Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)





Скачать 134.95 Kb.
НазваниеЛитература 18 века. Литература 19 века (романтизм)
Дата публикации16.02.2015
Размер134.95 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Аннотация к рабочей программе дисциплины

«История мировой (зарубежной) литературы»

«Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)», 032700.62

  1. Цели освоения дисциплины

Цель курса: раскрыть перед студентами развитие литературного процесса XVIII-XIX веков, деятельность выдающихся писателей периода, который ознаменован назреванием и проведением первых буржуазных революций – английской, американской, французской. Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования и развития.

Курс истории зарубежной литературы XVIII-XIX веков – важный этап в освоении цикла учебных дисциплин вузовского цикла, охватывающих мировой литературный процесс в его историко-теоретическом освещении.

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 032700.62 «Филология». Бакалавр.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Профессиональный цикл. Базовая часть (Б3.Б.4). Дисциплина изучается в 3 семестре. Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология / зарубежная филология / прикладная филология), философии, культурологии, иностранного языка

  1. Краткое содержание дисциплины

XVIII век в мировом литературном развитии. Исторические судьбы Европы, движение от английской к французской буржуазной революции.

Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Основные жанры просветительской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров.

Английская литература. Дефо. Жизнь и творчество. Роман «Робинзон Крузо». Свифт. «Сказка о бочке» как сатира на церковь и духовенство. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Ричардсон как зачинатель психологического направления в английской литературе XVIII века. Филдинг как создатель английского реалистического романа XVIII столетия. Филдинг – сатирик, драматург, публицист. «История Тома Джонса, найденыша» – реалистическая картина английской действительности XVIII века. Особенности сатирического метода Смоллета. Английская драма XVIII столетия (Лилло, Гей, Филдинг). Комедийное мастерство Р. Б. Шеридана в «Школе злословия». Сентиментализм. Р. Бернс. Роль Стерна в подготовке психологического романа XIX века.

Французская литература. Историческая миссия французских просветителей, идеологически подготовивших буржуазную революцию. Лесаж. Роман «Жиль Блас». Монтескье «Персидские письма» и жанр просветительского философского романа. Приемы раскрытия политической темы. Психологический роман Аббата Прево «История шевалье де Грие и Манон Леско». Вольтер. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Вольтер о Шекспире. Театр Вольтера. Поэма «Генриада». Ирои-комическая поэма «Орлеанская девственница», её восприятие в русской литературе (А.С. Пушкин). Философские повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный». Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист». Театр Дидро. Руссо. «Общественный договор» – политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. Теория «естественного человека» и её раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Руссо и романтическая литература XIX века. Французская литература накануне буржуазной революции. Творчество Бомарше. Образ Фигаро. «Революционный классицизм». Театр революции (трагедии М.-Ж. Шенье).

Немецкая литература. Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга. Литература «Бури и натиска». Оценка античности, Шекспира, Руссо. Черты историзма и народности в эстетике Гердера. Шиллер. Ранние драмы и движение «Бури и натиска». Дружба с Гёте. Теория эстетического воспитания. Трагический пафос и герой в трагедиях «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль». Художественный метод Шиллера. Шиллер и Россия. Гёте. Лирика Гёте периода «Бури и натиска». «Страдания юного Вертера» и немецкий сентиментализм. Гёте в Италии. Программа «веймарского классицизма». Гёте и французская революция. «Фауст» Гёте. Гёте и русская литература. Предпосылки возникновения предромантизма. Формирование художественных принципов предромантизма. Предромантическая поэзия (Макферсон, Чаттерон). «Готический роман» (Уолпол, Рэдклиф, Казот). Роль Руссо в развитии предромантических тенденций. Штюрмеры и предромантизм. Предромантическая драматургия (зарождение жанра мелодрамы).

Достижения Италии (Гольдони, Гоцци, Альфьери), Испании (Ховельянос), скандинавских стран (Холдьберг, Сведенборг). Просвещение в США (Франклин, Джеферсон, Пейн). Бенгальская поэзия (Рай). Японская драматургия (Тикамацу Мондзаэмон). Характеристика рубежа XVIII-XIX веков как переходного периода в развитии литературного процесса.

Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века. Романтизм и предромантизм.

Две волны немецкого романтизма. Роль "Бури и натиска"; роль Гёте и Шиллера в формировании романтизма. Йенский этап. Основные представители. Роль философии Ф. Шеллинга в формировании эстетики романтизма.

Новалис. Основные жанры. Связь с Фихте и Шеллингом. "Ученики в Саисе" – взаимосвязь явлений, цель познания. "Генрих фон Офтердинген" – жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип познания, образ "голубого цветка", символика, искусство, романтическая ирония. Новалис в России. Ф. Шлегель. Концепция искусства, творчества, романтической иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. "Люцинда" как воплощение эстетических и философских идей автора. Л. Тик. Идеализация средневековья. "Странствия Франца Штернбальда" как отражение эстетических концепций автора. Дюрер и Рафаэль. "Белокурый Экберт" – идея единства мироздания, "уединения в лесу", проблема рока, романтическая ирония, роль фантастики. Тик в России. В. Г. Ваккенродер. Иероглифический язык искусства, концепция музыки, двойственность творческой личности и самого искусства. "Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берлингера". Ф. Гельдерлин. Философские, этические и эстетические концепции, связь с Гегелем, искусством XVIII века и античностью. "Гиперион" как воплощение идей личной и государственной свободы, единства человека и природы, любви как высшей способности постигать вселенную; своеобразие жанра. Философичность и иероглифичность пейзажной и портретной живописи (Фридрих, Керстинг, Рунгел).

Гейдельбергский этап. Кант, Шопенгауэр, Совиньи, католицизм, сменившие Фихте, Шеллинга, Шлейермахера. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, "Волшебный рог мальчика" Арнима и Брентано. Усилившееся ощущение трагичности и непознаваемости бытия, усложнение сюжетов как отражение новых идей. Г. фон Клейст. Тема рока, бессмысленности, непредсказуемости бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви. Конфликты трагедий "Семейство Проффенштейн", "Пентесилея" и новелл "Землетрясение в Чили", "Найденыш" и др. Изображение обыденности в "Разбитом кувшине". А. фон Арним. Вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь "Изабеллы Египетской" с народной сказкой. Изменение жанра литературной сказки по сравнению с йенским романтизмом. К. Брентано. Власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия – "Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль", социальный мотив в рассказе. Ф. де Ла-Мотт Фуке. Своеобразие двоемирия. Природа и духовность религии в "Ундине". А. фон Шамиссо. "Удивительная история Петера Шлемиля" – нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке.

Э. Т. А. Гофман. "Золотой горшок" – двоемирие, специфика фантастики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония. "Дон Жуан" - слияние музыки и любви, проблема идеальной личности и идеального чувства: музыка как основа рассказа. "Крошка Цахес" – идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни, социальный и нравственный смысл центрального образа. "Ночные рассказы" - победа сил тьмы в "Песочном человеке". "Серапионовы братья" – идеи Серапиона и полемика с ними. "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" как воплощение двойственности творческой личности, непредсказуемости, жестокости бытия, разрушение творческой личности. Значение "Повелителя блох" в творчестве писателя. "Житейские воззрения кота Мурра" – двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социальной тирании в романе. "Угловое окно" – творческая лаборатория автора.

И. фон Эйхендорф. Переосмысление идей раннего романтизма в "Истории одного бездельника" (романтический идеал, тема странствий, творческая личность и творчество, любовь, искусство). "Волшебная лоза" – воплощение романтической идеи связи всего сущего и творчества. "Голубой цветок" – отражение сожалений о несбывшихся надеждах романтизма.

Э. Мёрике. "История прекрасной Лау" – переосмысление романтических идей связи человека и природы, одухотворенности природы, возвышенной поэзии любви, сближение мира фантазии с бытом и обыденностью. Немецкий романтизм и русская культура.

Исторические и культурные условия появления английского романтизма. Периодизация. Предпосылки появления в литературных течениях XVIII века поэзии Драйдена и Поупа (классицизм с его рационализмом), воздействие Шекспира. Тема природы в лирике Томсона. Тяга к необычному и таинственному у Макферсона и Оссиана. Роль "романов ужасов" Рэдклиф и Льюиса. Разрушение всевластия логики у Стерна. Песни Р. Бёрнса. Идеологические течения, работа Э. Бёрка "Философские исследования о происхождении наших идей Возвышенного и Прекрасного"; новые представления об ужасном как прекрасном. Сочетание в английском романтизме сенсуалистического эмпиризма с идеализацией действительности. Основные представители, основные жанры. Два типа живописи, две романтические концепции мира – Тёрнер, Констебл. У. Блейк. Творчество Блейка – предвосхищение идей и форм английского романтизма. Контрастность идей "Песен Невинности" и "Песен Опыта". "Озерная школа". У. Вордсворт. Концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства ("Предисловие к лирическим балладам"). Народные типы в лирических балладах. Поэтичность обыденности, роль воображения – сонет "На Вестминстерском мосту", природа, любовь, вечность ("Люси", "Нас семеро"). Пушкин и Вордсворт ("Не хмурься, критик..." и "Суровый Дант не презирал сонета..."). С. Т. Кольридж. Первичное и вторичное воображение, ассоциативность художественного языка, отличие его от языка обыденной речи. "Старый моряк" - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом. "Кристабель" – мир, подвластный неуправляемым жестоким силам. "Кубла Хан" – живописность, тема дьявола. Р. Саути. Развитие тенденций народной баллады в поэмах; христианская проблематика поэм; демоническое как безнравственное. Д. Ките. Концепция личности поэта и творчества ("Гомер", письма). "Ода греческой вазе" – соотношение искусства и действительности, проблема правды и красоты. "Ода соловью" – романтическое томление, тема смерти, реальное и ирреальное. П. Б. Шелли. "Защита поэзии" – смысл творчества, воображение, предмет искусства и его роль в обществе. Связь с Предисловием к "Лирическим балладам" Вордсворта. Бунтарская поэзия Шелли - "Королева Маб", "Освобожденный Прометей". Социально-нравственный конфликт "Ченчи", характер главной героини. "Ода западному ветру", "Облако". Дж. Г. Байрон. Первый сборник "Часы досуга" – "Хочу я быть ребенком вольным" как воплощение основных ценностей и противоречий всей жизни и творчества. Проблема отражения действительности в стихотворении "К музе вымысла". Сатирический обзор современной поэзии в "Английских бардах и шотландских обозревателях". Проблема цели жизни в стихотворении "Прометей", интерпретация античного образа. "Чайльд-Гарольд" как новый тип лиро-эпической поэмы: изменения в сюжете, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лирический дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий времени. Концепция личности байроновского героя. Жанровые особенности "Восточных поэм" – связи с новеллой, "вершинность" композиции. Экзотичность первых произведений, переходящая в социально-нравственную проблематику в "Осаде Коринфа" и "Паризине". Герой-преступник. Эгоцентризм персонажей и отношение к нему автора. Тема любви и природы. Духовный кризис Байрона. "Тьма" – глобальность и живописность апокалипсических сцен. "Манфред" и "Каин" – своеобразие философских драматических поэм, мистериальное начало в них, символика и аллегоризм. Поэма "Беппо" – развитие принципов нового типа поэмы. Роман "Дон Жуан" – причины и принцип использования "вечного образа", проблематика романа, сатирические черты, переосмысление романтических тем и героев (тема войны), развитие жанровых черт "Чайльд-Гарольда" и "Беппо". Подведение итогов жизни в стихотворении "В день моего тридцатишестилетия". Байрон в Англии и в России. В. Скотт. Поэзия В. Скотта, связь его баллад с народным творчеством. Концепция личности в романах В. Скотта. Воплощение исторических и эстетических принципов в романах "Айвенго", "Гай Мэннеринг", "Приключения Найджела". Метьюрин. "Мельмот-скиталец" – демоническое и реальное в характере героя, двойничество, его роль, нарочитая усложненность сюжета и композиции.

Философские и социальные истоки французского романтизма. Периодизация. Связь с литературой XVIII века, противостояние классицизму. Проблема воображения, живописности, сюжетной напряженности, метафоричности стиля (П. Леру, Гюго "Лунный свет", Мюссе "Экспромт"). Основные представители. Живопись Делакруа, Жерико, Жироде – психологизм и конфликтность. Формирование романтической поэзии во Франции.

Лирика Ламартина – особенности образной системы. Трагическое мироощущение в поэзии А. де Виньи ("Смерть волка"). Тема поэта и поэзии у А. де Виньи и А. де Мюссе (цикл "Ночи"). Типология французского романа. "Коринна" Ж. де Сталь – зависимость темперамента от географических широт, предвосхищение стендалевского изображения эволюции чувства, тема женской эмансипации. Социальный роман "Жан Сбогар" Ш. Нодье. Психологический роман и новелла: "Рене" Шатобриана, "Оберман" Сенанкура, "Адольф" Констана, "Исповедь сына века" Мюссе. Эволюция героя психологического романа, связь с романами Прево и Лафайет. Исторический роман "Сен-Мар" Виньи: концепция Вико, герой и история. Психологический и социальный роман Ж. Санд, тема искусства и творческой личности в ее романах. В. Гюго. Творческий путь. Периодизация. Связь с "неистовой литературой". Предисловие к драме "Кромвель" как манифест французского романтизма. Концепция личности, истории. Конфликт и его развитие в драме "Эрнани". Своеобразие романтической драмы Гюго. Специфика историзма романа "Собор Парижской Богоматери". Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе "Отверженные". Человек и природа в романе "Труженики моря". Добро абсолютное и социальная справедливость в романе "Девяносто третий год". Экзотизм и политические мотивы в лирике Гюго. Гюго в России.

Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания. Специфика восприятия европейского опыта и складывающееся своеобразие национальной литературы на английском языке. Связь Купера с традицией В. Скотта, а В. Ирвинга и Э. По с немецким романтизмом. Хронологические границы и периодизация. Война между Севером и Югом как исторический водораздел смены литературных направлений в литературе Америки. В. Ирвинг – представитель раннего этапа американского романтизма, создатель романтической новеллы. Фольклорные источники творчества. Дж. Ф. Купер. Вклад Купера в создание американского романа: разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового. "Шпион" – произведение первого периода творчества, исторический роман с элементами таинственности и мелодраматизма. Цикл романов о Кожаном Чулке: индейская тема, тема "естественного человека", нравственный идеал писателя. Г. У. Лонгфелло. Особенности поэтического творчества. "Песнь о Гайавате": фольклорные образы поэмы, индейское устное творчество как основа произведения. Связь с традицией Купера в гуманистической трактовке индейской темы. Э. По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Статья "Философия творчества" и поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "Колокола", "Аннабель Ли"). Русские писатели о По (Достоевский, Блок, Брюсов).
4. Основные образовательные технологии

Лекционные и семинарские занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы, а также самостоятельная работа по изучению мировых культур, написание и защита реферата, консультации в рамках самостоятельной и творческой работы подгрупп.
5.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: содержание наиболее значительных произведений, своеобразие эпохи их создания, жанровой специфики, а также (в основных моментах) биографии крупнейших писателей XVII-XIX веков (Лессинг, Шиллер, Гёте, Свифт, Шеридан, Гофман, В. Скотт, Байрон, Гюго), иметь представление об их эстетических взглядах;

уметь: рассматривать литературный процесс XVIII-XIX веков в культурном контексте эпохи; понимать национальную специфику основных изучаемых литератур (испанской, французской, английской, немецкой) и уметь устанавливать межлитературные связи (особенно с русской литературой);

владеть (быть в состоянии продемонстрировать): рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания произведений, мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жанров зарубежной литературы XVIII-XIX веков.

6. Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетных единицы (144 академических часа).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

8. Составитель

Степаненко Анастасия Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)»
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 19 века. Литература...
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология»
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconРеспублика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа...
«Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной...
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) icon«Зарубежная литература ХХ века»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Зарубежная литература ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconПояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована...
Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconУтверждена
Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» под редакцией А. Н. Архангельского и «Русская...
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconЛитература 18 века цель урока
Оборудование: музыкальное оформление, литературная газета «Писатели и поэты 18 века»
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconЛитература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина»
Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть 2
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconЛитература по курсу 22 Основная литература 22
...
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconЛитература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) iconКурс дневного отд., весенний семестр Обязательная литература
Я. Н. Засурский, Н. Э. Микеладзе, Н. И. Ванникова. Зарубежная литература ХХ века (1914 – 2000 гг.). Учебно-методическое пособие....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск