А.И. Друшляков
Ивановская обл., г.Шуя, ОГКОУ «Шуйская школа-интернат VIII вида»
korscool36@mail.ru
Социализация учащихся специальной школы-интерната VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения и воспитания по профилю «Художественная обработка древесины»
В статье рассмотрены вопросы связанные с повышением профессиональной и творческой мобильности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения.
Развитие творческих способностей учащихся, художественное творчество используется в нашей работе, как средство для успешного развития, воспитания и социализации школьников, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида через организацию процесса профессионально - трудового обучения.
Социализация школьника, комплекс организационно- педагогических условий, способствующий усвоению им профессиональных компетентностей осуществляется через урочную, внеурочную деятельность и воспитательную работу.
В урочной деятельности по реализации учебного материала профиля «Художественная обработка древесины» мы выделяем три момента.
Курс обучения на универсализацию (многопрофильность)
Содержательная база авторской программы ориентирована на усвоение учащимися знаний и умений по теории и практике столярной и художественной деревообработке и наряду с основными столярными операциями включает в себя основные виды художественной резьбы по дереву:
Контурной;
Геометрической;
Плоскорельефной;
Рельефной;
Пропильной (прорезной, ажурной)
А также мозаичные работы из древесины и древесных материалов (интарсия, маркетри), росписи по дереву, декоративно-защитной отделке древесины.
Плосковыемчатые виды резьбы (контурная, геометрическая), плоскорельефная, рельефная резьба, деревянная мозаика достаточно хорошо изучены и описаны в специальной литературе, в том числе выпускаемом издательством «Просвещение» и «Высшая школа» и включены в учебные программы учителями трудового обучения некоторых школ области.
Пропильная резьба также присутствует в практике работы учителей в основном в виде пропильной резьбы ручным лобзиком по фанере и древесине.
В нашей работе этот вид художественной резьбы по дереву является основным (наряду с рельефной резьбой) в объемном программном материале разделов «Декор и народное Зодчество», «Домовая резьба» (7,8,9 кл.)
Практические работы выполняются ручными и ручными электромеханическими инструментами (эл. лобзик, шлифмашины вибрационные и ленточные, эл. дрель, фрезеровальная машина), а также на станочном оборудовании (сверлильных и токарных деревообрабатывающих станках)
Таким образом, соединение двух видов обработки древесины (столярной и художественной) в одном профиле трудовой подготовки позволяет расширить объем получаемых учащимися трудовых компетентностей.
На наш взгляд это дает им дополнительный шанс при дальнейшем выборе будущей профессии и трудоустройстве.
Использование технологии творческого проектирования. Мы рассматриваем работу в этом направлении как моделирование возможность будущей индивидуально-трудовой деятельности выпускников нашей школы.
Процесс проектной деятельности способствует развитию у учащихся творческого потенциала и усвоению основополагающих закономерностей технологий по столярной и художественной деревообработке.
Метод проекта мы сводим к системе обучения, которая реализуется посредством планирования, проектирования и делания.
В нашей работе проект – это комплекс технических документов, содержащих чертежи, эскизы, схемы, технические рисунки, шаблоны изготовляемые учащимися которые (в основном) предназначены для изготовления декора (интерьер, экстерьер) для зданий жилого и общественного назначения из древесины, древесных и природных материалов.
Примером такой работы являются творческие проекты по разделам учебной программе «Декор и народное зодчество», «Домовая резьба». По этим разделам программы осуществлено множество проектов по изготовлению наличников, карнизов, уголков для фронтонов зданий и других декоративных элементов из дерева для экстерьеров зданий.
Декорировано более ста объектов жилого и общественного назначения в нашем городе, области и за её пределами.
При осуществлении творческих проектов осуществляется весь технологический цикл работ от заготовки древесины до окончательной отделки и монтажа готового изделия.
Последовательно отрабатываются все учебные элементы: изготовление эскизов, рисунков, шаблонов, выпиливание наружных и внутренних контуров, изготовление точенок для накладных элементов, зачистка и шлифование, отделка, монтаж. Изготавливается конкурентно способная продукция под конкретного заказчика, имеющая общественно-полезную значимость.
Таким образом, учащиеся получают реальный опыт работы по специальности резчик по дереву, знания, умения и навыки. Это дает им возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, изготовлением декора по заказам населения.
Все материалы работы по творческим проектам находятся в специально оформленных папках и на электронных носителях.
После окончания школы учащиеся продолжают обучение в ПУ города и области.
Поскольку курс «Черчение» изъят из учебного плана школ нашего вида, элементарные правила чертежной графики, правила изготовления и чтения чертежей осваиваются учащимися на уроках трудового обучения, начиная с 4-го класса на протяжении всего периода обучения. Это облегчает работу учащимся при реализации творческих заданий и на этапе профессионально-технического обучения в ПУ.
В нашем городе выпускники имеют возможность обучения в ПУ по двум профессиям:
Штукатурно-малярное дело;
Токарная металлообработка.
Для выпускников организуются экскурсии в ПУ, где учащихся знакомят с работой производственных мастерских, кабинетах спецтехнологии, кабинетах где проводят уроки черчения. В ПЛ № 4 г. Шуя на уроках черчения присутствуют в основном элементы строительного черчения и начертательной геометрии (предмет «Перспектива») В ПУ № 42 г. Шуя при обучении спецтехнологии и черчению преобладают элементы машиностроительного черчения. Поэтому на уроках в старших классах учащиеся знакомятся с элементами строительного черчения, строят перспективу помещения по одной и двум точкам схода. Так как при токарной обработке материалов учащимся приходится иметь дело с телами вращения. На уроках изучается формообразование тел вращения, приемы построения проекции окружности (овала) в изометрии, правила вычерчивания центровых линий и осей вращения.
Учителем трудового обучения был подготовлен и проведен открытый урок в 9 кассе по теме: « Построение изометрической проекции двухступенчатого цилиндра»
Учащиеся выполняли работу по вариантам с различными значениями диаметров оснований цилиндров, различными линейными размерами осей вращения.
Таким образом, работа по обучению учащихся элементам черчения строится с учетом их дальнейшего обучения в системе ПТУ.
На основе изучения и использования различных видов художественной обработки древесины на уроках трудового обучения и во внеурочной работе осуществляется развитие профессиональной и творческой мобильности учащихся. |