Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи»





Скачать 76.05 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи»
Дата публикации15.02.2015
Размер76.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тат. Бурнашевская СОШ.


Открытый урок по литературе

в 7 классе
на тему:

«Запорожская Сечь,

её нравы и обычаи».

(По повести Н.В. Гоголя)

для учителей района


Учитель русского языка

и литературы

2 кв. категории:

Тимохина Н.В.


2005 год

Тема: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи.

Цели: 1) обучающие:

- познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в

повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;

- раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;

- дать представление о народном творчестве украинских казаков.

2) развивающие:

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и худо-

жественной литературой, историческими источниками;

- формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;

- развивать умение давать оценку литературным явлениям;

- развивать творческие способности;

3) воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным

традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донес-

ти до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Методы: 1) диалогический,

2) объяснительно-иллюстративный,

3) эвристический,

4) частично-поисковый.

Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…» и украинских

народных танцев, раздаточный материал с фрагментом повести «Тарас

Бульба», иллюстрацией к нему и текстом песни, рисунки к произведению, схема «Организация запорожского войска», репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Ход урока:
I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжаем говорить о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А сейчас запишите сегодняшнее число, классная работа. На доске вы видите план нашего урока, мы будем записывать его постепенно, по мере прохождения каждого этапа. Оставьте одну строчку для записи темы, а на следующей напишите слово «план».
II. Актуализация прежних знаний.

Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести. (Труды по истории, украинское народное творчество: танцы, думы, песни).

Я напомню вам слова В.В.Вересаева: «Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный…»
III. Изучение нового материала.

Звучит фонограмма народной песни «Ах ты, степь широкая…». Ученица читает наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба» ( со слов «Степь чем далее, тем становилась… до «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» )
А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба» назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?
Анализ пейзажа по учебнику (стр.142)
1) Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

(Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан).
2) Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»?

(Огромные, неизмеримые пространства).
3) Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи?

(Да).
4) Найдем предложение, в котором говорится об этом.

(«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).

Какие художественные средства используются здесь писателем?

(Метафора, гипербола)
5) Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи?

(Голубой, синий, лиловый, желтый, белый)
6) А какие звуки можно услышать в степи?

(Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев)
7) Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках?

(Чувствуем любование, восхищение писателя).
8) Прочитайте текст народной песни, мелодия которой уже звучала в начале урока. Есть ли что-то общее в образе степи у Гоголя и в казачьей песне? Обратите внимание на эпитеты.

(Широта, безграничность пространства, есть, где разгуляться, почувствовать раздолье).

Обратите внимание, как обращается народ в песне к степи, как к живому лицу, родному человеку.
9) Есть ли еще в повести описание степи?

(Степь вечером).
10) Как меняется степь вечером?

(Темнеет, цветочный аромат становится сильнее, легкий ветер, тишина, раздаются свист сусликов и трещание кузнечиков).
11) Какие художественные средства помогают поэту нарисовать вечернюю степь? Приведите примеры.

(Эпитеты, метафоры, сравнения).
12) Теперь вернемся к вопросу, почему же Гоголя можно назвать «царем степи».
Наверное, три самых главных эпитета, которые можно отнести к слову «степь», - бесконечная, вольная, прекрасная. Запишем первый пункт нашего плана.

У Николая Васильевича есть и прекрасное описание Днепра.
Выразительное чтение отрывка.

1) Назовите художественные средства в этом описании.

(Сравнение, гипербола).
2) Есть ли общие мотивы в описание степи и Днепра?

(Мотив бесконечности, масштабности, вольности).
Запишем второй пункт плана.
В прозе пейзаж является неотъемлемой частью всей изображаемой картины.
1) С какими событиями (по сюжету) связаны описания степи и Днепра?

(Прибытие героев в Запорожскую Сечь).
Вспомните с помощью памятки, какую роль может выполнять пейзаж в художественном произведении.
2) Что можно сказать о роли пейзажа в повести Гоголя?
Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков. Запишите тему нашего урока: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.» Сначала послушаем сообщение «Из истории Запорожской Сечи», а потом ответите на вопрос «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?
Сообщение ученика.
Это был исторический комментарий. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту.
1) Какая картина предстала перед глазам путников, приблизившихся к Запорожской Сечи?
Пересказ эпизода «Запорожец на дороге».
2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание?
Пересказ эпизода «Поселение казаков».
3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?
Ученики записывают 3 и 4 пункты плана.
Далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки.
Прослушивание фонограммы танца «Казачок».
Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца».
1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

(Веселый, задорный, бешеный).
Запись пятого пункта плана.
2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

(Вольный, воля).
Физкультминутка.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».
К сегодняшнему уроку вам было задано сделать выписки из текста повести.

Обсуждение выписок по темам «Занятие казаков», «Взаимоотношения казаков».

Запись шестого и седьмого пунктов плана.
Какие законы, запреты существовали в казачьей «республике»?

Запись восьмого пункта плана.
Посмотрим какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся?
Сообщение ученика «Из истории создания картины».
1) В чем сходства работы писателя и художника ад своими творениями?
2) Кто из персонажей напоминает вам героев повести?
3) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?
Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, не чему не подчинилось…»
IV. Подведение итогов.
А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь. Конечно, в Запорожской Сечи многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть страх наказания. В этом случае речь уже не может идти о высоконравственных людях.
V. Домашнее задание, выставление оценок.
1. Ответить на вопрос: «Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи и что отталкивает»?

2. Записать несколько предложений, ответив на вопрос: что вам больше всего запомнилось из услышанного на уроке.

3. Придумать, нарисовать или описать герб Запорожской Сечи.
Задание для всех: перечитать 5-9 главы, подготовить пересказ эпизодов «Запорожцы в бою»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская...
...
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconРеферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы»
Знаменитые личности
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconРеферат на тему: «Нужно ли воспитание в современной школе и если «да», то в каком виде?»
«Поведение – это образ жизни и действий. Культура поведения – это всё то,что выработало человечество в области поведения т е обычаи,...
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С 24. 02. 10 в школе началась неделя «Музей и дети». В рамках недели был проведен музейный урок учителем истории Юрченко И. В. В...
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал»
Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок по литературе в 10 классе на тему: «Татьяны милый идеал»
Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок русского языка в 11 классе
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок на тему: «Художественная культура первой половины XIX в. Быт и обычаи»
Цель: охарактеризовать особенности развития культуры России в первой половине 19 в
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconПояснительная записка Пословицы и поговорки хранят в языке крупицы...
В английском языке живут сотни пословиц и поговорок. Они создавались многими поколениями людей и передавались в течение столетий
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconДжим Бишоп Голгофа Последний день Иисуса Христа
Иерусалимского храма Каиафы, прокуратора Иудеи Понтия Пилата, царя Ирода, предателя Иуды, направленных против Иисуса. Автору удалось...
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Японию и… провел там семь лет с пользой для себя. В результате у него родились эти яркие бытовые зарисовки необычайно колоритные...
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск