Скачать 76.05 Kb.
|
Тат. Бурнашевская СОШ. Открытый урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи». (По повести Н.В. Гоголя) для учителей района Учитель русского языка и литературы 2 кв. категории: Тимохина Н.В. 2005 год Тема: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Цели: 1) обучающие: - познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий; - раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы; - дать представление о народном творчестве украинских казаков. 2) развивающие: - способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и худо- жественной литературой, историческими источниками; - формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства; - развивать умение давать оценку литературным явлениям; - развивать творческие способности; 3) воспитательные: - воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донес- ти до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: 1) диалогический, 2) объяснительно-иллюстративный, 3) эвристический, 4) частично-поисковый. Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…» и украинских народных танцев, раздаточный материал с фрагментом повести «Тарас Бульба», иллюстрацией к нему и текстом песни, рисунки к произведению, схема «Организация запорожского войска», репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ход урока: I. Организационный момент. Ребята, сегодня мы продолжаем говорить о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А сейчас запишите сегодняшнее число, классная работа. На доске вы видите план нашего урока, мы будем записывать его постепенно, по мере прохождения каждого этапа. Оставьте одну строчку для записи темы, а на следующей напишите слово «план». II. Актуализация прежних знаний. Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести. (Труды по истории, украинское народное творчество: танцы, думы, песни). Я напомню вам слова В.В.Вересаева: «Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный…» III. Изучение нового материала. Звучит фонограмма народной песни «Ах ты, степь широкая…». Ученица читает наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба» ( со слов «Степь чем далее, тем становилась… до «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» ) А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба» назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку? Анализ пейзажа по учебнику (стр.142) 1) Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает? (Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан). 2) Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»? (Огромные, неизмеримые пространства). 3) Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи? (Да). 4) Найдем предложение, в котором говорится об этом. («Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»). Какие художественные средства используются здесь писателем? (Метафора, гипербола) 5) Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи? (Голубой, синий, лиловый, желтый, белый) 6) А какие звуки можно услышать в степи? (Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев) 7) Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках? (Чувствуем любование, восхищение писателя). 8) Прочитайте текст народной песни, мелодия которой уже звучала в начале урока. Есть ли что-то общее в образе степи у Гоголя и в казачьей песне? Обратите внимание на эпитеты. (Широта, безграничность пространства, есть, где разгуляться, почувствовать раздолье). Обратите внимание, как обращается народ в песне к степи, как к живому лицу, родному человеку. 9) Есть ли еще в повести описание степи? (Степь вечером). 10) Как меняется степь вечером? (Темнеет, цветочный аромат становится сильнее, легкий ветер, тишина, раздаются свист сусликов и трещание кузнечиков). 11) Какие художественные средства помогают поэту нарисовать вечернюю степь? Приведите примеры. (Эпитеты, метафоры, сравнения). 12) Теперь вернемся к вопросу, почему же Гоголя можно назвать «царем степи». Наверное, три самых главных эпитета, которые можно отнести к слову «степь», - бесконечная, вольная, прекрасная. Запишем первый пункт нашего плана. У Николая Васильевича есть и прекрасное описание Днепра. Выразительное чтение отрывка. 1) Назовите художественные средства в этом описании. (Сравнение, гипербола). 2) Есть ли общие мотивы в описание степи и Днепра? (Мотив бесконечности, масштабности, вольности). Запишем второй пункт плана. В прозе пейзаж является неотъемлемой частью всей изображаемой картины. 1) С какими событиями (по сюжету) связаны описания степи и Днепра? (Прибытие героев в Запорожскую Сечь). Вспомните с помощью памятки, какую роль может выполнять пейзаж в художественном произведении. 2) Что можно сказать о роли пейзажа в повести Гоголя? Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков. Запишите тему нашего урока: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.» Сначала послушаем сообщение «Из истории Запорожской Сечи», а потом ответите на вопрос «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»? Сообщение ученика. Это был исторический комментарий. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту. 1) Какая картина предстала перед глазам путников, приблизившихся к Запорожской Сечи? Пересказ эпизода «Запорожец на дороге». 2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание? Пересказ эпизода «Поселение казаков». 3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова? Ученики записывают 3 и 4 пункты плана. Далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки. Прослушивание фонограммы танца «Казачок». Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца». 1) Какие слова можно использовать при описании этого танца? (Веселый, задорный, бешеный). Запись пятого пункта плана. 2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра. (Вольный, воля). Физкультминутка. Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак». К сегодняшнему уроку вам было задано сделать выписки из текста повести. Обсуждение выписок по темам «Занятие казаков», «Взаимоотношения казаков». Запись шестого и седьмого пунктов плана. Какие законы, запреты существовали в казачьей «республике»? Запись восьмого пункта плана. Посмотрим какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся? Сообщение ученика «Из истории создания картины». 1) В чем сходства работы писателя и художника ад своими творениями? 2) Кто из персонажей напоминает вам героев повести? 3) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах? Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, не чему не подчинилось…» IV. Подведение итогов. А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь. Конечно, в Запорожской Сечи многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть страх наказания. В этом случае речь уже не может идти о высоконравственных людях. V. Домашнее задание, выставление оценок. 1. Ответить на вопрос: «Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи и что отталкивает»? 2. Записать несколько предложений, ответив на вопрос: что вам больше всего запомнилось из услышанного на уроке. 3. Придумать, нарисовать или описать герб Запорожской Сечи. Задание для всех: перечитать 5-9 главы, подготовить пересказ эпизодов «Запорожцы в бою» |
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская... ... | Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» Знаменитые личности | ||
Реферат на тему: «Нужно ли воспитание в современной школе и если «да», то в каком виде?» «Поведение – это образ жизни и действий. Культура поведения – это всё то,что выработало человечество в области поведения т е обычаи,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 24. 02. 10 в школе началась неделя «Музей и дети». В рамках недели был проведен музейный урок учителем истории Юрченко И. В. В... | ||
Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини | ||
Урок по литературе в 10 классе на тему: «Татьяны милый идеал» Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини | Урок русского языка в 11 классе Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы... | ||
Урок на тему: «Художественная культура первой половины XIX в. Быт и обычаи» Цель: охарактеризовать особенности развития культуры России в первой половине 19 в | Урок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение) Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» | Пояснительная записка Пословицы и поговорки хранят в языке крупицы... В английском языке живут сотни пословиц и поговорок. Они создавались многими поколениями людей и передавались в течение столетий | ||
Джим Бишоп Голгофа Последний день Иисуса Христа Иерусалимского храма Каиафы, прокуратора Иудеи Понтия Пилата, царя Ирода, предателя Иуды, направленных против Иисуса. Автору удалось... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Японию и… провел там семь лет с пользой для себя. В результате у него родились эти яркие бытовые зарисовки необычайно колоритные... | ||
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... |