Скачать 51.29 Kb.
|
Стяжкина Диана Ивановна, учитель математики филиала «Михалёвская ООШ» МБОУ «Дмитриевская СОШ» Устьянского р-на Архангельской области. Разработка урока математики в 7 классе. УМК - Макарычев Ю.Н.. Пояснение. Эпиграф к уроку: "Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно" (М.В. Ломоносов). Часть урока – исследование. Исследование можно проводить в физике, географии. Можно исследование вести и в математике. Тема урока: Формулы сокращённого умножения. Цель урока: Формирование умения применять формулы при разложении многочлена на множители учащимися. Задачи урока: 1. Обучающие: научить применять формулы при разложении многочлена на множители, при вычислении рациональным способом. 2. Развивающие: способствовать развитию умения математически правильно излагать свои мысли. Развивать умения учащихся сравнивать формулы. 3. Воспитательные: прививать интерес к изучаемой теме. Ход урока.
Что мы знаем о формулах? Какие формулы вы знаете? Задание 1. Ребята, справа от формул закрепить карточки так, чтобы было верное равенство (записать правую часть формулы): Для чего мы эти формулы изучаем? Ответы детей: а) для разложения на множители; б) для преобразования выражений. Исследование 1. Сейчас проведем исследование с применением этих формул (я - руководитель, у нас будет работать бюро (3 ученика), которым придётся выполнять более сложные преобразования). Начинаем исследование все вместе. Разложите на множители, используя формулы: Какая из этих формул здесь применена? 1. 2. 3. 4. 5. Задание 2. Вычислите рациональным способом, используя формулы сокращённого умножения: Молодцы, вы показали в математическом эксперименте свои знания формул. Кто желает работать в бюро формул сокращённого умножения? Кто из вас выполнит более сложные задания? Практикум. Пояснение: Для составления практической части я использовала "Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре в 9 классе". Задание 1. Разложи на множители: Решение: Ответы: 1б - 1. 1. 1б - 2. 2. 1б - 3. 3. 1б - 4. 4. 1б - 5. 5. 2б - 6. 6. 2б - 7. 7. Задание 2. Найди значение выражение более рациональным способом: 3б - 8. 8. ( 3б - 9. 9. Задание 3. Разложить на множители: 4б - 10. 10. Задание 4. Оцени себя: 5 б. - "3" 9 б. – 15 б. - "4" 19 б. - "5" Кто выполнил практикум, послушаем конструктора бюро. Для каких же выражений мы можем применить формулы? Ребята, в исследовательской лаборатории мы узнали: оказывается, формулы можно использовать для разложения на множители при вычислении. Рефлексия урока (использую рефлексивный экран):
Результаты урока. Всего в классе 12 человек: получили: «5» - 3; «4» - 6; «3» - 3. Литература: 1. Алгебра: Учебн. пособ. для учащихся 7 класса с углубленным изучением математики / Под ред. Н.Я. Виленкина. М.: Просвещение, 2006г. 2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 7 класса: Учебн. пособ. для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики / Под ред. Г.В. Дорофеева. М.: Просвещение, 2004г. 3. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразоват. учрежд. Под ред. С.А. Теляковского. Урок - игра "Полёт мысли" Повторение по теме: 1) Признаки // прямых 2) Смежные углы 3) Внешние углы 4) Вертикальные углы Разминка: Проговаривают признаки // прямых друг другу и оценивают друг друга. Умники и умницы: По одному ученику от команд выходят к доске, ребята задают вопросы им, если правильно ответили, то делают шаг вперёд до тех пор, пока не дойдут к месту. Экстренная инвентаризация: (требует больше внимательности) Эти чертежи выполнены на карточке: По ученику от команд подходят к карточкам, смотрят на чертежи и воспроизводят на доску. Класс выступает в качестве арбитра. Следит за правильностью ответов. Счастливый случай: 1. Часть прямой ограниченная двумя точками. 2. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих их этой точки. 3. Два угла у которых одна сторона общая и две других являются продолжением другой. 4. Стороны одного угла являются продолжением сторон другого. 5. Три точки не лежащие на одной прямой и соединённые отрезками. 6. Сумма длин сторон. 7. Отрезок соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. 8. Отрезок проведённый из вершины треугольника и делящий угол на 2-а равных угла. 9. Перпендикуляр проведённый из вершины треугольника к противоположной стороне. 10. Геометрическая фигура состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки. Конкурс геометров: Отвечают по ученику от команды: Посмотреть на рис. и ответить на вопрос "Для доказательства признаков // прямых каких элементов не хватает и дочертить". Геометрический аукцион: Например: перпендикуляр, радиус, равнобедренный Итог: Оценить ребят каждого индивидуально, учитывая мнение ребят из команд. Литература: 1. Учебник Л.С. Атанасяна, Геометрия. 7-9 класс (М.: Просвещение) 2. Мельникова Н.Б., Захарова Г.А.: Дидактические материалы по геометрии. 8 класс к учебнику Атанасяна Л.С. 3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Курс геометрии 8 класса в задачах. - М., 2000г. |