№ урока
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
| Тема урока.
| Дата
| Теория литературы
| Домашнее задание.
|
1.
| Беседа. Тестирование.
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
| Роды литературы
Эпос
Лирика
Драма
| Стр.4 вопр.1-3
|
2.
| Рассказ учителя. Беседа
| Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях
|
| Предания
| Стр.6-9 прочитать вопр.1-2
|
3.
| Рассказ учителя. Беседа
| Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.
|
| Былина
Нравственные идеалы
| Стр.10-16 пересказ.
|
4.
| Урок внеклассного чтения.
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Новгородский цикл былин.
|
| Поэтическая интонация
| Стр.22-34 выразит. чтение
|
5.
| Рассказ учителя. Беседа
| Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.
|
| Пословица
Поговорка
| Стр.35-43 выписать в тетрадь пословицы
|
6.
| Рассказ учителя. Беседа
| Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
|
| Летопись
летописец
| Стр.43-47. прочитать проанализировать
|
7.
| Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.
|
| Архаизм
| Стр.47-56 вопр.1-3
|
8.
| Урок развития речи.
| Подготовка к письменной работе на одну из тем:1. Народная мудрость в произведениях УНТ.
2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.
3.Что воспевает народ в героическом эпосе?.
4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
|
|
| Закончить письменную работу.
|
9.
| Рассказ учителя. Практикум.
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия...». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.
|
| Жанр оды
| Стр.57-59 реферат
Стр.60 выразит.чтение.
|
10.
| Рассказ учителя. Беседа
| Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленьи...» «На птичку...» «Признание». Философские размышления о смысле жизни.
|
| Философские мотивы в поэзии
| Стр.62 вопр.1-3
|
11
| Рассказ учителя. Беседа
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России . «Полтава».Мастерство в изображении Полтавской битвы., прославление мужества и отваги русских солдат.
|
| Антитеза
Прототип
| Стр.70-75 реферат
Прочитать «Полтаву» Вопр.1-3.
|
12.
| Рассказ учителя. Беседа
| А.С.Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства к любви к Родине. Прославление деяний Петра1. Образ автора в отрывке из поэмы.
|
|
| Стр.70-72 выразит.чтение
|
13.
| Беседа. Практикум
| А.С.Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе.
|
| Баллада. Особенности содержания и формы.
| Стр.80-84 Разобраться в прочит.
|
14.
| Урок развития речи.
| А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина».
|
| Анализ произведения
| Стр.87-94.вопр.1-4.
|
15.
| Беседа
| А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.
|
| Гуманизм повести
| Прочитать повсть. рассказать о главном герое
|
16
| Практикум.
| Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
|
| Понятие повести
| Анализ эпизода
|
17
| Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича... «Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
|
| Стихотворные размеры ритм
| Стр.116-132 выразит.чтение вопр.1-6.
|
18.
| Беседа. Практикум
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне...»
|
|
Особенности сюжета и художественной формы.
| Хар-ка героев «Песни...»
|
19.
| Практикум.
| М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов
|
| Двусложные размеры стихотворения
| Выучить наизусть
|
20
| Урок контроля.
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
|
|
|
|
21.
| Рассказ учителя. Беседа
| Н.В.Гоголь. слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу.
|
| Жанры эпоса.
| Стр.140-142 реферат
Прочитать повесть
|
22
| Обучение устному рассказу.
| Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей в повести Гоголя.
|
| Литературный герой
| Остап и Андрий. Сравнит. хар-ка
|
23
| Урок развития речи.
| Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров(по повести Гоголя «Тарас Бульба»).
|
| Кульминация
Диалог
Монолог
| Образ Тараса.
Картины природы
|
24.
| Рассказ учителя. Беседа
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.
|
| Рассказ
Повесть
Роман
| Стр.209-212
Хар-ка героев рассказа
|
25
| Урок развития речи.
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра
|
| Стихотворения в прозе.
| Выучить наизусть выборочно
|
26
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.
|
| Поэма
| Прочитать поэму, ответить на вопросы
|
27.
| Урок внеклассного чтения.
| Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа.
|
| Метафора
Инверсия
| Судьба народа в произвед. Некрасова.
|
28.
| Урок внеклассного чтения.
| А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.
|
| Интонация
Композиция
| Прочитать баллады, рассказать о конфликте
|
29.
| Рассказ учителя. Беседа
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки...». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.
|
| Сатира
Юмор
Гипербола
| Прочитать сказки
Сделать анализ одной из сказок
|
30.
| Урок развития речи.
| М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина.»
|
| Гротеск
| Стр.270 вопр.1-4
|
31.
| Урок контроля.
| Литературный ринг «проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова,
Салтыкова-Щедрина».
|
|
|
|
32.
| Рассказ учителя. Беседа
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
|
| Автобиография.
| Стр.374-276 реферат
Прочитать «Детство».
|
33.
| Беседа Обучение устному рассказу.
| Главный герой повести Л.Н, Толстого «Детство.»Его чувства, поступки и духовный мир.
|
| Герой литературного произведения
| Хар-ка героя
|
34.
| Рассказ учителя. Беседа
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.
|
| Завязка
Идея
| Прочитать рассказ «Цифры».
|
35.
| Урок развития речи.
| И.А.Бунин «Лапти.» Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Толстого и Бунина.
|
| Подтекст
Портрет
| Прочитать рассказ»Лапти»стр.26 вопр.1-3.
|
36.
| Рассказ учителя. Беседа
| А.П.Чехов Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.
|
| Средства художественной выразительности
| Стр3-6 реферат
|
37
| Практикум.
| Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон».
|
| Юмор
Сатира
| Прочитать рассказы Чехова, худож. пересказ
|
38
| Беседа
| Два лица России в рассказе Чехова «Злоумышленник».
|
|
|
|
39.
| Урок внеклассного чтения.
| Смех и слезы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня» и др.
|
|
|
|
40
| Практикум.
| Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
|
|
| Выучить наизусть на выбор
|
41.
| Рассказ учителя. Беседа
| М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
|
|
| Стр.37-39 реферат, прочитать «Детство» до конца, ответить на вопросы 1-5
|
42.
| Беседа
| «Яркое, здоровое ,творческое в русской жизни: бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.
|
| Портрет
| Дать характеристику героям повести
|
43.
| Практикум.
| Обучение анализу эпизода из повести Горького. Портрет как средство характеристики героя.
|
| Анализ эпизода.
| Анализ эпизода.
|
44
| Урок внеклассного чтения.
| «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького. Романтический характер легенды
|
| Романтические произведения
| Стр.108 вопр.1-4
|
45
| Рассказ учителя. Беседа
| В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное происшествие...» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.
|
| Ритм
Рифма Своеобразие худож. формы
| Стр.121-130 реферат
Выразит.чтение
|
46
| Урок внеклассного чтения.
| В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям.» Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира героя
|
| Лирический герой.
| Стр.132 вопр.1-4.
|
47.
| Рассказ учителя. Беседа
| Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечность как критерии нравственности человека.
|
| Гуманистический пафос
| Стр109 пересказ «История Кусаки».
|
48.
| Рассказ учителя. Беседа
| А.ППлатонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота героя. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
|
| Рецензия
Ритм
Риторика
| Стр.134-136 пересказ
|
49.
| Урок внеклассного чтения.
| А.А.Платонов. « В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.
|
|
| Прочитать рассказ Платонова.
|
50.
| Урок развития речи.
| Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»(по произведениям писателей 20 века.)
|
|
| Написать сочинение.
|
51
| Рассказ учителя. Беседа Практикум.
| Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
|
| Поэтический образ
| Выучить наизусть
|
52.
| Урок контроля
| Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения
|
|
|
|
53.
| Урок внеклассного чтения.
| Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского.
|
| Интервью
| Стр.157-164 вопр.1-2
|
54.
| Рассказ учителя. Беседа
| Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.
|
| Литературная традиция.
| Стр.165-172 пересказ
|
55.
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум
| Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Подготовка к домашнему сочинению.
|
| Целостный анализ эпического рассказа.
| Написать сочинение
|
56
| Урок внеклассного чтения.
| Ю.П.Казаков. слово о писателе. «Тихое утро».Герои рассказа и их поступки.
|
|
| Стр186-201 дать хар-ку героям рассказа
|
57.
| Урок внеклассного чтения.
| Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятие окружающего мира.
|
|
| Стр.212 выучить наизусть на выбор
|
58.
| Рассказ учителя. Беседа
| А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике Твардовского.
|
| Лирический герой.
| Стр.149-156 выразит. чтение
|
59.
| Урок внеклассного чтения.
| Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.
|
| Публицистика
Мемуары
| Стр.204-210 разобраться в прочитанном
|
60.
| Рассказ учителя. Беседа
| М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда» Смешное и грустное в рассказах писателя.
|
|
| Прочитать рассказы Зощенко
|
61.
| Урок внеклассного чтения.
| Песни на слова русских поэтов 20 века
|
| Лирические размышления
| Подготовить любимые произведения
|
62.
| Рассказ учителя. Беседа
| Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Слово о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.
|
|
| Расул Гамзатов .Стихи.
|
63.
| Рассказ учителя. Беседа
| Р.Бернс. Слово о поэте «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности.
|
|
| Стр.220-223 выразит. чтение
|
64.
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум.
| Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины.
|
|
| 225-226 выразит. чтение
|
65.
| Практикум.
| Японские хокку. Особенности жанра.
|
| Жанр японских хокку
| Стр.227 выразит чтение, составить свои хокку
|
66
| Семинар
| Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары Волхов».
|
|
| Стр.254-262 пересказ
|
67
| Урок внеклассного чтения.
| Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
|
| Писатель-фантаст
Фантастика как жанр
| О чем предупреждает писатель.
|
68
| Беседа.
| Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.
|
|
| Задание на лето.
|