№
| Разделы и темы
программы
| Тип урока
| Требования к уровню
подготовки учащихся
| Виды контроля
| Домашнее
задание
| Дата
проведения
| Коррек
тировка
|
Введение (1 ч.)
|
1.
| Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.
Уметь: составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
| Тезисный план или конспект лекции учителя.
| Стр. 3 – 5 читать; лекция.
|
|
|
Литература первой половины XIX века (24 ч. + 1 ч. р. р.)
|
2.
| Обзор русской литературы первой половины XIX века.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: основные закономерности историко – литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.
Уметь: составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
| Работа со словарём, запись лекции учителя.
| Подготовить индивидуальные задания.
|
|
|
3.
| А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: о художественных открытиях А. С. Пушкина.
Уметь: анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
| Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение об особенностях лирического героя А. С. Пушкина.
| Лекция; выразительно читать стихотворения.
|
|
|
4.
| Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.
Уметь: анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.
| Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике; ответы учащихся на проблемные вопросы: чем отличается романтическая лирика А. С. Пушкина периода Южной ссылки от стихотворений поэта. Написанных в Михайловском.
| Стр. 107 – 132 читать; выучить наизусть стихотворение.
|
|
|
5.
| Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: взгляды А. С. Пушкина на назначение поэта и поэзии.
Уметь: анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции.
| Анализ лирического текста с выразительным чтением.
| Выучить наизусть стихотворение «Поэту».
|
|
|
6.
| Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А. С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве.
Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему.
| Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение о влиянии декабристских идей на творчество А. С. Пушкина.
| Подготовить чтение наизусть одного стихотворения (на выбор).
|
|
|
7.
| Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: какое воплощение в творчестве А. С. Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно – философскому осмыслению.
Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно – философского осмысления; сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
| Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ текста молитвы и стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны».
| Подготовить анализ одного стихотворения.
|
|
|
8.
| Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти.
| Урок формирова
ния и совершенствования знаний.
| Знать: нравственно-философскую проблематику стихотворений.
Уметь: их анализировать с учетом тематики, идеи и проблематики.
| Выразительное чтение стихотворений; ответы учащихся на проблемный вопрос: почему от «чистого афеизма» молодых лет в конце жизни А. С. Пушкин приходит к осмыслению вечных истин?
| Прочитать поэму «Медный всадник».
|
|
|
9.
| Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: идейно – художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила тема «маленького человека»; каково значение творчества А. С. Пушкина для русской и мировой культуры.
Уметь: анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа.
| Выразительное чтение; устное словестное рисование; сравнительный анализ.
| Стр. 170 – 171 прочитать; стр. 193 вопрос 5.
|
|
|
10.
| Образ Петра I как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально – философские проблемы поэмы.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: приемы создания образов в поэме.
Уметь: раскрыть конфликт личности и государства.
| Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.
| Подготовить материал об образе Петра I.
|
|
|
11.
| Образ Петра I как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально – философские проблемы поэмы.
| Урок формирова
ния и совершенствования знаний.
| Знать: приемы создания образов в поэме.
Уметь: раскрыть конфликт личности и государства.
| Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.
| Подготовить ранее изученные стихотворения М. Ю. Лермонтова.
|
|
|
12.
| М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: знать основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, понимать, в чём заключается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём романтические и реалистические традиции.
Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.
| Выразительное чтение стихотворений; в чём заключается своеобразие художественного мира М. Ю. Лермонтова, какое воплощение нашли в его творчестве романтические и реалистические традиции?
| Лекция; подготовить выразительное чтение стихотворения (на выбор).
|
|
|
13.
| Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: стихотворения по теме, приёмы изображения в лирике поэта.
Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.
| Выразительное чтение стихотворений.
| Выучить наизусть стихотворение «Молитва».
|
|
|
14.
| Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.
Уметь: производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы.
| Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; анализ лирических стихотворений на тему жизни и смерти.
| Подготовить анализ стихотворения «Сон».
|
|
|
15.
| Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.
| Урок формирова
ния и совершенствования знаний.
| Знать: стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.
Уметь: производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы.
| Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; анализ лирических стихотворений на тему жизни и смерти.
| Выучить наизусть стихотворение «Завещание».
|
|
|
16.
| Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл.
Уметь: анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.
| Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; анализ философских лирических стихотворений.
| Подготовить индивидуальные задания.
|
|
|
17.
| Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
| Урок формирова
ния и совершенствования знаний.
| Знать: философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл.
Уметь: анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.
| Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; анализ философских лирических стихотворений.
| Выучить наизусть стихотворение «выхожу один я на дорогу».
|
|
|
18.
| Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А. С. Пушкина.
Уметь: анализировать и соотносить стихотворения поэтов по оной тематике.
| Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии.
| Выразительно читать стихотворения.
|
|
|
19.
| Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
| Урок формирова
ния и совершенствования знаний.
| Знать: произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А. С. Пушкина.
Уметь: анализировать и соотносить стихотворения поэтов по оной тематике.
| Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии.
| Вспомнить ранее изученные произведения Н. В. Гоголя.
|
|
|
20.
| Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
| Урок усвоения новых знаний.
| Знать: факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
| Работа с текстом и дополнительной литературой.
| Лекция; стр. 280 – 285 читать.
|
|
|