Скачать 53.62 Kb.
|
О.Р.Решетникова Ивановская область, пос. Старая Вичуга,ОГКОУ «Старовичугская школа-интернатVIII вида» reshetnikovaolgare@yandex.ru Внедрение социализирующего компонента для формирования навыковой (практической) деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения в условиях специального (коррекционного ) образовательного учреждения VIIIвида В статье рассматривается вопрос о возможности расширения содержания деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения с целью решения проблемы социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями. У каждого учителя свой педагогический стиль, от которого во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее результативность. В содержании программы по трудовому обучению заложены огромные потенциальные возможности формирования общетрудовых умений и навыков, формирования адекватной трудовой мотивации. Но я считаю, что учитель должен не только формировать и совершенствовать трудовые навыки учащихся, но и постепенно расширять содержание их деятельности с целью решения проблемы социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Уроки трудового обучения различных типов дают возможность для такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят. Тем самым формировать навыки практической деятельности, необходимые для успешной интеграции в жизнь вместо зависимости от социальной помощи. Ещё трудовая деятельность учащегося на уроках может осуществляться под влиянием различных мотивов. Например, одно и то же изделие учащийся может выполнять быстро, качественно по следующим причинам:
Опыт моей работы показывает, что лучший результат получается, если ученик получает удовольствие от изготовления необычного, интересного внепрограммного изделия, хотя остальные факторы тоже имеют важное значение. Работая и наблюдая много лет за своими учениками, я сделала вывод: нужно использовать более интересные для детей изделия, при изготовлении которых используются те же операции, что и для программных изделий. Подбирая такие изделия мы добиваемся того, что:
Кроме того:
Я думаю, что вы, уважаемые коллеги, согласитесь со мной, что найти такие изделия, чтоб они соответствовали всем выше перечисленным требованиям, не так-то просто. В моей практике было множество различных идей. Все они были успешно реализованы. Одна из последних находок - это «Игрушки-развивайки». Возникла идея не случайно. Потребовались пособия, необходимые для развития мелкой моторики, освоения сенсорных эталонов, пространственного восприятия, развития психических функций учащихся на развивающих занятиях психолога и педагогов начального звена. Изготавливаем их в течение нескольких лет. Игрушек скопилось очень много. И мы решили разработать и реализовать несколько социально-направленных проектов. Так, например, проекты «Оснащение кабинета психолога развивающими игрушками», «Умные игрушки в детский сад». Эти проекты оставили неизгладимые впечатления не только у наших ребят, но у детей и сотрудников подшефного детского сада. Работать с ними можно с первого года обучения швейному делу. Сейчас я вам их представлю (фото). Выполняя эту огромную, интересную работу, учащиеся приучаются мыслить, планировать, действовать в команде, оценивать свои результаты. Речь становится чёткая, эмоциональная, развивается одна из основных функций речи - общение. Возрастает уровень самостоятельности. А это прямое свидетельство развития учащихся. Они легко выполняют все машинные и ручные операции, которые в больших количествах приходиться выполнять при изготовлении этих ярких, полезных, интересных игрушек-развиваек. Появляется чувство уверенности, гордости, ответственности, формируется навыковая (практическая) деятельность, что и будет способствовать лучшей социализации наших выпускников. О достаточно высоких результатах социализации свидетельствуют данные мониторинга. Все выпускники продолжают обучение в ПУ Ивановской области и успешно осваивают профессию швеи. Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Конечно, не все ученики выберут профессию швеи. Но мои усилия не напрасны: от моей работы зависит, что станет результатом – стойкий интерес к трудовой деятельности или пассивное отношение к ней. Между тем, именно на своих уроках я учу детей выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, учу доводить начатое дело до конца. Конечным итогом моей работы являются не только великолепные и достаточно сложные изделия моих учеников, но и (что намного важней и ценнее) успешное обучение их в учреждениях начального профессионального образования, где они с успехом осваивают специальности «портной» и «швея», и выходят в самостоятельную жизнь, имея и специальность и место работы по специальности. Таким образом, можно считать правомерным и результативным внедрение такого социализирующего компонента для формирования навыковой (практической) деятельности. «Игрушки –развивайки» «Карандашницы» «Такие разные застёжки» Тренажёры «Учим геометрические фигуры». «Игрушки-липучки» «Мешочки с секретом, улитка-лабиринт для бусинки» Увлекательная и полезная игрушка-тренажер, развивает тактильные ощущения, координацию движения рук. У улитки раковина – лабиринт, и там бусинка, её пальчиком надо катать из одного конца в другой, можно положить 2-3 бусинки. «Изучаем счёт до 10, время» Считаем пуговки, обводим пальчиком, находим нужную цифру, пристёгиваем на липучку «Такие разные шнурочки...» « Игры с прищепками « «Застежка «молния» |
А. И. Друшляков Ивановская обл., г. Шуя, огкоу «Шуйская школа-интернат VIII вида» Социализация учащихся специальной школы-интерната VIII вида через организацию процесса профессионально-трудового обучения и воспитания... | Отчет о работе федеральной стажировочной площадки на базе огкоу «Специальная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы: огкоу ско школа-интернат №1 VI вида «Улыбка» г. Ульяновска, Ульяновской | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы: огкоу ско школа-интернат №1 VI вида «Улыбка» г. Ульяновска, Ульяновская | ||
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская... | Диденко Лидия Ивановна Предмет литература Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, моу «Староювалинская средняя общеобразовательная... | Учебник Никитин А. Ф. «Обществознание», §14,15, задания после параграфа Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение... | ||
Учебник Никитин А. Ф. «Обществознание», §12-13, задания после параграфа Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение... |