Скачать 195.31 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Дивовская средняя общеобразовательная школа» Мглинского муниципального района Брянской области Согласовано Утверждаю Зам. директора по УВР Директор школы____________(Л.П. Кривошеева) ________________(Т.Н. Белоножко) Приказ № ___________от_______________2011 г. « » _______________ 2011 г. Рабочая программа по литературе 5 класс Разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России, примерной программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (базовый уровень).- М., 2006 г. и авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 –11 классы). Авторы: Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) Сроки реализации -2011 – 2012 уч. год Разработал учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна Пояснительная записка Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и скорректирована с учётом особенностей класса Структура рабочей программы соответствует «Программе по литературе (5-11)», составленной Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. – Москва, «Дрофа», 2009. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ «Литература 5 класс», автор-составитель: Курдюмова Т.Ф, Москва, « Дрофа», 2009. Учебный план школы предлагает планирование этого курса (из расчёта 2 урока в неделю) 70 часов, что соответствует распределению часов данной Программой общеобразовательных учреждений, разработанной Министерством образования России на основе обязательного минимума среднего общего образования и Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования. Учебное время распределено по усмотрению учителя, так как данная Программа общеобразовательных учреждений, составленная Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. Марьиной, дает право учителю выбора. Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на изучение произведений отводится 59 часов, для проведения уроков развития речи – 5 часов, уроков внеклассного чтения – 6 часов. Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность: он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, а также готовит каждого ученика к жизни в обществе, для того чтобы он осознал свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи. Осваивая программу, ученик накапливает не только читательский багаж, но и учится понимать взаимоотношения людей. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова. Это специальные цели преподавания. Для данного класса характерно индивидуальные формы обучения, так как учащиеся этого класса имеют слаборазвитое внимание и не умеют сосредотачивать его, у них неплохая память, довольно узкий читательский кругозор, не все дети способны выполнять самостоятельные творческие работы, не могут сосредоточиться на работе, тем самым подтверждая мысль, что индивидуальный подход в этом классе просто необходим. Цели и задачи курса Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и в человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. Во-первых, с учетом принципов системности, научности, а главное, доступности и преемственности построить преподавание таким образом, Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. Во-первых, с учетом принципов системности, научности, а главное, доступности и преемственности построить преподавание таким образом, чтобы совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения Во-вторых, уровень выпускника должен соответствовать требованиям Программы общеобразовательных учреждений:
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. Главной целью литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения – сюжет. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 5 класса – «Сюжет литературного произведения». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования, одновременно запланировано знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними. Особенности методики преподавания курса в 5 классе
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя. 5 КЛАСС Ученик должен знать: — авторов и содержание изученных художественных произведений; — основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.); уметь: — воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; — пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений; — использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их; — отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.); — использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения; — работать с доступным справочным материалом; — видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению). Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Литература для учителя: 1. Курдюмова, Т. Ф. Литература: Программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – Москва, Дрофа, 2009. 2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2009. 3. Н.В. Егорова «Универсальные поурочные разработки по литературе» 5 класс. Москва, «ВАКО», 2011 г 4. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2007; 5. Литература 5 класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель» 2007 6. В. Г. Петрович, Н. М. Петрович. Поурочное планирование. Литература 5 класс. Саратов «Лицей» 2002. 7. Егорова Н.В. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы. Москва, «ВАКО», 2011. 8. Е. М. Мордес. «Искать, пробовать, обучать...» Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе 5-11 классы. Волгоград «Учитель-АСТ»,2002 год. 9. Электронное пособие «Русский язык. Литература. Тематическое планирование. Издательство «Учитель», 2010 год. 10. Электронное пособие «Рабочие программы по литературе 5-11 классы. По программе Т. Ф. Курдюмовой». Издательство «Учитель», 2010 год. 11. Электронное пособие «Литература. Поурочные планы 5-6 классы». Издательство «Учитель», 2010 год. Литература для учащихся
Курдюмова. – Москва, Дрофа, 2009.
|
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Программа по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,... | Рабочая программа по литературе 10 класс Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;... | ||
Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н ... | Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004) по примерной программе основного образования... | Рабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене... Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального компонента Государственного стандарта основного... | ||
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | Рабочая программа по литературе. 6 Класс «Б» Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина 1 составлена... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература... | Рабочая программа по литературе 5 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе... | ||
Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной |