать. Талант дан Богом, никто не в силах отнять его, если сам человек не заглушит его. Организация урока. Приветствие. Сообщение целей урока. Ход урока.
- С тех пор как на Земле появился человек, появились и искушения, и страсти. Нам часто приходится слышать такие выражения, как: страсть к познанию, страсть к музыке, любовные страсти, страсть к игре, страсть к деньгам. -А каково же значение слова «страсть»? - Послушаем ребят. Что им удалось узнать об этом слове? (Выступления группы учащихся, которые проводили лингвистическую работу со словом). - Страсть: 1. Сильно выраженное чувство; крайнее увлечение. 2. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.) - Каково ваше понимание этого слова? (Ответы детей) - Как относится, по-вашему, к человеческим страстям церковь? И почему? (Ответы детей) - Тема нашего урока предполагает осмысление того, как страсть к деньгам, к накопительству может воздействовать на человеческую душу. Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к произведениям гениальных мастеров слова Пушкина, Гоголя, Бальзака. (Выступления учащихся, которые готовили библиографическую справку.) Слово учителя. - Что объединяет этих авторов? (Ответы детей) Несомненно, эти авторы в своих произведениях смогли отразить « нерв жизни», «духовную сущность общества», одновременно Зло и Божество мира, выраженного в денежных отношениях, господствующего над всем.
- Какими предстают перед нами герои этих произведений? - Какова, на ваш взгляд, их жизненная философия? - Обратите внимание на портреты этих героев. В чем их сходство? - Можем ли мы дать однозначную оценку этим героям? Почему? - Заслушайте выступления учащихся в защиту этих героев. - Согласны ли вы с выступающими? (Ответы неоднозначны. Возможна дискуссия.) - Вывод учителя по произведению «Гобсек». Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся «на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие», не хотел «расстаться с малейшей частицей своих богатств». Его дом стал складом гниющих продуктов… Старик все сумел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни. - Вывод учителя по произведению «Портрет». Всякое талантливое произведение предполагает некую полноту самоотдачи художника… Образно говоря, художник начинается тогда, когда он дает больше, чем у нег просили. Искусство – дело щедрых… …Художник всегда творит в двух направлениях. Он творец своих произведений и своей жизни одновременно. Сравнительно мелкие падения в своей жизни художник может преодолеть творческим покаянием. …Но настоящее, серьезное падение в жизни никто еще не мог творчески преодолеть. Муза брезглива, она отворачивается от испакощенной жизни. (Фазиль Искандер) Вывод учащихся. Жизнь героев трагична. Вопросы учителя. - В чем же трагедия этих героев? - Кто виноват в их духовной смерти? - Можно ли дать однозначный ответ - деньги? Почему? - Обратимся к афоризмам, записанным на доске. Отражают ли они проблемы, поднятые на уроке? - Какие же нравственные уроки преподнесли нам авторы произведений?
Заключительное слово учителя. - Итак, все эти герои погубили собственную душу. Отказ от собственной души приводит человека к автономии совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна. Почему всегда? Непреступная цель не нуждалась бы в убийстве души. У |
Программа дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)» Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы | Урок внеклассного чтения в 9 классе Пауло Коэльо в своих произведениях и в своей жизни решает проблему выбора жизненного пути, соотнести жизнь и литературу | ||
Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской... | ||
«история русской литературы» Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы | Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы» Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.) | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | Пояснительная записка Настоящая программа соответствует требованиям... Зав кафедрой русской и зарубежной литературы, докт филол наук, профессор Джанумов С. А | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами... | Сочинение: «Проблемы здорового образа жизни в произведениях русской... Проблема здорового образа жизни в произведениях русской литературы и в жизни современной молодёжи | ||
Пояснительная записка данный курс, совмещающий изучение русской и... Лекционный цикл посвящен хронологически освещаемой истории зарубежной литературы от Античности до 19 века | Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы | ||
Урок внеклассного чтения в 3 классе «А» В. Бианки, раскрыть смысл понятия «писатель-натуралист», познакомить с новыми произведениями В. Бианки, учить детей наблюдать, выделять... | «Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна | ||
Пояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... | Мотивы новеллистики патрика зюскинда Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы гоу впо самарский государственный |