Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика»





Скачать 228.75 Kb.
НазваниеМосковский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика»
Дата публикации16.08.2013
Размер228.75 Kb.
ТипКонтрольная работа
100-bal.ru > Литература > Контрольная работа
Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики

по курсу «Общая риторика»

2008 – 2009 уч. год

Преподаватель-консультант: Нечетова Оксана Алексеевна

консультации проводятся в четверг по телефону

Эл. Почта Lusovskay@bk.ru
В соответствии с учебным планом по дисциплине «Общая риторика» каждый студент должен выполнить контрольную работу в сроки, установленные учебным графиком.

Сроки представления домашней контрольной работы на проверку указаны в учебном графике. Однако эти сроки являются крайними. Чтобы работа была современно прорецензирована, при необходимости доработана и сдана повторно, ее надлежит представить значительно раньше указанного срока.

Если в ходе написания работы у студента появятся вопросы или затруднения в решении задач контрольного задания, он может обратиться к преподавателю за устной консультацией.

При изучении учебного материала и подготовке к контрольным работам предлагается использовать учебно-практические материалы, предложенным в списке рекомендуемой литературы.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Вариант работы определяется по следующей схеме


Номер варианта

Первая буква фамилии студента

1

А Б В Г

2

Д Е Ж З

3

И К Л М

4

Н О П Р

5

С Т У Ф

6

Х Ц Ч Ш

7

Щ Э Ю Я


Контрольная работа состоит из нескольких заданий.

Задание № 1. Задание теоретическое. Первая строка этого задания – раздел учебного пособия Е.А. Киселева, далее материал раздела конкретизируется.

Например. Подготовка к выступлению. Значение паузы в речи оратора. Подготовка к выступлению (название раздела), далее из всего материала раздела следует выбрать только ту информацию, которая повествует о «Значении паузы в речи оратора». Необходимо расширить материал ответов за счет иных источников, кроме методического пособия Е.А. Киселева. Такая работа будет оценена гораздо выше, в свою очередь, знания студентов, пользующихся многими источниками, будут глубже, конкретнее, тема будет освоена успешнее за счет изучения теории, консультаций с тьютором. Следует указать, какой литературой вы пользовались, отвечая на теоретические вопросы.

Задание № 2 полностью отвечает материалу раздела «Умение убеждать».

Вы должны описать практическую ситуацию, оценить при этом аудиторию и умение оратора. При выполнении этого задания вам поможет раздел «Искусство спора», рассказывающий о приемах спора, о софизмах, т.е. подмене тезисов, фактов, изменений и т.п.

В этом же разделе есть материал о психологических диверсиях, который так же поможет вам при анализе выбранной ситуации (это может быть описание теледебатов, митинга, телешоу, основанного на выступлении оратора и его контакта с аудиторией, либо описание конкретной жизненной ситуации, участником которой вам пришлось быть). Просмотрите материалы практикумов в разделе «Практикум по курсу «Основы общей риторики». Задание № 2 покажет ваше умение ориентироваться в конкретной практической ситуации «оратор-аудитория».

Задание № 3 – теоретическое, будет оценена полнота и точность, конкретность ответов.

Задание № 4 – выполнение тестовых заданий. Они будут зачтены при условии, что 70% из них будут правильные.

Список рекомендованной литературы указан в учебно-практическом пособии, при выполнении конкретной работы необходимо использовать не менее 5-7 авторов.

При условии выставления оценки «не зачтено» материал следует доработать, используя возможность консультаций тьютора. Контрольная работа не будет зачтена, если выполнен не тот вариант, материал освещен неверно и в неполном объеме.

Студент, не сдавший контрольную работу, к зачету, экзамену не допускается.

Вариант № 1
1. Беседа. Психологические аспекты диалога. Основные виды бесед (семь), дать характеристику каждому виду беседы.

2. Умение убеждать. Дайте характеристику любой известной вам аудитории по схеме № 4 (см. стр. 14) и любого известного вам оратора, его умения убедить данную аудиторию в чем-либо, подчинить ее своим интересам (см. то же пособие, стр. 89-92).

3. Искусство спора. Правила ведения цивилизованного спора.

4. Тесты:


  1. Риторика – это:

а) ораторское искусство; г) филологическая дисциплина.

б) искусство убеждать; д) специальный курс;

в) учебная дисциплина;


  1. Где зародилась риторика?

а) в Греции; б) в Риме; в) в Египте; г) в Византии.


  1. Кого из древних философов принято считать отцом логики?

а) Аристотеля; г) Эмпедокла;

б) Платона; д) Фемистокла.

в) Аполлодора;


  1. Кто был создателем «Цветов красноречия»?

а) Исократ; г) Цицерон;

б) Горгий; д) Демосфен.

в) Лисий;


  1. Где и когда сложились основные виды красноречия?

а) в Сицилии; г) в Афинах; ж) в 1 в. н.э.

б) в Риме; д) в 5 в. до н.э.;

в) на о. Родос; е) в 4 в. до н.э.;


  1. Кому принадлежит высказывание: «Пришёл, увидел, победил.»?

а) Аристотелю; г) Квинтилиану;

б) Цицерону; д) Демосфену.

в) Цезарю;


  1. Кто автор речи под названием «Филиппики»?

а) Цицерон; г) Горгий;

б) Демосфен; д) Аристотель.

в) Лисий;


  1. Кого Цицерон назвал «Совершенным оратором»?

а) Демосфена; г) Перикла;

б) Аристотеля; д) Эмпедокла;

в) Молона; е) Цезаря.


  1. Кто автор трактата «Оратор»?

а) Квинтилиан; г) Аристотель;

б) Цезарь; д) Макарий.

в) Цицерон;
10. Речевая роль - это:

а) проекция социальной роли на речевое событие;

б) функция в процессе общения;

в) личностный аспект речевого события.

11. Речевая цель - это:

а) личный интерес участника речевого события;

б) результат, которого желает достичь каждый из собеседников;

в) общее поле интереса оратора и слушателей.

12. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью;

в) содержанием темы;

г) речевой ситуацией;

д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

13. Диалог оратора со слушателями - это прежде всего:

а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;

б) оперативные ответы на вопросы аудитории;

в) духовный контакт оратора и публики;

г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него;

д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей.

14. Артистизм оратора - это:

а) умение подать себя в любой речевой ситуации;

б) тонкая игра на чувствах публики;

в) создание имиджа оратора;

г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды;

д) манипулирование сознанием слушателей.

15. Дружелюбие - это качество оратора, которое:

а) следует проявлять лишь по отношению к друзьям и союзникам;

б) ко всем, в т.ч. и к явным недоброжелателям;

в) заведомым оппонентам следует демонстрировать подчеркнутый нейтралитет;

г) ожидать непременной взаимности;

д) не рассчитывать на нее.

16. Объективность среди прочих ораторских качеств:

а) замечается прежде всего и притом всеми категориями слушателей;

б) преимущественно друзьями;

в) преимущественно оппонентами;

г) накаляет эмоции;

д) охлаждает их;

е) страхует от ответных выпадов;

ж) вызывает уважение.
Вариант 2
1. Поиск, обработка и структурирование речевого материала. Выбор темы выступления, речевая цель слушателя и оратора. Охарактеризуйте все направления контакта оратора с аудиторией.

2. Умение убеждать. Дайте характеристику любой известной вам аудитории по схеме № 4 (см. стр. 14) и любого известного вам оратора, его умения убедить данную аудиторию в чем-либо, подчинить ее своим интересам (см. то же пособие, стр. 89-92).

3. Искусство спора. Аргументы по существу и аргументы к человеку.

4. Тесты:

  1. Кого принято считать защитником плебеев в Риме?

а) Гая Гракха; г) Сенеку;

б) Тиберия Гракха; д) Марка Антония.

в) Цицерона;



  1. Где развивался «аттический» стиль красноречия?

а) в Риме; в) в Египте;

б) в Греции; г) на Сицилии.


  1. Где развивался «азианский» стиль красноречия?

а) в Риме; в) на Сицилии;

б) в Греции; г) на о. Родос.


  1. Кто автор «сравнительных жизнеописаний»?

а) Плутарх; в) Тацит;

б) Дионисий Галикарнасский; г) Фемистокл.


  1. Кто из древних был удостоен звания «отца Отечества»?

а) Цицерон; г) Аристотель;

б) Цезарь; д) Демосфен.

в) Сенека;


  1. Кто автор речи «Против Катилины»?

а) Демосфен; г) Цезарь;

б) Исократ; д) Марк Лициний Красс;

в) Цицерон; е) Саллюстий.


  1. Кто является создателем новой риторической школы?

а) Сенека; г) Ювенал;

б) Квинтилиан; д) Плиний Младший.

в) Апулей;


  1. Назовите автора высказывания : «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

а) Цицерон; г) Ломоносов;

б) Сенека; д) Эсхил.

в) Квинтилиан;


  1. Кто из древних философов был воспитателем Александра Македонского?

а) Исократ; г) Цицерон;

б) Горгий; д) Аристотель.

в) Сенека;
10) Кто из почётных римлян покончил жизнь самоубийством по приказу императора Нерона?

а) Сенека; г) Тацит;

б) Цицерон; д) Плиний Младший.

в) Квинтилиан;

11. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсив­ным графом, помогает найти:

а) необходимый набор фактов;

б) необходимый набор логических операций;

в) оптимальные средства речевой выразительности;

г) оптимальный вариант развития темы;

д) оптимальный вариант расположения речевого материала.

12. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а) пределом терпения слушателей;

б) исчерпанностью темы смыслового блока;

в) психоэмоциональными факторами.

13. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей, как правило:

а) возрастает;.

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

14. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:

а) в начале речи:

б) в середине;

в) в конце.

15. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

16. Топы помогают найти:

а) оптимальное развитие темы;

б) оптимальное расположение смысловых квантов;

в) средства эмоционального воздействия на слушателей;

г) средства адекватного выражения идей.

Вариант № 3

1. Средства речевой выразительности. Функциональный стиль, виды функциональных стилей и их характерные черты.

2. Умение убеждать. Дайте характеристику любой известной вам аудитории по схеме № 4 (см. стр. 14) и любого известного вам оратора, его умения убедить данную аудиторию в чем-либо, подчинить ее своим интересам (см. то же пособие, стр. 89-92).

3. Искусство спора. Закона достаточного основания.

4. Тесты:

  1. В каком веке риторика начинает распространяться в России?

а) в 11; б) в17; в) в14; г) в12.


  1. Какой трактат был предшественником русской риторики?

а) Оратор; б) О образах; в) Компедиум по риторике.


  1. Назовите четыре ареала в России, где создавались первые риторики.

а) в)

б) г)

  1. Кто был автором «Краткого руководства к красноречию»?

а) Прокопович; г) Ломоносов;

б) Галятовский; д) Спафарий.

в) Усачёв;
5) Кому принадлежит высказывание «Ораторская кафедра – театр великих движений духа ?»

а) Никольскому; г) Кошанскому;

б) Сперанскому ; д) Зеленецкому.

в) Рижскому;
6) Когда было запрещено преподавание риторики в вузе и школе?

а) в 30-ые годы; б) в 10-ые годы; в) в 20-ые годы.


  1. Кто признан основоположником риторического учения в России?

а) Карамзин; в) Прокопович;

б) Ломоносов; г) Подшивалов.
8) Каким вопросам посвящена «Общая» риторика?

а) изображения; г) украшения;

б) расположения; д) категории стиля.

в) выражения;
9) Каким вопросам посвящена «Частная» риторика?

а) принципам построения текстов по жанрам красноречия;

б) видам речей;

в) изобразительно-выразительным средствам языка.
10) Кого называли А.С.Пушкин «Первым нашим университетом» и В.Г.Белинский «Петром Великим нашей литературы»?

11. Топы помогают найти:

а) оптимальное развитие темы;

б) оптимальное расположение смысловых квантов;

в) средства эмоционального воздействия на слушателей;

г) средства адекватного выражения идей.

12. Топы отражают:

а) задачи оратора по обработке речевого материала;

б) специфику конкретной цели выступления;

в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;

г) художественный вкус оратора;

д) запросы аудитории.
13. К синей бумаге неба

Приложена Солнца печать.. Это:

а) метонимия;

б)гипербола;

в) перифраза;

г) метафора;

д) аллегория.

14. Говорю вам: весь воздух выпью И кометой вытяну язык! Это:

а)синекдоха;

б)гипербола;

в)антономасия;

г) метафора;

д) парадокс.

15. А это - старая ветла,

Она весь век здесь прожила, Не надоест ей никогда Пруда зеленая вода. Это:

а)сравнение;

б) метафора;

в) аллегория;

г) литота;

д) олицетворение;

16. В нем страсти вспыхнули остро И он не колебался, И принял черное перо И кровью расписался. Это:

а) гипербола;

б) перифраза;

в) метафора;

г) ирония;

д) эпитет.

Вариант № 4
1. Подготовка к выступлению. Проксемика, самооценка и психологическая самонастройка. Правило тетерева и каналы его усвоения.

2. Умение убеждать. Дайте характеристику любой известной вам аудитории по схеме № 4 (см. стр. 14) и любого известного вам оратора, его умения убедить данную аудиторию в чем-либо, подчинить ее своим интересам (см. то же пособие, стр. 89-92).

3. Искусство спора. Значение исключенного третьего.

4. Тесты:

1) Назовите период активного развития русского судебного красноречия:

а) начало 18 в.; б) конец 19 в.; в) начало 20 в.
2) Продолжите фразу: «Судебное красноречие – это род речи…».

а)



  1. Перечислите имена известных русских судебных ораторов 19 века:

а) г) ж)

б) д) з)

в) е) и)
4) Кому принадлежит работа: «Нравственное начало в уголовном процессе»?

а) Плевако; в) Пороховщикову;

б) Кони; г) Спасовичу.
5) «Что нужно, чтоб хорошо говорить в суде?» (А.Ф.Кони).

а) хорошо знать предмет, о котором говоришь;

б) знать родной язык с его богатством, гибкостью;

в) быть искренним;

г) уметь убедить судей и присяжных заседателей.

6) Кто пополнил сюжет романа Л.Н. Толстого «Воскресение»?

а) Кони; в) Плевако;

б) Арсеньев; г) Андреевский.


  1. «Это был человек, у которого ораторское искусство переходило во вдохновение»:

а) Урусов; г) Пороховщиков;

б) Плевако; д) Спасович.

в) Кони;
8) Без чего немыслимо справедливое правосудие?

а) культуры судебного процесса;

в) индивидуального стиля речи оратора;

б) без красноречия;

г) судебной ораторской морали.
9) Какие три вопроса стоят перед оратором?

а) что сказать; в) кому сказать;

б) где сказать; г) зачем сказать.
10) Надо ли писать судебную речь?

а) да; б) нет; в) нет однозначного ответа
11. К числу проксемических приемов изложения относится:

а) метод контрастной подачи материала;

б) переход от монолога к диалогу;

в) колоритное, эмоциональное вступление;

г) углубленная детализация;

д) наглядность;

е) убедительность;

ж) пафос.

12. Применение зеркала при репетиции:

а) отрабатывает мимику и жесты оратора;

б) имитирует зрительный контакт;

в) прививает манерность и искусственность;

г) задает излишне жесткий и надуманный шаблон поведения;

д) служит неплохой моделью диалога.

13. Репетиция на ходу:

а) позволяет отработать ритм дыхания;

б) способствует концентрации внимания;

в) создает гармонию умственной и физической нагрузок;

г) рассеивает внимание;

д) отводит часть энергии от мозга к ногам.

14. К синей бумаге неба

Приложена Солнца печать... Это:

а) метонимия;

б)гипербола;

в) перифраза;

г) метафора;

д) аллегория.

15. Говорю вам: весь воздух выпью И кометой вытяну язык! Это:

а)синекдоха;

б)гипербола;

в) антономасия;

г) метафора;

д) парадокс.

16. А это — старая ветла,

Она весь век здесь прожила, Не надоест ей никогда Пруда зеленая вода. Это:

а)сравнение;

б) метафора;

в) аллегория;

г) литота;

д) олицетворение;
Вариант № 5

1. Подготовка к выступлению.

Свойства голоса, особенно важные для оратора. Значение паузы в речи оратора.

2. Умение убеждать. Дайте характеристику любой известной вам аудитории по схеме № 4 (см. стр. 14) и любого известного вам оратора, его умения убедить данную аудиторию в чем-либо, подчинить ее своим интересам (см. то же пособие, стр. 89-92).

3. Искусство спора.

Значение закона противоречия.

4. Тесты:
1) Кого считали самым талантливым оратором из рабочих агитаторов и пропагандистов революции 1917г.?

а) Ст. Халтурина; в) И. Бабушкина;

б) П.Заломова; г) П. Алексеева.
2) В какое время наиболее активно развивалось политическое красноречие в России ?

а) конец 19 в.; б) начало 20в.; в) вторая половина 19 в.
3) Кому принадлежит фраза: «Учиться, учиться и учиться!»

а) Луначарскому; г) Свердлову;

б) Ленину; д) Кони;

в) Сталину; е) Бухарину.
4) Кто автор статьи «Об очистке русского языка»?

а) Сталин; в) Киров;

б) Ленин; г) Дзерджинский.
5) Отличительные черты политической ораторской речи – это:

а) ясность; г) правдивость;

б) простота; д) понятность;

в) точность;
6) Назовите два направления в развитии современного ораторского искусства:

а) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации;

б) развитие орнаментального раздела риторики;

в) практическая стилистика;

г) культура речи.

7) Под каким названием развивалась риторика в России (СССР) с 1920 по 1985 гг.?

а) культура речи; б) практическая стилистика; в) стилистика, культура речи.
8) Существует ли единая концепция развития риторики в современной науке?

а) да; б) нет.
9) Кто был инициатором и ответственным редактором научно-популярной серии

«Вопросы культуры речи» (1955-1967 гг.)?

а) Ожегов; г) Щерба;

б) Винокур; д) Ушаков.

в) Виноградов;
10. Речевая роль - это:

а) проекция социальной роли на речевое событие;

б) функция в процессе общения;

в) личностный аспект речевого события.

11. Речевая цель - это:

а) личный интерес участника речевого события;

б) результат, которого желает достичь каждый из собеседников;

в) общее поле интереса оратора и слушателей.

12. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью;

в) содержанием темы;

г) речевой ситуацией;

д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

13. Диалог оратора со слушателями - это прежде всего:

а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;

б) оперативные ответы на вопросы аудитории;

в) духовный контакт оратора и публики;

г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него;

д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей.

14. Артистизм оратора - это:

а) умение подать себя в любой речевой ситуации;

б) тонкая игра на чувствах публики;

в) создание имиджа оратора;

г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды;

д) манипулирование сознанием слушателей.

15. Дружелюбие - это качество оратора, которое:

а) следует проявлять лишь по отношению к друзьям и союзникам;

б) ко всем, в т.ч. и к явным недоброжелателям;

в) заведомым оппонентам следует демонстрировать подчеркнутый нейтралитет;

г) ожидать непременной взаимности;

д) не рассчитывать на нее.
16. Ton «шутка» позволяет:

а) поднять настроение слушателей;

б) сменить тему;

в) безопасно высказать что-то весьма серьезное;

г) уйти от слишком прямой формулировки;

д) отбиться от назойливых расспросов.


Вариант № 6



Риторика митинга.

1. Риторика митинга.

Речевая среда, виды митинга, речевая цель оратора на митинге, в парламенте, речевые роли ораторов на митинге и в парламенте. Какова роль и значение кулуарных ораторов?

2. Умение убеждать. Дайте характеристику любой известной вам аудитории по схеме № 4 (см. стр. 14) и любого известного вам оратора, его умения убедить данную аудиторию в чем-либо, подчинить ее своим интересам (см. то же пособие, стр. 89-92).

3. Искусство спора.

Спор, дискуссия, диспут, дебаты, прения, полемика – дать характеристику этим разновидностям словесных состязаний.

4. Тесты:

  1. Ритор – это:

а) человек, выступающий перед аудиторией;

б) учитель риторики;

в) ищущий речи для выступления.
2) Этический ритор- это человек, обладающий:

а) честностью; г) компетентностью; ж) предусмотрительностью.

б) ответственностью; д) скромностью;

в) добросовестностью; е) доброжелательностью;
3) Риторическое построение включает:

а) изобретение; г) память ж) поведение ритора.

б) расположение; д) действие;

в) элокцию; е) произношение;
4) Риторическая аргументация – это:

а) система доказательств в речи оратора; г) приемы и способы построения

б) теория аргументации; аргументационной конструкции

в) универсальная аргументация;
5) Виды аргументов:

а) эпидейктические; в) аргумент направления;

б) совещательные; г) судительные.
6) Структура речи включает:

а) начало; г) систему аргументации;

б) середину; д) вступление.

в) конец;
7) Элокуция - это:

а) создание текста выступления;

б) произнесение речи;

в) словесное выражение главной мысли.
8) Функциональные стили языка - это:

а) обиходно-разговорный; г) научный; ж) стиль отдельного произведения;

б) документально-деловой; д) публицистический; з) авторский стиль.

в) художественный; е) церковно-славянский;
9) Качества стиля:

а) правильность; г) уместность; ж) гармоничность.

б) ясность; д) лёгкость;

в) точность; е) живость;
10) Лексические средства, это:

а) современные слова; г) термины;

б) архаизмы; д) общелитературные слова.

в) неологизмы;


11. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией:

а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления;

б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы;

в) выбора новой темы из данного веера.

12. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением об­стоятельств, когда эти темы могут быть задействованы:

а) в данной речи;

б) в последующей дискуссии по данному выступлению;

в) в других речах и дискуссиях по ним.

13. Какие топы и почему были использованы:

а) при формировании веера тем;

б) при выборе предпочтительной темы из готового веера?

14. Правильнее всего поступает тот оратор, который:

а) радуется удаче своего выступления и горюет при неудаче;

б) и к успеху, и к провалу относится с олимпийским спокойствием;

в) сдержан в оценке успеха, но чувствителен к поражению;

г) радуется успеху и спокойно воспринимает провал;

д) предпочитает сначала успокоиться и лишь затем рассуждать об итогах своего вы­ступления.
15. Прием психологической самонастройки оратора, называемый правилом тетерева.

(если промахнусь, то потеряю только патрон, но не жизнь), позволяет:

а) объективно оценить итоги собственного выступления;

б) верно спрогнозировать их;

в) правильно оценить поведение аудитории;

г) сберечь собственные нервы;

д) уточнить свою речевую роль при последующих выступлениях;

е) не робеть перед публикой;

ж) успешно вести полемику.

16. Из всех вариантов реакции аудитории на выступление лучше всего быть готовым к:

а) горячей поддержке;

б) освистыванию;

в) равнодушию;

г) поляризации мнений;

д) критическим репликам и вопросам;

Вариант № 7



1. Речевые модели, позволяющие влиять на феномен митингового сознания. «Психологическая ромашка», «Психологический еж», особенности данных моделей, их ценность для оратора и аудитории слушателей. Психологические аспекты произнесенные трехминутных речей.

2. Умение убеждать. Дайте характеристику любой известной вам аудитории по схеме № 4 (см. стр. 14) и любого известного вам оратора, его умения убедить данную аудиторию в чем-либо, подчинить ее своим интересам (см. то же пособие, стр. 89-92).

3. Искусство спора. Значение закона тождества.

4. Тесты:

  1. Риторика – наука о …

2) Ритор –это…

3) Выдающиеся ораторы Древней Греции:…

4) Выдающиеся ораторы Древнего Рима:…

5) Выдающиеся ораторы России:…

6) Автор основополагающего труда по риторике в России – это:..

7) Риторическое построение –это:…

8) Индивидуальный стиль – это: …

9) Фигуры речи –это:.

10) Автор высказывания:

- «Пришёл, увидел, победил» -…

- «Что сказать, где сказать, как сказать»-…

- «Задача оратора – поучать, возбуждать, услаждать»-…
11. Стремление поглубже узнать собеседника успешнее всего реализуется, когда:

а) собеседника загоняют в угол жесткими вопросами;

б) дают ему говорить что угодно и сколько угодно, не вмешиваясь в его монолог;

в) задают с невинным видом острые вопросы;

г) чередуют принципиальные вопросы с пустяками;

д) выдают свои секреты в расчете на взаимность.

12. Различные виды беседы отличаются друг от друга прежде всего:

а) речевой средой;

б) речевой ситуацией;

в) речевыми ролями собеседников;

г) их речевыми целями;

д) содержанием;

е) манерой речевого поведения;

ж) лексикой;

з) функциональным стилем.

13. Непринужденная дружеская беседа - это:

а) стремление узнать от друга побольше новостей;

б) узнать мнение друга об известных вам фактах;

в) получить совет;

г) получить утешение;

д) окунуться в атмосферу душевного тепла и человечности;

е) найти взаимопонимание;

ж) получить одобрение своих действий;

з) попросить о конкретной помощи.

14. Проблемная беседа — это:

а) ответ на бытовые нужды;

б) ответ на производственные нужды;

в) способ стряхивания стресса;

г) способ уйти от индивидуальной ответственности;

д) действие по принципу :j-w хорошо, а два (три и т.д.) лучше;

е) стремление показать свою компетентность;

ж) средство управления людьми.

15. Ознакомительная беседа - это:

а) удовлетворение невинного любопытства;

б) дань вежливости;

в) страховка от неприятностей;

г) вариант светской беседы;

д) вариант проблемной беседы;

е) вариант информационной беседы;

ж) вариант деловой беседы;

16. К функциям тропов относятся:

а) выявление логических связей между сообщаемыми фактами;

б) структурирование речевого материала;

в) обогащение образно-эмоционального строя речи;

г) передача скрытого смысла (метасообщение).


Вопросы к экзамену по курсу «Общая риторика»

  1. Риторика и её назначение в современном обществе.

  2. Взаимосвязь риторики с другими науками.

  3. Структура риторики.

  4. Ораторская речь как разновидность живого общения.

  5. Состав предварительной рефлексии.

  6. Требования, предъявляемые к теме ораторского выступления.

  7. Типы речей. Современная классификация жанров красноречия.

  8. Оценка оратором объекта выступления.

  9. Назначение и состав инвенции.

  10. «Технические» и «нетехнические» способы убеждения.

  11. «Нетехнические» способы убеждения и правила их использования в речи.

  12. Виды риторических аргументов.

  13. Выбор частей инвенции относительно объекта предстоящего выступления.

  14. Состав диспозиции.

  15. Приёмы и методы логического развёртывания материала.

  16. Виды выступлений в ораторской речи.

  17. Цели и задачи заключительной части речи.

Принципы расположения аргументов в ораторской речи.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М.(различные издания).

  2. Александров Д.Н. Риторика.- М.,1999.

  3. Александров Д.Н. Практикум по риторике. – Калуга, 1998.

  4. Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики.- М., 1991.

  5. Белостоцкая Н.Г. Ораторское искусство. – М., 1978.

  6. Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996.

  7. Вомперский В.П. Риторика в России.17-18вв. –М., 1988.

  8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980.

  9. Граудина Л.К. Культура русской речи. – М., 1999.

  10. Граудина Л.К. и др. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

  11. Гурвич С.С. и др. Основы риторики. – Киев, 1988.

  12. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.

  13. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980.

  14. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1995.

  15. Кузнецова Т.И. и др. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.

  16. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996.

  17. Михневич А.Е. Ораторское искусство как вид общественной деятельности. – М., 1981.

  18. Ножин Е.А. Основы ораторского искусства. – М.(различные издания).

  19. Ораторское искусство лектора. – М., 1984.

  20. Об ораторском искусстве. – М., 1958.

  21. Ораторское искусство лектора: Хрестоматия. – М., 1986.

  22. Риторика и стиль. М., 1984.

  23. Судебное красноречие. – М., 1992.

  24. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1993.

  25. Чарторицкая Т.В. Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11вв/Сокровища древнерусской литературы – М.,1987.

  26. Словари и справочники по произношению, сочетаемости слов, по русской фразеологии и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта №14. 740. 11....
«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconЭкономики, статистики и информатки
Муштук О. З. Основы общей риторики. Переработанное и дополненное переиздание одноименного учебного пособия Киселева Е. А. (1951-2004...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconОтчет о результатах самообследования калининградского филиала государственного...
Калиниградский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «московский государственный...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconФедеральная служба государственной статистики умо вузов российской...
Московский государственный университета экономики, статистики и информатики (мэси)
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconПоложение о кафедре Редакция 2
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики,...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconАкадемия стандартизации метрологии и сертификаци
Е образовательноЕ учреждениЕ высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации
Е образовательноЕ учреждениЕ высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики...
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconМетодические рекомендации по подготовке и выполнению вкр министерство...
Фгбоу впо «Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconПояснительная записка Учебная программа дополнительных образовательных услуг «Оператор эвм»
Филиал гоу впо “московский государственный университет экономики статистики и информатики (мэси)”
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconМетодические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной...
Фгбоу впо «Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по курсу «Общая риторика» iconМетодические указания по выполнению экзаменационной работы по дисциплине...
Е образовательноЕ учреждениЕ высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск