Скачать 246.68 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Рассмотрена на ШМО Бабынино Бабынинского района Калужской области Рассмотрена на ШМО №_01_ от _27.08. 2013 г. Утверждена директор школы Принята педагогическим _______________ Волошедова М.С. советом школы №__06__ « 29 » 29.08. 2013 г. приказ № _107_ от 24.09. 2013 г. Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе Составитель Корнеева P.M.., учитель русского языка и литературы высшая категория Бабынино 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2011). Общая характеристика учебного предмета Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. 11риобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей -необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Содержание учебного предмета Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 5 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования, и допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер. Описание места учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 102 ч., в том числе для проведения уроков развития речи - 12 часов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем: 1) в познавательной сфере:
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
2) цеиностно-ориентационной сфере:
3) коммуникативной сфере:
4) эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-вырази тельных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Описание материально-технической базы Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Ожидаемые результаты освоения литературы в 5 классе
10.Эстетическое восприятие произведений литературы. 11.Формирование эстетического вкуса. 12.Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
|
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии... Моу «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Бабынинского района Калужской области | П. Бабынино Бабынинского района Калужской области Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы... | ||
Закон РФ «Об образовании» Положение о реферате как форме аттестации учащихся основного общего образования мкоу «Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.... | Доклад об итогах реализации долгосрочной целевой программы «Содействие... Калужской области (далее – министерство) в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 13. 08. 2010 №104-р и утверждена... | ||
Приказ № Об утверждении административного регламента по предоставлению... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | План работ научного исследования Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Мероприятия Сроки, место проведения Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | Разработка управленческого решения Фондовая лекция №7 Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Общество с ограниченной ответственностью Туристическое бюро «Северное ожерелье» Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | «Конституционное право России» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
День науки, труда и искусства 2012 1 сеанс 12-15 – 12-45 Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | Сценарий мультимедийного урока. Тема урока: «Что изучает физика?» Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Модели и методы идентификации нелинейных искажений в электрических... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | 16 октября – день рождения Оскара Уайльда, английского философа,... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Анализа иерархий бескорсый Н. С. научный руководитель д-р физ мат... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | Сборник информационно-методических материалов для работающей молодежи Калужской области «Трудяга». На его страницах Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Областной молодежный центр»... |