муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Согласовано:
Председатель МС______И.В.Зубкова
протокол №1 от 01.09.2013 | Утверждена приказом директора МБОУ СОШ №2 от 01.09.2013 №76-од ___________А.Ю.Тимашова |
Рабочая программа
основного общего образования
по предмету литература
для 9 класса
Количество часов: 102 Учителя 1 квалификационной категории Игнатьевой Любови Николаевны Программа составлена на основе примерной программы по литературе и на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего основного образования программ авторского коллектива под руководством С.А. Зинина Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол от «30» августа 2013 года №1 Руководитель методического объединения_____________ /Иванникова О.С./
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.Учебник « Литература.9 класс. Автор-составитель: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Москва, «Русское слово», 2010 г.
Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:
В 9 классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Реализация практической части программы:
классное сочинение – 5
домашнее сочинение – 1
тестирование - 3
ВН.ЧТ.- 7
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В 2013-2014 учебном году литературное образование в школена базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
ёктические деляется 102 часовТематическое планирование(102 ч) № п/п
| Наименование разделов и тем
| Дата
| Всего часов
| Из них
| Внеклассное чтение
| Уроки развития речи
(сочинение)
| Тестирование
| Примечание
| 1
| ВВЕДЕНИЕ
|
| 2
|
|
|
|
| 2
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
| 8
|
| ++
|
|
| 3
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18
|
| 10
|
| +
|
|
| 4
| ЛИТЕРАТУРА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
|
| 62
| +++
| ++++++++
| +++
|
| 5
|
ЛИТ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного)
|
| 7
| +
|
|
|
| 6
| ИЗ Л ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного)
|
| 13
| ++
| +
|
|
|
| итого
|
| 102
| 6
| 12
| 3
|
| |