Утверждаю»
Директор ГКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы
№ 33 города Ставрополя» _____________ / С. В. Егорова
Приказ № ______ от
« ____» ______________ 2013г. «Согласовано и принято» на заседании МC ГКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы № 33 города Ставрополя»
Руководитель МС __________ / Е. В. Овсянникова
Протокол № _____________ от
«____» ______________ 2013г. «Рассмотрено»
на МО учителей начальных классов
Руководитель МО
___________ / Е. В. Малеева
Протокол №_______ от
« ____» ________________ 2013г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1 класса школы VIII вида
учителя высшей категории
Малеевой Елены Владимировны
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
1.Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
2.Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различие;
3.Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
4.Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
5.Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократных
повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
6.Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
7.Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
8.Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы,
беседы об изобразительном искусстве.
Прежде, чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить. Подготовительные занятия
Главная задача подготовительных занятий - формирование и обогащение чувственного опыта(умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения используется разнообразный игровой и графический материал, проводится работа , направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно- прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого предмета, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах- научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1классе задача тематического рисования, сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Это могут быть елочные игрушки, снеговик, рябка в аквариуме, рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя».
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об изобразительном искусстве- важное средство нравственного и художественно- эстетического воспитания школьников.
В 1-3 классах ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров(преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся могли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями в школе 8 вида, следует выделить:
учить школьников различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений;
узнавать и показывать геометрические фигуры и тела;
определять разницу по величине между предметами одной и той же формы;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
развивать моторику руки;
формировать навыки и умения владения карандашом;
различать цвета: желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, черный, белый;
учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Учащиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки проводить от раки вертикальные, горизонтальные, наклонные округлые линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов;
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Изобразительное искусство
№
| Тема урока
| кол-во часов
| Тип урока
| Форма урока
| Информационное сопровождение
| дата
|
I четверть (9 часов)
| 1.
| Упражнения на различие предметов по форме и цвету. Рисование по шаблону квадрата и круга и раскрашивание с соблюдением контура (штрихи в одном направлении). Рисование от руки нескольких предметов квадратной и округлой формы (на отдельном листе бумаги).
| 1
| Усвоение новых знаний.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 5.09
| 2.
| Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток ; воздушные шарики ; много колечек (цепочка); тележка с колёсами ; ветка с ягодами .
| 1
| Усвоение новых знаний.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 12.09
| 3.
| Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов разной величины. Разноцветные шары – большие и маленькие ; клубки ниток - большие и маленькие ; ленты – длинные и короткие ; карандаши – толстые и тонкие ; ёлочки – высокие и низкие .
| 1
|
Усвоение новых знаний.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 19.09
| 4.
| Игровые и графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы ; апельсины ; яблоки ;
огурцы ; лимоны ; сливы ; рамки ; кубик .
| 1
| Усвоение новых знаний.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 26.09
| 5.
| Знакомство с королевой Кисточкой. Правила работы с красками и кисточкой.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 3.10
| 6.
| Закрашивание яблока и груши, обведёнными по трафарету, красками,
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 10.10
| 7.
| Закрашивание овощей, обведённых по трафарету.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 17.10
| 8.
| Моя любимая игрушка.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 24.10
| 9.
| Закрашивание осенних листьев, нарисованных по трафарету.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 31.10
|
II четверть (7 часов)
| 1.
| Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 14.11
| 2.
| Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 21.11
| 3.
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 28.11
| 4.
| Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 5.12
| 5.
| Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточка ели).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 12.12
| 6.
| Рисование по памяти (после показа) несложных по форме ёлочных игрушек (4-6 на листе бумаги).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 19.12
| 7.
| Рисование по представлению детям предметов (веточка ели с игрушками).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 26.12
|
III четверть (9 часов)
| 1.
| Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 9.01
| 2.
| Рисование на тему «Снеговик».
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 16.01
| 3.
| Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали). Треугольники раскрашивают в контрастные цвета.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 23.01
| 4.
| Рисование с натуры игрушки – светофор.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 30.01
| 5.
| Рисование открытки к 23 февраля.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 6.02
| 6.
| Рисование с натуры игрушки – кораблика.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 27.02
| 7.
| Рисование узора для открытки ко дню 8 марта.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 6.03
| 8.
| Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 13.03
| 9.
| Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 20.03
| 10.
| Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
|
|
IV четверть (8 часов)
| 1.
| Геометрический узор в полосе из треугольников.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 3.04
| 2.
| Рисование узора в полосе растительных элементов.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 10.04
| 3.
| Тематический рисунок: «Я ракету нарисую».
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 17.04
| 4.
| Рисование с натуры праздничного флажка.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 24.04
| 5.
| Рисование с натуры связки воздушных шаров.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 8.05
| 6.
| Открытка к 9 мая.
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 15.05
| 7.
| Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (3 чашки разной величины и расцветки).
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
| 22.05
| 8.
| Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к этой сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»)!
| 1
| Комбинированный.
| объяснение, практическое занятие
| Демонстрационный материал.
|
|
Дополнительная литература:
И. А. Грошенков «Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы» Москва, Просвещение, 1970 год.
Т. Н. Доронова «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, Просвещение, 1992 год.
И. А. Грошенков «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе» Москва, Просвещение, 1982 год.
А. С. Хворостов «Декоративно-прикладное искусство в школе» Москва, Просвещение, 1981 год.
Н. В. Краснов «Беседы по искусству в начальной школе» Москва, Искусство, 1965 год.
Кол-во часов в неделю – 1 час I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть– 9 часов
IV четверть– 8 часов
Год – 33 часа |