Исследование эксплицитных и имплицитных форм





Скачать 93.01 Kb.
НазваниеИсследование эксплицитных и имплицитных форм
Дата публикации09.04.2015
Размер93.01 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Роман «Преступление и наказание» – единственное произведение Достоевского, в нарративе которого представлены все фазы архетипического сюжета блудного сына в его метафизическом срезе (от его отпадения от Дома Отца до духовного воскресения – возвращения к Богу в эпилоге). В результате последовательно проведенной авторской стратегии в романе возникает «притчевое поле», вбирающее в себя родственные идее притчи о блудном сыне евангельские императивы о мытаре, о блуднице, о Лазаре, а также историю крестного пути Христа1.

Заданная в «Преступлении и наказании» притчевая парадигма не получила столь полного воплощения в следующих четырех романах писателя. Мотив блудного сына, пронизывая всё творчество Достоевского, воплощается в сюжетах его произведений в различных вариантах сочетания структурных элементов притчи. При анализе созданного Достоевским алломотива обнаруживаются авторские предпочтения и пристрастия в изображении и интерпретации определенных фаз архетипического сюжета.

Особый интерес для Достоевского представляют психологические коллизии, связанные с фазами искушения плоти и духа персонажа после его ухода (отпадения от Бога) и возвращения – нравственного воскресения после покаяния, что объясняется христианскими воззрениями писателя и его пониманием основной мысли всего искусства девятнадцатого столетия. По Достоевскому: «Это мысль христианская и высоконравственная; формула ее – восстановление погибшего человека…» (20, 28).

В нарративной структуре романов Достоевского мотив блудного сына контаминирует с другими мотивами, восходящими к библейским сюжетам (искушения Иова, испытания веры Авраама, искушения Христа в пустыне и др.) и агиографической литературе, в которых искушение составляет основу нарратива. Таким образом, Достоевским устанавливается глубинная связь между указанными сюжетами и содержанием притчи о блудном сыне, где фаза искушения только намечена в тринадцатой строфе. В следующих романах «пятикнижия» акцент делается на изображении фазы искушения в соответствии с представлениями писателя о современном состоянии мира и позиции в нем русского бездомного скитальца.

Фаза искушения, свернутая в притче о блудном сыне до размера одной фразы, разворачивается у Достоевского в повествование, имеющее «в подкладке» метафизический план изображения, на создание которого направлена авторская дискурсивная стратегия в романах «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», в разное время разными исследователями рассматриваемых как романы искушений (К. В. Мочульский, Г. К. Щенников, Л. И. Сараскина, В. К. Кантор).

Исследование эксплицитных и имплицитных форм функционирования авторского дискурса в тексте Достоевского, репрезентирующего авторские интенции и идеологические и эстетические установки, представляется перспективным направлением в изучении текста Достоевского, позволяющим трактовать его с учетом авторской парадигмы.

В заключение учебного пособия предложены примерные планы, которые могут стать руководством к самостоятельной разработке тем, связанных с проблемой авторского дискурса и нарративных стратегий в произведениях Ф. М. Достоевского, в виде рефератов, сообщений, письменных работ или устного обсуждения на практических или лабораторных занятиях. Литературу для раскрытия тем необходимо подобрать самостоятельно, опираясь на библиографические списки, представленные в конце каждой из глав настоящего пособия.


ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА I

АВТОРСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО ФОРМЫ

В ПОВЕСТИ «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ»

1.Обсуждение вопроса об авторском присутствии в литературоведении (автор и подпольный парадоксалист).

2. Нарративная структура «Записок из подполья».

2.1. Примечание и послесловие автора.

2.2. Федор Достоевский – концепированный или биографический автор?

2.3. Подпольный парадоксалист как нарратор.

  • Исповедальное и «литературное» в структуре «Записок».

  • Пародийное начало в «слякотных историях» (тексты Н.В. Гоголя, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова как предмет пародирования).

3. Форма и содержание философского дискурса: парадоксалист как «квазиавторская фигура».

4. Притчевое начало в нарративе повести.

4.1. Притчевая стратегия в изображении динамики духовного развития героя (уход / обособление – искушение / грехопадение – покаяние / исповедь как наказание – возвращение / признание «живой жизни»).

4.2. Черты притчевого нарратива:

  • «безымянность» и типичность героя (один из характеров протекшего недавно времени / некий человек);

  • коммуникативная установка рассказчика на адресный монолог;

  • маскировка исповеди под анекдот;

  • притчеобразные вкрапления (о сознающей мыши; о каменной стене, о хрустальном дворце и т.п.);

  • дидактическая интенция.


ТЕМА II

ДИНАМИКА НАРРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ АВТОРА

В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

  1. От «исповеди» преступника – к рассказу «от себя, а не от него»: нарративная стратегия романа в аспекте динамической поэтики (на материале черновиков к роману).

  2. Условная фигура «автора всеведущего и всезнающего» в романе.

2.1. Пространственная «точка зрения» автора:

  • автор как спутник героя;

  • «рудименты» исповедальной формы повествования;

  • случаи «автономного» функционирования;

  • автор и персонажи «второго ряда».

  1. Формы проявления сознания «концепированного автора» – «квазиавторские фигуры» (А. Жолковский):

    • Соня как «резонёрствующая христианская праведница»;

    • Порфирий Петрович как «сценарист-манипулятор»;

    • «элементы авторства» в структуре образа Свидригайлова.

  2. «Монологизация» авторской позиции в эпилоге:

  • увеличение «удельного веса» голоса автора;

  • авторское психологическое повествование;

  • авторская интроспекция;

  • сон Раскольникова как авторский нарратив;

  • ориентация на притчевый императив в финале.



ТЕМА III

СТРУКТУРА НАРРАТИВА

И НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В РОМАНЕ «ИДИОТ»

1. «Первичный автор» и «фиктивный автор».

1.1. Источник наррации в тексте: «всеведущий автор» или неперсонифицированный рассказчик?

  • Рамки «всеведения».

  • Позиция «наблюдателя».

  • Слухи как источник знания.

  • «Московский» сюжет в нарративе романа.

2. Персонажи-нарраторы:

2.1. «Слово» Мышкина: автор и герой;

2.2. Рогожин: исповедь блудного сына;

2.3. «Необходимое объяснение» Ипполита Терентьева как «вторичный нарратив»;

3. «Псевдонарративы» и их функции в тексте:

  • «пети-жё»;

  • «правдивые истории» генерала Иволгина;

  • «пророчества» Лебедева.

4. Позиция автора в эпилоге.

ТЕМА IV

МОТИВНАЯ ПАРАДИГМА АВТОРСКОГО ДИСКУРСА

В «ЗАПИСКАХ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА»

  1. «Записки из Мертвого дома» и духовные искания Достоевского второй пол. 1850-х – нач. 1860-х гг.

  2. Мотив смерти / воскресения в «Записках из Мертвого дома».

    1. Семантика названия (смысл оксюморона «мертвый дом»).

    2. Структура художественного пространства (сво- бода / неволя).

    3. Духовный мир персонажей (вера / неверие).

    4. Природный цикл и метафизический подтекст

(зима – весна – лето / смерть – воскресение – жизнь).

  1. Библейские мотивы в структуре характеров персонажей.

3.1.«Будьте как дети…»: мотив детскости

в структуре характеров каторжан.

3.2. Демонические характеры (тип Люцифера и тип Ахримана).

3.3. Мотив милосердия.

4. Мотив воскресения в повествовательной структуре романа.

4.1. Форма исповеди и духовное преображение рассказчика.

4.2. Мотив воскресения и композиция «Записок…»

4.3. Христианские праздники (от Рождества к Пасхе).

ТЕМА V

МОТИВ ДОМА В РОМАНЕ «ИДИОТ»

  1. Категория Дома в историософской концепции Достоевского.

  2. Дом в структуре хронотопа романа.

    1. Петербургский дом и его семиотические характеристики: доходный дом / квартира; лестница, порог, угол, гостиная.

    2. Дом – гостиница – дача.

    3. Типология персонажей романа: неординарные и ординарные / бездомные и домохозяева.

    4. Дом Парфёна Рогожина как инфернальное пространство.

  1. Нравственно-философское содержание категории Дома в романе.

    1. Дом и бездомье в этико-философской концепции писателя.

    2. Притча об оставленном доме (Мф., 19: 29) и тип «бездомного скитальца» в романе.

    3. Притча о выметенном доме (Лк., 11: 24–26) и система персонажей романа.



ТЕМА VI

МОТИВ ИСКУШЕНИЯ В РОМАНЕ «ИДИОТ»

  1. Искушение в системе христианской морали и аскетики.

  2. Структура мотива искушения в романе «Идиот».

    1. Искушение бесом богатства.

      1. Мотив купли-продажи в сюжетной линии Настасьи Филипповны.

      2. Искушение Гани Иволгина.

      3. Рогожин как бес-искуситель.

      4. Искуситель и искушаемый в пародийной паре: Лебедев – генерал Иволгин.

      5. Случайное наследство князя Мышкина (искушаем ли Мышкин богатством?)

    2. Мотив искушения женщиной.

      1. Искушение женщиной как центр сюжетных коллизий романа.

      2. Три типа любви в романе.

      3. Христианская любовь князя Мышкина.

    3. Испытание веры.

      1. «Бес» князя Мышкина (мотив искушения Христа в пустыне).

      2. «От этой картины вера может пропасть…»: вера Рогожина.

      3. Ипполит Терентьев как блудный сын.

      4. Толкователь Апокалипсиса (Лебедев).

      5. Православие или католичество – выбор Аглаи.



ТЕМА VII

МОТИВ БЛУДНОГО СЫНА

В РОМАНЕ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

  1. Замыслы Достоевского («Атеизм» и «Житие великого грешника») и работа над романом «Братья Карамазовы».

  2. Сюжет притчи о блудном сыне – зерно замысла романа.

  3. Инверсии и усложнение традиционной притчевой схемы в отношениях отца и сына.

    1. Карамазов-старший как «блудный отец».

    2. Федор Павлович Карамазов и старец Зосима: отец земной и отец духовный.

    3. «Блудный сын» и «отцеубийца» – содержание авторской инверсии.

    4. «Сын за отца…»: капитан Снегирёв и его сын Илюшечка.

  1. Структурные элементы мотива блудного сына в историях братьев.

    1. «Блуд» и «возвращение» Дмитрия Карамазова.

    2. Иван Карамазов как «русский бездомный скиталец».

    3. Искушения Алеши Карамазова: замысел и воплощение.

  2. Мотив блудного сына в житии старца Зосимы (кн. Русский инок).



ТЕМА VIII

МОТИВ МИЛОСЕРДИЯ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО

1. Мотив милосердия в системе христианских мотивов творчества Достоевского.

2. Функционирование мотива милосердия:

от «Бедных людей» к «Униженным и оскорбленным».

2.1. Формирование мотива в раннем творчестве Достоевского («Бедные люди»).

2.2. Новая трактовка мотива милосердия

в «Записках из Мертвого дома».

2.3. Христианский идеал милосердия

в романе «Униженные и оскорбленные».

3. Трансформация мотива милосердия

в «великом пятикнижии» Достоевского.

3.1. Мотив милосердия и идея сильной личности

в романе «Преступление и наказание».

3.2. Столкновение христианского идеала милосердия

с собственнической психологией в романе «Идиот».

3.3. Мотив милосердия в романе «Бесы».

3.3.1. Психологический феномен благодетеля.

3.3.2. Милосердие и идея «гордого человека».

3.4. Мотив милосердия и ротшильдовская идея

в романе «Подросток».

3.5. Идея милосердия в художественной системе романа «Братья Карамазовы»: басня о луковке как центр нравственной парадигмы.


1 В качестве альтернативных текстов в роман включены также сцены Страшного суда (в монологе Мармеладова) и Апокалипсиса (в эпилоге).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconРеферат Тема: «Издержки предприятия. Значение имплицитных (внутренних)...
Целью данной работы является рассмотрение одной из актуальнейших проблем деятельности предприятий издержкам
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование социально-экономических и политических процессов рабочая...
Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной...
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование деятельности зрительной системы
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconОтчет о результатах клинического исследования, проведеного по ограниченной...
«Открытое исследование по изучению эффективности и переносимости препарата лома люкс псориаз, раствор для внутреннего применения...
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование экономической эффективности новых форм и способов информационного...
Совершенствование организации, управления в сфере гостеприимства и туризма в условиях рынка
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснение. Эпиграф к уроку: "Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно" (М. В. Ломоносов). Часть урока – исследование....
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование институтов предпринимательства в мировой экономической...
Классификация организационно-правовых форм предприятий в современной рыночной экономике 8
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания уроков для дальнейшего использования...
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование извлечь нечто «из следа»
Исследование – извлечь нечто «из следа», т е восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в...
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ для студентов...
Исследование интенсивности движения, с учетом состава транспортного потока. Определение пропускной способности многополосной проезжей...
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconПрограмма курса содержание программы раздел 1 переговорный процесс...
Отличие переговорного процесса от других форм делового общения. Исследование феноменов переговорного процесса в современной социальной...
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconИсследование операций и системный анализ
Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра,...
Исследование эксплицитных и имплицитных форм iconРеферат 89 стр., 4 рис., 1 табл., 69 источников регион, промышленность,...
Цель работы исследование форм, методов и механизмов формирования и реализации региональной промышленной политики в современных российских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск