Скачать 211.83 Kb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение «Орловский государственный аграрный университет» УТВЕРЖДАЮ Декан факультета гуманитарных и гуманитарных дисциплин О.А. Иващук __________________________________ _____________________________2008 г ОТЧЕТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА За 2008 год. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры русского языка от_________2008г. №______ заведующая кафедрой Н.В. Бурко ______________________________ Орел, 2008 Список исполнителей 1. Зав. кафедрой кандидат филологических наук доцент Бурко Н.В.; 2. Доцент кандидат филологических наук доцент Дружинина С.И.; 3. Доцент кандидат филологических наук Коробкова Н.В.; 4. Доцент кандидат филологических наук Михальчук Н.Г.; 5. Ст. преподаватель Ахинько Н.Н.; 6. Ст. преподаватель Левченко М.А.; 7. Ассистент Булавина Н.В.; 8. Ассистент Орехова М.В. Реферат За отчетный период сотрудниками кафедры изучались следующие вопросы:
Рассматриваемые вопросы имеют актуальность для развития
Содержание
Определение ключевых понятий Апеллятив – наименование реалии нарицательным неодушевленным существительным Ареал – область, территория распространения языковых явлений в пространственной протяженности Диалектизмы – характерные для территориальных диалектов языковые особенности Изоглосса – линия на географической карте, ограничивающая территорию распространения отдельного языкового факта Картографирование – нанесение на географическую карту знаков, обозначающих какое-либо явление Лексикография – раздел языкознания, занимающийся практикой и теорией составления словарей Лингвистическая география – раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений Орографические наименования – географические термины, связанные с обозначением деталей рельефа Индивидуальный стиль писателя – это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения. Фразеологизм - относительно устойчивое, воспроизводимое, экспрессивное сочетание лексем, обладающее (как правило) целостным значением. Идиостиль – совокупность основных стилевых элементов, неизменно присутствующих в произведениях данного автора в определённый период его творчества или распространяющихся на всё его творчество в целом. Идиолект – совокупность индивидуальных (профессиональных, социальных, территориальных, психофизических и др.) особенностей, характеризующих речь данного индивида. Частеречная соотнесённость – такое свойство ФЕ, в соответствии с которым она не относится к части речи, а соотносится с ней через синонимичное слово или через грамматически господствующий компонент свободного сочетания, посредством которого толкуется значением ФЕ. Категориальная полисемия – способность ФЕ в разных контекстах соотноситься с разными частями речи. Категориальный синкретизм – способность ФЕ в одном контексте соотноситься с разными частями речи. Трансформация ФЕ – индивидуально-авторское преобразование узуальной ФЕ. Субституция – способ трансформации ФЕ, при котором узуальный компонент заменяется окказиональным. Инверсия – изменение порядка следования компонентов ФЕ. Редукция – сокращение состава ФЕ за счёт усечения одного или нескольких компонентов. Словообразование как языковое явление (деривация) - это образование слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотивировано (то есть выводится из него по смыслу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку, по определенным моделям, существующим в данном языке. Непроизводные слова – слова, которые не образованы от других слов. Производные слова – это слова, образованные от других слов. Словообразовательным формантом называют совокупность всех формальных признаков, отличающих мотивированное слово от мотивирующего. В состав форманта входят аффиксы, система флексий, а так же морфонологические средства - ударение, чередования фонем, интерфикс и т.д. Словообразовательное значение понимается как обобщенное значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих. Словообразовательное гнездо - это упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующаяся общностью корня. Словообразовательный тип - схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующаяся: а) общностью части речи мотивирующих слов и б) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Синкретизм - совмещение дифференциальных структурных и семантических признаков единиц, противопоставленных друг другу в системе языка и связанных явлениями переходности. Функционально-семантическое поле - система разноуровневых средств языка (морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, а также комбинированных – лексико-синтаксических и т. п.), объединенных на основе общности и взаимодействия их семантических функций. Синкретичные СПП – СПП, в которых синтезируются два или несколько грамматических значений, одно из которых категориально, инвариантно, а другие дополнительны. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Взаимодействие межличностное – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Наркомания – это группа заболеваний, вызываемых систематическим употреблением ПАВ и проявляющихся в изменениях реактивности психики и психологической зависимости; наркозависимое поведение подростка одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние посредством приема ПАВ. Профилактика наркозависимости – стратегии, направленные либо на снижение риска заболевания наркоманией, либо на усиление действия факторов, которые снижают восприимчивость к этим заболеваниям. Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации, которое осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Профессионально-личностное развитие – рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира. Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Самореализация – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Воспитание – целостный, сознательно организованный процесс формирования и образования личности. Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию своих положительных и устранению отрицательных качеств. Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между различными циклами дисциплин в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Введение Актуальность работ обусловлена общим интересом современной лингвистики к сохранению, описанию, классификации диалектного материала, лексикографической фиксации и определению ареала отдельных лексических единиц для отражения целостной языковой картины мира русского народа; необходимостью системного лингвистического исследования идиолекта писателей и его составляющих, в частности, фразеологического фонда романов Б. Зайцева и М.А. Булгакова, выявления механизма формирования фразеологического значения, изучение семантики ФЕ, их системных связей, мотивированности преобразования значения и формы ФЕ; необходимостью обнаружения и описания системных закономерностей при появлении новых отсубстантивных слов на основе системно-лингвистических представлений о коммуникативной основе языка; интересом к вопросам функциональной грамматики и явлениям синхронной переходности; необходимостью углубленного изучения межличностных отношений, в частности личностных проявлений в межличностных отношениях, становления личности в процессе эмоциональных взаимоотношений у детей 5-7-летнего возраста; недостаточной изученностью мотивационно-потребностной сферы подростков и ее влияния на формирование наркозависимого поведения в современных психологических и педагогических исследованиях; потребностью формирования в современном социокультурном пространстве вуза личности нового типа, наделенной креативным мышлением, чувством свободы и ответственности, готовой к самостоятельным решениям. Новизна исследований состоит в том что: впервые составляются подробные разнотипные лексические карты, карты-дубли и комментарии к ним, отражающие ареалы отдельных лексических единиц и выявляющие изоглоссы различных языковых процессов, фиксируемых в русских народных говорах; впервые подвергаются лексикографическому описанию лексические единицы орловских говоров на букву Ч и географические апеллятивы орловских говоров; впервые дано достаточно полное и многоаспектное описание фонда ФЕ в произведениях М.А.Булгакова и Б. Зайцева; впервые рассматриваются неологические проблемы на основе современных российских центральных и региональных средств массовой информации; система сложноподчиненных предложений впервые рассмотрена как полевая организация, впервые подробно проанализированы особенности синкретизма периферийных сложноподчиненных конструкций; впервые изучен эмоциональный аспект межличностных отношений у детей 5-го, 6-го и 7-го года жизни, выделены особенности эмоционального отношения к сверстникам на разных возрастных этапах; появляется возможность выявить условия и факторы, стимулирующие профессионально-личностное становление студентов в процессе работы по дисциплинам гуманитарного цикла. Объектами исследования являются:
Методы исследования: описательный метод, метод компонентного анализа, сравнительно-сопоставительный метод, метод картографирования, дистрибутивный анализ, статистический анализ, таксономические принципы, метод сбора, обработки и анализа иллюстративного материала, метод лингвистического описания, градационный метод, метод лингвистического эксперимента, оппозиционный анализ, шкала переходности, метод семантического анализа фразеологических единиц, метод контекстологического анализа фразеологических единиц; метод компонентного анализа фразеологических единиц; метод дистрибутивного анализа ФЕ, структурно-полевой метод, метод количественного анализа, метод наблюдения, метод сплошной выборки, морфологический анализ, лексико-семантический анализ, словообразовательный анализ, анкетирование, интервьюирование, тестирование; анамнестический метод, изучение медицинских карт детей; изучение диагностических карт детей; изучение педагогических характеристик и семейного статуса детей, методика изучения межличностных отношений Ренэ Жиля, методика незаконченных предложений В.Г. Казачковой, методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка Натальи Семаго, методики В.М. Минаевой, сравнительный метод исследования личности. Практическая значимость Результаты исследования могут быть использованы в исследованиях по диалектологии, лексикологии, лингвистической географии, топонимии, при составлении «Словаря орловских говоров», при составлении «Лексического атласа русских народных говоров»; в спецкурсах и спецсеминарах по общей и исторической лексикологии и диалектологии, в работе краеведческих обществ; при создании словаря языка М.А.Булгакова и Б. Зайцева, в теоретических курсах по фразеологии современного русского языка, в практикумах по анализу художественного текста, в школьном изучении языка и стиля художественных произведений; преподавательской работе со студентами вузов, учащимися колледжей и школ по изучению типологии СПП, их синкретичных разновидностей, по устранению пунктуационных трудностей; теоретические выводы и экспериментальные результаты, содержащиеся в работах, могут послужить шагом в дальнейшем исследовании закономерностей в процессе существования и развития всей системы языка и ее отдельных частей; воспитателями, учителями, психологами, социальными работниками, учителями – логопедами при общении с детьми, а так же родителями в целях совершенствования или нормализации воспитания детей в семье; в работе психологов, педагогов, родителей. Материал исследований может быть включен в курс лекций по социальной психологии и психологии личности. Планируется разработка рекомендаций по профилактике наркозависимости, которые могут быть использованы в работе практических психологов и врачей-наркологов Орловского наркодиспансера; в возможности использования в практической работе вуза по созданию программ развития, концепций и моделей образовательно-воспитательной работы, в целях диагностики профессионально-личностного развития и воспитания студентов. Результаты и обсуждения
Приложение № 1. Апробация результатов исследования Бурко Н.В. Санкт-Петербург, Всероссийское диалектологическое совещание «Лексический атлас русских народных говоров»; Дружинина С.И. Орел, Орел ГАУ, Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании»; Дружинина С.И. София, Болгария, Международная научно-практическая конференция «Достижения высшей школы – 2008»; Коробкова Н.В. Орел, Орел ГАУ, Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании»; Ахинько Н.Н. Орел, Орел ГАУ, Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании»; Булавина Н.В. Прага, Международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам современной науки; Орехова М.В. Орел, Орел ГАУ, Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании». Приложение № 2. Список опубликованных работ 1. Публикации в журналах рекомендованных ВАК:
2. Публикации в рецензируемых журналах. 3. Монографии:
4. Статьи и материалы конференций, опубликованные в прочих изданиях:
5.Рецензирование:
|
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская деятельность осуществлялась | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный... | ||
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Рабочая программа дисциплины Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «История инженерного дела» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Рабочая программа дисциплины (модуля) «История инженерного дела» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Энергосберегающие технологии в апк» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Инновационные фундаментальные и прикладные исследования в области химии сельскохозяйственному производству | ||
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Математическое образование в 8 классе складывается из двух содержательных компонентов: алгебра и геометрия |