Скачать 93.01 Kb.
|
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Роман «Преступление и наказание» – единственное произведение Достоевского, в нарративе которого представлены все фазы архетипического сюжета блудного сына в его метафизическом срезе (от его отпадения от Дома Отца до духовного воскресения – возвращения к Богу в эпилоге). В результате последовательно проведенной авторской стратегии в романе возникает «притчевое поле», вбирающее в себя родственные идее притчи о блудном сыне евангельские императивы о мытаре, о блуднице, о Лазаре, а также историю крестного пути Христа1. Заданная в «Преступлении и наказании» притчевая парадигма не получила столь полного воплощения в следующих четырех романах писателя. Мотив блудного сына, пронизывая всё творчество Достоевского, воплощается в сюжетах его произведений в различных вариантах сочетания структурных элементов притчи. При анализе созданного Достоевским алломотива обнаруживаются авторские предпочтения и пристрастия в изображении и интерпретации определенных фаз архетипического сюжета. Особый интерес для Достоевского представляют психологические коллизии, связанные с фазами искушения плоти и духа персонажа после его ухода (отпадения от Бога) и возвращения – нравственного воскресения после покаяния, что объясняется христианскими воззрениями писателя и его пониманием основной мысли всего искусства девятнадцатого столетия. По Достоевскому: «Это мысль христианская и высоконравственная; формула ее – восстановление погибшего человека…» (20, 28). В нарративной структуре романов Достоевского мотив блудного сына контаминирует с другими мотивами, восходящими к библейским сюжетам (искушения Иова, испытания веры Авраама, искушения Христа в пустыне и др.) и агиографической литературе, в которых искушение составляет основу нарратива. Таким образом, Достоевским устанавливается глубинная связь между указанными сюжетами и содержанием притчи о блудном сыне, где фаза искушения только намечена в тринадцатой строфе. В следующих романах «пятикнижия» акцент делается на изображении фазы искушения в соответствии с представлениями писателя о современном состоянии мира и позиции в нем русского бездомного скитальца. Фаза искушения, свернутая в притче о блудном сыне до размера одной фразы, разворачивается у Достоевского в повествование, имеющее «в подкладке» метафизический план изображения, на создание которого направлена авторская дискурсивная стратегия в романах «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», в разное время разными исследователями рассматриваемых как романы искушений (К. В. Мочульский, Г. К. Щенников, Л. И. Сараскина, В. К. Кантор). Исследование эксплицитных и имплицитных форм функционирования авторского дискурса в тексте Достоевского, репрезентирующего авторские интенции и идеологические и эстетические установки, представляется перспективным направлением в изучении текста Достоевского, позволяющим трактовать его с учетом авторской парадигмы. В заключение учебного пособия предложены примерные планы, которые могут стать руководством к самостоятельной разработке тем, связанных с проблемой авторского дискурса и нарративных стратегий в произведениях Ф. М. Достоевского, в виде рефератов, сообщений, письменных работ или устного обсуждения на практических или лабораторных занятиях. Литературу для раскрытия тем необходимо подобрать самостоятельно, опираясь на библиографические списки, представленные в конце каждой из глав настоящего пособия. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕМА I АВТОРСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО ФОРМЫ В ПОВЕСТИ «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» 1.Обсуждение вопроса об авторском присутствии в литературоведении (автор и подпольный парадоксалист). 2. Нарративная структура «Записок из подполья». 2.1. Примечание и послесловие автора. 2.2. Федор Достоевский – концепированный или биографический автор? 2.3. Подпольный парадоксалист как нарратор.
3. Форма и содержание философского дискурса: парадоксалист как «квазиавторская фигура». 4. Притчевое начало в нарративе повести. 4.1. Притчевая стратегия в изображении динамики духовного развития героя (уход / обособление – искушение / грехопадение – покаяние / исповедь как наказание – возвращение / признание «живой жизни»). 4.2. Черты притчевого нарратива:
ТЕМА II ДИНАМИКА НАРРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ АВТОРА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
2.1. Пространственная «точка зрения» автора:
ТЕМА III СТРУКТУРА НАРРАТИВА И НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В РОМАНЕ «ИДИОТ» 1. «Первичный автор» и «фиктивный автор». 1.1. Источник наррации в тексте: «всеведущий автор» или неперсонифицированный рассказчик?
2. Персонажи-нарраторы: 2.1. «Слово» Мышкина: автор и герой; 2.2. Рогожин: исповедь блудного сына; 2.3. «Необходимое объяснение» Ипполита Терентьева как «вторичный нарратив»; 3. «Псевдонарративы» и их функции в тексте:
4. Позиция автора в эпилоге. ТЕМА IV МОТИВНАЯ ПАРАДИГМА АВТОРСКОГО ДИСКУРСА В «ЗАПИСКАХ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА»
(зима – весна – лето / смерть – воскресение – жизнь).
3.1.«Будьте как дети…»: мотив детскости в структуре характеров каторжан. 3.2. Демонические характеры (тип Люцифера и тип Ахримана). 3.3. Мотив милосердия. 4. Мотив воскресения в повествовательной структуре романа. 4.1. Форма исповеди и духовное преображение рассказчика. 4.2. Мотив воскресения и композиция «Записок…» 4.3. Христианские праздники (от Рождества к Пасхе). ТЕМА V МОТИВ ДОМА В РОМАНЕ «ИДИОТ»
ТЕМА VI МОТИВ ИСКУШЕНИЯ В РОМАНЕ «ИДИОТ»
ТЕМА VII МОТИВ БЛУДНОГО СЫНА В РОМАНЕ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
ТЕМА VIII МОТИВ МИЛОСЕРДИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО 1. Мотив милосердия в системе христианских мотивов творчества Достоевского. 2. Функционирование мотива милосердия: от «Бедных людей» к «Униженным и оскорбленным». 2.1. Формирование мотива в раннем творчестве Достоевского («Бедные люди»). 2.2. Новая трактовка мотива милосердия в «Записках из Мертвого дома». 2.3. Христианский идеал милосердия в романе «Униженные и оскорбленные». 3. Трансформация мотива милосердия в «великом пятикнижии» Достоевского. 3.1. Мотив милосердия и идея сильной личности в романе «Преступление и наказание». 3.2. Столкновение христианского идеала милосердия с собственнической психологией в романе «Идиот». 3.3. Мотив милосердия в романе «Бесы». 3.3.1. Психологический феномен благодетеля. 3.3.2. Милосердие и идея «гордого человека». 3.4. Мотив милосердия и ротшильдовская идея в романе «Подросток». 3.5. Идея милосердия в художественной системе романа «Братья Карамазовы»: басня о луковке как центр нравственной парадигмы. 1 В качестве альтернативных текстов в роман включены также сцены Страшного суда (в монологе Мармеладова) и Апокалипсиса (в эпилоге). |
Исследование цветовой гаммы исследование естественного освещения... Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами | Реферат Тема: «Издержки предприятия. Значение имплицитных (внутренних)... Целью данной работы является рассмотрение одной из актуальнейших проблем деятельности предприятий издержкам | ||
Исследование социально-экономических и политических процессов рабочая... Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной... | Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | ||
Исследование деятельности зрительной системы Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны | Отчет о результатах клинического исследования, проведеного по ограниченной... «Открытое исследование по изучению эффективности и переносимости препарата лома люкс псориаз, раствор для внутреннего применения... | ||
Исследование экономической эффективности новых форм и способов информационного... Совершенствование организации, управления в сфере гостеприимства и туризма в условиях рынка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснение. Эпиграф к уроку: "Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно" (М. В. Ломоносов). Часть урока – исследование.... | ||
Исследование институтов предпринимательства в мировой экономической... Классификация организационно-правовых форм предприятий в современной рыночной экономике 8 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания уроков для дальнейшего использования... | ||
Исследование извлечь нечто «из следа» Исследование – извлечь нечто «из следа», т е восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в... | Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов... Исследование интенсивности движения, с учетом состава транспортного потока. Определение пропускной способности многополосной проезжей... | ||
Программа курса содержание программы раздел 1 переговорный процесс... Отличие переговорного процесса от других форм делового общения. Исследование феноменов переговорного процесса в современной социальной... | Исследование операций и системный анализ Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра,... | Реферат 89 стр., 4 рис., 1 табл., 69 источников регион, промышленность,... Цель работы исследование форм, методов и механизмов формирования и реализации региональной промышленной политики в современных российских... |