Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы»





Скачать 38.83 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы»
Дата публикации07.01.2015
Размер38.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Чурилова Ольга Васильевна. МОУ «Лицей» г. Новотроицка Оренбургской области



Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» в 10 классе – урок-сопоставление. Сравнивая образы героев произведений Пушкина, Гоголя, Бальзака, учащиеся должны осознать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает все остальное. Одной из целей урока является формирование у учащихся отрицательного отношения к бездуховности, философии «наживы ради наживы».

Тема «Губительная сила власти денег» в произведениях русской и зарубежной литературы».

(Урок внеклассного чтения. 10 класс)

Цели урока:

  1. Выявить, как проблема, определенная в теме урока, звучит в произведениях «Гобсек» Бальзака, «Портрет» Гоголя, «Скупой рыцарь» Пушкина;

  2. Развивать устную монологическую речь учащихся, умение работать с художественными текстами; развивать мыслительную деятельность (умение анализировать, систематизировать, обобщать); обогащать речь учащихся;

  3. Воспитывать негативное отношение к пагубным страстям; нравственные качества личности.



Оборудование. Портреты А. С. Пушкина; Н. В. Гоголя; высказывания известных людей; рисунки учащихся.

Литература. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголь «Портрет», Оноре де Бальзак Гобсек».

Эпиграфы к уроку

.

Для страсти нет святых мест.

У искусства широкие двери, но войти в них можно лишь с чистым сердцем и чистыми руками.

Деньги способны только покупать.

Талант дан Богом, никто не в силах отнять его, если сам человек не заглушит его.
Организация урока. Приветствие. Сообщение целей урока.
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.


- С тех пор как на Земле появился человек, появились и искушения, и страсти. Нам часто приходится слышать такие выражения, как: страсть к познанию, страсть к музыке, любовные страсти, страсть к игре, страсть к деньгам.

-А каково же значение слова «страсть»?

- Послушаем ребят. Что им удалось узнать об этом слове?

(Выступления группы учащихся, которые проводили лингвистическую работу со словом).

- Страсть: 1. Сильно выраженное чувство; крайнее увлечение. 2. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.)

- Каково ваше понимание этого слова? (Ответы детей)

- Как относится, по-вашему, к человеческим страстям церковь? И почему? (Ответы детей)

- Тема нашего урока предполагает осмысление того, как страсть к деньгам, к накопительству может воздействовать на человеческую душу. Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к произведениям гениальных мастеров слова Пушкина, Гоголя, Бальзака.

(Выступления учащихся, которые готовили библиографическую справку.)
Слово учителя.
- Что объединяет этих авторов? (Ответы детей)

Несомненно, эти авторы в своих произведениях смогли отразить « нерв жизни», «духовную сущность общества», одновременно Зло и Божество мира, выраженного в денежных отношениях, господствующего над всем.


  1. Работа над текстами произведений.


- Какими предстают перед нами герои этих произведений?

- Какова, на ваш взгляд, их жизненная философия?

- Обратите внимание на портреты этих героев. В чем их сходство?

- Можем ли мы дать однозначную оценку этим героям? Почему?

- Заслушайте выступления учащихся в защиту этих героев.

- Согласны ли вы с выступающими? (Ответы неоднозначны. Возможна дискуссия.)
- Вывод учителя по произведению «Гобсек».
Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся «на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие», не хотел «расстаться с малейшей частицей своих богатств». Его дом стал складом гниющих продуктов… Старик все сумел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.
- Вывод учителя по произведению «Портрет».
Всякое талантливое произведение предполагает некую полноту самоотдачи художника…

Образно говоря, художник начинается тогда, когда он дает больше, чем у нег просили. Искусство – дело щедрых…

…Художник всегда творит в двух направлениях. Он творец своих произведений и своей жизни одновременно.

Сравнительно мелкие падения в своей жизни художник может преодолеть творческим покаянием.

…Но настоящее, серьезное падение в жизни никто еще не мог творчески преодолеть.

Муза брезглива, она отворачивается от испакощенной жизни. (Фазиль Искандер)
Вывод учащихся. Жизнь героев трагична.
Вопросы учителя.
- В чем же трагедия этих героев?

- Кто виноват в их духовной смерти?

- Можно ли дать однозначный ответ - деньги? Почему?

- Обратимся к афоризмам, записанным на доске. Отражают ли они проблемы, поднятые на уроке?

- Какие же нравственные уроки преподнесли нам авторы

произведений?


  1. Итоги урока.


Заключительное слово учителя.
- Итак, все эти герои погубили собственную душу. Отказ от собственной души приводит человека к автономии совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна.

Почему всегда? Непреступная цель не нуждалась бы в убийстве души.

У




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconПрограмма дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)»
Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconУрок внеклассного чтения в 9 классе
Пауло Коэльо в своих произведениях и в своей жизни решает проблему выбора жизненного пути, соотнести жизнь и литературу
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской...
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» icon«история русской литературы»
Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconРабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.)
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconПояснительная записка Настоящая программа соответствует требованиям...
Зав кафедрой русской и зарубежной литературы, докт филол наук, профессор Джанумов С. А
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconСочинение: «Проблемы здорового образа жизни в произведениях русской...
Проблема здорового образа жизни в произведениях русской литературы и в жизни современной молодёжи
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconПояснительная записка данный курс, совмещающий изучение русской и...
Лекционный цикл посвящен хронологически освещаемой истории зарубежной литературы от Античности до 19 века
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconУрок внеклассного чтения в 3 классе «А»
В. Бианки, раскрыть смысл понятия «писатель-натуралист», познакомить с новыми произведениями В. Бианки, учить детей наблюдать, выделять...
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» icon«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconПояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» iconМотивы новеллистики патрика зюскинда
Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы гоу впо самарский государственный


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск