Скачать 71.65 Kb.
|
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга» Составила учитель-дефектолог Добиш Н. А. Цели урока: - повторить тему "Начало Северной войны"; - познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга; - научить детей применять полученные знания на практике (решение кроссворда). Задачи: 1) Образовательная - создание у учеников общего представления об истории основания Санкт-Петербурга. 2) Коррекционная - расширение кругозора, запаса знаний и представлений детей, развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса детей. 3) Воспитательная - развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств. Оборудование и материалы: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России» Презентация «Строительство Санкт-Петербурга» Кроссворд на тему «Строительство Санкт-Петербурга» Этапы урока: 1. Организационный момент - 1 мин. Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка их готовности к уроку. 2. Проверка домашнего задания - 10 мин. Предыдущей темой была тема "Начало Северной войны". 1) Устный опрос: - Когда началась Северная война? (осенью 1700 года) - Почему Петр I решил воевать со шведами? (хотел захватить крепости Нарва и Нотебург и завоевать выход в море; построить на Балтийском море российский военный флот; обеспечить морскую торговлю России с Европейскими странами) - Что такое регулярная армия? (в ней солдаты служили постоянно, определенный срок) - Кто такие рекруты? (новобранцы для регулярной армии) 2) Решение теста «Начало Северной войны». Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.
3. Изложение нового материала - 20 мин. Объяснительный рассказ учителя. Свой рассказ учитель сопровождает показом слайд-шоу. Словарные слова школьники записывают в тетрадь. - Как мы только что вспомнили, после победы Петр I повелел построить в устье реки Невы крепость, которую назвали в честь апостолов Петра и Павла Петропавловской (Слайд №5). А затем в 1703 году вокруг этой крепости начали строить новую столицу Российского государства город Санкт-Петербург (Слайд№6). Тема нашего урока – строительство Санкт-Петербурга (Слайд №7). Устами Петра в произведении одного писателя говорится: Как бы миру мне на славу Тот построить городок Чтоб порадовать державу Исполинскую он мог. Чтобы русские гордились Чудным городом всегда Чтоб ему все поклонились В целом мире города. (Слайд №8) Санкт-Петербург сравнительно молодой город. Он был построен по точному плану и задуман изначально как столица страны. Петербург был построен в совершенно непригодных для человека природных условиях. Многие считают, что основатель города, император Петр I, ошибся, и называют город проклятым. Петербург - самый большой город, который находится так далеко на севере. Зимой почти весь день здесь темно; во время короткого лета, в июне наступает, наоборот, время белых ночей (Слайд №9) – солнце практически не заходит. Санкт-Петербург считают самым европейским городом России, потому что он был построен по европейским образцам и его жители старались жить по-европейски. В отличие от других русских городов его центр сразу был построен из камня, а не из дерева. Местность в устье Невы была болотистая. Строить город приходилось на нескольких островах, со всех сторон окруженных водой. Петр сам руководил строительством (Слайд №10). Иногда он брался за топор и работал наравне с простым и мастерами. Его высокую фигуру можно было видеть то на верфи (Слайд №11), то на строительстве крепости. Верфь - место постройки и ремонта судов. (Слайд №12) Без устали целыми днями он ходил от одной стройки к другой. Для него соорудили небольшой деревянный домик на берегу Невы (Слайд №13). Это было самое первое жилое здание, построенное здесь (за три дня). Это бревенчатый «домик Петра I» на Березовом острове. Его строителями были обыкновенные солдаты. Осенью 1703 года на строительстве города трудилось около 20 тысяч подкопщиков (Слайд №14). На следующий год Пётр издал указ прислать на работы ещё 20 тысяч человек. Подкопщиками называли присылаемых из разных городов России рабочих. Они получали хлебное и денежное жалованье. Подкопщики работали в три смены. День и ночь стучали топоры: Петр велел каждому приехавшему знатному человеку строить себе дом. Для строительства везли отовсюду все самое необходимое: лес, железо, камень, различный инструмент, одежду, посуду (Слайд №15). Прежде всего возводили военные укрепления. Сразу после основания Санкт-Петербурга в 1703 году возникла проблема защиты новой столицы со стороны моря. Поэтому уже в следующем году начались работы по созданию оборонительных сооружений. На одном из соседних островов была заложена мощная крепость Кронштадт (Слайд №16). Петербург должен был стать не только городом-крепостью для борьбы со шведами, но и крупным торговым портом: сюда могли бы приходить торговые корабли со всего света, а российский торговый флот вез бы отсюда отечественные товары в другие страны. Поэтому здесь возводились портовые сооружения и верфь, чтобы начать строить собственный балтийский военный и торговый флот. Царь приказал всем российским мастерам-корабельщикам приезжать на строительство нового города. Из других стран пригласили лучших мастеров. В городе строились различные мастерские и заводы, школы для подготовки моряков, лоцманов (Слайд №17) и военных. Лоцман – морской специалист, который проводил корабли из моря в порт. Своих моряков для российского флота не хватало, поэтому Петр распорядился принимать на военную службу иностранных моряков. Петр сам нарисовал план будущего города с красивыми прямыми улицами. Центральная улица города - Невский проспект - начиналась от Петропавловской крепости (Слайд №18). Вдоль нее расположились торговые ряды, площадь для проведения торжеств и военных парадов, административные здания. За несколько лет на берегах Невы вырос прекрасный город с дворцами и домами, портом и верфью, церквами и школами, заводами и мастерскими, каменными набережными и мостами. Петр I полюбил этот город, называл его «земным раем». Через несколько лет после начала строительств город Санкт-Петербург был объявлен столицей Российского государства. Почти 200 лет Санкт-Петербург являлся столицей России, и лишь в начале ХХ века столицей снова стала Москва. 4. Закрепление - 10 мин. 1) Устный опрос – вопросы для закрепления. - В каком году началось строительство Санкт-Петербурга? (в 1703) - Кто руководил строительством города? (Сам Петр I) - Какая крепость была заложена для защиты Санкт-Петербурга? (Кронштадт) - Кто такой лоцман? (морской специалист, который проводил корабли из моря в порт) - Что такое верфь? (Место постройки и ремонта судов) - Как называется центральная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект) - Сколько лет Санкт-Петербург был столицей России? (Почти 200 лет) Решение кроссворда (см. Приложение 1). Учитель раздает каждому ребенку по экземпляру кроссворда и читает вслух вопросы, школьники по очереди отвечают. 6. Домашнее задание - 1 мин. Прочитать параграф в учебнике и ответить на вопросы в конце его. 7. Итог урока - 3 мин. - Что мы сегодня изучали? - Что вам больше всего запомнилось? Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке. Приложение 1 Кроссворд «Строительство Санкт-Петербурга» Вопросы:
Ответы: 1) По горизонтали:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого урока по кружевоплнтению в 10 классе специальной (коррекционной) школы – интерната №1 VIII вида г. Кандалакши | Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной)... Познакомить детей с Океанией крупнейшим в мире скоплением островов, расположенных в западной и центральной частях Тихого океана,... | ||
Конспект открытого урока письма во втором классе Специальной (коррекционной)... Маоу сош №1 села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан | Положение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Конспект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной)... Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова | Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)... Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида | ||
Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:... | Конспект открытого урока по математике в 9 классе специальной (коррекционной)... Тема урока: «Представление нескольких процентов в виде обыкновенной дроби. Использование изученных соотношений при нахождении нескольких... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида | Тематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной... Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики | ||
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Санкт-петербурга Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Протокол №4 Приказом директора школы Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока природоведения в 5 классе специальной коррекционной школы 8 вида | ||
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной... Разработчики программы: заведующий кафедрой фтиБ, д фарм наук, проф. Симонян А. В | Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся... Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению... |