Скачать 1.11 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Кировска»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 - 8 классы (34 недели, 1 час в неделю, всего 34 часа – 5-8 классы) Разработчик: Иванова Лидия Андреевна, учитель I квалификационной категории Кировск 2011 г. пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - формирование художественно-творческой активности; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Изобразительное искусство. 5-8 классов: Программа Б. М. Неменского. 2005., рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в каждом классе. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, прослеживается связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы обучающиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности школьников имеет принципиально большое значение в воспитательном процессе. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит обучающихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. Принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. В 5 – 7 классах углублённо изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте исторического развития. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников и искусством, приобщить их к художественной культуре. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. В программе выделены тир способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный конструктивный. Постоянное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа обучающихся получает дальнейшее развитие под руководством педагога на кружковых занятиях, в группах продлённого дня. Цели и задачи художественного развития обучающихся в 5 классе: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:
Формирование художественно-творческой активности. Дети должны:
Формирование художественных знаний, умений и навыков. Обучающиеся должны понимать:
Обучающиеся должны:
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:
В 5 кл. продолжается накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объёма, пространства, композиции, , умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Умения и навыки осваиваются пятиклассниками в процессе разработки конкретной композиции рисунков или проектов (в соответствии с темой). Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
пояснение к тематическому планированию в 5 классах Тематическое планирование представляет собой систему по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведётся по программе Б. М. Неменского, частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем. Предпочтение отдаётся изучению традиционной русской культуры. Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно ориентированно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственнную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам: а) этот путь позволяет воспитать у детей определённую культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима. б) произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного восприятия. Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы, методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества. Так, например: 1. Урок – сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
а) сообщение новых знаний+практикум: повтор с вариациями. Учащимся предлагается работа по определённому образцу (урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по отработке выполнения основных элементов Городецкой росписи). б) сообщение новых знаний+практикум: импровизация. При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определённой эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении следующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца и т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворе Синей Бороды», «на улицах Города Мастеров» и т. п. с использованием музыкального и литературного материала.
а) уроки-викторины. Например: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». б) урок-игра. в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объёмных тем, например, «Народные промыслы и ремёсла», урок-праздник «Красота земли родной». Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:
достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного ряда при проведении урока по теме «Декоративное искусство Древней Греции».
На обобщающих уроках ярко просматривается элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда. В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растёт. Этому способствуют ежегодные творческие отчёты в рамках общешкольного праздника «Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, аппликации как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО. Особую ценность представляют коллективные виды работ, например, изготовление панно по теме «история костюма» («Вы поедите на бал?», «Наш хоровод», «На улицах средневекового города» и т.п.) Общие условия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работы и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело. Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмосферы в общении с учащимися. Очень важно приложить усилие к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребёнка, для этого нагрузка и задания для детей дифференцируются с учётом способностей личностных пристрастий и возможностей учащихся. В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недостатки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы. В программе 10 % резервного времени. Это время используется для дополнительных уроков по темам, которые проводятся вместе с работниками детской библиотеки, а также для просмотра тематических видеофильмов и экскурсий. Список видеофильмов: «Сериал Эрмитаж» - «Пословицы Эллады». «Дом на Волхонке» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) – «Раннаи с берегов Нила» (Искусство Древнего Египта). «Подобные богам» (Искусство Древней Греции). «Народные промыслы» - «Тайна птицы Сирин» (Деревянные промыслы, каргопольская игрушка, вологодские кружева, плетение соломы). «Отблески серебряного века» (Собрание народного творчества Талашкина, работы Н. Рериха в русском храме святого духа). «Глиняное чудо» (Гжель). «России яркие букеты» (Жостовские подносы). «Славен град на Онеге» (Каргопольские игрушки). «Плат узорный» (Павловские платки). «Легенды Чукотки» (Резчики по кости). «Наследство деда Филимона» (Глиняные игрушки из Тулы). Литература:
Декоративно-прикладное скусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2005.-176 с.: ил.
3 Горяева Н. А. Твоя мастерская: раб. тетр. к учеб. «Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека» для 5 кл. . общеобразоват. учреждений; под ред. Б. М. Неменского.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2007. 5 класс Содержание программы: 1 Тема «Древние корни народного искусства» - 8 часов; 2 Тема «Связь времен в народном искусстве» - 8 часов; 3 Тема «Декор – человек, общество, время» - 10 часов; 4 Тема «Декоративное искусство в современном мире» - 8 часов. |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена... Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами примерной программы среднего общего образования по изобразительному... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса 1 час в неделю (всего 35 часов) Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных)... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» Кировского района г. Казани | Программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на... Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на основе | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3-х классов учитель Суркова Вера Васильевна Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования... | ||
М. П. рабочая программа по изобразительному искусству для умк «Школа 2100 …» Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного... | Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош» Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана... Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С.... | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип.... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... | Рабочая программа по изобразительному искусству, 1- 4 класс (2013 2014 учебный год) Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... |