Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 164.84 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер164.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы


XXI областные краеведческие чтения учащихся Ивановской области

История подвига: детство и юность

Героя Советского Союза Н.Ф. Смирнова


Жаравина Елена Анатольевна

учащаяся 9 а класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей имени Д. А. Фурманова

города Кинешмы Ивановской области

Домашний адрес:155800, Ивановская область,

город Кинешма, ул. Кузнецкая, д.24

Дата рождения: 22.03.1995

Паспорт: серия 2408 №433039, выдан 2.03.09

ОВД Вичугского района Ивановской области
Научный руководитель:

учитель истории МОУ лицей

имени Д.А. Фурманова

города Кинешмы

Баусова Наталья Николаевна

155813, город Кинешма,

1-й Каховский переулок, д. 8,

м.т. 89158454458.
Кинешма 2010

Оглавление

Введение…………………………………………. 3

Глава 1. Воспитание характера……………….... 4

Глава 2. Школьные годы……………………...... 7

Заключение…………………………………….. 10

Список литературы……………………………. 10

Приложения……………………………………. 11

«…человек, познавший горе и трудности в детстве,

лучше и успешней преодолевает их в последующей жизни…»

(из воспоминаний Н.Ф. Смирнова)

Введение
Война… В памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа, страшной войны…

В тот знаменательный день в городе шла обычная размеренная жизнь. Для одних это были повседневные заботы и хлопоты, для других – пора новых начинаний и надежд. В школах прозвенели последние звонки. Для учащихся учебных заведений начиналась пора летних каникул. Не были исключением ученики и нашей школы. «В июне 1941 года закончили 10 классов, строили грандиозные планы, кто-то хотел поступить в институт, кто-то в военное училище, все дороги были перед нами открыты…и вдруг война…»,- вспоминает выпускница 1941 года Кобелева (Репина в замужестве) Инна Константиновна.1

Кто они, эти мальчишки и девчонки, так похожие на нас, молодые люди, для которых слишком быстро закончилась пора их детства и юности? Кто они, увековеченные в сердцах и разумах человечества словом подвиг? Какие они, настоящие герои?

В годы Великой Отечественной войны наши земляки мужественно сражались на всех фронтах. Более 30 тысяч кинешемцев защищали свою Родину от фашистских захватчиков. Были среди них - ученики, учителя, сотрудники школы - лицея имени Д.А. Фурманова. Из выпуска 1941 года двадцать молодых воинов не вернулись в родные семьи.

Фурмановцы гордятся выпускниками, отличившимися в боевых действиях. Из 26 кинешемцев - Героев Советского Союза 6 будущих воинов учились и воспитывались в стенах нашего учебного заведения.

Время лечит, но оно беспощадно вычеркивает из памяти лица, имена, путает события и даты, уносит в небытие горечь, боль, отчаяние…Биографии героев стираются до нескольких скупых строк из биографических словарей. Из поколения в поколение передается хроника их фронтовой жизни. Однако с течением времени размываются странички биографии обыкновенных людей – благодарных детей, любящих мужей, отцов, дедов.

Выпускник 1931 года Кинешемской школы II ступени Николай Смирнов Великую Отечественную войну встретил, будучи военным летчиком. Уже за первые 17 месяцев войны сделал 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку важных объектов и скоплений войск противника и был представлен к геройскому званию. Летчик – бомбардировщик, а позднее – разведчик Смирнов прошел победный путь от Северного Кавказа до города Штеттина. Участвовал в освобождении Крыма, Белоруссии, сражался в небе Восточной Пруссии, Польши. Как разведчик совершил 142 вылета в глубокий тыл противника. Экипаж Смирнова вывел из строя 55 вражеских танков, свыше 300 автомашин, 45 железнодорожных вагонов с воинским грузом и техникой. Уничтожил свыше 1000 вражеских солдат и офицеров. За успешные боевые действия и высокую боеспособность экипажа, личное мужество награжден несколькими боевыми орденами1. Но кому известен тихий кинешемский мальчишка из семьи рабочих, испытавший на себе все тяготы довоенного советского лихолетья?

Память эту хранят пожелтевшие странички воспоминаний и писем героя в школьном музее. Вероятнее всего – это единственное свидетельство тех страниц биографии Героя, которые не вошли в советские энциклопедии и справочники.

В послевоенные годы, навещая кинешемских родственников, Н.Ф. Смирнов не раз посетил родную школу. Позднее он стал постоянным гостем школьных праздничных вечеров, концертов, почетным посетителем Музея боевой славы, организованного в 1982 учителем истории Солохиной Т.А., ежегодно проводил в музее Уроки мужества. Именно в это период – в 1970-1980 годы – школа установила дружескую переписку с теперь уже преподавателем Военной академии Н.Ф. Смирновым. Не беда, что строки писем, адресованные юным фурмановцам, несколько назидательны. Именно они дают ответ на вопрос: кто они, настоящие Герои, с их загадочной, а, может быть, нелегкой судьбой, с их переживаниями, тревогами, надеждами.

Цель работы – изучить биографию Героя Советского Союза, кинешемца, выпускника Единой трудовой школы II ступени Смирнова Николая Федоровича по его личным воспоминаниям; выявить обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на формирование личности Героя.

Для этого необходимо: 1) исследовать личные воспоминания и письма учащимся Смирнова Н.Ф., хранящиеся в школьном музее; 2) изучить все имеющиеся источники и материалы Музея истории школы; 3) на основе привлеченных материалов восстановить биографию детского, юношеского и военного периодов его жизни; 4) восстановить связь с родственниками Николая Федоровича Смирнова.
Глава 1. Воспитание характера.
Судьба героя – это целая эпоха. Революция 1917 года, Гражданская война, формирование страны Советов. Важные вехи истории наложили свой отпечаток в жизни будущего летчика, воспитали в нем трудолюбие, терпение, умение преодолевать трудности, твердость и силу характера.

Детские годы Николая Смирнова неразрывно связаны с Кинешмой и Заволжьем, где жили родственники его по отцовской линии.

Николай был шестым ребенком в семье, имея старшего брата и младшую сестру (трое детей погибли в младенчестве). Судьба особенно не баловала. Отец, Смирнов Федор Митрофанович, работал на фабрике слесарем, мать, Дарья Венедиктовна, - ткачихой. Жизнь в казарме при коноваловской фабрике заставляла испытать все тяготы рабочего быта: тесноту, сырость, антисанитарию. «В одной каморке (комнате) жили две семьи с детишками. Условия жизни были тяжелыми, смертность среди детей была высокая, - вспоминает Николай.- В революционные годы и годы гражданской войны в городе Кинешма фабрики работали с перебоями, а иногда и совсем не работали, жить стало голодно»1. В 1919 году Федор Митрофанович был вынужден отправить семью в деревню к родственникам. Но и деревенская жизнь не сулила особых радостей. «Жить в деревне нам было очень трудно. У дедушки и дядей - папиных братьев своих ртов было достаточно, а тут еще трое прибыли из города. Нам выделили угол в избе, где мы и спали по ночам вместе с мамой на полу. Несмотря на то, что мать работала, не покладая рук, питались мы в основном картошкой, ели колючий мякинный хлеб, постную похлебку и только детям давали по чашечке молока… В общем, … пришлось пережить голод во всех его формах».2 В свои 6 лет Николай уже неплохо помогал матери по хозяйству и имел целый ряд домашних обязанностей.

Осенью 1922 г. началась учеба в Адищевской семилетней школе. Это была необычайная радость для мальчика. К тому времени Николай с помощью брата и родственников уже умел читать, писать (на бересте, бумаги не было), считал до тысячи, также складывал и вычитал в пределах первой сотни. Учился старательно и имел в первом и втором классах отличные успехи, особенно любил математику. Решал не только те примеры и задачи, которые задавала учительница, а подряд все, которые были в задачнике. Любовь к физико-математическим наукам осталась у Смирнова на всю жизнь, и очень помогла в дальнейшем.

Учеба сопровождалась не меньшими трудностями, однако, поэтому была любимым занятием. Дорога до школы составляла туда и обратно 8 километров. В снегопады, заносы и метели она была еще и опасной. «Да в те голодные годы и силенок было маловато у ребенка в таком возрасте, - вспоминает Николай Федорович - В школу ходили в лаптях с шерстяными онучками»3.

Второй трудностью была подготовка уроков дома зимой. Керосина не было, зажигали лучину только для ужина, а при подготовке уроков дедушка постоянно торопил внуков: «Давайте кумекайте побыстрее, а то много тратите лучины». В хате от долгого горения лучины становилось душно и угарно.

Необыкновенным счастьем для всей семьи стала покупка дома в деревне в 1924 году, которой впоследствии был перевезен в Кинешму и поставлен в Сокольниках в конце Лесной улицы, почти на берегу реки Кинешемки, напротив железнодорожной водокачки (связи со строительством затока дом снесен в 1951 году). «Я помню, как я был рад, когда мне по приезде из деревни в город купили новые ботинки и из фабричной (не домотканой) ткани штаны. Я прыгал, катался по полу то радости, прижимал ботинки и штаны к груди, к щекам, нюхал их и даже взял их под одеяло когда лег спать. Такого восторга и радости при покупке я не наблюдал ни у своих детей, ни у внуков»1.

Николай поступил учиться в 3 класс в гимназию (сейчас гимназия имени А.Н. Островского), но вскоре был переведен в только что открывшуюся начальную школу №1 на улице Комсомольской (бывшей Песочной). Окончив ее, осенью 1926 г. поступил в Единую трудовую школу II ступени (ныне лицей имени Д. А. Фурманова), где обучался с 5 по 9 класс.

Вспоминая этот период в своей жизни, Николай Федорович отмечает: «Я получил в школе очень хорошие знания, которые помогли мне впоследствии продолжить образование и вести научную работу и педагогическую деятельность. Я преклоняюсь перед авторитетом преподавателей, которые меня обучали в нашей школе, и чувство благодарности им буду носить в своем сознании и сердце до смерти»* (восп. лист 9).

Несомненно, особое влияние на воспитание Николая в этот период оказывал старший брат Федор. Он являлся бесспорным авторитетом. В отсутствии матери и отца Федор давал указания по домашним делам, проверял уроки, хвалил или наказывал. Он же являлся образцом для подражания. Брат мечтал стать летчиком, но по здоровью не подошел, хотя был отличным спортсменом-гимнастом.

Взрослея, Николай становился основным помощником в семье. «Когда я учился в 5 и 6 классах, брат уже закончил школу, работал и был уже взрослым человеком. Сестра Валя наоборот была младше меня на шесть лет, она была еще маленькая. Вот такое среднее положение среди детей семьи и поставило меня в положение семейного «Фигаро». Все домашние дела легли на мои плечи. Я был нянькой для своей сестры; мне было вменено в обязанность мыть в доме полы, чистить тертым кирпичом раз в неделю самовар, вилки, ножи, кастрюли; убирать хлев от навоза у коровы, копать грядки на огороде, поливать их и полоть от травы летом; согнать корову в стадо утром и встретить ее вечером. Зимой приходилось разгребать снег во дворе и на тротуаре перед участком дома. Кроме того, еще частенько посылали в магазин за покупкой продуктов… Я иногда с завистью смотрел на гуляющих своих товарищей»2. Деревенский труд также становился для юноши привычным занятием. Старшие двоюродные братья научили Николая боронить, возить навоз на поле, возить сено, снопы, косить, а к 15 годам он уже мог прилично пахать плугом с запряженной в него лошадью. Он научился насаживать на новые черенки ухваты теткам, мог починить или сделать новые деревянные грабли, насадить и отклепать «без лопухов и сосков косу-литовку», мог сплести из лозы корзину. «Очень сожалею, что не научился плести лапти», - с грустью вспоминает Смирнов. Кроме прочего, деревенская жизнь научила юношу отлично плавать, скакать на лошади без седла «любым аллюром», в том числе задом наперед, мастерски ловить рыбу, собирать ягоды и грибы, лазить «не хуже обезьяны» по деревьям1.

Глубокое уважение к родственникам из деревни, брату и особенно к родителям сформировались у молодого человека в юношеском возрасте и сохранились в течение всей жизни. На оборотной стороне одной из фронтовых фотографий молодой боец признается матери и отцу: «…это Вы воспитали, это Вы вложили в сына честность, трудолюбие, преданность своей Родине, честь Вам и слава!..»2

Трудности, перенесенные в детстве, не озлобили и не сломили Николая Смирнова. Они воспитали в нем твердость, закалили душевно и физически. Будучи в зрелом возрасте он с благодарностью отмечает: «В раннем детстве мне пришлось испытать самые большие трудности: голод, скрученную жизнь в тесной деревенской избе, в составе очень большой семьи, ходить в школу за 4 км и учить уроки при лучине. Но человек, познавший горе и трудности в детстве, лучше и успешней преодолевает их в последующей жизни, не ноет, не сетует, не жалуется на трудности. Кроме того, человек познавший горе от души радуется каждому успеху в своей жизни, даже незначительному успеху…»3
Глава 2. Школьные годы.
Учеба всегда приносила будущему герою только радость. Деревенская школа в Адищево, начальная школа и Единая трудовая школа II ступени в Кинешме, Костромской индустриальный техникум, Военно-воздушная академия и Военная академия Генштаба, законченные с отличием – на протяжении всей своей жизни Николай Смирнов испытывал непреодолимую любовь и тягу к знаниям, основы которых были заложены в юношеском возрасте.

С трепетом вспоминает герой: «Я получил в школе очень хорошие знания, которые помогли мне впоследствии продолжить образование и вести научную работу и педагогическую деятельность…».4

Годы учебы в Единой трудовой школе запомнились Николаю неплохо. Это был период идеологической перестройки и формирования молодого советского государства. Вот что запечатлели строки «Летописи школы» со слов выпускников 1931 года: «Для всех нас годы учебы явились годами напряженной работы. Каждый из нас сознавал всю меру высшей ответственности за судьбы нашей великой, горячо любимой Родины. Эту ответственность терпеливо привили нам наши заботливые, неутомимые наставники, такие, как Надежда Исааковна Доброхотова, Варвара Александровна Нагорская, Мария Евгеньевна Ищенко…»5. Следует заметить, что сформированная после революции 1917 года Единая трудовая школа II ступени имела свои особенности. Преподавание в ней получило отраслевой уклон. Большое внимание уделялось трудовому обучению и воспитанию. Имелись хорошо оборудованные столярные, слесарные мастерские. Обучали даже сапожному делу (в мастерских на Песочной улице). «Дальтонплан» - бригадный метод обучения – вот главная новация этого периода. Свободный выбор предметов для изучения, свободное посещение уроков и всего две оценки за знания – «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»1.

Учился Николай неплохо, но не был круглым отличником. Особые успехи всегда имел по математике, физике и специальным дисциплинам по электротехническому уклону. Очень любил уроки по труду. Занимался спортом, отлично бегал на лыжах, состоял в кружке спортивной гимнастики под руководством учителя физкультуры П. Крылова.

В школе, некогда имевшей статус реального училища, то есть обучающей техническим специальностям, он прибрел неплохие практические навыки.

«В школьных мастерских по труду я работал на токарном станке и обучал меня токарному делу очень хороший мастер (фамилию его не помню, но он был папиным другом). Весной 1931 г. еще до окончания школы, по просьбе моего отца и учителя по труду, специальная Комиссия на механическом отделе фабрики им. Д. Бедного устроила мне экзамен по токарному делу и присвоила мне специальность токаря 2-го разряда. Очень жалею, что ни я, ни родители не смогли сохранить эту бумагу – справку до настоящего времени»2.

Получив достаточные знания по электротехнике, совместно с другими учениками класса под руководством специалистов городской электростанции летом 1930 и 1931 работал по освещению домов на вновь строящихся поселках города.

В своих воспоминаниях Николай Смирнов справедливо замечает: «Я освоил в детстве в школе две специальности: токаря и электрика. Может не в достаточно высоком совершенстве, но мог работать на производстве и в ходе работы повышать свою квалификацию. То есть я был подготовленным рабочим, я приобрел независимую самостоятельность, мог прокормить себя или помочь семье, родителям»3.

Занятия спортом в школе и дома, занятость физическим трудом позволили Смирнову в детстве стать сильным, ловким, здоровым юношей; хорошим гимнастом, пловцом, лыжником. Они заложили в нем основу отличного здоровья. Без этого, наверное, не сложилось бы крепкого, выносливого, неутомимого летчика Смирнова, бесстрашного героя.

Одноклассники имели в лице Николая честного и выдержанного товарища, педагоги - идейного активиста. Юноша постоянно участвовал в общественно-политической и культурно массовой работе школы. Два года руководил кружком по ликвидации безграмотности. На своей родной Лесной улице обучал грамоте пожилых женщин, в том числе и свою родную мать. Состоял в группе «синеблузников»: песнями и плясками «доводили до масс политику и мероприятия партии и правительства» того периода, главным образом политику индустриализации и коллективизации страны. Проводил и антирелигиозную пропаганду.

В какой-то момент упорное желание молодого человека «проводить политику партии» чуть было не стало для него роковым, навсегда лишив доверительных отношений с матерью. Николай Федорович вспоминает об этом впоследствии: «В восьмом классе я подал заявление о вступлении в комсомол. К тому времени мой старший брат Федор, окончив нашу школу, уже работал на фибровой фабрике и был активным комсомольцем … он погиб в мае месяце 1930 г. при задержании скрывавшихся двух сыновей кулака Охапкина на Кинешемском бульваре…был убит бандитами ножом в сердце.

Мои родители, особенно мать, были верующими в бога людьми. В передних комнатах в дому имели иконы. Однако нас – детей своих они никогда не учили молиться богу и не принуждали к этому, они не препятствовали вступлению своих детей в пионеры или в комсомол.

Секретарь школьной комсомольской организации, очевидно, от товарищей моих узнала об этом. Когда я подал заявление в комсомол, она поставила передо мною задачу: до вступления в комсомол добиться от родителей снятия икон в дому и уговорить их не ходить по воскресеньям в церковь. Я старался, как мог, долг уговаривал свою мать, но она всегда мне отвечала: «Коля, иди своей дорогой, я и папа тебе не мешаем, вступай в свой комсомол, но не лезь мне в душу». Я постарался ей объяснить, что из-за нее меня в комсомол не принимают. Но она была непреклонна. Брат Федор мне однажды сказал, что мне дали глупое поручение. Он ходил в школу, говорил об этом поручении с тогдашним директором школы Франтисием Васильевичем Орловым и еще с кем-то, но комсомольского поручения с меня не сняли.

Видя безуспешность своих усилий, я однажды, в отсутствие родителей, и по совету товарищей, снял иконы и уничтожил их топором. Прибывшая после этого мать выгнала меня из дома. Долго я скитался изгнанным. Сначала ночевал на Кинешемском вокзале, потом у знакомых и товарищей. Отец давал мне денег на прокорм, а потом все-таки уговорил мать пустить меня домой. Но все-таки отчужденность матери я впоследствии испытывал до самой ее смерти»1.

Так и не став комсомольцем, лишь 30 ноября 1942 года Николай Смирнов вступил в ряды Коммунистической партии, посвятив это событие к своему 300 боевому вылету на советском скоростном бомбардировщике2, оставшись верным идеологии партии. Именно эта верность, упорство, настойчивость и глубокая убежденность в свою правоту, вероятно, помогали ему в самые трудные минуты на фронте.

Заключение

Героями не рождаются, героями становятся.

Детство и юность закладывают в каждом человеке основы характера, формируют его личность, дают «путевку» в настоящую жизнь.

Судьба Героя Николая Смирнова – это зеркало самых суровых событий советской истории. Послереволюционные перипетии и лишения, гражданская война, идеологический слом на гребне строительства социализма наложили глубокий опечаток в жизни молодого человека.

Судьба Николая Смирнова, как, вероятно, судьба многих героев воспитала в нем мужество, волю, выдержку, убежденность, не сломала его, утвердив в нем желание жить. Она научила его преодолевать трудности. Она взрастила в нем беззаветную любовь к русским просторам, тяжелому крестьянскому труду, уважение к близким людям, любовь к Родине. Она не наделила его равнодушием.

Воспитанные в юности исполнительность и настойчивость – именно эти качества станут спасительными в небе в кольце вражеского огня, когда будет решаться будущее России.

Судьбы людей тесно сплетаются в судьбы народов, стран, человечества. Подвиги Героев воплощают героизм и мужество нации.

Настоящие Герои – это не только те, кто физически силен. Это в первую очередь люди, наделенные силой духа, терпением, четностью, глубокой любовью и уважением к своей Родине. Таким был Николай Смирнов. Такими он мечтал видеть будущие поколения своего Отечества.

Литература
1. Воспоминания выпускника школы имени Д.А. Фурманова 1931 года, Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича // МШФ-140.

2. Материалы Кинешемского историко-художественного музея. Папка «Герои Советского Союза – кинешемцы». Материалы Смирнова Н.Ф.

3. Летопись средней школы имени Д.А. Фурманова г. Кинешма Ивановской области /сост. Калинина Г. С. Кинешма, 2002. МШФ-139.

3. Письмо в музей Инны Константиновны Кобелевой, выпускницы 1941 года // МШФ-131.

4. Белкин П. Из племени крылатых // Приволжская правда. 17 февраля. № 27.

5. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.: Воениз.,1987.

6. Герои Советского Союза города Кинешмы и Кинешемского района: компл. открыток. Иваново,1985.

7. Книга памяти Ивановской области. Т.3. Кинешемский район. Иваново,1995. С.31.

8. Подвиг.3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980.

9. http://www. ivanovo 1945.ru


Приложение 1. Рукописи воспоминаний выпускника Единой трудовой школы II ступени 1931 года Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича. МШФ-140.




Приложение 2. Выступление Н.Ф. Смирнова Приложение 3. Бюст Героя Советского Союза

у лицея имени Д.А. Фурманова. Кинешма Смирнова Н.Ф.

на встрече с учащимися. Кинешма,1981 г.

.


Приложение 4. Телеграмма родственникам в связи со смертью

героя. 5.01.2000 г. МШФ-133.





Приложение 5. Запись о Смирнове Н.Ф. в Книге Почета лицея имени Д.А. Фурманова.


1 МШФ-131 (Музей истории школы имени Д.А. Фурманова, далее МШФ).

1 Материалы Кинешемского историко-художественного музея. Папка «Герои Советского Союза – кинешемцы». Материалы Смирнова Н.Ф. Копия письма боевых друзей родителям и супруге. 30.11.1942 г. и др. источники.

1 МШФ- 140. Воспоминания выпускника школы имени Д.А. Фурманова 1931 года, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича

2 Там же.

3 Там же.

1 МШФ- 140. Воспоминания выпускника школы имени Д.А. Фурманова 1931 года, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича

2 Там же.

1 МШФ- 140. Воспоминания выпускника школы имени Д.А. Фурманова 1931 года, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича

2 Материалы Кинешемского историко-художественного музея. Папка «Герои Советского Союза – кинешемцы». Материалы Смирнова Н.Ф. Фото Смирнова Н.Ф.

3 МШФ- 140. Воспоминания выпускника школы имени Д.А. Фурманова 1931 года, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича

4 Там же.

5 Летопись средней школы имени Д.А. Фурманова /сост. Калинина Г. С. Кинешма, 2002. С.3.

1 Летопись средней школы имени Д.А. Фурманова /сост. Калинина Г. С. Кинешма, 2002. С.3.

2 МШФ-140. Воспоминания выпускника школы имени Д.А. Фурманова 1931 года, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича

3 Там же.

1 МШФ- 140. Воспоминания выпускника школы имени Д.А. Фурманова 1931 года, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Смирнова Николая Федоровича

2 Материалы Кинешемского историко-художественного музея. Папка «Герои Советского Союза – кинешемцы». Материалы Смирнова Н.Ф. Копия письма боевых друзей родителям и супруге. 30.11.1942 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск