Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пундужская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Утверждена
на заседании школьного МО приказом по школе № 127
протокол № 1 от 28.08.2013 2013 года
от 27. 08. 2013 года Директор школы: ______________
Т.С.Плохова
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 класса
Авторы: В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «Пундужская СОШ»
Костарева Валентина Рафаиловна
2013 год.
Рабочая программа по изобразительному искусству Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Вологодской области;
Учебный план МБОУ «Пундужская СОШ»;
Примерная
авторская программа Кузина В.С «Изобразительное искусство» 2011г. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
Дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Основные темы бесед:
виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
Москва в изобразительном искусстве;
старинные города России в творчестве художников;
тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаминты народов России;
музеи России.
Требования к уровню подготовки учащихся
В течение учебного года учащиеся должны научиться получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся научатся:
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
знать названия известных центров народных художественных ремесел России;
знать ведущие художественные музеи России;
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
Получат возможность научиться:
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, и воображению); декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
знания полученные при анализе произведений искусств в собственных рисунках, художественных поделках.
Формы контроля знаний, умений, навыков
(текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
1 четверть «И снова осень к нам пришла»;
2 четверть «В мире сказок»;
3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
рисование на темы - 8 часов;
декоративная работа – 7 часов;
лепка – 3 часа;
аппликация – 2 часа;
беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства
№
| Тема урока
| Сроки
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты Формирование УУД
| I четверть «Мы рисуем осень» - 8ч
| 1
| Как мы провели лето. Рисование по памяти и по представлению.
|
| Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.
| Последовательность выполнения рисунка насекомого. Самостоятельная работа.
| Познакомятся с названиями главных и составных цветов, правила смешения цветов, о цветовом контрасте.
Научатся отражать в рисунке природные явления; анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов;
высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; рассказывать о художниках – иллюстраторах, их творчестве.
Познакомятся с названиями главных и составных цветов, правила смешения цветов, о цветовом контрасте.
Научатся отражать в рисунке природные явления; анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов;
высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; рассказывать о художниках – иллюстраторах, их творчестве.
| 2
| Рисование с натуры осенних листьев сложной формы (карандаш, акварель). И.Остроухов «Золотая осень»
|
| Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунков листьев дуба и клена (карандаш).
| 3
| Рисование с натуры осенних листьев
|
|
| 4
| Осенние листья сложной формы (пластилин). Лепка с натуры.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунков листьев дуба и клена (акварель).
| 5
| Русская матрёшка в осеннем уборе (карандаш). Декоративное рисование.
|
| Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш.
Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги
Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.
Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.
| Анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Выполнение рисунка матрешки (карандаш)
| 6
| Русская матрёшка в осеннем уборе (гуашь). Декоративное рисование.
|
| Матрешки из Загорска, Семенова, Полох-Майдана. Выполнение рисунка матрешки (гуашь).
| 7
| Дары осеннего сада и огорода (пластилин). Лепка с натуры и по представлению.
|
| Осенние работы в саду и огороде. Анализ произведение изобразительного искусства. Выполнение рисунка акварелью.
| 8
| Мы осенью готовимся к зиме (карандаш, гуашь). Декоративное рисование.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение рисунка варежки с орнаментом (гуашь)
| 9
| Неурочное учебное занятие №1 «Путешествие в мир искусства» «Сказка в произведениях русских художников».
|
| Анализ творчества В.М Васнецова, М.А. Врубеля, И.Я. Билибина.
Изовикторина.
| II четверть. «В мире сказок» - 8ч
| 10
| Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (карандаш). Тематическое рисование.
|
| Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.
Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.
Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Рисование понравившегося эпизода из сказки (карандаш).
| Познакомятся с понятием «иллюстрация»; о связи художественного оформления декоративно – прикладного искусства с его практическим назначением.
Научатся выполнять иллюстрацию к сказке; анализировать произведение изобразительного искусства; самостоятельно составлять композицию
Познакомятся понятие «иллюстрация»; о связи художественного оформления декоративно – прикладного искусства с его практическим назначением. Научатся выполнять иллюстрацию к сказке; анализировать произведение изобразительного искусства; самостоятельно составлять композицию
Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.
| 11
| Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (гуашь). Тематическое рисование.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение иллюстрации в цвете (гуашь).
| 12
| Игрушка «Золотая рыбка» (карандаш, гуашь). Рисование с натуры.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение с натуры рисунка рыбки в цвете (гуашь).
| 13
| Неурочное учебное занятие №2, творческая мастерская «В сказочном подводном царстве» (цветная бумага). Аппликация.
|
| Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.
Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Создание картин подводного царства (карандаш)
| 14
| Неурочное учебное занятие №3 «Путешествие в мир искусства». Беседа «Произведения народно-прикладного искусства. Орнаментальная роспись»
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение рисунка в цвете (акварель).
| 15
| Неурочное учебное занятие №4, творческая мастерская «Сказочный букет» (карандаш, гуашь). Декоративная работа.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Эскиз росписи посуды (гуашь).
|
| Готовим наряд для сказочной елки (карандаш, акварель). Декоративная работа
|
| Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.
| Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка елочных игрушек (акварель).
| 16
| Готовим наряд для сказочной елки (гуашь). Рисование с натуры по памяти и по представлению.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Эскиз новогодней маски (гуашь)
| III четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»-10ч
| 17
| Неурочное учебное занятие № 5 «Путешествие в мир искусства». Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве».
|
| Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.
Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.
Передача простых форм, общее пространственное положение.
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Рисунок человека на зимней улице (карандаш, акварель).
| Познакомятся с особенностями архитектуры Московского Кремля; понятие и сущность светотени и её градацию; произведения декоративно – прикладного искусства; традиции народного творчества. Научатся обсуждать и составлять композицию; правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека; выбирать сюжет для рисования; выполнять рисунок с изображением богородской игрушки; выполнять элементы хохломской росписи – ягодки, травинки, кудринки, листочка.
Познакомятся с особенностями композиции в квадрате.
Научатся заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора и подбирать красивое сочетания цветов.
| 18
| Труд людей зимой (карандаш, акварель). Рисование по памяти и по представлению.
|
| 19
| Городские и сельские стройки (карандаш, акварель). Рисование по памяти и по представлению.
|
| Анализ особенностей архитектуры Московского Кремля.
Выполнение рисунка строящегося дома (акварель)..
| 20
| Орудия труда человека (пластилин). Лепка с натуры и по представлению.
|
| Анализ внешнего вида и особенностей предметов труда. Выполнение рисунков лопаты и ведра (карандаш).
| 21
| Весёлые игрушки (карандаш, гуашь). Рисование с натуры.
|
| Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов. Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение рисунка богородской игрушки (карандаш, гуашь).
| 22
| Неурочное учебное занятие №6, творческая мастерская. Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (орнамент, гуашь). Декоративное рисование.
|
| Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.
| Анализ произведений изобразительного искусства. Рисунок с изображением родной земли в орнаментальной композиции (гуашь).
| 23
| Неурочное учебное занятие №7, творческая мастерская. Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (гуашь). Декоративное рисование.
|
| Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.
| Анализ произведений изобразительного искусства. Эскиз салфетки или очешника (карандаш).
| 24
| Домашние животные (карандаш). Рисование с натуры по памяти и по представлению.
|
| Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш.
Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш.
| Анализ произведений изобразительного искусства. Анализ окраски животного (зайца). Рисунок любимого домашнего животного по памяти и представлению.
| Познакомятся с понятием и сущностью светотени и её градацию; произведениями декоративно – прикладного искусства; традициями народного творчества. Научатся обсуждать и составлять композицию; правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека; выбирать сюжет для рисования.
Познакомятся с понятием и сущностью светотени и её градацию; произведениями декоративно – прикладного искусства; традициями народного творчества.
| 25
| Домашние животные (гуашь). Рисование с натуры по памяти и по представлению.
|
| Анализ цветовой окраски кролика.
Рисунок домашнего животного в цвете (гуашь).
| 26
| Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш). Тематическое рисование.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение композиции с обязательным присутствием человека – деда Мазая (карандаш).
| 27
| Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (акварель). Тематическое рисование.
|
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение композиции с обязательным присутствием человека – деда Мазая (акварель).
| IV четверть. «В каждом рисунке – солнце» - 8ч
| 28
| Действительность и фантастика в произведениях художников (цветная бумага). Аппликация.
|
| Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов .
Разводить и смешивать краски, ровно закрывать поверхность.
Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов. Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.
| Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка космонавта в космосе (карандаш).
Анализ фотографий, произведений изобразительного искусства.
Выполнение рисунка космонавта (акварель).
| Научатся выполнять работу в контрастном колорите; передавать пространственное положение;
выполнять рисунок схематично, детально карандашом, в колорите; наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображённым на полотнах живописцев; анализировать репродукции.
| 29
| Полет на другую планету (карандаш, акварель). Тематическое рисование.
|
| 30
| Ветка вербы (акварель). Рисование с натуры.
|
| Анализ формы, строения, пропорций и окраски ветки вербы. Рисунок вербы с натуры (акварель).
| 31
| Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (карандаш). Тематическое рисование.
|
| Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение композиции (два мальчика и девочка в центре) (карандаш).
| Познакомятся с понятиями композиции, общее пространственное положение предметов, пропорции и очертания.
Научатся выполнять работу в контрастном колорите; передавать пространственное положение; выполнять рисунок схематично, детально карандашом, в колорите; наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображённым на полотнах живописцев.
| 32
| Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (гуашь). Тематическое рисование.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства.
Выполнение композиции в цвете (гуашь).
| 33
| Беседа: «Весна в произведениях русских художников».
|
| Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш. Свободно работать карандашом – без напряжения провод. линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
| Анализ произведений изобразительного искусства. Беседа о том, как художники воспевали весну в своих картинах.
| Познакомятся с понятием композиции, общее пространственное положение предметов, пропорции и очертания.
Научатся составлять композиции, выполнять работу в контрастном колорите; передавать пространственное положение; выполнять рисунок схематично, детально карандашом, в колорите; наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображённым на полотнах живописцев.
| 34
| Пусть всегда будет солнце (карандаш). Тематическое рисование.
|
| Анализ произведений изобразительного искусства. Линейная прорисовка композиции (карандаш).
| ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Экран
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение для учителя
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2011. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2011.
«Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2011.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. . ина, Э. урочные планы по учебнику В. дации. ной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. тельности - и. ина, Э. урочные планы по учебнику В. дации. ной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. тельности - и
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
|
|