Скачать 122.98 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» с. Б. Хомутец Добровского муниципального района Липецкой области Конспект мастер-класса по ПДД для районного семинара воспитателей ДОУ тема: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения» Разработала: Е.А. Плешкова, заведующий Апрель, 2013 г. Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Слайд 1 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский) Введение. Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникшую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности. Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала в игровой и воспитательно-образовательной деятельности вводятся различные кукольные персонажи из знакомых детям сказок (Зайчик, Лисичка, Медвежонок, Колобок и др.). Герои сказок вместе с детьми обучаются безопасности дорожного движения, так как они в своей сказочной кукольной стране не знают Правила дорожного движения. Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью (экскурсии), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений. Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала). В течение курса предусмотрены следующие формы проведения занятий. Слайд 2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПДД Сюжетно-ролевая игра, Игротека, Игры-драматизации Ситуативная игра, Театрализованные игры Интегрированные занятия, Проектная деятель-ность, Рисование, Лепка, Конструирование, Аппликация, Моделирование Чтение художественной литературы, Беседы, Заучивание Просмотр обучающих фильмов, презентаций, иллюстраций Тематические занятия, Экскурсии Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели. Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Слайд 3 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПДД Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога ДОУ. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовывать её таким образом, чтобы она включала разнообразные движения, а со среднего дошкольного возраста носила соревновательный характер. Для закрепления пройденного материала с младшими дошкольниками, например, тема «Светофор», можно провести подвижную игру с использованием макета светофора (т.е. трёх цветов): на красный свет – присесть, на жёлтый – прыжки на месте, на зелёный – бег по кругу. Для закрепления материала по теме «Дорожные знаки» со старшими дошкольниками, можно предложить соревновательные игры с использованием физических упражнений, где команды, участвуя в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняя в конечном результате различные задания, называют дорожные знаки. С детьми подготовительного возраста можно проводить игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Дорожный баскетбол», «Кто быстрее соберёт дорожный знак», «Кто больше назовёт дорожных знаков» и другие. Обучение дошкольников правилам дорожного движения взаимосвязано с изучением таких тем как «Транспорт» и «Профессии». Во время непосредственно-образовательной деятельности с детьми проводятся физкультминутки, даются задания с выполнением физических упражнений как тематические, так и на тему ПДД. Игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие. Слайд 4 Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить как на территории детского сада, так и в групповом помещении с использованием макетов, кавролинографии, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители» и др.). Слайд 5 В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие. Слайд 6 Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Здесь следует повторить девиз моего выступления: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт», «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. Игры с макетами. С этим макетом дети работают в течение года: закрепляют знания сигналов светофора, расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д. Слайд 7 Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения и др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство товарищества. Слайд 8 Подвижные игры, физические упражнения и развлечения являются прекрасным методом обучения детей ПДД и развития физических способностей дошкольников. Эта группа игр наиболее близка детям. Они создают у них устойчивое радостное настроение, доставляют удовольствие и укрепляют здоровье. Слайд 8 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский) ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПДД Практическая часть. На сегодняшнем мастер - классе я хочу предложить, уважаемые коллеги, нам всем поиграть… Да-да, именно – поиграть. Для этого мы будем использовать различные игровые технологии, чтобы на примере более подробно изучить их использование в обучении детей правилам дорожного движения.
Проводится игра на знакомство. Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы. Воспитатель: «Я предлагаю поприветствовать своих коллег по команде и улыбнуться друг другу, как я сейчас улыбаюсь Вам. Молодцы. Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Раз наша встреча будет проходить в игровой форме, то предлагаю отказаться на это время от отчеств и представиться друг другу только по имени. Все остальные члены группы (и ведущий и жюри тоже) в течение всей игры будут обращаться к вам только по этому имени. Начнём с меня и по очереди по кругу. Я – Светлана. А Вы?»
(Каждой команде выдаётся белый лист, фломастеры) Задание: каждая команда придумывает себе название и создаёт свою эмблему, отражающую тематику мероприятия. По выполнении задания проходит презентация эмблемы команды.
(Командам выдаётся белый лист, ручки, фломастеры) Ведущий: Каждой команде нужно закончить предложение, которое Вы видите на экране. Как бы Вы объяснили это предложение детям дошкольникам? На это даётся 10 секунд, ответы не должны повторяться. «Правила дорожного движения надо изучать и соблюдать для того, чтобы…» (примерные ответы: «управлять автомобилем», «быть здоровым», «много знать», «быть умным пешеходом» и т.д.)
(По два вопроса каждой команде. На обдумывание ответа даётся 15 секунд. ) Слайд 11 1. Вопрос: Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе? Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю. 2. Вопрос: Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл. 3. Вопрос: Слайд 12 Почему опасно переходить улицу наискосок? Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее. 4. Вопрос: Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему? В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться. 6. Задание 4 «Правильно - неправильно» по сюжетным картинкам. Слайд 13 (Командам выдаются картинки с правильным дорожным сюжетом и неправильным , белый лист, ручки) Ведущий: Внимательно посмотрите на данные картинки и объясните нам данные сюжеты.
(Командам выдаются карточки-лото с отмеченными дорожными знаками и мешочек с карточками-значками дорожных знаков.) Задание: Игроки по очереди достают из мешочка дорожный знак. Если знак назван правильно, то он устанавливается на карточку. Если не правильно, то остаётся на столе. Выигрывает команда, быстрее всех заполнившая правильно свою карточку. Командам нужно распределить дорожные знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки приоритета.
Ведущий: А сейчас я предлагаю нашим командам вспомнить и спеть песню, в которой есть название какого-нибудь транспорта или что-то, связанное с дорожным движением. 9. Задание 7 «Вопросы по безопасности дорожного движения» Внимательно слушайте вопросы, поднимайте руку и отвечайте. За каждый ответ вы получаете жетончик для Вашей команды.
10. Подведение итогов. Жюри. Награждение команд. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Куймань Лебедянского муниципального района Липецкой области обсужден на общем собрании трудового коллектива мбоу сош с. Куймань,... | Подготовила: Мячина С. А. педагог-психолог мбоу сош №2 имени М. И.... Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как... | ||
Положение о проведении муниципального этапа XI всероссийской акции «Перспектива» Липецкого муниципального района Липецкой области (далее мбоу дод цдод «Перспектива») среди образовательных организаций... | Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой... Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам... | ||
Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Учредитель: Муниципальное образование Липецкий муниципальный район. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация Липецкого... | Организациия работы на учебно-опытном участке моу сош с. Сотниково... | ||
Литература Что такое «метод проектов» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г. Грязи,Грязинского муниципального района Липецкой области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации | ||
«Я гражданин своей страны» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Воскресенское Данковского муниципального... | Приказ №30 г. Чаплыгин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | ||
Методы исследования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | Г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Федерального компонента государственного стандарта среднего основного образования программ авторского коллектива под руководством... | ||
О проведении районного конкурса «Учитель года-2014» В целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов, повышения престижа учительской профессии, распространения... | Рабочая программа по литературе для 9-го класcа на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Большой Самовец Грязинского муниципального... | ||
Положение регионального конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов... «единая россия» и общественной организацией «Липецкая областная федерация фитнес-аэробики» при поддержке Управления физической культуры... | Итоговая контрольная работа учени 5 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... |