Скачать 159.06 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Томского района Реферат по дисциплине «Литература» на тему: «Фольклор периода Великой Отечественной войны как отражение силы и непобедимости русского народа (Ход войны на примере частушек)» Автор: Писанкин Антон Юрьевич 9 класс МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района Научный руководитель: Трифонова Марина Владимировна учитель русского языка и литературы с.Зоркальцево - 2013 Содержание
2.1.Частушка как жанр народного фольклора ……………….……….….…4 2.2. Содержание частушек периода Великой Отечественной войны….….5
На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда был фольклор – живое солдатское Слово. В годы Великой Отечественной войны процессы создания и бытования устного народного творчества протекали особенно быстро. Основные жанры фронтового фольклора — песни, частушки, предания, устные рассказы, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки. Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками фашистских концлагерей и тюрем. Фронтовой фольклор был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев, саперов. В этих произведениях нашли художественное отображение жизнь и борьба народов нашей страны, героизм защитников отечества, вера в победу над фашистскими захватчиками, горечь отступления, радость победы, верность и преданность. Наиболее распространённым жанром фольклорных произведений были частушки. Острые, искромётные, они отражали малейшие изменения в настроениях общества. Цель исследования: Изучить особенности частушек периода Великой отечественной войны. Задачи:
Объектом работы является фольклор периода Великой Отечественной войны Предмет: частушки. Гипотеза: Содержание частушек периода Великой отечественной войны отражает силу, стойкость и непобедимость русского народа. Работа актуальна. Подвиг русского народа не забыт. Частушки донесли до нас ярко выраженные не только фактические, но и психологические, нравственные приметы, тревожную, напряженную атмосферу тех лет. Анализ фольклора военных лет позволяет нам, ныне живущим, больше узнать как о жизни советской армии, так и о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой. В годы Великой Отечественной войны частушка получила широкое распространение как на фронте, так и в тылу благодаря своей мобильности, способности мгновенно откликаться на большие и малые события.
2.1. Частушка как жанр народного фольклора В словаре русского языка С.И.Ожегова частушка трактуется как народная песенка - четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно - шутливого содержания [4, 279]. Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырёх строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере [5, 38]. Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки [5, 40]. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении частушек. До сих пор продолжаются споры о времени возникновения жанра. Одни считают, что частушки появились ещё в 18 веке, другие определяют время рождения жанра второй половиной 19 века. Долгое время велись споры о том, какая среда породила частушки. Одни ученые утверждали, что частушки создавали крестьяне. С ними спорили, считавшие, что частушки родились в рабочей среде. Частушки же стали записываться одновременно как среди крестьян, так и среди рабочих. И крестьянские, и рабочие частушки запечатлели мироощущение своих исполнителей. Являясь лирическим жанром, частушки, как лирические песни, сосредоточили внимание не столько на изображении явлений жизни, сколько на выражении отношения к ним. Частушка, как писал знаток этого жанра В.И.Симаков, выражает мимолетное переживание человека в данную минуту [1, 74]. Отсюда одно из основных качеств лиризма частушек: они откликаются на самые животрепещущие проблемы жизни – будь то факты, явления социальной или бытовой жизни народа. Частушка всегда актуальна, современна и злободневна. Объект изображения частушки – наиболее характерные, яркие, типичные факты, явления и приметы жизни. При этом предметный мир не детализируется. Частушки, как и лирические песни, должны были нравиться большинству, всем исполнителям и слушателям, иначе они быстро забывались. Обобщенность содержания как раз соответствовала этому требованию. Всего 4 строчки, а сколько задора, затаённой грусти и оптимизма! Мчись ветра перегоняя Прозвучи во всех краях! Грянь частушка боевая, Наша спутница в боях!
Июнь 1941 года. Начало войны. Содержание частушек отражает переживание русского народа: Распроклятая Германия Затеяла войну. Взяли милого, хорошего — Оставили одну! [1, 29] Ты Германия, Германия, Страна неверная. Заключила с нами договор, Напала первая. [1, 30] Ой, какие наши годики, Какие времена! В самы юны наши годики Нагрянула война. [1, 29] Мил уехал на войну И махнул перчаткою — Оставайся, дорогая, Три года солдаткою [1, 31]. Взяли милку на войну, Меня оставили одну. Я с миленочком рассталась, Сиротой кругом осталась [1, 32]. Содержание частушек солдат, уходящих на фронт, говорит об их преданности Родине: Не печальтесь, мои сёстры, И не плачь, родная мать, Ухожу я добровольцем Край родимый защищать! Уезжаю я, товарищ, На священную войну. До последней капли крови Защищать свою страну. До свиданья, лес и горы, До свиданья, бережок. Очищать от фрицев землю Буду вдоль и поперёк! Когда Петю провожали, Он сказал тихонько мне: «До последнего дыханья Буду верен я стране» . Показать решили силу Злые варвары в боях, Но нашли себе могилу На Советских на полях! [1, 41] Люди жили, воевали с надеждой и верой на победу, на то, что враг непременно будет разбит. Судьба Родины и уверенность в победе над фашистами - одна из центральных тем частушек с первых же дней войны. Лезут к нам в страну бандиты Бешеной оравою. Будут все они разбиты- Наше дело правое! Чёрна туча, чёрна туча, Гитлер с Запада идёт, Наша армия могуча Эту тучу разобьёт. Пусть фашисты не грозятся, Силою не хвалятся! Наша армия сильна, С ними она справится![1, 32] Ты не думай, враг коварный, Солнца свет не погасить. И могучей силы русской Никогда не победить! Шлют фашисты самолеты Разных фирм, стараются. Только что-то при полетах В землю ударяются! [1, 42] Во время войны по-новому зазвучала любовная частушка. Девушка гордится солдатом - защитником Родины, обещает ждать, опасается за его судьбу. Эти опасения, пожелания скорейшей победы выражаются чаще всего и в раздумьях девушки, и в письмах: Прислал милый письмецо, Почта полевая: «Жив, здоров, громлю врагов, Моя дорогая!» Прислал детка письмецо, Все вопросы новые: «Чем ты фронту помогаешь В эти дни суровые?» [5, 20] В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная. Сведения из солдатских писем становятся главным содержанием частушек: А я выйду на бугор Радио послушаю, Как мой милый на войне Бьёт врага « Катюшею». Из « Катюши» бьёт Ванюша, Мой залётка - старшина. Как догонит до Берлина Так и кончится война. [5, 27] Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкали песни и шутки, потому что они крепили армейскую сплоченность и фронтовую дружбу, напоминали бойцам о доме, о родных и любимых. В частушках отражаются конкретные живые подробности, которые волновали их исполнителей и слушателей. Москву-город взять пытались Немцы-неприятели — Рокоссовского герои Их назад попятили! Лез к Москве фашист-мошенник Через надолбы и рвы - Крепкий русский подзатыльник Получил взамен Москвы. Ехал Гитлер на Москву На машинах-таночках, А оттуда, из Москвы – На разбитых саночках. [5, 17] У московских у ворот Удивляется народ: Немцы ходят в наступленье Только задом наперед. [5, 27] О героях битвы за Ленинград слагались частушки: Мил на фронте боевом, Я на фронте трудовом. Нам обоим нынче дали Ленинградские медали. [4, 23] Я точу, точу снаряды, Пусть на немцев полетят За досаду, за блокаду, За родимый Ленинград. Воробей перелетает С веточки на виноград. Ягодиночка на фронте Защищает Ленинград. Ленинград обороняли, Ясноглазый пал в бою. Там сложил он буйну голову За родину свою. Дорогие девушки, Любите раненых солдат – Они не в драке пострадали, А за город Ленинград. Раньше здесь, под Ленинградом, Немец был ползучим гадом, А теперь мы пулей учим Немца гадом быть ползучим. За рекою за Невою Всполошился вражий стан – Бьет фашистов смертным боем Снайпер Вежливцев Иван. Покажите, ленинградцы, Что достойны вы наград. Вдвое злей давайте драться За родимый Ленинград. [4, 24] Ощущение братского единения со всей страной не покидало ни мирных жителей осажденного города, ни его воинов все девятьсот дней вражеской блокады. Всякая весть о победах Советской армии на всех фронтах Великой Отечественной войны воодушевляла воинов Ленинградского фронта. Успехи под Москвой воспринимались как личные успехи каждого воина, где бы он ни находился. Фрицы лезли в Ленинград И в Москву, как на парад. Не пробрались их ряды И ни туды, и ни сюды. На горе стоит «Катюша», Под горою автомат. Не достанутся фашисту Ни Москва, ни Ленинград. Все морошка, да морошка, Да никак не виноград. Есть для Гитлера дорожка, Да никак не в Ленинград. В небе тученьки затучили, Темнеет в синеве. Измотали мы, измучили Фашиста на Неве. Сердце бьется, сердце радо, Репродуктор говорит: «От родного Ленинграда Свора Гитлера бежит». Удирайте, фрицы, вы. Быть вам всем без головы! Отходили ваши ножки По дорожке у Невы. Ой вы, невские сиги, Ладожская корюшка! Драпал немец в три ноги, Нахлебавшись горюшка. [4, 25] Победа под Москвой давала надежду. Разгром немцев под Сталинградом дал уверенность. Воют-воют немцы-волки, Как им дали возле Волги. Участь им даем одну На Неве и на Дону. Ноет фрицево сердечко, Не забыть ему Восток – Сталинградское колечко, Шлиссельбургский бережок. Немцы были очень рады, Что у нас кольцо блокады. Будь хоть пять таких блокад – Не возьмете Ленинград. [4, 26] Геббельс в музыку играет, Гитлер пляшет гопака; Не бывать вам в Ленинграде, Два фашистских дурака. Нам за то дают медали, Что фашисты – пьяный сброд – Ленинграда не видали, Не увидят и вперед. Дайте девочке винтовочку, Ружье и автомат. Не подумайте, германцы, Не возьмете Ленинград. Полетели самолеты Из Москвы на Ленинград. Скоро теплые денечки Попрут Гитлера назад. ![4, 27] Бьем врага под Ленинградом, Все сильней удары… Не уйти фашистским гадам От народной кары. Семь цветов у радуги, Семь побед у Ладоги. Будет их и двадцать семь, Немцев мы добьем совсем. Ноет фрицево сердечко, Не забыть ему Восток – Сталинградское колечко, Шлиссельбургский бережок. [4, 28] Победа над врагом ковалась не только на фронте. В войне участвовал весь русский народ. Во многих частушках поётся о тесном единстве фронта и тыла, о помощи тыла фронту: Девушки, война, война, Что наделала она! Не один дружок воюет, А воюет вся страна! [2, 52] А мой миленький воюет С гадиной фашистскою. Я за милого в колхозе Стану трактористкою. Наши тракторы, как танки, А девчата как бойцы. Распахали все полянки, Все засеяли концы. Лес грузили, воз толкали, Меж собой ругалися, А гармошку услыхали Сразу рассмеялися. [2, 54] Брата в армию призвали — Я полна заботою: Вместо брата на заводе Слесарем работаю. Провожала мила друга На войну с фашистами. Я сама пойду за плугом, Стану трактористкою. [5, 26] С огромной любовью поётся во многих частушках о народных мстителях - партизанах: Партизаны, партизаны, Партизаны-молодцы. В партизанах наши братья, В партизанах и отцы. Эх, подруженька, подружка, Давай елочки садить, Чтоб отважным партизанам Легче фрицев было бить. Лес шумливый, лес дремучий, Лес зеленою каймой. С партизанами в отряде Бьет фашистов милый мой. Я сорву сирень-цветочек, На дорожку положу, Партизанскому отряду Путь прямее укажу. Ой, подруга дорогая, В партизанах мой и твой, Мы возьмём с собой винтовки И пойдём скорее в бой! На горе стоит берёза, Под берёзой – танки. Мой милёнок – партизан, А я – партизанка. Дайте, дайте мне винтовку, Пойду воевать — В партизанские отряды, Партизанам помогать. Немцы пили, распивали, Угощалися винцом. Постучали партизаны, Угостили их свинцом. [2, 62] Несмотря на все трудности и лишения, холод и смерть, которые поджидали воинов на каждом шагу, в минуты затишья, в землянках, блиндажах пели частушки, которым придавалась остросатирическая окраска. В них советские воины высмеивали немецких солдат и самого Гитлера. Как в Германии недавно Поросёнок околел: Три недели Гитлер плакал — Поросятины хотел. Гитлер – мастер подлых дел, В грабежах собаку съел. Только жалко одного – Лучше бы она его. Смажу пушку салом, маслом, Приложу к ней ласку, Чтоб фашисты не журились – Бегали в припляску! На опушке есть высотка, За высоткой – блиндажи, Но у нас точна наводка: - Эй, фашист, штаны держи! Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете, Треплет Геббельс языком У себя в газете. Есть у Геббельса забота: Как наглее бы соврать? Как собьют три самолета – Он горланит: - «Двадцать пять»! Морда Геббельса похожа На морду головастика. Попадет ему по роже – Разлетится свастика! Если мы врага колотим, Значит, бьем наверняка! Встретим, вдарим с поворотом, Да еще набьем бока! Не сломить им нашу силу, Гитлер пусть возьмет урок, Мы ему раздавим в «кашу» Обезьяний «котелок»! [2, 67] Война не обошлась без тяжёлых жертв. Много горя принесла она людям. Многие потеряли родных и близких. Моя черная гребеночка Сгорела на огне. Моего миленочка Убили на войне. Ленинград обороняли — Ясноглазый был в бою. Там сложил он буйну голову За Родину свою. Посмотрю я с горки вниз – Все ребята собрались. Только мы с тобой подруженька, Своих не дождались. [2, 54] Но как бы тяжело ни было, какие бы жертвы ни нёс русский народ, он твёрдо верил в свою окончательную победу над фашизмом. Скоро, скоро снег растает, С гор покатится вода. Крепко бьются наши братья, Занимают города! Из колодца вода льётся, Вода – чистый леденец. Наша Армия дерётся – Скоро Гитлеру конец! Я на бочке сижу, А под бочкой мышка. Скоро русские придут — Немцам будет крышка! Скоро Гитлеру могила, Скоро Гитлеру капут, Скоро русские машины По Берлину побегут! Скоро кончится война, Скоро Гитлеру капут, Скоро наши черноглазые С победою придут. Скоро милый мой вернется, Назовет меня женой, Потому — четыре года Я ждала его домой. Ой, дороженька, гуди, И, машинушка, дуди, Привези наших героев С орденами на груди. С неба звездочка упала На прямую линию. В награжденных я читала Милого фамилию. [2, 73] И она пришла, долгожданная победа: Вот и кончилась война, Прошли бои великие. Очень жалко тех ребят, Которые убитые. Выйду в поле, выйду в поле, Погляжу с крутой горы, Не идет ли Красна Армия С германской стороны. Шла машина из Берлина С красными вагонами. Наши славные герои Едут эшелонами. [2, 87] Задушевная подруга, Что там светит впереди? Это звездочка победы У милого на груди. То не ветер пыль метет — То боец домой идет. Форма новая на нем – Ордена горят огнем. Красной Армии герои Родину прославили — Посреди Германии Красный флаг поставили. Веселитеся, подружки, — Уничтожен лютый враг; Гордо реет над Берлином Наш советский красный флаг. Снова песни распевает И цветет родимый край. Никогда мы не забудем, Как пришел девятый май. Замирилася война- Гитлер отравился. Воевал 4 года- Победы не добился! Подружка моя, Подруженька Маня, Война замирилася 9 мая! Девушки у нас весёлые, На границе тишина: Сорок пятого, девятого Закончилась война. [4, 92] A уже когда война закончилась, Победу праздновали и песней и пляской, и чем ещё могли! Мирное время — какая радость! Выстояли, победили! Это не только благодаря смелости, храбрости, а также и песне, шутке, и конечно же частушке, которые согревали души солдат. Казалось, что и Земля поёт. Мой милёнок в небеса Больше не взмывается. Он фашистов разбомбил- Ко мне возвращается! Наши славные герои Родину прославили. И в Берлине над Рейхстагом Красный флаг поставили! Слышим мы в Москве салют, Видим красно знамя, Мы закончили войну 9 Мая! [2, 104]
В частушках Великой Отечественной войны отразился русский характер. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова. Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. Именно в живом солдатском слове, неразрывно соединились и скорбь по погибшим, и радость победы, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, к дому, и дружеское отношение к бойцам – однополчанам. И сегодня строчки, многие авторы которых уже ушли из жизни, берут за душу и служат памятью о павших и выживших, бойцах и тружениках. 4. Список использованной литературы 1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. «Русское народное поэтическое творчество» Л., «Просвещение», 1983 2. Буртин Ю. «О частушках» М, 1968 3. Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931-1949 гг. Сост.: В. А. Кравчинская, П. Г. Ширяева. Музгиз, Л.-М., 1950 4. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт Русского языка имени В. В. Виноградова. – 4-е изд. Дополненное. М.: Азбуковник. – 1997. 5. Русский фольклор Великой Отечественной войны. Изд. «Наука», М.—Л., 1964 |
Доклад «О ходе обеспечения жильем Ветеранов Великой Отечественной войны» Президента Российской Федерации от 09. 01. 2010 №30) в Исполнительном комитете г. Казани активно ведутся работы по обеспечению жильем... | Реферат по истории на тему: «Героизм советского народа на фронтах Великой Отечественной войны» Более пятидесяти лет назад, 9 мая 1945г., отгремели последние залпы войны на территории России. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской... | ||
Разработка классного часа на тему: "О красоте и мужестве" Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной Войны | Тульские поэты периода Великой Отечественной войны о героической обороне города Тулы Известные советские поэты о героической тульской земле в годы Великой Отечественной войны | ||
Использование электронных технологий как инструментов оценивания... Активизация работы по военно- патриотическому воспитанию молодежи на примере подвигов Героев Отечественной войны 1812, Великой Отечественной... | Урок города в 7 Х классах 19. 11. 2004 года классный руководитель... Цель: воспитание патриотизма, уважения подвига русского народа, проявленного в годы во войны | ||
Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс Активизация работы по военно- патриотическому воспитанию молодежи на примере подвигов Героев Отечественной войны 1812, Великой Отечественной... | План-конспект урока начало Великой Отечественной войны Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | ||
Тесты по следующей тематике: Зачет I. «Ратные страницы истории Отечества» Активизация работы по военно- патриотическому воспитанию молодежи на примере подвигов Героев Отечественной войны 1812, Великой Отечественной... | Кавказские Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении... | ||
«Великая Отечественная война» Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны | Реферат- исследование на тему: «Оккупация Пряжинского района во время... Тема моей работы «Оккупация Пряжинского района во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.». Я выбрал эту тему, потому что... | ||
Классный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» Цели Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Война… в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней... | Задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Послании Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной Войны |