Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности





Скачать 72.92 Kb.
НазваниеГаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности
Дата публикации19.01.2015
Размер72.92 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое обеспечение
Министерство образования и науки Республики Татарстан

Камско-Полянский филиал

ГАОУ СПО «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж»


Учебно-методическое обеспечение специальности
Организация самостоятельной работы студентов на уроках русского языка
Описание системы работы
Пугина Елена Леннуровна, преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Чужие указания – не более как совещательный голос

Рубакин Н.А.

В связи с переходом на ФГОС третьего поколения, в которых сформулированы общие и профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в учебных заведениях НПО и СПО, преподавателям необходимо качественно и эффективно организовать самостоятельную работу студентов. В соответствии с ФГОС СПО и НПО по специальности и профессиям для организации самостоятельной работы выделяется до 30% времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы по количеству часов аудиторных занятий в неделю. Максимальный объём учебной нагрузки студента любой формы обучения, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Еще Н.Г.Чернышевский высказывал мысль о том, что, если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать оборудование самостоятельными занятиями. И, так как в новых стандартах самостоятельной работе отводится особое место, требуется соответствующая реорганизация учебного процесса, необходимость совершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, преподаватель должен полностью менять индивидуальный план урока.

В нормативных документах определены цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом; формирование общетрудовых и общепрофессиональных умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления; формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации. Исходя из этого, преподавателю и студентам отводятся соответствующие роли: роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности; роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работой заключается в следующем: определение объема и содержания домашнего задания, разработка рекомендаций выполнения заданий, приемов и действий, анализ качества и содержания выполненной работы. Причем, очень важно, чтобы указания преподавателя были систематическими и демонстрационными. Самостоятельная работа студентов в объёме выделенных часов по учебному плану организуется и планируется для достижения следующих целей: овладения знаниями, укрепления и систематизации знаний и формирования умений и владений. Следовательно, можно выделить такие виды самостоятельной работы, как: обучающая, развивающая, творческая,·контрольная. Виды самостоятельной работы различают также с точки зрения используемых средств общения и способа выявления формируемых компетенций: устные работы; письменные работы;·использование технических средств и информационных систем.

С целью создания накопительной базы для постоянного использования, мною начата работа по составлению методических разработок на тему: «Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по русскому языку», которые являются для меня своего рода опорными конспектами при организации самостоятельной работы. При определении тематики заданий для самостоятельной работы студентов я исходила из содержания раздела учебной программы «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам». Каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий, главный итог которых – формирование всех очерченных программой умений и навыков.

Важно помнить, что требованием времени является воспитание инициативы, активности – качеств, на основе которых базируются стандарты третьего поколения. Качеств, без которых невозможен творческий труд, который и лежит в основе самостоятельной работы студентов. Поэтому трудно не согласиться с советом В.А.Сухомлинского: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете. Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Именно с пытливости и любознательности начинается творчество, поэтому задания для достижения различных учебных целей готовлю творческие. А именно, для достижения и реализации учебной цели первичного овладения знаниями, подготовлены различного вида задания и подробные рекомендации для их выполнения. К ним относится работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; работа с конспектами лекций; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, статьи, дополнительной литературы, в том числе с материалами, полученными по сети Интернет); конспектирование текстов; ответы на контрольные вопросы; подготовка тезисов для выступления на семинаре, конференции; подготовка рефератов и т.д. Для закрепления и систематизации знаний студенты получают следующие задания: передача текста в виде рецензии, упражнения по постановке логического ударения, работа со скороговорками, написание небольших сообщений по плану, данному преподавателем, доклады, рефераты, сообщения.

Приведу несколько примеров:

1. Для составления рассказа на тему: «Эпизод из учебной практики» при изучении раздела «Лексика и фразеология» предлагаю из двух данных колонок слов образовать путем подбора фразеологические обороты и использовать их в своем рассказе («работать спустя рукава», медвежья услуга», «взяться за ум», «выбиться из сил», «не покладая рук», «валять дурака» и т.д.). Или из двух колонок с именами собственными и нарицательными путем соединительных линий выделить фразеологические обороты («Демьянова уха», «Ахиллесова пята» и т.д.).

2. Для подготовки сообщения на тему: «Использование в профессиональной речи пословиц и поговорок, крылатых выражений» даю примерный план:

- Определение пословиц и поговорок

- Когда «родились» пословицы и поговорки.

- Исторические события в образных выражениях.

- Литературные источники пословиц и поговорок.

- Использование пословиц и поговорок в различных речевых ситуациях.

3. При выборе крылатых выражений, пришедших к нам из литературы, уст известных политиков, предлагаю описать ситуацию, в которой можно их применить «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда» (В.Черномырдин), «Рожденный ползать летать не может» (М.Горький), «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (И.Крылов).

4. Даю несколько фразеологических оборотов с неменяющейся частью основного слова, которая заменена тильдой (∞) и ставлю задачу – отгадать все выражения, продолжить синонимо-антонимический ряд, определить их стилистическую окраску, оттенки значений, речевую ситуацию употребления (сидеть сложа (∞) и – ничего не делать, мастер на все (∞) и умелец и т.д.).

Таким образом, данные задания предусматривают не только работу с различного вида словарями, но и повторение пройденного материала.

Для формирования умений и навыков целесообразно давать творческие задания более объемного содержания. Одно из таких заданий – написать сочинение, желательно о выбранной профессии, так как в ФГОС третьего поколения большое внимание уделяется практико-ориентированному методу. И практический опыт подсказывает целесообразность выбора творческих заданий, ориентированных на связь с профессией. Для достижения успеха тему сочинения лучше не формулировать, а с целью систематизации мыслей, высказываний, размышлений предложить примерный план – подсказку следующего содержания:

- Выбрать цитату из высказываний великих людей о данной профессии.

- Обозначить целесообразность выбранной профессии, ее роль и значение.

- Акцентировать актуальность, востребованность и перспективы развития, как в России, так и за рубежом.

- Выделить преимущества данной профессии.

- Указать причины выбора профессии.

- Определить личностные качества, способствующие успешному овладению профессией.

- Рассказать о перспективах, личных планах после окончания учебы.

Важно! Провести открытый анализ выполненных работ с коллективным комментированием.

В результате поиска новых методов и видов самостоятельных работ, а также постоянного совершенствования организации самостоятельной работы студентов, мне удалось за два года повысить качество знаний при выполнении данного вида работ с 37,2% до 46,8%. Ряд причин (базовая подготовка, сравнительный анализ, определение объема задания и времени, которое затратит студент на выполнение самостоятельного задания) указывают на то, что этот вид работы требует более тщательного подхода со стороны преподавателя. Исходя из этого, меняю тематику, ввожу разные варианты, составляю методические указания по выполнению конкретных работ, использую демонстрационно-наглядный материал.

Данными наработками я поделилась с коллегами – слушателями курсов повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения учебных заведений НПО и СПО, проходивших на базе ФГБОУ ГБО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального и среднего профессионального образования» в г. Казань. Мое выступление вызвало большой интерес. Присутствующие преподаватели-языковеды высоко оценили начатую мной работу. А ряд преподавателей изъявили желание взять мои наработки за основу. По завершению работы над методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по русскому языку я намерена их утвердить в экспертном совете Нижнекамского сварочно-монтажного колледжа и учебных заведений СПО г. Нижнекамска. Я думаю, что эта разработка будет полезна при составлении учебно-планирующей документации по русскому языку.

В заключение своей работы хотелось бы отметить, что именно те компетенции, которые студенты приобретают при выполнении самостоятельных работ, позволяют им в дальнейшем на рабочих местах грамотно организовывать свою рабочую деятельность и добиваться качества. Ведь как утверждал Д.И.Писарев: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconОтчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский...
Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconМинистерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский...
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconУшакова Т. А., преподаватель гбоу спо со «Екатеринбургский монтажный...
Номинация: «Учебно-методический комплект для обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю,...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconРабочая программа профессионального модуля пм. 04 Проведение лабораторных...
Гаоу спо «Казанский медицинский колледж» Мавзютовой Ириной Павловной, а так же кандидатом биологических наук, преподаватель микробиологии...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconМинистерство культуры московской области основная профессиональная...
С. С. Прокофьева по специальности 073401 Вокальное искусство является системой учебно-методических документов, сформированной на...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку для поступающих...
Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г. Протокол...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconПетрозаводский колледж железнодорожного транспорта филиал федерального...
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности гаоу спо «Балашовское медицинское училище»
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconГаоу спо то «Тюменский медицинский колледж» Отделение повышения квалификации №2
Внеаудиторная работа является обязательной составляющей учебно-тематического плана данного цикла
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconОтчет о результатах самообследования гаоу спо «профессиональный колледж №41»
Соответствие разработанных профессиональных образовательных программ и учебно-методической документации требованиям государственных...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconГаоу спо рк «Сортавальский колледж» о работе за 2013 год Общая характеристика учреждения
Статус: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия «Сортавальский...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconИ. Л. Сабельникова
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине (далее умкд) Основы безопасности...
Составитель: Данильченко Юрий Натавьевич, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности icon«Основы рекламы» Преподаватель
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconПрограмма учебной дисциплины оп. 04 Медицинская паразитология по...
Израилевна, преподаватель фгоу спо «Омский медицинский колледж», Ледянкина Ольга Васильевна, к фарм н., зам директора по научно-методической...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconРабочая программа профессионального модуля пм. 03 Оказание доврачебной...
Степановым А. В. преподавателем реаниматологии и медицины катастроф высшей квалификационной категории гаоу спо «Казанский медицинский...
Гаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности iconАнтистресс и активационная терапия в фитнесе
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск