Скачать 110.72 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка КОНСПЕКТ открытого урока в 6 классе на тему «Повелительное наклонение» Учитель русского языка и литературы Федичкина Ю.С. 2012 год Тема: «Повелительное наклонение» Цели:
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник, толковый словарь. ХОД УРОКА
Вам предлагается несколько утверждений, среди которых есть верные и неверные. Отметьте верные утверждения единицей, неверные – нулем.
Ключ:
Сформулируйте вопросы, которые мы должны будем решить на сегодняшнем уроке. - Что обозначают глаголы повелительного наклонения? - Как образуются глаголы повелительного наклонения? - Какую роль выполняют в речи? - Как употребляются в речи? Чему должны будем научиться? Находить глаголы повелительного наклонения в тексте, учиться употреблять их в речи.
- Прочитайте выразительно отрывки из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц» (по вариантам). Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. <…> Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. В течение 1 минуты запомните отрывок. Запишите его по памяти. (Затемнение экрана). - Проверьте себя. - Найдите в записанных текстах глаголы, подчеркните их как члены предложения (на доске и в тетрадях). - Какие из глаголов обозначают действие, которое просит выполнить автор стихотворения? Форму какого наклонения имеют эти глаголы? (Повелительного наклонения). Какими по цели высказывания являются предложения, в которых эти глаголы выступают в роли сказуемого? (Побудительными). - Какому лицу направлено побуждение к действию? (Подберите личное местоимение). (Вы покормите, приучите). - Определите число глаголов повелительного наклонения. Поставьте данные глаголы в форму единственного числа. Сделайте вывод о том, в какой форме обычно употребляются глаголы повелительного наклонения и изменяются ли они по временам. - Сопоставьте свои выводы с материалом учебника в рамке и теоретическими сведениями на с. 206. 5. Работа с таблицей.
Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова: Трудись, покамест служат руки, Не сетуй, не ленись, не трусь, Спасибо скажут наши внуки, Когда разбогатеет Русь. К чему призывает поэт своих соотечественников? Словарная работа: - Значение каких слов вам не понятно? Попробуйте разобраться, Соедините стрелками слова с соответствующим им лексическим значением.
Какую стилистическую окраску имеют эти слова? (Эти слова принадлежат высокому стилю). Найдите устаревшее слово, замените его современным синонимом. (Покамест - пока). - Заполните таблицу «Образование глаголов повелительного наклонения» глаголами из текста, размещая их в соответствующей графе на отдельной строчке.
- Образуйте недостающие формы, впишите их в таблицу. (По рядам). Выделите окончания, в словах 1 столбика – основу слова. Подумайте, какой морфемой является -и- в отдельных словах? Докажите. -Рассмотрите получившуюся таблицу. Сделайте вывод о том, как и от чего образуются глаголы повелительного наклонения? - Сопоставьте свои выводы с теоретическими сведениями учебника на с. 207.
Дружно встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь. В ладоши все похлопайте, Ногами все потопайте. Пальцы разомните, Свои места займите.
1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения В. Шефнера «Миг». В каких словах заключается его основная мысль? К чему призывает нас лирический герой? Миг Не привыкайте к чудесам, - Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,- Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так Через одно мгновенье. В. Шефнер - Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них форму единств. числа. Выделите суффикс и окончание. (Самостоятельно работают 2,3 вариант, 1 вариант – у доски). По окончании работы консультанты проверяют. 2. Анализ текста Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб. Не разрешай ей спать в постели До света утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя безжалостно сорвёт. А ты хватай её за плечи, Учи и мучай до темна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! - Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выразительное чтение вслух. - К чему призывает автор стихотворения? О чем это стихотворение? В каком предложении заключена основная мысль текста? (Душа обязана трудиться.) - Как вы понимаете эти слова? - Какие языковые средства помогают выразить основную мысль? (Глаголы в повелительном наклонении, побудительные предложения, восклицательные предложения, фразеологические обороты). - Выпишите глаголы повелительного наклонения, образуйте форму множественного числа.(1, 2 вариант) - Найдите фразеологизмы. Выделите их. (3 вариант) - Выполните задание: установите соответствие между фразеологическими оборотами и их лексическим значением. (У доски работают)
- Какой жанр устного народного творчества близок по своей иносказательности к фразеологизмам? (Пословицы и поговорки). - В пословицах и поговорках часто употребляются глаголы в повелительном наклонении. Поиграем в игру. Мои ассистенты будут изображать жестами содержание пословицы, которая содержит глагол повелительного наклонения. Вы должны ее отгадать. Не зная броду, не суйся в воду. Пришла беда – отворяй ворота. На чужой каравай рот не разевай. Сделал дело – гуляй смело. Куй железо, пока горячо. Дают – бери, бьют – беги.
1 группа: Девяткин Д., Зимонова А., Суркина О., Столяров А., Морозов Е. Задание №1. Упр. 491 на с. 207. Делай - делайте, украшай – украшайте, выращивай – выращивайте, борись – боритесь, не оправдывай – не оправдывайте. 2 группа: Сивишкин А., Старостин А., Бормотин М., Шувалов И., Сурков С. Задание №2. Прочитайте текст. Коротко, опуская подробности и объяснения, расскажите, в какой последовательности сооружают скворечники. Напишите инструкцию, что и в какой последовательности нужно делать, чтобы приготовить птичий домик. В каком наклонении вы поставите глаголы в инструкции?
Скворечники и другие домики для птиц сколачивают гвоздями из досок 20-25 миллиметров. Доски строгают только с одной стороны; внутри домиков они должны быть невыстроганными, чтобы птицы могли цепляться за них коготками. Крыши домиков делают не плоские, а выпуклые – из горбыля (так называют доски, обрезанные у поверхности ствола), чтобы с них стекала дождевая вода. Крыша со всех сторон должна выступать над стенками, больше всего спереди, над летком. Правильно размечают и вырезают входное отверстие – леток. Птицы не поселятся в домике, если леток на нем будет узкий или, наоборот, слишком широкий. Леток делают под крышей, на расстоянии, равном примерно диаметру летка. У скворечника ниже летка прикрепляют деревянный стерженек – насест, но это не обязательно. В домиках для мелких птиц никаких насестов делать не надо. Ключ: 1. Возьмите доски толщиной 20-25 мм, обстругайте их с внешней стороны. 2. Сколотите гвоздями стены и дно скворечника. 3. Крышу скворечника делайте из горбыля так, чтобы она выступала со всех сторон над стенками скворечника. 4. На передней стенке разметьте и вырежьте леток. 5. Ниже летка приделайте насест. 3 группа: Елисина А., Зорина В., Козлова П., Игнатьева К., Даньшина Ю, Орлова Е., Орлова К., Миряева Я. Задание № 3. Составьте мини-текст на одну из предложенных тем «Берегите планету, люди!», «Не переставайте удивляться чудесам», используя, когда это необходимо, глаголы повелительного наклонения.
1 вариант I. Прячься быстрее. II. Будет смеяться. III. Не болел бы. IV. Зачем покупала? V. Нарежьте помидоры. VI. Ей кажется. VII. Хотя б не врал. VIII. Не обрежься. IX. Диск испортится. X. Зажги свет. 2 вариант. I. Она не испугается. II. Не плачьте снова. III. Будешь радоваться. IV. Лягте в постель. V. Встретятся обязательно. VI. Сядьте смирно. VII. Удваивает темп. VIII. Зажала в руке. IX. Забудь обиды. X. Записал бы слова. 1 – изъявительное наклонение 2 – условное наклонение 3 – повелительное наклонение
- Чему мы учились на уроке? - Чему научились? - Какой вид работы показался вам наиболее интересным? - Какую полезную информацию для себя вынесете с урока? - На каком этапе работы испытывали трудности? - В каких жизненных ситуациях могут пригодиться знания и умения, приобретенные сегодня на уроке?
Параграф 85. Задания по выбору:
|
Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | Цели урока: образовательные ... | ||
Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной)... | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока в 6 классе на тему «Рассказ на основе услышанного» Воспитывать у учащихся стремление к образной, грамотной устной и письменной речи | Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и... План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» | ||
Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конспект открытого урока по математике в 4-ом классе на тему: «Построение... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | План-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает... | ||
Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского... Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно... | ||
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г |