Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида





Скачать 49.87 Kb.
НазваниеЗакрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Дата публикации01.09.2014
Размер49.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Скира Елена Васильевна

учитель-дефектолог

специальной (коррекционной)

образовательной

школы-интерната VIII вида №68
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению профессией.

Развитие математических навыков у учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития их познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Младшие школьники затрудняются в понимании смысла сложения и вычитания, а в дальнейшем испытывают трудности при выполнении этих действий в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.

Специальные исследования В.А. Крутецкого (1987 г.) показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свёрнутыми структурами (свёртывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщённая память на математические отношения, методы решения заданий, принципы подхода к ним).

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения арифметическими действиями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся коррекционной школы. Это объясняется, с одной стороны, абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися специальной школы VIII вида.

Известно, что у умственно отсталых школьников с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Учащиеся быстро утрачивают те существенные признаки, которые позволяют различать действия (М.Н.Перова, В.В.Эк).

Изучение действий в пределах 20, т.е. второго концентра, происходит во

втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задачи второго концентра: дать понятие о десятке как новой счетной единице; научить считать до 20, присчитывая и отсчитывая по единице, по десятку и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 4); познакомить с принципом поместного значения цифр; научить складывать и вычитать в пределах 20.

Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20.

При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, большое значение имеют наглядность и практическая деятельность учащихся. Большое внимание уделяется использованию условно-предметных пособий: арифметического ящика, абака, счетов.

Объяснение выполнения сложения и вычитания проводится с использованием пособий и подробной записью. При выборе пособий необходимо учитывать, что учащиеся должны видеть необходимость добавления первого слагаемого до десятка при сложении и разложении уменьшаемого на десятки и единицы при вычитании. Удобными пособиями являются выше перечисленные.

Примеры на сложение следует чередовать с примерами на вычитание. При решении сложных примеров необходимо выработать привычку анализировать предлагаемый материал. Учить школьников планировать мыслительные действия, развивать ориентировочную основу познавательной деятельности.

При выполнении счетных операций у учащихся встречаются ошибки, обусловленные незнанием таблицы и (или) приемов, алгоритма сложения и вычитания однозначных чисел, непрочным усвоением числового ряда, состава числа и состава десятка. Часто допускаются ошибки персеверации (вычитание заменяют сложением). Причина этого явления связана не только с особенностями мыслительной деятельности учащихся, с трудностями переключения с выполнения одной умственной операции на другую, качественно иную, с тугоподвижностью мышления, общей инертностью нервных процессов, но и со сложностями самого действия вычитания.

Учащиеся, допускающие ошибки, как правило, пользуются несовершенными, примитивными приемами вычислений: считают на пальцах, рисуют и зачеркивают палочки, используют отрезок числового ряда, линейки, присчитывают и отсчитывают по единице, считают «в уме» (В.В.Эк).

Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Например, учащиеся, научившись складывать и вычитать приемом пересчитывания, с большим трудом овладевают приемами присчитывания и отсчитывания.

Поэтому методисты М.Н.Перова и В.В. Эк рекомендуют целесообразно использовать на уроках математики следующие приемы: практические задания, упражнения, дидактические игры. Цель дидактических игр, упражнений и заданий: развитие интереса к изучаемому материалу; закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20; развитие и коррекция познавательных процессов. Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы учащихся коррекционной школы, а именно повышенную возбудимость одних, заторможенность, инертность других, чтобы собрать внимание учащихся необходимо создать определённую жизненную или игровую ситуацию, поставить перед ребятами поисковую задачу. Это позволяет быстро вовлечь учащихся в учебную деятельность, вызвать интерес.

Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках, надо иметь ясное научное понимание о роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Основная посылка, из которой целесообразно при этом исходить, была сформулирована еще К. Д. Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача обучения». Речь идет не просто о занимательности, а об органическом сочетании ее с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. Игровая цель, органично сочетаясь с учебной, является средством повышения умственной активности учащихся.

Многие ошибки в вычислениях снимаются, если постепенно вырабатывать у учащихся привычку анализировать числа, прежде чем приступить к выполнению действий.

Закрепление действий сложения и вычитания в пределах второго десятка имеет огромное значение, так как при выполнении этих же действий в пределах 100, многие трудности не снимаются.

Таким образом, использование продуманной системы дидактических игр и упражнений на уроках математики, способствует более прочному закреплению сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся, что благотворно сказывается на их дальнейшей социализации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconТема. «Закрепление изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100»
Закреплять изученные приемы сложения и вычитания вида: 30-7, 60-24, 47 + 3, 25-5
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПоложение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУрок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)...
Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабочая программа по «Чтению и развитию речи»
Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:...
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПрограмма логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconТаблица сложения
Образовательные: Закрепить знания табличных случаев сложения в пределах 20 с переходом через десяток, состав чисел второго десятка....
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПротокол №4 Приказом директора школы
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУрока: Урок математики по теме "Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100"
Тема урока: Урок математики по теме "Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100"
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconИнструкция об организации проведения
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconТематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной...
Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУчреждения
Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной...
Разработчики программы: заведующий кафедрой фтиБ, д фарм наук, проф. Симонян А. В
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconОпыт работы кафедры "физические проблемы материаловедения" мифи по...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУтверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск