«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина





Скачать 139.27 Kb.
Название«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Дата публикации03.10.2014
Размер139.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Дивовская СОШ»








Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна

Тема: « Нам бы про душу не забыть...» Урок внеклассного чтения

по рассказам В. М. Шукшина.

Цель: познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию, вызвать интерес к творчеству писателя, его героям, выявить своеобразие рассказов, воспитание чувства прекрасного, пробуждения души у учащихся.

Оборудование: слайды, фотография Шукшина, доклады уч-ся.

Ход урока.

Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее... (В. М. Шукшин)

1 .Слово учителя.

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мастером короткого рассказа.

II. Знакомство с фактами биографии В. Шукшина. Сообщения подготовленных учеников

Учитель: Василий Макарович Шукшин... Писатель, актер, режиссер... Дома ваши товарищи выбирали основные факты из биографии Шукшина.

Ваша задача - постараться понять: о чем он мечтал, к чему призывал, что для него в жизни было самым главным. На доске записаны вопросы, на которые вы ответите после их выступлений. Звучит песня "Калина красная..."

Ученик : Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя, Стародавнее это село. Край сибирский, Пейзаж неброский, Бьет о берег Катуни волна, Знает каждый в России, что Сростки -.Это Родина Шукшина.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки. Фамилия происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Мальчику было 3 года, когда отец его, Макар, был арестован и уничтожен, как враг народа. И осталась мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику уже с шести лет работать в колхозе.

А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена, и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета.

На некоторое время семья переезжает в город. «Город напугал меня. Очень много

людей, все куда - то спешат. И никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высокую каланчу - решил стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще - шофером, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на базаре, то окончательно решил стать... жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии всякого добра здесь гораздо легче своровать арбуз, чем у нас в селе. Уголовного кодекса я тогда не знал...», -вспоминал писатель. Семья возвращается в деревню.

Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме.

Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.

В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог.

В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка- освободили от службы досрочно.

Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем.

"Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящее дело..."

Ученик: А затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же у деревенского парня не было опубликованных произведений, а без этого в институт не брали. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Но и в этом институте - предмете мечтаний многих молодых людей - непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка», в которое его пытались втиснуть. Он хотел говорить о людях, хотел говорить правду.

Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина - писателя.

Всё это помогало ему

стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. И в августе 1958 года в журнале «Смена» появился первый рассказ Василия Шукшина - «Двое на телеге».

Много трудностей и невзгод ещё выпадет на долю Василия Шукшина: не выпустят на экран его первый дипломный фильм, пять лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем - уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, - ютиться в маленькой квартирке на окраине Москвы с «живописным пустырем» под окнами, но самое главное - рождение писателя - произошло. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять.

Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его суждениями. Шукшин как-то заметил: «И что главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей - это тоже как-то особенно понятно». Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличи­тельная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович - явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель...

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма...

Ученица. «...Василий Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец... замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье. И в том-то и дело, что все вроде бы разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом — познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве, когда на голос художника, вдруг всколыхнувшись, отзовется самая глубь...» Так писатель Петр Проскурин выразил общее восхищение замечательным писателем.

Не только литературу 60—70-х годов, но и современную прозу невозможно себе представить без Шукшина. За его нестандартным подходом к человеку, за его пониманием истоков своеобразных характеров видится неповторимость, яркость и глуби­на личности художника, его требовательный и оценивающий взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.

В этом он близок самым нашим любимым писателям. В.Распутин выделяет в творчестве Шукшина именно эту грань: «"Будь человеком..." Все, что сделано Шукшиным в искусстве, освещено у него этим требовательным понятием, этой страстью и этой болью, которым он заставил внимать всех — кто умеет и не умеет слушать. Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во каждую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть, в каких просторах, далях она заблудилась, какому поддалась соблазну или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и чистоте. Читателем и зрителем Василия Шукшина была и остается вся Россия от самых высоких до са­мых падших душ; его талант — это прежде всего голос взыскующей совести».

Нравственное здоровье современного общества было предметом особенно мучительных раздумий писателя. Не только его произведения, но даже рабочие записи отражают этот постоянный интерес и напряженный поиск мысли, трезвой, ясной, иногда парадоксально заостренной. «Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного. Добро

— это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!» «Культурный человек... Это тот, что в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант».

Это действительно первоклассный мастер в нескольких видах искусства. Сделано Шукшиным за 15 с небольшим лет в литературе очень много. 1966 — фильм «Ваш сын и брат» по мотивам нескольких рассказов; 1971 - фильм «Странные люди», тоже по мотивам рассказов; кинороман о Степане Разине «Я пришел дать вам волю»; 1972 — фильм «Конец Любавиных», поставленный по его роману «Любавины» (1965); 1973 — фильм «Печки-лавочки», в котором Шукшин выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли; фильм «Калина красная», поставленный по повести (по собственному сценарию), с исполнением главной роли Егора Прокудина; 1974

  • исполнитель одной из главных ролей в кинофильме «Они сражались за Родину» по од­ноименной книге М.Шолохова (режиссер С.Бондарчук))

Вопросы, предложенные учащимся перед выступлениями одноклассников. (Запись на доске).

  • Как пригодился Шукшину его ранний профессиональный опыт?

  • Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии - актёр и писатель?
    -Какие из перечисленных фильмов вы видели?

- Какие произведения писателя читали?

Учитель. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила. Во всех этих рассказах проглядывает человеческая душа с ее повседневными заботами, тревогами, печалями, радостями.

В рассказах "Мастер" и "Крепкий мужик", к которым мы сейчас обратимся, изображены люди, в чьих душах по-разному преломляются понятия добра, справедливости, истинных ценностей

3. Откроем рассказ "Мастер". Его вы прочитали дома.

  1. Зачитаем портрет героя.

  2. Почему же мастера зовут просто "Семкой", а не по имени-отчеству, хотя лет ему, судя по всему, немало?

  1. Как относились к нему люди, как отзывались о его мастерстве (руках)?

  2. Что однажды привлекло его внимание? (Зачитать описание церкви.)

Учитель. Испокон веков строились на Руси православные храмы. Они были в каждом городе, в каждом большом селе.

Когда шел человек в церковь? ( Крестить детей, венчаться, отпевать умерших, о чем-то попросить, в чем-то покаяться, и по большим церковным праздникам, и по воскресным дням).

Шли люди на праздник, нарядившись во все самое лучшее - шли за очищением души.

Ученик: Н. А. Некрасов так писал о церкви:

В стороне от больших городов,

Посреди бесконечных лугов,

За селом, на горе невысокой,

Вся бела, вся видна при луне,

Церковь старая чудится мне,

И на белой церковной стене

Отражается крест одинокий.

Учитель: Посещение храма - праздник души человека, ее очищение. (Рассматривание изображений храмов.)

  1. Что задумал сделать мастер? (Зачитать, какими словами он говорит о церкви.)

  2. Зачем он хочет сделать это? (Принести людям радость, показать людям красоту,
    пробудить в сердцах доброту.)

  3. К кому обратился за помощью?

  4. Получил ли он эту помощь?

  5. Как изменился Семка? (Зачитать.)

В своем дневнике Шукшин пишет об этом так:

"Обидно было и досадно, как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку. Все на нее показывали и кричали несуразное. А он, Семка Рысь. вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и объяснили, что девка та такая-растакая, что жалеть ее нельзя, что..."

И Семка сник головой. Все вроде понял, а в глаза поруганной красавице взглянуть нет сил - совестно. И, обидевшись, Семка махнул 'на все рукой. Течение обыденной жизни выносит его к пивному ларьку... Кто знает, если бы ему удалось восстановить церковь, возможно, перестал бы он пить... "Он взял на поповские деньги пол-литра водки и употребил ее всю тут же..." Семка пьет, чтобы уйти от злобы на себя, не умеющего отстоять "поруганную красавицу"... Но умерло ли в нем чувство красоты?( Нет. Прежнее чувство живет в нем, только он пытается спрятать его от людей).

Почему же рассказ назван "Мастер"? (Семка все делает умело, красиво, добротно, на века, с душой, старается для блага людей, хочет принести им радость. Он творец, созидатель, создает красоту своими руками. И душа его чиста и прекрасна).

4. Обратимся к следующему рассказу "Крепкий мужик".

1. С чего он начинается? (Зачитать описание церкви.)

  1. Кто является здесь главным героем и что он задумал? (Бригадир Шурыгин задумал разрушить церковь.)

  2. Каким образом он осуществляет задуманное? (Зачитать описание разрушения церкви.)

  3. Что оно напоминает? (Гибель живого существа.)

  4. Что значила для жителей села эта церковь? (Привыкли, помнили обряды.)

  5. Как отнеслись к поступку Шурыгина окружающие люди, мать, жена? А как он относится к людям?

7. Для чего он разрушает церковь? Только ли для того, чтобы построить свинарник?

8. Помогут ли ему люди в строительстве? Почему?

9. Что можно сказать в целом об этом человеке? (Бездушный, черствый, разрушитель.)

Ученик: Известно, что в Москве в годы сталинского режима был разрушен Храм Спасителя. Вот как об этом пишет оператор В. Микоша, снимавший разрушение храма на пленку:

"Тогда все, что я должен был снимать, было как страшный сон, от которого хочешь проснуться и не можешь. Через широкие распахнутые двери выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на землю, в грязь... Стаскивались стальными тросами при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов... Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены. В пустые проемы огромных окон врывался ледяной, со снегом ветер. Рабочие батальоны в буденовках начали вгрызаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня... Только сила огромного взрыва окончательно уничтожила Храм Христа Спасителя, превратив его в огромную груду развалин..." (журнал "Огонек", 1988, N41).

В. Микоша пишет:

"Мама долго плакала по ночам. Молчала о Храме. Только раз сказала:

  • Судьба не простит нам содеянного.

  • Почему нам? - спросила жена.

- А кому же? Всем нам... Человек должен строить. А разрушать - это дело антихриста... Мы же все, как один, деньги отдавали на него, что же, все, как один, и спасти не могли?.."

Учитель: И как хорошо, что наступили перемены, и сейчас этот Храм успешно восстанавливается всем миром. Да и у нас в Брянской области, восстановлено много

прекрасных храмов.

Рассказ ученицы о Свенском монастыре, об Успенском соборе Мглина.

Учитель. Обратимся к творчеству В. М. Шукшина. Если сравнивать героев этих двух рассказов, что можно о них сказать? Вроде и тот и другой - деревенские мужики. Чем же они отличаются?

(Семен Рысь - созидатель, творец. Несмотря на неудачи, постигшие его, видится в нем и совестливость, и боль, и чувство вины за неосуществленное дело - признаки живой, чуткой души).

А бригадир Шурыгин? Ради сиюминутной пользы, удали, ложного понимания своей значительности разрушает церковь.

Только ли Храм рушится? (Нет, рушится что-то важное, хрупкое, истинное, что отличает человека от всех других живых существ).

Учитель. Ребята, обратите внимание: мы говорим - сто голов скота, но сто человеческих душ - людей всегда считали по душам.

Счастлив тот человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, умение видеть прекрасное.

Учитель:

Рассказы Василия Шукшина писались 20-30 лет назад. И вот сегодня они вновь становятся нужными, актуальными, к ним повышается интерес. Почему?

Ведь духовность, о которой так много говорят, истощается. К сожалению, многие люди становятся все более равнодушными, нечуткими друг к другу. Им глубоко безразлично, что было раньше, да и что ждет человечество впереди, они живут одним днем, ни о чем особенно не задумываясь.

Как же с совестью жить нам согласно,

Если столько повсюду соблазнов,

И в мирской суете, и в тиши

На медяк не потратить души? - задумывается поэтесса Людмила Симонова.

У поэта Юрия Левитанского есть замечательное стихотворение, очень уместное по отношению к нашему разговору и к жизненной позиции В. М. Шукшина:

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или Пророку

-Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы, Шпагу для дуэли, меч для битвы. Каждый выбирает по себе.

Думайте, мальчики и девочки! Думайте! Решайте - как жить, какой дорогой шагать, строить ли, созидать ли или быть разрушителем!...

Василий Макарович Шукшин остается нашей совестью. Он сгорал в каждом

созданном им образе. Сердце его было болеющее, ранимое. Быть может, поэтому и сгорел он так скоро. Судьба отпустила ему на жизнь всего 45 лет. Он погиб на съемках фильма - не выдержало сердце.

Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила Москва мужика

И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

Недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть

Предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

На отвесных российских простынках.

Называлось - не кинозал

-Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням - как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

Так же зябла, подняв воротник,

Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

Край, как дом, где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

Словно зеркало в доме покойника.

(Андрей Вознесенский)

Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, его мысли; и каждый его рассказ заставляет задуматься: что с нами происходит; всегда ли мы по-человечески поступаем?

Его рассказы о людях: добрых и жестоких, страдающих и равнодушных; они воспитывают в нас человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни...

Обратимся к эпиграфу урока - словам писателя - "Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее..."

Как созвучны эти слова со строками прекрасного русского поэта, современника Шукшина, Николая Рубцова:

До конца, до самого креста

Пусть душа останется чиста.

Все книги Василия Макаровича - история души русского человека. А душе, утверждал писатель, нужны моменты взлета, радости, освобождения - праздник нужен, чтоб звенел, слышался чистый ее голос, как колокол!

Итог урока. Ответ на вопросы, записанные на доске.

Так как, по мысли Шукшина, нельзя жить?

Какие жизненные принципы он не принимает?

Против каких нравственных пороков он восстает?

О чем заставил вас задуматься Шукшин?

Ваше отношение к Шукшину?

Д. 3. Написать рецензию на понравившийся рассказ Шукшина.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconУрок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова
Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему )
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconУрок внеклассного чтения «Макай свое перо в правду. Ничем другим не удивишь»
Шукшина и его литературных героев, используя рассказ «Материнское сердце» и личное отношение Василия Макаровича к своей матери
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7...
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте! Начинаем урок внеклассного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нам предстоит работа в группах
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconТематическое планирование по курсу «Литература» Класс
Плановых контрольных уроков-1ч., урок развития речи-6 ч., урок внеклассного чтения-13
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconУрока: урок-исследование. Проблема
Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т....
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconУрок русского языка во 2 классе Тема : Род имён существительных
Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой, про которого написаны следующие строки
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина icon«Текст»
Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconРассказам В. И. Шукшина «Мастер», «Волки», «Обида». Тема: Утверждение...
...
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconУрок внеклассного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего...
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...
«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина iconИгра Что? Где?
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск