Скачать 106.53 Kb.
|
Путешествие в Морфемляндию Цели: 1.Обобщить, систематизировать знания по морфемике и словообразованию. 2. Закрепить умение производить морфемный и словообразовательный разбор слова. 3. Воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива. 4. Развивать речь, логическое мышление, внимание и память. Тип урока: закрепление и обобщение изученного. Вид урока: урок-путешествие. Технология урока: на игровой основе. Оборудование: видеоматериал (компьютер, интерактивная доска, презентация). Ход урока
1 слайд – «Тема, цели» - Здравствуйте, ребята. На протяжении нескольких уроков, мы изучали морфемику и словообразование, и узнали много нового и интересного. Сегодня же нам предстоит повторить, обобщить и закрепить изученное. 2 слайд – «морфемы» - Но что это? (появляются морфемы) Приставка: Ах, мы бедные, несчастные скитальцы, Корень: Надо было дома оставаться! Суффикс: Где найдется школьник-грамотей? Окончание: И вернет нас в Морфемляндию скорей! Корень: Путь в Морфемляндию далекий и нелегкий. Нам могут повстречаться впереди Зубастые акулы и страшные туземцы, и рифы, и пираты Суффикс: От них нам не уйти! Корень: И только тот, кто в совершенстве знает Морфемику и слов образование, Благополучно все преодолеет И нас спасет от безутешного скитания! - Конечно, спасем, ведь здесь собрались не простые школьники, а настоящие знатоки русского языка! Познакомьтесь: команда «Умники и умницы», команда «Грамотеи» и команда «Эрудиты». 3 слайд Приставка: Проверим, братцы, их? Что знают шестиклашки обо мне? (Следующий) Суффикс: А про меня? Корень: Чем корень отличается от остальных морфем? Окончание: Кому всегда меняю форму я? - Вот это проверка, надеюсь, вы справитесь. Но давайте по порядку ответим на все вопросы. Итак, что такое морфема? А морфемика? (Наименьшая значимая единица языка. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.) - Почему корень называют главной частью слова? (Корень –главная значимая часть слова, потому что в нем заключено общее значение всех однокоренных слов) - Какие морфемы служат для образования новых слов? (приставка суффикс) -Какие – для образования словоформ? (окончание, суффикс) - Какие морфемы не назвали? (постфикс, интерфикс) -Что между ними общего? (служат для образования слов) -Чем отличаются? (Постфикс стоит после окончания, интерфикс- между корнями) - Довольны ли морфемы ответами ребят? 4 слайд Корень: Я рад глубоким знаниям. Приставка: Скорей, ребята, в путь. Окончание: Навстречу испытаниям! Суффикс: Постой! Устроим им соревнование! Здесь две команды знатоков, Узнаем же, кто лучший! Давай, согласна я, Но помните, мои друзья, - Залог победы только в дружбе! 5 лайд (мышь) Стоп!! - Выручая сегодня морфемы, мы не только повторим и закрепим знания, но и проверим ваши способности работать сообща и приходить друг другу на помощь Правила путешествия таковы: за правильное решение задания команда будет получать жетон. В конце путешествия подведём итог, команда, набравшая наибольшее количество жетонов, и станет победителем. - Ну вот, кажется, всё. Осталось только записать число и классная работа в ваши судовые журналы. (мышь) 1.Бермудский треугольник морфемика - Внимание! Впереди бермудский треугольник! Немало кораблей здесь бесследно исчезло. ( учитель вскрывает пакет и зачитывает: - Чтобы благополучно миновать это препятствие, необходимо справиться с нелегкой задачей. Капитаны, получите конверты и раздайте задания членам команд. - Внимательно прочитайте задание, найдите и выпишите однокоренные и разобрать их по составу Задания №1 Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу Море, моряцкий, по-моряцки, моря, моряк, заморский, моряки, приморский. - Какие выписанные слова образованы суффиксальным способом? - А приставочно-суффиксальным? - Прочитайте все выписанные слова. - Какие слова не выписали? Почему? (Слова моря и моряки являются формами слов море и моряк) - Вот теперь можно проверить правильность выделения морфем. 6 слайд (ответы выводятся на экране) - Поднимете руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! - Итак, благодаря тому, что все команды справились с заданием, наш кораблик может продолжить путь, но лучшей была команда....она и получает з очка. жетоны (корабль продолжает путь) 2.Пираты (словообразование) - Что означает черная метка? (Вызов) Нам в отличие от капитана Флинта из знаменитого романа Стивенсона достаются целых три метки, по одной каждой команде с еще более сложным заданием. слайд - Умникам и умницам необходимо выписать слова образованные суффиксальным и приставочным способами. - Грамотеям – образованные приставочно-суффиксальным и бессуфиксным способом. - А эрудитам – сложением сокращенных основ и переходом из одной части речи в другую. . Приступайте. Задание №2 1. Выпишите слова, образованные приставочным способом:
2. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом:
3) водяной 3. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: 1. заякорить 2. заволноваться 3. заплыв 4. Выпишите слова, образованные бессуффиксным способом:
5. Выпишите слово, образованное сложением сокращенных основ:
6. Выпишите слова, перешедшие из одной части речи в другую?
- Какие слова выписали умники и умницы? - А грамотеи? -А эрудиты? - Проверим слайд - Кораблик может продолжать путь, а лучшей была команда ....жетоны слайд 3.Львенок и Черепаха (разбор) - Как же горько он плачет! И как ему не плакать, у него опять двойка за неумение отличать морфемный разбор от словообразовательного. Мы сможем ему помочь, так как успешно справились с предыдущими заданиями. Пусть капитаны команд, отставших от лидирующей, покажут разницу на примере слова: слайд Затруднение-затруднить-трудный - А пока они будут выполнять задание, давайте проведем веселый блиц-опрос, чтобы развеселить львенка. 1. Как большой дом превратить в маленький? (+ ик =домик) 2. Как из маленького хвостика сделать большой (-ик = хвостик) 3. Можно ли из одного стола построить комнату? (+ов=столовая) 4. Можно ли превратить рыбу в человека? (+ак =рыбак) 6. Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (-ист =трактор) - Молодцы, а теперь проверим решение капитанов. - Согласны? - проверим. слайд - Итак, чем отличается морфемный разбор от словообразовательного. (Выполняя морфемный разбор, мы выясняем, из чего состоит слово, а словообразовательный – каким способом оно образовалось). - - Прощай, львенок, но, помни, у тебя есть друзья, готовые всегда прийти на помощь. А в этом испытании лучшей была команда...жетоны слайд 4.Африка. Бармалей. (Орфография) - Прямо по курсу берег Африки. Кажется, и там нужна наша помощь. - Чтобы Бармалей освободил ребят, необходимо исправить допущенные ими ошибки. слайд Блистело- блистать Зоря-зорька Ростение-рост - Посмотрите, в чем ошиблись малыши? (ребята проверили слова с чередующимися гласными в корне, подбором однокоренного слова, где эта гласная стоит под ударением. Такая проверка недопустима). - Исправьте допущенные ими ошибки. - Кто не согласен. - Бармалей приготовил и нам задания, он хочет, чтобы вы нашли слова с чередующимися гласными в корне в предложенном им списке. Слайд Капитаны, раздайте карточки. Задание №6 -Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. - Прочитайте выписанные слова. - Проверим. слайд - От чего зависит написание гласных в корнях гор-гар? ( в гор-гар без ударения пишем о, а в зор-зар – а, а под ударением ту, которую слышим). - От чего зависит выбор гласной в корнях раст-рос, лаг-лож? - От чего зависит выбор гласной в корне кос-кас? - А в приставках встречаются чередования гласных? - От чего они зависят? (От значения) 1 команда- выпишите слова с приставкой –пре, 2 команда выпишите слова с приставкой при-, 3 команда выпишите слова без приставки. - Прочитайте правильные ответы Слайд Задание № 7 - Теперь мы можем продолжать путь, ребята, свободны, Бармалей счастлив. Лидирует команда..жетоны слайд . 4.Школа осьминожек (сложные слова) - Осьминрожки из подводного царства тоже ходят в школу и на уроках русского языка также изучают морфемику и словообразование. -Догадайтесь, какую тему они сейчас проходят? (сложные слова). слайд -Они приготовили вам задание «Собери словечко». Но вам надо не просто собрать слова, а команде грамотеев выписать слова с интерфиксом, «знатоков» без интерфикса, а «Умникам» с дефисом. - Задания командам №4 «Собери словечко»
- Зачитайте правильные ответы. - Проверим. слайд - Поздравляю, вы опять вес правильно сделали, осьминожки, пожелайте нам счастливого пути, но лучшими были....жетоны слайд (Кораблик покидает подводное царство и продолжает путь) 6.Водяной Задание № 8 (тест) - Да, от одинокого Водяного легко нам не уйти. Кажется, он вообще не намерен нас отпускать! Он приготовил нам тест по основным вопросам морфемики и словообразования, только если каждый из вас сможет его решить, мы попадем в Морфемляндию. Капитаны, раздайте задания членам команд. Тест по теме 1.Каким способом образовано слово по-флотски? (указать только номер правильного ответа) 1)приставочно-суффиксальным 2)приставочным 3)бессуффиксным 4)переходом из одной части речи в другую. 2.Морфемный состав какого слова соответствует схеме ¬ Λ 1)очернение 2)пенька 3)книгами 4)домик. 3.В каком слове в корне пишется А? 1)заг…раем 2)прик…снулся 3)р…сток 4)к…сание. 4.В каком слове в приставке пишется И? 1)пр…красный 2)пр…скверный 3)пр…уменьшить 4)пр…усадебный. 5.В каком слове с неясным значением в приставке пишется Е? 1)пр…способить 2)пр…образовать 3)пр…казать 4)пр…обрести. 6.В каком сложном слове соединительная гласная О? 1)лед.кол 2)сорок.минутный 3)птиц…лов 4)общ…житие. - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов. слайд - Кто нашел ошибку в тетради товарища? Значит, все команды получают по жетону. 7.Остров невезения (Исполняется песня «Остров невезения») - На этом острове горько плачет в одиночестве учебник «Русского языка» И как же ему не плакать, ведь он не может вернуться домой, пока не расшифрована телеграмма королевы Морфемляндии. Вы - ... Приставка как в слове прехорошенькая, Корень как в слове красавица, Суффикс как в слове вольный, Окончание как в слове счастливый; Корень как в слове ученый, Суффикс как последний суффикс в слове певуче, Суффикс как в слове водник, Окончание как в слове рыбаки; Корень как в слове поверье, Суффикс как в слове проходная, Окончание как в слове любимые; Корень как в слове подружка, Окончание как в слове семья. - Прочитайте телеграмму. - Догадайтесь, кому она адресована. - Теперь учебник может вернуться к своим школьникам. А счет теперь .... слайд 9. Морфемляндия Корень: И снова, ребята, победа, Приставка: И кажется, близок уж дом, Суффикс: Смотрите, сама Королева Нам машет алым платком! Королева: Я рада видеть вас дома И рада поздравить вас (ученикам) Трудностей было много, Они позади сейчас Бесспорно, блестящие знания Вам верх помогли одержать, Но хочется на прощанье Вам главное завещать Верность и дружбу цените, Друзей выручайте всегда, И что б не случилось на свете, Идите дорогой добра (звучит песня «Иди, мой друг, иди дорогою добра») - Что же, ребята, наше путешествие подошло к концу. Со всеми заданиями вы справились, морфемам помогли вернуться домой. - А теперь подведем итог нашему соревнованию. Итак, сколько жетонов набрала...команда, а вторая, а третья? По количеству набранных жетонов всех опередила команда..., а я все-таки всем сегодня поставлю пятерки, потому что победила дружб, ведь если бы вы не помогали друг другу в процессе работы, морфемы никогда бы не вернулись домой. - Осталось только записать домашнее задание, я предлагаю составить мини-отчет о путешествии с рассказом о том, что узнали, что повторили, какие задания показались самыми трудными, а какие – самыми интересными, понравился ли вам урок. |
Урок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану ... | Конспект игры «Путешествие в космос» Цели: в- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам | ||
Урок путешествие. Маршрут: математика + английский Цели: в- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам | Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику» Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | ||
Путешествие по дорогам сказки Цели Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного... | Ход урока: Слайд №1 ... | ||
Урок-путешествие по «Былям-небылицам» Учитель Хортова В. А Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самоподготовка-путешествие проводится в одной сюжетной линии «Снегопад, или путешествие со снежинками» | ||
Путешествие в страну Русский язык. Цели Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. И сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний... | Урок №25, тема «музыкальное путешествие в италию» Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы... | ||
Мбоу «Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа» Экологическая... Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»... | «Путешествие в Чистюляндию» Интеграция образовательных областей Цели: ознакомить учащихся с правилами ухода за кожей вокруг глаз и косметическими средствами; формировать навыки ведения здорового... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомиться с историей понятия «город», совершить заочное путешествие по городу Торжок, связь Пушкина с этим городом | Конспект занятия Класс 1а Дата 14 октября 2008г. Ученица: Смелова... Развивать слуховое восприятие на различном расстоянии (1м, 2м, 3м и т д.) путём слуховой тренировки |