ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Раздел 1. История античной литературы
Анализ древнегреческого мифа (с точки зрения отражения действительности, философии и психологии его создателей).
Трансформация античной мифологии в процессе развития человеческой истории. (рудиментарные элементы мифов и их анализ).
Русская анакреонтика XVIII - начала XIX века.
Трактовка мифа и образов героев в трагедиях древнегреческих драматургов как отражение эпохи (на примере образов Электры, Ореста, Эдипа).
Миф об Атридах в культуре ХХ века.
Образ Федры в произведениях Еврипида, Сенеки, Расина (сравнительный анализ).
Античность в русской литературе.
Образ Прометея в мировой литературе.
«Параллельные жизнеописания» Плутарха - моральная проблематика и особенности композиции.
Анализ романа Лонга «Дафнис и Хлоя». Характерные особенности жанра греческого «романа».
Маски и сюжет римской комедии. Социальная проблематика комедий Плавта.
Любовная лирика Катулла.
Тема «Памятника» Горация в западноевропейской поэзии эпохи Возрождения, в русской поэтической традиции XIX-XX вв.
Горацианские мотивы в поэзии Фета и Тютчева.
Новые черты эпоса в поэме Вергилия «Энеида» (сравнительный анализ поэм Гомера, Аполлония Родосского и Вергилия).
«Метаморфозы» Овидия. Идейный замысел, композиция.
Философская основа трагедий Сенеки (отражение основных положений стоицизма в трактовке образов Медеи, Федры и др.).
Изображение жизни римской провинции в романе Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»).
Вставная новелла «Амур и Психея» в романе Апулея «Золотой осел», ее философский смысл. (сравнить с поэмой «Душечка» Богдановича)
Тема Орфея и Эвридики в музыкальном искусстве.
Раздел 2. История западноевропейской литературы Средних веков
«Исповедь» Аврелия Августина - неповторимая история индивидуальной личности. Философский смысл и особенности жанра.
Сравнительный анализ античной и скандинавской мифологии.
Понятие «культурного героя» в олимпийской и скандинавской мифологии.
Родовое и христианское начала в моральном учении «Старшей Эдды».
Эволюция эпического героя (героический эпос Гомера и национальный героический эпос средневековой эпохи).
Исторический факт и эпическое событие: преломление истории в эпической форме.
Судьба сюжета о золоте Нибелунгов (в фольклоре, литературе, музыке, театре).
Мир вещей и его изображение в разных формах эпоса.
Сравнительный анализ «Песни о Роланде» и «Песни о Сиде», с точки зрения различных исторических и национальных условий создания.
Куртуазная этика в рыцарских романах и лирике трубадуров и труверов.
Сказание о святом Граале («Парцифаль») и его философско-этический смысл.
Бытовая/культурная жизнь средневекового города (на материале литературных текстов).
Карнавальность поэзии вагантов.
Поэзия вагантов на пересечении разных культурных типов.
Народные баллады средневековья о благородных разбойниках.
Баллада в современной песенной культуре.
Мировосприятие Человека Высокого Средневековья в балладах Франсуа Вийона.
Психологизм автобиографической прозы средних веков: Августин, Боэций, Абеляр.
Данте - человек рубежа эпох (на материале его творчества).
Значения символов и чисел в поэме Данте «Божественная комедия».
Раздел 2. История западноевропейской литературы эпохи Возрождения
Античность в литературе Возрождения.
Новый человек - кто он? (На материале литературы Ренессанса).
«Европейский мир» в эпоху Возрождения. (На материале литературы Ренессанса).
Жизненная правда и поэзия в «Книге песен» Петрарки.
Ренессансная новелла - малый эпос нового времени.
Взгляд Боккаччо на любовь, брак и на женщину.
Характер Северного Возрождения в литературе и живописи.
Фауст - человек «нового времени» («Народная книга о Докторе Фаусте»).
Соотношение исторической реальности и утопии в книге Т. Мора.
«Утопия» Т. Мора - сегодня утопия или антиутопия?
Спор о личности исторического деятеля: Н. Макиавелли и Т. Мор.
Взгляд на человека в творчестве Рабле и Монтеня.
Человек «конца эпохи Возрождения» у Монтеня и Шекспира.
Народное творчество и традиции в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Утопическая идея и ее преломление в романном жанре: Ф. Рабле и Т. Мор.
Безумие как проявление героического состояния души: Дон Кихот Сервантеса и Неистовый Роланд Ариосто.
Дон Кихот и Санчо Панса - два мировоззрения, две традиции.
Донкихотство в литературе и жизни.
Человек эпохи Возрождения в трагедиях Шекспира.
Гамлет - первый «рефлектирующий герой» мировой литературы.
Раздел 4. История западноевропейской литературы XYII-XYIII веков
Тема смерти и ничтожества человека в искусстве и литературе барокко.
Аллегории, символы, эмблемы поэзии барокко (Гонгора, Марино).
Философские аллегории в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон».
Сравнительный анализ образа Сида в героическом испанском эпосе «Песнь о Сиде» и в трагедии Корнеля «Сид».
Образ Дон-Жуана в мировой литературе (Тирсо де Молина, Мольер, Байрон, Пушкин).
Сатана и его окружение в поэме Мильтона «Потерянный рай»: традиции и новаторство.
Робинзон Крузо - новый герой эпохи буржуазных отношений.
Жизнь и мировосприятие шотландского народа в поэзии Роберта Бёрнса.
Человеческое тело в романе Свифта «Путешествия Гулливера».
Историческая судьба романа Свифта «Путешествий Гулливера»: путь от актуальной политической сатиры до детской сказки.
Критика идеи мировой гармонии и идеал Вольтера в повести «Кандид, или Оптимизм».
Агитационная просветительская направленность повестей Вольтера.
Эволюция взглядов Бомарше в его трилогии о Фигаро.
Трансформация сюжета о вечной любви от Шекспира к Шиллеру.
Античность в балладах Шиллера.
Образ Прометея у Гете и Эсхила.
Образ доктора Фауста в мировой литературе.
Тема немецкого средневековья в «Фаусте» Гете.
Тема античности в «Фаусте» Гете.
«Страдания молодого Вертера» - роман и жизнь.
Раздел 5. История зарубежной литературы XIX века
Фольклор (тематика, жанры, художественные средства) в творчестве немецких романтиков.
Отличие романтической литературной сказки от народной (Новалис, Тик, Арним, Брентано, Гофман, Шамиссо).
Предметный мир в творчестве Гофмана.
Варианты двоемирия в творчестве немецких романтиков.
Романтические тенденции «Книги песен» Г. Гейне.
Тема одиночества в литературе английского романтизма (Кольридж, Байрон, Шелли).
Новая романтическая концепция личности в «восточных» поэмах Байрона.
Образ Люцифера в поэме Байрона «Каин»: традиции и новаторство.
Тема Дон Жуана в творчестве Гофмана, Байрона, Пушкина.
Символика поздних произведений Г. К. Андерсена.
«Освобожденный Прометей» Шелли - продолжение традиции или новаторство?
Английское средневековье глазами романтика В. Скотта («Айвенго»).
Пути романтического исторического романа во Франции - поиски соотношения исторического и художественного (Гюго «Собор Парижской богоматери», историко-приключенческие романы Дюма).
Цыганская тема в романтической литературе и искусстве Х!Х в.
«Эрнани» В. Гюго - дерзкий вызов классицистическому французскому театру. Утверждение новых принципов драматического искусства.
Романтическая традиция в новеллистике П. Мериме.
Динамика художественной структуры новелл П. Мериме: от «Маттео Фальконе» до «Локиса».
Жанр фольклорной баллады в романтическом творчестве Э. По.
Мотивы пессимизма, одиночества и страха перед будущим в новеллистике Э. По.
«Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло - это индейская Эдда» (определение автора).
Историческая тема в творчестве П. Мериме.
Эволюция героя в творчестве Стендаля.
Архитектоника «Человеческой комедии» Бальзака. Внешняя и внутренняя композиция.
Тема Фауста в повести Бальзака «Шагреневая кожа».
Король Лир и отец Горио - сходство и различие.
Тема утраченных иллюзий в романах О. Бальзака и У. Теккерея.
Проблема положительного героя в романе XIX в. («Утраченные иллюзии» Бальзака, «Дэвид Коперфильд» Диккенса).
Город как воплощение буржуазной цивилизации (Париж в романах Бальзака, Лондон у Диккенса).
Город, незащищенное детство и семья в романах Ч. Диккенса («Оливер Твист», «Холодный дом» - по выбору).
Английский роман воспитания.
Человек и система в романе Ч. Диккенса «Домби и сын».
Эстетика плутовского романа и роман У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Роман У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» и поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» (типология структуры).
Роль символики в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари».
Госпожа Бовари – новый тип характера во французской литературе.
Смысл названия цикла стихов Ш. Бодлера «Цветы зла».
Бодлер - основатель лирики большого города (урбанистические мотивы).
Художественное своеобразие немецкой политической лирики 1830-1850-х годов (Г. Гейне, Г. Веерт и др.).
Романтическое и реалистическое начала «Книги песен» Г. Гейне.
Проблематика стихов У. Уитмена.
Раздел 6. История зарубежной литературы ХХ века
Эстетика сюрреализма. Основные принципы поэтики Г. Аполлинера.
«Поток сознания» в романе Джеймса Джойса «Улисс».
Характер трансформации средневекового символа в образах сказки А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Основные положения эстетики эпического театра Б. Брехта. Эффект отчуждения и способы его создания.
Притчи Кафки: модель мира и человека.
Роман Кафки «Процесс»: семантика названия, проблема вины и наказания.
Музыка и музыканты в произведениях Гофмана («Кавалер Глюк», «Житейские воззрения кота Мурра»), Т. Манна («Доктор Фаустус») и романе Гессе «Степной волк».
«Огонь» А. Барбюса и антивоенные романы писателей «потерянного поколения»: типологические схождения и отличия.
Творчество Э. Хемингуэя в контексте литературы «потерянного поколения».
Тема «американской мечты» в романах Т. Драйзера «Американская трагедия» и Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Антиутопия О. Хаксли «О дивный новый мир» в контексте английской утопической литературы (от Т. Мора до Г. Уэллса).
«Ферма животных» Оруэлла и «Кролики и удавы» Ф. Искандера.
Роман Ж.-П. Сартра «Тошнота» - идея тотальной абсурдности бытия (философско-художественный манифест экзистенциализма).
Ключевые метафоры в романах А. Камю «Посторонний» и «Чума».
Мотив бегства в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и предшествующая традиция американской литературы.
Антиколониальная тема в романе Г. Грина «Тихий американец».
Человек и цивилизация в романе У. Голдинга «Повелитель мух». Система символов в романе.
«Магический реализм в творчестве Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества» - обобщение латиноамериканской жизни в метафорической форме.
Концепция философии и истории культуры в творчестве Борхеса.
Основные направления зарубежной литературы второй половины XX в.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Раздел 1. Русский фольклор
Календарная обрядовая поэзия
Поэзия свадебного пира
Проблема происхождения образа Бабы-Яги в русском фольклоре
Фольклорный театр и народная драма
Русский героический эпос
Происхождение и развитие жанра русской частушки
Раздел 2. История древнерусской литературы
Воинская повесть как жанр древнерусской литературы
Образ идеального князя в житийной литературе XI-XV в.в. и иконописании этого времени
Стиль барокко в литературе и живописи Руси XVII века
Женские образы в древнерусской литературе
Жанровые аналогии «Слова о полку Игореве» в древнерусской литературе
Изображение врагов Руси (способы и приемы) в литературе древней Руси
Раздел 3. История отечественной литературы XVIII века
Национально-патриотическая тема в творчестве М.В. Ломоносова
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин и А.С. Пушкин о назначении поэзии и призвании поэта. (Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина)
Быт и нравы русского поместного дворянства в изображении А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина и А.Н. Радищева
Развитие жанра басни в русской литературе эпохи Просвещения
История жанра русской оды
Литература древней Руси в XVIII веке: проблемы преемственности
Раздел 4. История отечественной литературы первой половины XIX века
Образ Москвы (Петербурга) в творчестве Пушкина и Лермонтова
Своеобразие трагического конфликта в трагедиях «Борис Годунов» А.С. Пушкин и «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова
Традиция жанра «готической» новеллы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Русская фантастическая повесть первой трети XIX века (Погорельский, Лермонтов, Одоевский)
Поэтика абсурда в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя
Место народной демонологии в идейной структуре цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Традиции западноевропейской романтической «драмы рока» в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова
Образ музы в поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова
Раздел 5. История отечественной литературы второй половины XIX века
Эволюция «маленького человека» в русской литературе XIX века: от Гоголя и Достоевского к Чехову
Русский национальный характер в произведениях русских писателей XIX в.
Традиция древнерусской литературы в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и Л.Н. Толстого.
Тип русского Гамлета и русского Дон-Кихота в творчестве И.С. Тургенева.
Натурфилософия Ф.И. Тютчева и способы ее художественного воплощения.
Романтический образ и реалистическая деталь в поэзии А.А. Фета.
Тема любви и смерти в романах И.С. Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».
Купеческий быт как идиллия и трагедия: «Бедность не порок», «Гроза» А.Н. Островского.
Героини «с горячим сердцем» в пьесах А.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»).
Русский крестьянин в «Записках охотниках» И.С. Тургенева и очерках Н. Успенского.
Русский народ и русская история в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Тема «дворянских гнезд» в творчестве Л.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Символика внешнего мира в произведениях И.А. Гончарова.
Тип крестьянского праведника в творчестве Ф.М. Достоевского.
Тема воспитания и образ учителя в произведениях Толстого, Достоевского, Тургенева и Чехова.
Образ грозы в творчестве И.С. Тургенева и А.Н. Островского.
«Власть капитала» в произведениях Л. Толстого и А. Островского.
Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX в.
Повесть Пильняка «Штосс в жизнь» как отражение традиций русской классической литературы.
Сюжетная ситуация «русский человек на рандеву» в творчестве Тургенева, Гончарова и Чехова.
Герой-идеолог в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
Добро и зло в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Раздел 6. История отечественной литературы XX века. Дооктябрьский период
Миф – метафора – символ в повестях А.И. Куприна.
Поэтическое в прозе И.А. Бунина (от «Антоновских яблок» до «Жизни Арсеньева»).
Экспрессионизм раннего творчества Л. Андреева.
Миф и фольклор в стиле Н. Клюева и С. Есенина.
Живописное и музыкальное в творчестве футуристов (И. Северянин, В. Хлебников, В. Каменский и Б. Пастернак).
Творчество М. Горького до Октября как художественный документ эпохи.
Раздел 7. История отечественной литературы ХХ века.
Тема любви в творчестве С. Есенина (от «Москвы кабацкой» к «Персидским мотивам» и поздней лирики).
Эстетика театра В. Маяковского («Баня», «Клоп»).
Советский солдат в поэзии К. Симонова и А. Суркова.
Проблема творческой личности в романах В. Набокова («Дар», «Отчаяние»).
Проблемы культуры и науки в произведениях М. Булгакова.
Авторская песня как социальный и эстетический феномен.
Раздел 8. Современный литературный процесс
Реальное и мифологическое в романе «Знак зверя» О. Ермакова.
Традиции «физиологического» очерка в современной «натуральной прозе».
Гоголевские мотивы в повести «Голова Гоголя» А. Королева.
«Биологические» фантазии А. Кима «Поселок кентавров» и В. Пелевина «Жизнь насекомых».
Сюрреализм рассказов Ю. Мамлеева.
Духовные поиски героев религиозной прозы 90-х г.г. XX века.
|