Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида»





Скачать 128.63 Kb.
НазваниеПрограмма логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида»
Дата публикации14.09.2013
Размер128.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
Программа логопедических занятий

для учащихся 1-7 классов

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Составила учитель – логопед I квалификационной категории

МБОУ ЧМР «Петриневская школа – интернат VIII вида» Сергеева Т.А.
1. Пояснительная записка

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Резкое увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся 1 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида.
2. Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 1 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
3. Цели и задачи программы

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

  3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  1. Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи обучающихся СКОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.

На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 30 минут, на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.

Занятия проводятся:

В 1 – 3 классах – 4 раза в неделю;

В 4 – 5 классах – 3 раза в неделю;

В 6 – 7 классах – 2 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.

5. Содержание программы

1 класс.

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры. Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте). Развитие фонематических процессов. Формирование прочных звукобуквенных связей.

Лексико-грамматический строй речи.

Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Школа», «Школьные принадлежности», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень», «Перелётные птицы», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Зима», «Дикие животные», «Домашние животные», «Новый год», «Дом», «Мебель», «Электроприборы», «Посуда», «Продукты питания», «Режим дня», «Защитники Отечества», «Семья», «Одежда», «Обувь», «Весна», «Деревня», «Цветы», «Деревня», «Город», «Транспорт», «Профессии». Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия. Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии)

Работа над предложением и связной речью.

Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Распространение модели простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п.). Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок.

***

6. Ожидаемый результат на момент окончания занятий (что должны знать и уметь обучающиеся 7 класса)

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Лексико-грамматический строй речи.

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.

Предложение и связная речь.

Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.

  1. Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

14. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

15. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

16.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

18. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

19. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.

20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

  2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.

  3. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.

  4. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.

  5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.

  6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.

  7. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.

  8. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.

  9. В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.

  10. С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.

  11. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.

  12. Г.Ванюхина. Речецветик. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1993.

  13. В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.

  14. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

  15. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  16. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.

  17. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.

  18. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  19. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  20. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.

  21. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.

  22. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002.


Логопедический семинар – практикум.

Провела учитель-логопед Сергеева Т.А.
Тема: Формирование функции словообразования у детей с системным недоразвитием речи.

План:

  1. Фрагмент логопедического занятия.

  2. Выступление логопеда по теме семинара.

Информация для педагогов:

Как показали многочисленные исследования многих авторов, у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудности выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксические структуры предложения.

Сегодня мы остановимся на формировании функции словообразования, которая у детей с ОВЗ является менее сформированной, чем словоизменение. Эта несформированность проявляется в трудности образования прилагательных от существительного (камень – каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками (влил, вылил, налил). В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень ограничено (-ик, -ок, -чик, -очек)

Работа по формированию словообразования у учащихся коррекционной школы является длительным и трудным процессом. Начинать её надо с уменьшительно-ласкательных форм существительных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, работа с родственными словами.

При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

  1. «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)

  2. «Большой – маленький – очень большой» (дом-домик-домище, волк-волчок-волчище)

  3. «Кто какой?» (образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных: лиса рыжая, а лисёнок рыженький)

  4. «Что из чего?» (образование прилагательных от существительных: компот из слив – сливовый компот, варенье из груш – грушевое варенье)

  5. «Кто больше?» (образование глаголов с различными приставками: ходят – выходят – входят…)

  6. «Слова – родственники» (подбор однокоренных слов)

  7. «Найди лишнее слово» (лес, лесной, лестница, лесник)

  8. «Лесенки»:

Лес Лес

Лес - Леса

Лес - - Лесок

Лес - - - Лесной

Лес - - - - Лесовик

Лес - - - - - Лесничий

Лес - - - - - - Лесовичок

Фрагмент логопедического занятия.

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель: Совершенствование навыка словообразования.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык образования существительных уменьшительно-ласкательного значения, образования прилагательных от существительных.

  2. Расширять словарный запас детей по теме «Цветы», «Материалы».

  3. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук, зрительное восприятие.

  4. Повышать интерес к логопедическим занятиям, укреплять учебную мотивацию.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Приветствие: «Как тебя зовут?» (назвать своё имя; полное имя; уменьшительно-ласкательные формы своего имени). Начинает логопед с изменения своего имени, затем задаёт детям наводящие вопросы.

  3. Игра «Назови ласково». Логопед показывает детям картинки с цветами, предлагает назвать ласково цветы, части цветка.

  4. Дыхательные упражнения «Цветочки». Дети нюхают цветы и произносят на выдохе нарастающую фразу: «Ах», «Ах, как вкусно», «Ах, как вкусно пахнет», «Ах, как вкусно пахнут цветочки».

  5. Физминутка для восстановления дыхания «Ныряем!». Дети делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание и приседают по команде логопеда «Ныряем!». Побеждает тот, кто дольше всех продержался «под водой».

  6. Игра «Что из чего?». Дети вынимают из шкатулки мелкие предметы, называют, из чего они сделаны, какие они (деревянные, стеклянные и т.д.). После этого предлагается найти и назвать такие же предметы в логопедическом кабинете (деревянный шкаф, стеклянный стакан и т.д.)

  7. Итог занятия. Чему учились на занятии? Что больше всего понравилось?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconОбразовательная программа профессиональной подготовки швея код 19601...
Череповецкого муниципального района «Петриневская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» это нормативный...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconУрок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)...
Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconПоложение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconА. И. Друшляков Ивановская обл., г. Шуя, огкоу «Шуйская школа-интернат VIII вида»
Социализация учащихся специальной школы-интерната VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения и воспитания...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconЗакрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся...
Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconРабочая программа по «Чтению и развитию речи»
Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconУтверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconПротокол №4 Приказом директора школы
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconРабочая программа «Воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconИнструкция об организации проведения
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconРабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconРабочая программа по музыке для 1- 6 классов школы VIII вида
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Составила учитель – логопед I квалификационной категории мбоу чмр «Петриневская школа – интернат VIII вида» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса школы...
«Согласовано и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск