Скачать 146.69 Kb.
|
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры») Цели: - продолжая знакомство с творчеством И.Бунина, углубить проникновение в художественный мир рассказа, выявить жанровую и композиционные особенности, идею рассказа, художественную и языковую красоту произведения; - активизировать мыслительную деятельность, развивать навыки анализа текста4 - пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы, учить оценивать своё поведение, отношение с близкими. Форма проведения: круглый стол. Участники: учитель, учащиеся, родители . Оформление: портрет И.Бунина, выставка произведений писателя о детстве, семье «Тёплый свет детства»,; мультимедиа, плакаты с эпиграфами: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства»(Эбнер –Эшенбах); «Каждый ребёнок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин); фонозапись. Словарь: деликатный вежливый, мягкий в обращении. Алкать – сильно желать чего –нибудь. Методы: индуктивный, метод при языковом исследовании, сравнительный анализ, аналитическая беседа. Формы : коллективная, частично групповая, интегративная (музыка и литература, литература и право). Технологии: сотрудничества « педагог-ученик», личностно-ориентированного подхо-да; игровая (элементы). Запись на доске и в тетрадях делается в течение всего урока, составляется таблица. Ход урока Вступительное слово учителя. - Мои юные читатели, здравствуйте! Вы тоже можете мне сказать «здравствуйте», но не все сразу. Здравствуйте те, кто весенние каникулы планирует провести вдали от дома. - Здравствуйте! - Здравствуйте, кто никуда не поедет. - Здравствуйте! - Здравствуйте те, кто собирается навестить бабушек, дедушек и пожить немного с ними, пока длятся каникулы. - Здравствуйте! -Я уже немало о вас узнала: кто- то останется на каникулах с родителями , и у них появится прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому, ведь спешить некуда – каникулы. Кто-то обрадует своим приездом бабушек и дедушек. Пожилые люди одиноки, и любое внимание для них –драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Некоторые уедут, новые впечатления увлекут вас полностью. Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие и , самые дорогие сердцу люди. Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство. Там тяжело всем! Как найти выход -взрослые не знают, потому что когда –то их, ещё маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться . Но мы –то с вами не пойдем по их пути, мы будем учиться у великой русской литературы в лице мастера слова, тонкого психолога И.Бунина – русского писателя –изгнанника родной земли. Поможет продолжить знакомство с творчеством Бунина презентация «Я очень русский человек». Слайд 1 Чтец. Родился Бунин в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нем чувство гордости. К роду Буниных принадле-жали Василий Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина. Слайд 2 Чтец. Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стёклами в бескрайние дали. Здесь, среди неброской в своём очаровании русской природы, он научился видеть и слышать мир. Воспоминания о детстве – лет с семи, как писал Бунин, -связаны у него с полем, мужицкими избами и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот с крестьянскими детьми, ездил в ночное. Слайд 3 Чтец. Он был столь одарен артистически, что Станиславский уговаривал его войти в труппу Художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной памяти ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность , костюм, приметы вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, Нои определить его жизненное положение и профессию. Слайд 4 Чтец. Отец ,Алексей Николаевич Бунин, , помещик Орловской и Тульской губерний, был человек вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Был на войне, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым. Растратил не только собственное наследство, Нои состояние жены. Несмотря на эти пороки, его все очень любили за весёлый нрав, щедрость, художественную одарённость. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос , окруженный лаской и любовью. Слайд 5 Чтец Бунин искал в своей памяти самые прекрасные мгновенья, которые были для поэта вечными ценностями, как любовь к матери. Людмила Александровна Чубарова – мать поэта- происходила из хорошего рода, она очень любила поэзию, но –старинному нараспев читала Пушкина, Жуковского и других поэтов. Кроткая, нежная и чувствительная натура… Её грустная душа была глубоко религиозной, а интересы сосредоточивались на семье, на детях. Слайд 6 Чтец Она всегда говорила ,то Ваня с самого рождения отличался от остальных детей, что она всегда знала о его особенности, «ни у кого нет такой тонкой души, как у него». Мать всё время проводила с младшим сыном, баловала его. А он, попав на деревенский простор, был поражён красотой природы, и ему запомнились не совсем обычные желания: взобраться на облачко и плыть на нем в высоте, или просьба к матери, когда она его убаюкивала: - Дай мне звезду, -твердит ребенок сонный, -дай, мамочка… Она с улыбкой нежной Глядит в худое личико: - Что, милый? -Вон ту звезду. -А для чего? _Играть… Слайд 7 Чтец С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал своего старшего брата, Юлия Алексеевича , который пробудил в младшем брате любовь к книгам. Слайд 8 Чтец Литературная судьба Бунина складывалась счастливо. Его заметили Толстой, Чехов, а Горький сказал: « …выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…» Слайд 9 Чтец В литературу Бунин пришёл как поэт. В 19 лет он покинул родовое гнездои , по словам матери, «с одним крестом на груди» ушёл в мир. Он переменил множество профессий: корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки. Слайд 9 Чтец Счастливой звездой Бунина , его добрым опекуном, спутницей жизни стала Вера Николаевна Муромцева. Спокойная, заботливая, холодновато- сдержанная, выросшая в московской профессорской семье. Она сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, который был нужен ему для творчества. Лёгкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения. Звучит «Прелюдия» С. Рахманинова, ор.23, № 6. Таким потрясением , страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Он отверг Временное буржуазное правительство, его лидеров и решительно не принял большевиков. В январе 1920 года он навсегда простился с Россией. Слайд 9 Чтец Горько отразилось бездомье в творчестве писателя.. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! Оторванность от дома, от Родины заставила его замолчать на время , а потом и надолго загрустить. Удивительно точно рисуют образ Бунина слова «Певец осени, грусти и дворянских гнезд» Слайд 9 Чтец Память о России возвращалась все чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе «Жизнь Арсеньева». В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Но радость по поводу присуждения высокой награды была неполной. Тоска по России –вот чем были заполнены будни писателя. Слайд 9 Чтец Накануне войны , в 1939 году , Бунин пишет письмо И. Сталину. Но началась война, письмо осталось без ответа. В дневнике писателя читаем: «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину7 Она – в его душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Но на родину он так и не вернулся. Слайд 9 Чтец С 7 на 8 ноября 1953 года И.Бунин тихо скончался. Похоронен на русском кладбище под Парижем Сен – Женевьев - де – Буа. Молчат гробницы , мумии и кости, Лишь Слову жизнь дана… Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи времен, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям. Давайте же и мы будем помнить об этом. (С.В. Рахманинов. «Прелюдия», ор. 32, № 12 соль минор) Учитель. - Дополняют портрет писателя страницы его книг.(Работа с выставкой «Теплый свет детства»). Тема детства –одна из самых любимых тем русской литературы. (Н Некрасов, Л.Толстой, Ф Достоевский, М. Шолохов, А. Платонов0. Этой светлой и радостной поре человеческой жизни И.Бунин посвящает стихотворение «Детство», рассказы «Сверчок», «Танька», «Зеркало», «Восемь лет рядом», роман «Жизнь Арсеньева». В этих произведениях нашли отражение темы детства, добра и зла, человеческой жестокости, любви к жизни. Рассказ «Цифры» нельзя назвать простым, несмотря на то что его можно отнести к «рассказам о детях» Анализ рассказа. Беседа. - К. Паустовский писал : «Бунина надо читать , читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказать обыденными , не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и чёткостью». Вы уже прочитали рассказ. - Какие чувства у вас возникали? (Возмущение, протест, обида, досада, грусть) Запишем эти чувства на доске. - Почему же мы испытываем эти чувства? Давайте разберемся. Задачи : выявим жанр , композиционные особенности рассказа, постараемся увидеть художественную и языковую красоту произведения, осмыслим взаимоотношения взрослых и детей, проявляющиеся в обидах, бедах, радостях и счастье. 1 ГЛАВА ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ ПЕРВЫХ СТРОК РАССКАЗА «Мой дорогой…» до слов: «Это была слишком крупная ссора» - Прослушаем наизусть начало 1 главы (Цель: создание атмосферы тепла и доверия, настраиваю на слово автора). - В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы? («Ты») - Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 1 – го лица постоянное «ты». Почему7 (-Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас -.Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого повествователь называет «ты» -главный герой рассказа. -Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём то оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не понимал раньше_). Запись в тетрадях: жанр рассказа –послание, исповедь. - Кто же является рассказчиком? ( -Дядя. Он приезжает в гости в семью, где живет мама, бабушка, сын Женя, дядя – это брат мамы.) - С чего началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке? ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНЫ ИЗ 2 ГЛАВЫ - Прочитаем по ролям сцену из 2 главы. Рассказчик - Андрей , мальчик – Илья. - Оказывается , знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку лень этим заниматься. - Почему свой поступок спустя годы герой оценивает как «великий грех»? (Грешно отмахиваться от детей.) - Что думают родители? - Были ли в вашей жизни , ребята , ситуации, когда хоть раз взрослые оттолкнулись от вас в трудную минуту? 3 ГЛАВА - КУЛЬМИНАЦИЯ ССОРЫ - Продолжаем идти «вслед за автором».наверно, не случайно Бунин разбил рассказ на главы, ведь каждая становится ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.- каждая ссора переживает сумбурное начало, кульминационный момент, опустошение и примирение. Итак, глава 3. В чем ее особенность? (Ссора достигает своей кульминации) - Важнейшая глава, которая показывает развитие конфликта в душе рассказчика. Чтение сцены учителем. - Какой поступок мальчика вывел дядю из себя? И как теперь , спустя годы, он оценивает поведение ребенка и свое7 На чьей вы стороне? ( Осуждаю героя, он топает ногами, кричит, не обращает внимания на замечания взрослых. Так нельзя вести себя.) - Что скажут родители7 (Энергия мальчика стала искать другой выход. Он расшалился. Женя стремился познать мир.) - Попробуем понять авторское отношение : найдем слова, оценивающие поведение взрослого и передающее отношение к ребенку ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ
- Кому все –таки симпатизирует автор? Не для того написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а и для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны. Трое взрослых людей объединились и заставили одного ребенка смириться перед несправедливостью обстоятельств, но у читателей возникает вопрос: - Имеют ли взрослые, тем более самые близкие люди, моральное право преподносить детям такие жестокие уроки? - Можно ли поставить рядом такие слова , как право обижать? ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ
- А какие ещё права есть у детей? Где они записаны? Кто их утверждает? А знаете ли вы, что все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН. Конвенция – это соглашение. - Какие группы прав человека здесь нарушаются? Заполняем таблицу ЧТЕНИЕ 4 ГЛАВЫ ВСЛУХ. - Сочувствуют ли взрослые мальчику, и если да, то почему они не утешили его? Находим приметы их переживаний. Но… оказывается соблюдение правил для них важнее и дороже порывов собственного сердца. -Бывало такое в жизни? Я хочу напомнить вам слова из повести Л. Толстого «Детство»: «горькие испытания доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях» . 5 ГЛАВА -Глава 5 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились?»- спрашиваешь ты?» О чём говорит эта фраза? ( - Оказывается, мальчик ,может, уже выросший человек, слышит взрослого. Более того, ребенок уже забыл всё, что произошло в тот зимний вечер) - А взрослый? – помнит! - Почему забыл? ( Его не мучает совесть. Ведь он не хотел никому причинять зла, а просто жил и радовался жизни) - Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья. 6 ГЛАВА Читает учитель. Ученик «оживит «картину. Начало 6 главы по – бунински поэтично, пронизано чувствами героев. --Какими? (Опустошение. Синий вечер, незажженные свечи, грустная детская.) - Обратим внимание на предложение: «эти коробочки мучили меня…» Чуть раньше дядюшка вспомнит, как сердце его «сжалось при виде этих коробочек» - Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердца взрослого человека так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигает мальчик, сидя на полу? (Они символ беспомощности , незащищенности, неприспособленности ребенка. Мальчик пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми коробочками. Стыдно обижать таких, показывая им свое превосходство) -Искренний порыв души сменила подделка. Это хорошо? 7 ГЛАВА – ЭПИЛОГ - О чем узнаем в 7 главе? (Состоялось примирение) Обратим внимание на то, что в 1 и 7 главах мы видим одну и ту же сцену, в начале изображенную реально, а в конце осмысленную символически. Такую композицию называют кольцевой. Запишите в тетрадь. А какого эффекта достигает автор, используя кольцевую композицию? Автор обращает наше внимание на то, что конфликт в душе дяди не исчерпан, не разрешен, и именно это осознание чувства вины заставляет вновь и вновь вести воображаемый диалог со своим племянником. Грустно , что человека много лет спустя мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви желания понять другого и их отношениях. Значит, взрослый из рассказа Бунина был мудрым и порядочным человеком , а к тому же дядей, любящим своего племянника. Он разбирается в своих ошибках, просит прощения – и прощен ребенком – вот что хотел нам сказать автор, используя кольцевую композицию. - Кто же первым пошел на примирение? -Каким он становится? (Деликатным) - Что значит это слово? РАБОТА СО СЛОВАРЕМ (Деликатный –нежный, хрупкий, мягкий) -А вы часто используете это слово? В каких обстоятельствах? -Какое слово находит Бунин , говоря о желании мальчика? (Алкать) - Это старинное слово. Посмотрите в словаре его значение: «сильно хотеть, жаждать чего –то, стремиться силою воли») - Бунин – мастер русского языка. Мы убедились в том, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание ребенка. - Удовлетворен ли дядя? (В принципе да. Он научил своего племянника добиваться цели, а не гоняться за неосуществимой мечтой, но в душе осуждает себя) - Прочитайте последнюю фразу 1 главы. Какое чувство здесь преобладает? (Дядя иронизирует над собой, он забыл самое главное- каким он был в детстве) Обратимся к эпиграфу: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» - В тот вечер дядя научил мальчика цифрам, а сам он получил от ребенка какой -нибудь урок? ( Этот случай помог ему критически взглянуть на самого себя) - Какую азбуку открыл мальчик своему «очень, очень умному дяде» и всем родителям? (Родители не должны забывать о том, какими они были в детстве, о детских радостях и горестях, нельзя превращаться в строгих дядей и тетей_ -А теперь какие чувства у вас появились? (Доброе чувство: примирение состоялось; Чувство удовлетворения: осуществилась мечта мальчика.) - Посоветуете прочитать этот рассказ своим родителям? Надеюсь, что и вы ещё раз сами перечитаете это произведение, когда у вас появятся дети. ИТОГИ УРОКА - Автор вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Над чем заставляет задуматься , чему учит И.Бунин? Сформулируйте идею и запишите эту мысль в тетрадь (Взрослые часто не видят в ребенке человека и ведут себя по отношению к нему властно. А ведь дети- это тоже люди, только маленькие, со своим желаниями, чувствами, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть с детьми терпимее, осторожнее и внимательнее, стараться не ранить их чуткие души) - Как вы думаете, что написано во втором эпиграфе? (Он был закрыт плакатом) «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.Аркин) - Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа? (Помогают выявить идею рассказа) - Можно ли назвать этот рассказ оптимистическим? (Да) - Почему? (Ребенок нашел свое счастье. Он вырос. Он состоялся) - Сегодня на уроке вы учились слушать автора, читали наизусть, работали со словарем, отвечали на вопросы, выявляли идею рассказа. А как бы вы сформулировали тему урока? (тема закрыта плакатом) (-Тема детства, семьи в рассказе. - Взрослые и дети. и т.д.) Я назвала урок «Легко ли быть ребенком?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Высказывания детей. - Сверьте свои записи с рабочим листом. Учитель читает памятку для родителей Уважаемые взрослые! Помните! Несчастливое детство – причина поражений, неудач, страданий взрослой жизни. Детство не должно быть : - жестоким, - злым, - бесправным, - печальным, - серым и будничным. Постарайтесь сделать так, чтобы воспоминания о детстве грели душу и радовали сердце, вызывали желание оправдать надежды родителей, вселяли веру в собст-венные возможности, поддерживали стойкость духа и стремление к творчеству. Детству надо так мало и так много – материнская улыбка и крепкие руки отца, весе-лые игры и спокойный сон, уютный дом и верные друзья, яблоки в саду у дедушки и бабушкины сказки, шумные семейные праздники и сладкая колыбельная. Детство – это стартовая площадка , это душевный капитал, с которым ребенок вы-ходит во взрослую жизнь. Сохраните в нем желание не растерять драгоценные дары детства, приумножить их и подарить своим будущим детям. Берегите воспоминания о детстве! Домашнее задание . Сочинение – миниатюра: «Дом, в котором мне хотелось бы жить…» |
Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | ||
Конспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова» Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной)... | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока в 6 классе на тему «Рассказ на основе услышанного» Воспитывать у учащихся стремление к образной, грамотной устной и письменной речи | Конспект открытого урока в 6 классе на тему «Повелительное наклонение» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С. Е. Кузнецова с. Чемодановка | ||
Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и... План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» | Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Конспект открытого урока по математике в 4-ом классе на тему: «Построение... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Конспект открытого урока по литературе в 11 классе Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | План-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает... | ||
Конспект открытого урока в 7-м классе по умк биболетовой М. З.«Enjoy English, 7 класс» Урок- видео-проект дискуссии «Video-exchange project» по теме «Путешествия» может быть проведен в 10-11 классах | Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» |