Негосударственное образовательное учреждение
Православная Свято-Петровская Школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы____________Постернак А.В.
Согласовано
Зам.директора по УМР___________Ляпина Л.В.
Принято на заседании педагогического совета
Протокол №3 от 26.05.2014
Рабочая программа
по предмету “Литература” (11 класс)
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Скляров О.Н.
г. Москва
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет – литература
Класс -11
Уровень – базовый
Всего на изучение программы – 102 часа
Количество часов в неделю – 3 Преподавание литературы в 11 классе осуществляется в соответствии с положениями, которые отражают следующие документы:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования образовательной области «Филология», предметы «Русский язык» и «Литература»;
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования образовательной области «Филология», предметы «Русский язык» и «Литература» (базовый уровень).
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования №1089 от 05.03.2004г
Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе рекомендованными письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263.
Настоящая рабочая программа
составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.; «Просвещение», 2008 год), которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от5 марта 2004 года) и Федеральному базисному плану (утвержден приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной школы. Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Цели
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи литературного образования в 11 классе –
Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека
Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства
Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
Формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.
В 11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко-культурном аспекте.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Тема
| Кол-во часов
| Уроки контроля
| ВВЕДЕНИЕ
| 3
|
| И.А.Бунин
| 5
|
| А.И.Куприн
| 3
|
| М.Горький
| 5
| 1
| Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века
Русский символизм и его истоки
| 1
|
| В.Брюсов
| 1
|
| К.Д.Бальмонт. А.Белый и др. поэты-символисты
| 1
|
| Акмеизм. Истоки акмеизма
| 1
|
| Н. Гумилев
| 2
|
| Футуризм как литературное направление
| 1
|
| А. А.Блок
| 5
| 1
| Идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Клюев Н.А
| 1
|
| С.А.Есенин
| 5
| 1
| Литературный процесс 20-х годов 20 века
| 1
|
| Тема революции и гражданской войны в прозе 20-хгодов
| 2
|
| Поэзия 20-х годов
| 1
|
| В.В. Маяковский
| 4
|
| Обзор литературы 30-х годов
| 1
|
| М.М. Булгаков
| 6
| 1
| А.А. Платонов
| 2
|
| Ахматова А.А.
| 4
|
| О. Мандельштам
| 2
|
| М. Цветаева
| 2
|
| М. Шолохов
| 8
| 1
| Литература периода ВОВ
| 1
|
| Литература второй половины 20 века (обзор) поэзия 60-х г.
| 2
|
| Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х г.
| 1
|
| А.Т. Твардовский
| 2
|
| Б.Л. Пастернак
| 4
|
| А.И. Солженицын
| 2
|
| В. Шаламов
| 1
|
| В.П. Астафьев
| 2
|
| В. Распутин
| 2
|
| И. Бродский
| 1
|
| Б. Окуджава
| 1
|
| Ю. Трифонов
| 1
|
| А. Вампилов
| 1
|
| С. Довлатов
| 1
|
| Основные направления и тенденции развития современной литературы
| 3
| 1
| Джордж Бернард Шоу
| 2
|
| Т. С. Элиот
| 1
|
| Э. Хемингуэй
| 1
|
| Э.М. Ремарк
| 1
|
| Проблемы и уроки литературы 20 века
| 2
|
| Итоги года
| 1
|
| 102
|
| |