Скачать 134.95 Kb.
|
Аннотация к рабочей программе дисциплины «История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)», 032700.62
Цель курса: раскрыть перед студентами развитие литературного процесса XVIII-XIX веков, деятельность выдающихся писателей периода, который ознаменован назреванием и проведением первых буржуазных революций – английской, американской, французской. Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования и развития. Курс истории зарубежной литературы XVIII-XIX веков – важный этап в освоении цикла учебных дисциплин вузовского цикла, охватывающих мировой литературный процесс в его историко-теоретическом освещении. Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 032700.62 «Филология». Бакалавр.
Профессиональный цикл. Базовая часть (Б3.Б.4). Дисциплина изучается в 3 семестре. Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология / зарубежная филология / прикладная филология), философии, культурологии, иностранного языка
XVIII век в мировом литературном развитии. Исторические судьбы Европы, движение от английской к французской буржуазной революции. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Основные жанры просветительской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров. Английская литература. Дефо. Жизнь и творчество. Роман «Робинзон Крузо». Свифт. «Сказка о бочке» как сатира на церковь и духовенство. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Ричардсон как зачинатель психологического направления в английской литературе XVIII века. Филдинг как создатель английского реалистического романа XVIII столетия. Филдинг – сатирик, драматург, публицист. «История Тома Джонса, найденыша» – реалистическая картина английской действительности XVIII века. Особенности сатирического метода Смоллета. Английская драма XVIII столетия (Лилло, Гей, Филдинг). Комедийное мастерство Р. Б. Шеридана в «Школе злословия». Сентиментализм. Р. Бернс. Роль Стерна в подготовке психологического романа XIX века. Французская литература. Историческая миссия французских просветителей, идеологически подготовивших буржуазную революцию. Лесаж. Роман «Жиль Блас». Монтескье «Персидские письма» и жанр просветительского философского романа. Приемы раскрытия политической темы. Психологический роман Аббата Прево «История шевалье де Грие и Манон Леско». Вольтер. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Вольтер о Шекспире. Театр Вольтера. Поэма «Генриада». Ирои-комическая поэма «Орлеанская девственница», её восприятие в русской литературе (А.С. Пушкин). Философские повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный». Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист». Театр Дидро. Руссо. «Общественный договор» – политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. Теория «естественного человека» и её раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Руссо и романтическая литература XIX века. Французская литература накануне буржуазной революции. Творчество Бомарше. Образ Фигаро. «Революционный классицизм». Театр революции (трагедии М.-Ж. Шенье). Немецкая литература. Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга. Литература «Бури и натиска». Оценка античности, Шекспира, Руссо. Черты историзма и народности в эстетике Гердера. Шиллер. Ранние драмы и движение «Бури и натиска». Дружба с Гёте. Теория эстетического воспитания. Трагический пафос и герой в трагедиях «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль». Художественный метод Шиллера. Шиллер и Россия. Гёте. Лирика Гёте периода «Бури и натиска». «Страдания юного Вертера» и немецкий сентиментализм. Гёте в Италии. Программа «веймарского классицизма». Гёте и французская революция. «Фауст» Гёте. Гёте и русская литература. Предпосылки возникновения предромантизма. Формирование художественных принципов предромантизма. Предромантическая поэзия (Макферсон, Чаттерон). «Готический роман» (Уолпол, Рэдклиф, Казот). Роль Руссо в развитии предромантических тенденций. Штюрмеры и предромантизм. Предромантическая драматургия (зарождение жанра мелодрамы). Достижения Италии (Гольдони, Гоцци, Альфьери), Испании (Ховельянос), скандинавских стран (Холдьберг, Сведенборг). Просвещение в США (Франклин, Джеферсон, Пейн). Бенгальская поэзия (Рай). Японская драматургия (Тикамацу Мондзаэмон). Характеристика рубежа XVIII-XIX веков как переходного периода в развитии литературного процесса. Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века. Романтизм и предромантизм. Две волны немецкого романтизма. Роль "Бури и натиска"; роль Гёте и Шиллера в формировании романтизма. Йенский этап. Основные представители. Роль философии Ф. Шеллинга в формировании эстетики романтизма. Новалис. Основные жанры. Связь с Фихте и Шеллингом. "Ученики в Саисе" – взаимосвязь явлений, цель познания. "Генрих фон Офтердинген" – жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип познания, образ "голубого цветка", символика, искусство, романтическая ирония. Новалис в России. Ф. Шлегель. Концепция искусства, творчества, романтической иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. "Люцинда" как воплощение эстетических и философских идей автора. Л. Тик. Идеализация средневековья. "Странствия Франца Штернбальда" как отражение эстетических концепций автора. Дюрер и Рафаэль. "Белокурый Экберт" – идея единства мироздания, "уединения в лесу", проблема рока, романтическая ирония, роль фантастики. Тик в России. В. Г. Ваккенродер. Иероглифический язык искусства, концепция музыки, двойственность творческой личности и самого искусства. "Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берлингера". Ф. Гельдерлин. Философские, этические и эстетические концепции, связь с Гегелем, искусством XVIII века и античностью. "Гиперион" как воплощение идей личной и государственной свободы, единства человека и природы, любви как высшей способности постигать вселенную; своеобразие жанра. Философичность и иероглифичность пейзажной и портретной живописи (Фридрих, Керстинг, Рунгел). Гейдельбергский этап. Кант, Шопенгауэр, Совиньи, католицизм, сменившие Фихте, Шеллинга, Шлейермахера. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, "Волшебный рог мальчика" Арнима и Брентано. Усилившееся ощущение трагичности и непознаваемости бытия, усложнение сюжетов как отражение новых идей. Г. фон Клейст. Тема рока, бессмысленности, непредсказуемости бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви. Конфликты трагедий "Семейство Проффенштейн", "Пентесилея" и новелл "Землетрясение в Чили", "Найденыш" и др. Изображение обыденности в "Разбитом кувшине". А. фон Арним. Вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь "Изабеллы Египетской" с народной сказкой. Изменение жанра литературной сказки по сравнению с йенским романтизмом. К. Брентано. Власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия – "Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль", социальный мотив в рассказе. Ф. де Ла-Мотт Фуке. Своеобразие двоемирия. Природа и духовность религии в "Ундине". А. фон Шамиссо. "Удивительная история Петера Шлемиля" – нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке. Э. Т. А. Гофман. "Золотой горшок" – двоемирие, специфика фантастики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония. "Дон Жуан" - слияние музыки и любви, проблема идеальной личности и идеального чувства: музыка как основа рассказа. "Крошка Цахес" – идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни, социальный и нравственный смысл центрального образа. "Ночные рассказы" - победа сил тьмы в "Песочном человеке". "Серапионовы братья" – идеи Серапиона и полемика с ними. "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" как воплощение двойственности творческой личности, непредсказуемости, жестокости бытия, разрушение творческой личности. Значение "Повелителя блох" в творчестве писателя. "Житейские воззрения кота Мурра" – двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социальной тирании в романе. "Угловое окно" – творческая лаборатория автора. И. фон Эйхендорф. Переосмысление идей раннего романтизма в "Истории одного бездельника" (романтический идеал, тема странствий, творческая личность и творчество, любовь, искусство). "Волшебная лоза" – воплощение романтической идеи связи всего сущего и творчества. "Голубой цветок" – отражение сожалений о несбывшихся надеждах романтизма. Э. Мёрике. "История прекрасной Лау" – переосмысление романтических идей связи человека и природы, одухотворенности природы, возвышенной поэзии любви, сближение мира фантазии с бытом и обыденностью. Немецкий романтизм и русская культура. Исторические и культурные условия появления английского романтизма. Периодизация. Предпосылки появления в литературных течениях XVIII века поэзии Драйдена и Поупа (классицизм с его рационализмом), воздействие Шекспира. Тема природы в лирике Томсона. Тяга к необычному и таинственному у Макферсона и Оссиана. Роль "романов ужасов" Рэдклиф и Льюиса. Разрушение всевластия логики у Стерна. Песни Р. Бёрнса. Идеологические течения, работа Э. Бёрка "Философские исследования о происхождении наших идей Возвышенного и Прекрасного"; новые представления об ужасном как прекрасном. Сочетание в английском романтизме сенсуалистического эмпиризма с идеализацией действительности. Основные представители, основные жанры. Два типа живописи, две романтические концепции мира – Тёрнер, Констебл. У. Блейк. Творчество Блейка – предвосхищение идей и форм английского романтизма. Контрастность идей "Песен Невинности" и "Песен Опыта". "Озерная школа". У. Вордсворт. Концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства ("Предисловие к лирическим балладам"). Народные типы в лирических балладах. Поэтичность обыденности, роль воображения – сонет "На Вестминстерском мосту", природа, любовь, вечность ("Люси", "Нас семеро"). Пушкин и Вордсворт ("Не хмурься, критик..." и "Суровый Дант не презирал сонета..."). С. Т. Кольридж. Первичное и вторичное воображение, ассоциативность художественного языка, отличие его от языка обыденной речи. "Старый моряк" - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом. "Кристабель" – мир, подвластный неуправляемым жестоким силам. "Кубла Хан" – живописность, тема дьявола. Р. Саути. Развитие тенденций народной баллады в поэмах; христианская проблематика поэм; демоническое как безнравственное. Д. Ките. Концепция личности поэта и творчества ("Гомер", письма). "Ода греческой вазе" – соотношение искусства и действительности, проблема правды и красоты. "Ода соловью" – романтическое томление, тема смерти, реальное и ирреальное. П. Б. Шелли. "Защита поэзии" – смысл творчества, воображение, предмет искусства и его роль в обществе. Связь с Предисловием к "Лирическим балладам" Вордсворта. Бунтарская поэзия Шелли - "Королева Маб", "Освобожденный Прометей". Социально-нравственный конфликт "Ченчи", характер главной героини. "Ода западному ветру", "Облако". Дж. Г. Байрон. Первый сборник "Часы досуга" – "Хочу я быть ребенком вольным" как воплощение основных ценностей и противоречий всей жизни и творчества. Проблема отражения действительности в стихотворении "К музе вымысла". Сатирический обзор современной поэзии в "Английских бардах и шотландских обозревателях". Проблема цели жизни в стихотворении "Прометей", интерпретация античного образа. "Чайльд-Гарольд" как новый тип лиро-эпической поэмы: изменения в сюжете, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лирический дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий времени. Концепция личности байроновского героя. Жанровые особенности "Восточных поэм" – связи с новеллой, "вершинность" композиции. Экзотичность первых произведений, переходящая в социально-нравственную проблематику в "Осаде Коринфа" и "Паризине". Герой-преступник. Эгоцентризм персонажей и отношение к нему автора. Тема любви и природы. Духовный кризис Байрона. "Тьма" – глобальность и живописность апокалипсических сцен. "Манфред" и "Каин" – своеобразие философских драматических поэм, мистериальное начало в них, символика и аллегоризм. Поэма "Беппо" – развитие принципов нового типа поэмы. Роман "Дон Жуан" – причины и принцип использования "вечного образа", проблематика романа, сатирические черты, переосмысление романтических тем и героев (тема войны), развитие жанровых черт "Чайльд-Гарольда" и "Беппо". Подведение итогов жизни в стихотворении "В день моего тридцатишестилетия". Байрон в Англии и в России. В. Скотт. Поэзия В. Скотта, связь его баллад с народным творчеством. Концепция личности в романах В. Скотта. Воплощение исторических и эстетических принципов в романах "Айвенго", "Гай Мэннеринг", "Приключения Найджела". Метьюрин. "Мельмот-скиталец" – демоническое и реальное в характере героя, двойничество, его роль, нарочитая усложненность сюжета и композиции. Философские и социальные истоки французского романтизма. Периодизация. Связь с литературой XVIII века, противостояние классицизму. Проблема воображения, живописности, сюжетной напряженности, метафоричности стиля (П. Леру, Гюго "Лунный свет", Мюссе "Экспромт"). Основные представители. Живопись Делакруа, Жерико, Жироде – психологизм и конфликтность. Формирование романтической поэзии во Франции. Лирика Ламартина – особенности образной системы. Трагическое мироощущение в поэзии А. де Виньи ("Смерть волка"). Тема поэта и поэзии у А. де Виньи и А. де Мюссе (цикл "Ночи"). Типология французского романа. "Коринна" Ж. де Сталь – зависимость темперамента от географических широт, предвосхищение стендалевского изображения эволюции чувства, тема женской эмансипации. Социальный роман "Жан Сбогар" Ш. Нодье. Психологический роман и новелла: "Рене" Шатобриана, "Оберман" Сенанкура, "Адольф" Констана, "Исповедь сына века" Мюссе. Эволюция героя психологического романа, связь с романами Прево и Лафайет. Исторический роман "Сен-Мар" Виньи: концепция Вико, герой и история. Психологический и социальный роман Ж. Санд, тема искусства и творческой личности в ее романах. В. Гюго. Творческий путь. Периодизация. Связь с "неистовой литературой". Предисловие к драме "Кромвель" как манифест французского романтизма. Концепция личности, истории. Конфликт и его развитие в драме "Эрнани". Своеобразие романтической драмы Гюго. Специфика историзма романа "Собор Парижской Богоматери". Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе "Отверженные". Человек и природа в романе "Труженики моря". Добро абсолютное и социальная справедливость в романе "Девяносто третий год". Экзотизм и политические мотивы в лирике Гюго. Гюго в России. Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания. Специфика восприятия европейского опыта и складывающееся своеобразие национальной литературы на английском языке. Связь Купера с традицией В. Скотта, а В. Ирвинга и Э. По с немецким романтизмом. Хронологические границы и периодизация. Война между Севером и Югом как исторический водораздел смены литературных направлений в литературе Америки. В. Ирвинг – представитель раннего этапа американского романтизма, создатель романтической новеллы. Фольклорные источники творчества. Дж. Ф. Купер. Вклад Купера в создание американского романа: разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового. "Шпион" – произведение первого периода творчества, исторический роман с элементами таинственности и мелодраматизма. Цикл романов о Кожаном Чулке: индейская тема, тема "естественного человека", нравственный идеал писателя. Г. У. Лонгфелло. Особенности поэтического творчества. "Песнь о Гайавате": фольклорные образы поэмы, индейское устное творчество как основа произведения. Связь с традицией Купера в гуманистической трактовке индейской темы. Э. По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Статья "Философия творчества" и поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "Колокола", "Аннабель Ли"). Русские писатели о По (Достоевский, Блок, Брюсов). 4. Основные образовательные технологии Лекционные и семинарские занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы, а также самостоятельная работа по изучению мировых культур, написание и защита реферата, консультации в рамках самостоятельной и творческой работы подгрупп. 5.Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); – способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); – способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7); – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); В результате освоения дисциплины студент должен: знать: содержание наиболее значительных произведений, своеобразие эпохи их создания, жанровой специфики, а также (в основных моментах) биографии крупнейших писателей XVII-XIX веков (Лессинг, Шиллер, Гёте, Свифт, Шеридан, Гофман, В. Скотт, Байрон, Гюго), иметь представление об их эстетических взглядах; уметь: рассматривать литературный процесс XVIII-XIX веков в культурном контексте эпохи; понимать национальную специфику основных изучаемых литератур (испанской, французской, английской, немецкой) и уметь устанавливать межлитературные связи (особенно с русской литературой); владеть (быть в состоянии продемонстрировать): рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания произведений, мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жанров зарубежной литературы XVIII-XIX веков. 6. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы (144 академических часа). 7. Форма контроля Промежуточная аттестация – экзамен. 8. Составитель Степаненко Анастасия Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ. |
«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)» Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | «История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 19 века. Литература... Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология» | ||
Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа... «Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной... | «Зарубежная литература ХХ века» Учебно-методический комплекс дисциплины «Зарубежная литература ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века | Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | ||
Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | Утверждена Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» под редакцией А. Н. Архангельского и «Русская... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Литература 18 века цель урока Оборудование: музыкальное оформление, литературная газета «Писатели и поэты 18 века» | ||
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва | Литература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть 2 Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | ||
Тема урока час Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | Литература по курсу 22 Основная литература 22 ... | ||
Литература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Курс дневного отд., весенний семестр Обязательная литература Я. Н. Засурский, Н. Э. Микеладзе, Н. И. Ванникова. Зарубежная литература ХХ века (1914 – 2000 гг.). Учебно-методическое пособие.... |