Скачать 251.7 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет СОЦИАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ И ДЕМОГРАФИЯ Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения Красноярск СФУ 2012 УДК 314.145(07) ББК 60.997я73 С692 Составитель Плющ, И.В. Социальная этнография и демография: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И.В. Плющ. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 19 с. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр) © Сибирский федеральный университет, 2012 Методические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы и контрольных работ студентов очной и заочной форм обучения ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учебные программы для высшего профессионального образования в качестве обязательного элемента включают самостоятельную работу студентов по каждой изучаемой дисциплине. Самостоятельная работа студентов по курсу «Социальная демография и этнография» включает четыре направления деятельности:
Организация выполнения самостоятельных заданий производится совместно преподавателем и студентами. Преподаватель определяет темы и виды деятельности, готовит методические рекомендации к заданиям, обозначает сроки предоставления выполненных работ для их учета в личном рейтинге студента. Студенты самостоятельно организуют деятельность по выполнению заданий: распределяют весь объем работы по времени, последовательности выполнения, по видам деятельности внутри группы (если задание выполняется группой), разрабатывают инструменты для выполнения задания (анкеты, опросники, алгоритмы и др.), проводят необходимые мероприятия получения и обработки информации, подготовки отчета. Затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются ни по объему, ни по режиму деятельности. Выполнение самостоятельных работ по курсу «Социальная демография и этнография» будущими специалистами и бакалаврами по социальной работе обусловлено необходимостью развития навыков использования теоретических знаний в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента играет существенную роль при формировании навыков анализа, критического мышления, способности к обобщению. Для самостоятельного изучения теоретического материала используются учебники и учебные пособия, Интернет-ресурсы, приведенные в списке дополнительной литературы учебной программы по предмету). Самостоятельную работу студентов можно разделить на два методических блока: 1. работа с теоретическим материалом; 2. выполнение самостоятельных заданий. Блок 1 «РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ» Включает: 1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала; 2. Темы семинарских занятий по курсу и списки литературы к ним; 3. Вопросы для самоконтроля. 4. Вопросы к зачету 1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является корректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует включения в режим жизнедеятельности студента значительного количества часов на самостоятельную работу. Связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети интернет, анализ и конспектирование текстов) во многом будут формироваться непосредственно в процессе работы. Семинары — форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя студенты обсуждают вопросы изучаемой темы. Цель семинарских занятий, проводимых по дисциплине «Социальная демография и этнография» - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование практических навыков применения демографической информации. Эти занятия служат не только пространством для дискуссий, обмена мнениями, но и средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций. Семинарские и практические занятия позволяют также контролировать усвоение студентами учебного материала. Необходимо в первую очередь: ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, его тематикой; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, ответы на которые без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем источников, рекомендуемых для изучения. Предлагаемый перечень может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с появлением новых данных, новых источников. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке Университета не всегда имеются в наличии все рекомендованные источники и для подготовки к занятию может понадобиться посещение городской, краевой научной библиотеки или поиск информации из других источников (Интернет). Большая часть теоретических материалов подготовлена также в электронной версии, она рассылается методистом кафедры на электронный адрес группы в начале семестра. Для видеофрагментов обозначен адрес в интернете. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующий источник и автора. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ/вывод. Возможна и иная стратегия ответа, но обязательным требование является построение некой логической цепочки. При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, видеофильмами и др.), которыми располагает Университет. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Основные требования – в процессе обсуждения держаться в рамках обозначенной темы занятия и соблюдать нормы коммуникации (не перебивать друг друга, не переходить к субъективным оценкам взглядов другого и т.д.). Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, научные источники, другие документы. Главное требование – не быть «привязанным» к бумаге, свободно ориентироваться в материале и самостоятельно формулировать основные мысли и положения. Информация на бумажном носителе может использоваться как справочная – для уточнения цифр, точного приведения цитат, полного названия закона и т.д., а также в качестве «психологического якоря» – помочь при волнении восстановить логику рассуждения, вспомнить аргумент, почувствовать уверенность. Рекомендуется подготовка презентации (см. мет. рек.) по теме доклада, использование презентации позволяет эффектней представить материал, следовать логике изложения, не беспокоиться за поиск цифрового материала. Визуальная информация информативнее и воспринимается эмоциональнее. Как за устные, так и за письменные ответы студентам выставляются оценки по рейтинговой системе (в баллах, суммирующихся к общей сумме по каждому модулю). Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии (обзор) и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель определяет задание к следующему семинарскому или практическому занятию. Работа на семинарах также учитывается в рейтинговой системе. В целом студент может получить 30-35 баллов за работу на семинарах (2 балла за каждый семинар, на котором студент присутствовал и работал, активность участия поощряется дополнительными баллами, например, доклад дополнительно 1-4 баллов). При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроля – это и есть, например, при подготовке к семинару цель самостоятельной работы студента. При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:
В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается во всех случаях использования информации, даже в случае использования в форме парафразы. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у студента меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса. Лекция – форма работы, где преподаватель предъявляет свою логику изложения материала (устно или письменно); активность студентов проявляется в прослеживании логики подачи материала, закреплении информации в конспекте, ответе на вопросы преподавателя. К проработке материалов лекции относится чтение литературы по темам лекций, дополнение, чтение своих конспектов, составление определенной системы расположения информации, удобной прежде всего самому студенту для понимания, усвоения и закрепления материала.
«Социальная демография и этнография» Тема 1. Введение в курс. Социальная демография как научная дисциплина
ЛИТЕРАТУРА: 5; 6; 7; 8; 14; 24. Тема 2. Основные тенденции развития населения
ЛИТЕРАТУРА: 3; 4; 7; 8; 9; 10; 24. Тема 3. Естественное движение населения
ЛИТЕРАТУРА: 2; 7; 8; 14; 21; 24. Тема 4. Миграционные процессы
ЛИТЕРАТУРА: 3; 5; 6; 7; 13; 15; 20. Тема 5. Демографические процессы в России
ЛИТЕРАТУРА: 1; 4; 6; 7; 11; 16; 17; 18; 19. Тема 6. Демографическая политика
ЛИТЕРАТУРА: 1; 4; 5; 7; 8; 10; 12; 18; 26. Тема 7. Этносоциология как научная дисциплина Лекция - 2 часа. Предмет, функции этносоциологии. Социальная структура наций и народностей. Расовый состав населения мира. ЛИТЕРАТУРА: 7; 8; 19; 23. Тема 8. Национальный и расовый состав населения
ЛИТЕРАТУРА: 3; 5; 7; 12; 13; 19; 20. Тема 9. Этносоциальные проблемы города 1. Городской образ жизни: общее и национально-особенное. 2. Этносоциальные аспекты адаптационных процессов в городской среде. 3. Этнокультурный аспект социально-демографического воспроизводства городской территориальной общности. ЛИТЕРАТУРА: 2; 3; 7; 14; 20; 26. Примечание. При подготовке к семинару или «круглому столу» студенты могут использовать литературу из дополнительного списка и другие, самостоятельно найденные научные источники. 3. Вопросы для самоконтроля Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу. Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной. Вопросами для самоконтроля являются приведенные выше вопросы для обсуждения на семинарах. 4. Вопросы к зачету
44. Основные подходы к классификации этносов. 45. Сущность этнической самоидентификации. Этническое сознание. 46. Динамика развития этнического конфликта. 47. Классификация этнических конфликтов. 48. Этнические конфликты постсоветского пространства. 49. Этнический имидж народов мира (по выбору). 50. Этнический характер – понятие, теории. Блок 2 «ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ» Включает:
1. Общие рекомендации к самостоятельным заданиям Важной частью самостоятельной работы является выполнение заданий. Тематика самостоятельных работ охватывает основное содержание курса. В течение семестра студенты должны отчитаться по заданию для самостоятельного выполнения. Задания для самостоятельного выполнения достаточно объемны, предполагают работу по сбору, фиксации и обработке информации. Заданием для самостоятельного выполнения по курсу «Социальная демография и этнография» является написание реферативного текста. При написании реферата главной сложностью является соблюдение требования реферативности текста. В процессе подготовки самостоятельных заданий студенты самостоятельно ищут информацию, используя как готовые источники (научные тексты, статистику), так и создавая информацию в результате собственной деятельности. При необходимости студент может обратиться к преподавателю за консультацией. При выполнении самостоятельной работы студент выполняет следующую последовательность действий: 1. прочитать методический материал к теме; 2. выполнить задание; 3. сдать его преподавателю. Каждая самостоятельная работа должна быть обязательно оформлена в соответствии с правилами оформления печатных работ и представлена в виде преподавателю в электронном варианте. Работа оценивается по полноте отражения, правильном аргументировании и логичности приведенных выводов, соответствию требованиям, отраженным в методических рекомендациях к написанию рефератов. При выполнении реферата необходимо использовать научную литературу, Интернет-ресурсы (см. 4). Результаты выполнения реферата и других видов работ используются в рейтинговом накоплении баллов. Всего за выполнение полного объема самостоятельных заданий можно получить 20 балла. Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно выполнить (то есть они должны быть зачтены преподавателем) пакет самостоятельных заданий за 15 дней до начала зачетной недели. 2. Темы рефератов
Любой достаточно объемный текст (более 5 страниц) должен быть разделен на части (структурирован). Существуют определенные нормы/стандарты относительно того, какие именно части должен содержать в обязательном порядке текст в зависимости от его предназначения. Поэтому каждый правильно оформленный текст имеет свою структуру. Например, для сочинения обязательными являются части: введение, основная часть, заключение. Для письма - обращение, текст, обозначение окончания письма. Существуют свои нормы и для учебно-исследовательских текстов. Их соблюдение является обязательным, а отсутствие каких-либо структурных частей текста расценивается как ошибка. Это правило позволяет понять логику текста, сравнивать и оценивать работы. Существуют обособленные части текста и те, которые выделенные непосредственно в нем. К последним относятся, например, абзацы (самые мелкие элементы структуры). Для осознанного восприятия текста необходимо его деление на смысловые единицы - это общее свойство работы мозга с информацией. Вполне естественно, что в своей работе студент использует различные источники информации (статьи, книги). Более того, в учебной и научной деятельности это необходимо. Ни одна научная работа не пишется без использования наработанного другими авторами в этой области знаний. По меньшей мере, это позволяет не писать/не создавать уже описанное другими. Но культура исследовательской деятельности состоит в том, чтобы для всех используемых текстов обозначалось авторство. То есть каждый раз, когда в работе используются тексты/идеи/мысли другого автора, они должны быть обозначены ссылкой или сноской и этот текст обязательно указан в библиографическом списке в конце. Это правило – четкого обозначения границ чужого текста распространяется и на цифровой/статистический материал - должен быть обозначен источник их получения (если цифры не получены в результате личных исследований, необходима сноска). И на пересказ чужого текста своими словами (парафраз). Именно в силу традиции эта особенность исследовательских текстов относится к сфере культуры автора (и его научного руководителя). Использование чужих текстов без обозначения их авторства в науке приравнивается к воровству и обозначается специальным термином — плагиат. Большая часть плагиата неумышленна. Такая ситуация возникает обычно в результате небрежного ведения заметок при предварительном чтении или отсутствии опыта написания реферативных текстов (то есть текстов, опирающихся преимущественно на работы других авторов). В современном обществе эта норма закреплена законодательно - Законом об авторском праве. Таким образом, в XXI в., используя чужой текст без ссылок, вы нарушаете не только культурные нормы, но и правовые. Тексты других авторов в исследовательской работе могут использоваться различными путями и с разными целями. Например, для описания теории, на которую опирается автор учебно-исследовательской работы. В этих случаях используется ссылка (на той же строке) или сноска (внизу текста, на той же странице). Сноска на другой текст используется также для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления. Следует также использовать ссылки/сноски вместо пространных, излишне подробных описаний сложных методик, экспериментальных процедур, которые уже описывались в литературе. Выбор конкретного способа указания на используемый источник (ссылка или сноска) определяется в научной деятельности традицией автора, учебного заведения, типа работы. Каждый раз, когда используется текст другого автора, этот фрагмент выделяется. Начало этого фрагмента маркируется общей фразой — Петров П. П. считает, что... (выделяет, характеризует, подчеркивает...). Окончание фрагмента текста другого автора фиксируется цифрой сноски. Под сноской указывается автор, название текста (книги, статьи) и страница использованного источника. Таким образом, текст реферата, курсовой не может представлять лишь подборку фрагментов чужих текстов по определенной теме - т. е. он не должен быть конспектом из нескольких источников. Реферативность текста заключается в анализе того, что хотел сказать автор данного используемого фрагмента. Для обозначения реферативности текста также существует ряд клише, используемых при составлении реферата. Приведем пример некоторых из них. Клише, используемые при составлении реферата: анализирует Автор / ФИО дает характеристику выделяет излагает предлагает рассматривает решает исследует отмечает По мнению Петрова А.К., Петров А.К. приходит к выводу, что ... и т.д. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное - снижает ее научную ценность. Избыточным для одной страницы считается цитирование или использование чужого текста в объеме 0,5 страницы и более. Конечный этап работы над текстом начинается парадоксально -следует отложить его и забыть. При написании больших текстов, особенно в компьютерном наборе, неизбежно возникает некоторое количество ошибок, нелепостей, логических разрывов и т. д. При этом автор текста их не видит - специалисты называют этот эффект «замыливанием текста». Чтобы реально «увидеть» текст, необходимо его забыть и прочитать как незнакомый - вычитать. Рекомендуется использовать пособие по стилистике текстов, написанное очень простым и доступным языком. И самое главное, предлагающее ряд несложных в использовании правил, позволяющих значительно упростить стилистическую обработку ваших текстов (Мучник, Б. С. Основы стилистики и редактирования / Б. С. Мучник. -Ростовн/Д : Феникс, 1997. -200 с.). В процессе написания реферата необходимо пользоваться исключительно научной и учебной литературой. Другим ограничением является правило недопустимости использования учебников в качестве источников информации (за исключением случаев, когда используется объяснение конкретного термина или определения). То есть при наличии в вашем списке литературы к реферату нескольких учебников - преподаватель имеет право работу не засчитать. Это правило определяется тем, что большинство учебников — это и есть реферат. Писать один реферат на основе другого реферата бессмысленно. Важно также наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов. И если это не работы исторического характера, статистическая база должна отражать ситуацию за последние пять лет. Используемых источников должно быть не менее 5. Еще одна особенность научных текстов — в качестве источника указывается только та литература, которой вы пользовались (не та, которой пользовался автор используемого текста). Иными словами, в библиогрфи-ческом списке литературы могут указываться только те источники, которые автор буквально держали в руках и с текстом которых вы лично ознакомились. Для учебных работ студентов 1 курса типичной является ошибка, когда в списке литературы оказываются работы, заведомо недоступные для студента. Например, работы, изданные в XVIII в. (эти издания находятся в специальных библиотечных хранилищах и выдаются только по специальным разрешениям) или публикации, изданные в Париже, Нью-Йорке и т. д. - соответственно, на французском, английском языке. Иногда можно встретить в одном списке студенческого реферата и английское, и немецкое, и французское издание, но студенты-полиглоты встречаются гораздо реже. Основная задача заключения — показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т. е. тема раскрыта. Для этого в заключении необходимо соотнести вывод с заявленной темой работы. Основной вывод должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения. Результаты излагаются как в позитивном плане - что именно удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично, так и в негативном - чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов. Объем заключения - 1-2 страницы.
4.1. Основной
4.2. Дополнительная литература
4.3. Интернет-источники
Учебное издание Составитель Плющ Ирина Владимировна Социальная этнография и демография Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова Подписано в печать 11.07.2012 г. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать плоская. 1,2 усл. печ. л. Тираж 20 экз. Заказ Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а |
Кафедра теории и методики социальной работы Социальная демография и этнография: рабочая программа; Краснояр гос ун-т; Сост. И. В. Плющ. Красноярск, 2001. 25 с | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика,... Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | Программа по дисциплине «Социальная демография» Рекомендована к изданию методическим советом Института Психологии, Педагогики и Социологии вгуэс…, протокол № | ||
Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «социальная демография» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | ||
Демография россии Демография России [Текст] : библиогр указ / Сост. Е. П. Попова, Г. А. Хижнякова; ред. И. Н. Гнеушева; отв за вып. Л. Н. Патрина;... | Тест по арбитражному процессу Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология,... | ||
Программа курса «экономическая социология и демография» Паспорт специальности 220003 «Экономическая социология и демография» (социологические науки) | Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. ● Медков В.... Клочкова М. С. Демография: учебное пособие / М. С. Клочкова. – М.: Изд-во риор, 2006 | ||
Реферат отчет по нир на тему: Разработка и внедрение подсистемы ситуационного... Моделирование экономических систем, демография и трудовые ресурсы, долгосрочное прогнозирование, ситуационное прогнозирование и индикативное... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... |