Скачать 67.75 Kb.
|
Тема урока: «Басни Крылова». Цели и задачи урока:
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД УРОКА I. Организационный момент Здравствуйте! Начинаем урок внеклассного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нам предстоит работа в группах. II. Объявление темы урока - Возьмите в группе голубой конверт и прочитаете ключевые слова к уроку. Семья офицера Учился из милости Работал в суде Был библиотекарем Занимался самообразованием Напасал более 200 басен -Попробуйте догадаться с произведениями какого известного автора мы продолжаем знакомиться сегодня на уроке? Тема урока отражается на слайде. III. Жизнь и творчество И.А.Крылова. Показ слайдов. -Посмотрите на фотографии, посвященные писателю, какое у вас складывается впечатление об этом человеке? - Прочитайте текст о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова и обсудите в группе новую информацию. - Каждый ученик получает текст на карточке. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождение – синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский с уд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой – перебрались в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу все понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписан: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен. С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги – спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. В начале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги и журналы прошлых лет и новые издания. Тридцать лет жизни Крылова связаны с петербургской Публичной библиотекой, с 1812 по 1841 годы. Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами. -Что нового вы узнали из предложенного текста? - Что вас удивило? IV. Беседа о жанре басни. - Какие литературные жанры вы знаете? - Давайте вспомним, что же такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хищность, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.) Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. …Ох! Басни смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари. (А.С.Грибоедов «Горе от ума») С какими баснями вы познакомились к сегодняшнему уроку? Прочитайте их. V. Работа с басней «Кот и Повар» Басня напечатана на карточках. Прочитайте басню сначала про себя. - Кто прочитает вслух? Назовите главных героев басни. Продолжаем работу в группах. - Подчеркните в тексте слова, значение которых вам непонятны. Найдите в словаре значение данных слов. Кабак – в старину: питейное заведение. Тризна – 1. У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего. (Править тризну). 2. У православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки. Укорять – то же, что упрекать. Курчонок – то же, что цыпленок. -Что необычного в этих словах? (Эти слова редко употребляются в настоящее время, они являются устаревшими). - Попробуйте догадаться, что они означают (обратитесь в помощь к тексту). - Прочитайте басню еще раз. Дайте характеристику главных героев. Определите мораль басни. - Прочитайте мораль. Над чем она заставляет задуматься? (Не нужно попусту тратить время на разговоры и безделье). Попробуйте найти крылатое выражение. (А Васька слушает да есть). - Что оно означает? Выборочное выставление оценок. VI. Физкультминутка Музыкальная пауза VII. Конкурсы Конкурс «Назови героя» Продолжаем нашу работу. А сейчас проведем небольшой конкурс и узнаем, хорошо ли вы знаете басни? Возьмите карточку №2 и в группе выполните задание. - Кто сказал такие слова: 1). «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (Лисица. «Ворона и Лисица») 2). «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву» (Волк. «Волк и Ягненок») 3). «Ларец с секретом, Так, он и без замка.» А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет, и ларчик вам открою В механике и я чего-нибудь да стою». (Механик-мудрец «Ларчик») 4). «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка «Квартет») 5). «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть Кур красть?! (Крестьянин. «Крестьянин и Лисица») - В чем мораль этих басен? После выполнения задания проводится его проверка. Возьмите карточку №3 Конкурс «Собери басню» Карточки раздаются группам.. Дети находят, какой ответ соответствует вопросу.
- Проверим что у вас получилось? Поменяйтесь своими карточками с вашими соседями. Найдите ошибки и неточности. Выскажите мнение о работе соседней группы. Вы хорошо поработали дома и знаете многие басни И.А.Крылова. - Кто выучил басню и хочет ее нам прочитать? Чтение басен наизусть 2-3 человека - Как наш город связан с именем великого баснописца? Расскажите. Показ слайдов. VIII. Подведение итога урока - Сегодня на уроке прозвучало много басен. Каких животных И.А.Крылов наделил человеческими качествами в своих баснях? -Что вам понравилось на уроке? - Чему учились на уроке? Выставление оценок. Поощрение слабых учащихся. IX. Домашнее задание К следующему уроку вам нужно познакомиться с рассказами рассказы о животных В.Чаплиной, Б.Житкова и Е.Чарушина. Принести прочитанные книги и иллюстрации к ним. Запишите задание в дневник. Х. Организационное окончание урока. Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончен. |