Социальная этнография и демография





Скачать 251.7 Kb.
НазваниеСоциальная этнография и демография
Дата публикации20.04.2015
Размер251.7 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


СОЦИАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ И ДЕМОГРАФИЯ

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012

УДК 314.145(07)

ББК 60.997я73

С692
Составитель Плющ, И.В.
Социальная этнография и демография: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И.В. Плющ. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 19 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Методические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы и контрольных работ

студентов очной и заочной форм обучения

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебные программы для высшего профессионального образования в качестве обязательного элемента включают самостоятельную работу студентов по каждой изучаемой дисциплине. Самостоятельная работа студентов по курсу «Социальная демография и этнография» включает четыре направления деятельности:

    • проработку лекционного материала,

    • изучение соответствующей литературы с целью углубления знаний,

    • подготовку к семинарским занятиям,

    • выполнение индивидуальных заданий и работ учебно-исследовательского характера.

Организация выполнения самостоятельных заданий производится совместно преподавателем и студентами. Преподаватель определяет темы и виды деятельности, готовит методические рекомендации к заданиям, обозначает сроки предоставления выполненных работ для их учета в личном рейтинге студента.

Студенты самостоятельно организуют деятельность по выполнению заданий: распределяют весь объем работы по времени, последовательности выполнения, по видам деятельности внутри группы (если задание выполняется группой), разрабатывают инструменты для выполнения задания (анкеты, опросники, алгоритмы и др.), проводят необходимые мероприятия получения и обработки информации, подготовки отчета. Затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются ни по объему, ни по режиму деятельности. Выполнение самостоятельных работ по курсу «Социальная демография и этнография» будущими специалистами и бакалаврами по социальной работе обусловлено необходимостью развития навыков использования теоретических знаний в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента играет существенную роль при фор­мировании навыков анализа, критического мышления, способности к обобщению.

Для самостоятельного изучения теоретического материала используются учебники и учебные пособия, Интернет-ресурсы, приведенные в списке дополнительной литературы учебной программы по предмету).

Самостоятельную работу студентов можно разделить на два методических блока: 1. работа с теоретическим материалом; 2. выполнение самостоятельных заданий.

Блок 1 «РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ»
Включает:

1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала;

2. Темы семинарских занятий по курсу и списки литературы к ним;

3. Вопросы для самоконтроля.

4. Вопросы к зачету
1. Рекомендации по подготовке к семинарским заданиям и проработке лекционного материала
В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является корректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует включения в режим жизнедеятельности студента значительного количества часов на самостоятельную работу. Связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети интернет, анализ и конспектирование текстов) во многом будут формироваться непосредственно в процессе работы.

Семинары — форма учебных занятий, на которых под руководством преподавателя студенты обсуждают вопросы изучаемой темы. Цель семинарских занятий, проводимых по дисциплине «Социальная демография и этнография» - углубление и закрепление теорети­ческих знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование практических навыков применения демографической информации. Эти занятия служат не только пространством для дискуссий, обмена мнениями, но и средством постановки, рассмотрения и решения про­блемных ситуаций. Семинарские и практические занятия позволяют также кон­тролировать усвоение студентами учебного материала.

Необходимо в первую очередь: ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, его тематикой; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, ответы на которые без предварительной подготовки не представляются возможными; оз­накомиться с перечнем источников, рекомендуемых для изучения. Предлагаемый перечень может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с появлением новых данных, новых источников. Об этом студен­ты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке Университета не всегда имеются в наличии все рекомендован­ные источники и для подготовки к занятию может понадобиться посещение городской, краевой научной библиотеки или поиск информации из других источников (Интернет). Большая часть теоретических материалов подготовлена также в электронной версии, она рассылается методистом кафедры на электронный адрес группы в начале семестра. Для видеофрагментов обозначен адрес в интернете.

При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссыл­кой на соответствующий источник и автора. Порядок ответов может быть различ­ным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагает­ся ответ/вывод. Возможна и иная стратегия ответа, но обязательным требование является построение некой логической цепочки.

При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими сред­ствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, видеофильмами и др.), которыми располагает Университет. Эти же средст­ва могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного ма­териала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, по­правлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматри­ваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Основные требования – в процессе обсуждения держаться в рамках обозначенной темы занятия и соблюдать нормы коммуникации (не перебивать друг друга, не переходить к субъективным оценкам взглядов другого и т.д.).

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, научные источники, другие документы. Главное требование – не быть «привязанным» к бумаге, свободно ориентироваться в материале и самостоятельно формулировать основные мысли и положения. Информация на бумажном носителе может использоваться как справочная – для уточнения цифр, точного приведения цитат, полного названия закона и т.д., а также в качестве «психологического якоря» – помочь при волнении восстановить логику рассуждения, вспомнить аргумент, почувствовать уверенность. Рекомендуется подготовка презентации (см. мет. рек.) по теме доклада, использование презентации позволяет эффектней представить материал, следовать логике изложения, не беспокоиться за поиск цифрового материала. Визуальная информация информативнее и воспринимается эмоциональнее. Как за устные, так и за письменные от­веты студентам выставляются оценки по рейтинговой системе (в баллах, суммирующихся к общей сумме по каждому модулю).

Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно закан­чивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподава­тель подводит итоги дискуссии (обзор) и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Од­новременно преподаватель определяет задание к следующему семинарскому или практическому занятию.

Работа на семинарах также учитывается в рейтинговой системе. В целом студент может получить 30-35 баллов за работу на семинарах (2 балла за каждый семинар, на котором студент присутствовал и работал, активность участия поощряется дополнительными баллами, например, доклад дополнительно 1-4 баллов).

При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроля – это и есть, например, при подготовке к семинару цель самостоятельной работы студента.

При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:

  • найти в текстах, словарях и т.д. и изучить термины (разобрать смысл, понять содержание;

  • проанализировать основные характеристики понятий, связанных с темой семинара;

  • изучить историю вопроса;

  • осуществить поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, примеров и т.д., (разделяя информацию научных текстов и источников и новостных).

В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается во всех случаях использования информации, даже в случае использования в форме парафразы. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у студента меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.

Лекция – форма работы, где преподаватель предъявляет свою логику изложения материала (устно или письменно); активность студентов проявляется в прослеживании логики подачи материала, закреплении информации в конспекте, ответе на вопросы преподавателя. К проработке материалов лекции относится чтение литературы по темам лекций, дополнение, чтение своих конспектов, составление определенной системы расположения информации, удобной прежде всего самому студенту для понимания, усвоения и закрепления материала.

  1. Темы семинарских занятий по курсу

«Социальная демография и этнография»
Тема 1. Введение в курс. Социальная демография как научная дисциплина

  1. Предмет и метод демографии.

  2. История возникновения. Демография и смежные дисциплины.

  3. Методы демографического анализа.

  4. Современная зарубежная демография.

  5. Источники данных о населении.


ЛИТЕРАТУРА:

5; 6; 7; 8; 14; 24.

Тема 2. Основные тенденции развития населения


  1. Динамика численности населения мира, её региональные особенности.

  2. Демографический переход, концепция эволюционного развития населения.

  3. Европейский «демографический взрыв».

  4. Современный демографический кризис. Глобальная демографическая проблема.

  5. Взаимосвязь социально-экономических и демографических процессов.

  6. Качество населения и макроэкономические процессы.


ЛИТЕРАТУРА:

3; 4; 7; 8; 9; 10; 24.
Тема 3. Естественное движение населения


  1. Статистические показатели, их относительность.

  2. Рождаемость (брачность, фертильность). Изменение функций семьи. Компенсационные пики.

  3. Смертность. Возрастной состав населения. Половой состав. Уровень благосостояния. Качество питания. Понятие о качестве населения.

  4. Продолжительность жизни.


ЛИТЕРАТУРА:

2; 7; 8; 14; 21; 24.
Тема 4. Миграционные процессы


  1. Межпоселенческие миграции. Миграция как процесс.

  2. Классификации миграционного движения.

  3. Урбанизация и тенденции миграции населения мира – пространственный аспект.

  4. Модель развития миграционного движения.

  5. Особенности статистики и учета миграции населения.


ЛИТЕРАТУРА:

3; 5; 6; 7; 13; 15; 20.
Тема 5. Демографические процессы в России


  1. Численность населения, возрастно-половой и национальный состав.

  2. Смертность и продолжительность жизни.

  3. Миграция населения в России.

  4. Качество населения.

  5. Демографическая статистика в России.

  6. Демографическая ситуация в Красноярском крае.


ЛИТЕРАТУРА:

1; 4; 6; 7; 11; 16; 17; 18; 19.
Тема 6. Демографическая политика


  1. Политика в области народонаселения: понятия, концепции, определения.

  2. Эволюция демографической политики.

  3. Современная демографическая политика.

  4. Демографическая политика СССР и РФ.

  5. Прогнозирование в демографии.


ЛИТЕРАТУРА:

1; 4; 5; 7; 8; 10; 12; 18; 26.

Тема 7. Этносоциология как научная дисциплина

Лекция - 2 часа.
Предмет, функции этносоциологии.

Социальная структура наций и народностей.

Расовый состав населения мира.
ЛИТЕРАТУРА:

7; 8; 19; 23.
Тема 8. Национальный и расовый состав населения


  1. Этническая эволюция населения мира.

  2. Типы этнических общностей.

  3. Формы этносов.

  4. Этнические конфликты.


ЛИТЕРАТУРА:

3; 5; 7; 12; 13; 19; 20.
Тема 9. Этносоциальные проблемы города
1. Городской образ жизни: общее и национально-особенное.

2. Этносоциальные аспекты адаптационных процессов в городской среде.

3. Этнокультурный аспект социально-демографического воспроизводства городской территориальной общности.
ЛИТЕРАТУРА:

2; 3; 7; 14; 20; 26.
Примечание. При подготовке к семинару или «круглому столу» студенты могут использовать литературу из дополнительного списка и другие, самостоятельно найденные научные источники.
3. Вопросы для самоконтроля
Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу.

Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной.

Вопросами для самоконтроля являются приведенные выше вопросы для обсуждения на семинарах.

4. Вопросы к зачету


  1. Предмет и методы демографии.

  2. Принципы изучения демографических процессов.

  3. Демографическая информация - принципы, особенности. Погрешность. Источники данных о населении.

  4. Динамика численности населения мира, ее региональные особенности.

  5. Концепция эволюционного развития населения: демографический переход.

  6. Возрастная структура населения.

  7. Демографический взрыв - период, локализация, причины и развитие.

  8. Демографический кризис. Глобальная демографическая проблема.

  9. Демографические факторы обострения социальной напряженности.

  10. Урбанизация. Особенности урбанизации в России.

  11. Основные демографические показатели. Открытое, закрытое население.

  12. Естественное движение населения.

  13. Динамика рождаемости. Региональные особенности.

  14. Динамика брачности. Классификация семьи. Региональные особенности.

  15. Динамика смертности и продолжительности жизни. Региональные особенности.

  16. Классификация причин смерти. Анализ современной группировки по регионам.

  17. Возрастная периодизация смертности.

  18. Естественное движение населения в России.

  19. Демографические проблемы РФ.

  20. Процесс старения населения, его социальная и демографическая значимость. Международные индикаторы старения населения.

  21. Динамика рождаемости в России. Анализ причин и современного состояния. Региональные особенности.

  22. Динамика смертности в России. Анализ причин и современного состояния. Региональные особенности.

  23. Численность населения страны – социальный, политический, демографический аспект.

  24. Депопуляция населения - причины, этапы, тенденции.

  25. Демографическая ситуация и ее влияние на семейную структуру.

  26. Кризис семьи, культурная норма детности в семье.

  27. Механическое движение населения. Основные понятия. Категории населения.

  28. Миграция - причины. Классификации миграционного движения.

  29. Современные тенденции мировых миграций.

  30. Особенности миграции населения в России.

  31. Социально-демографическое прогнозирование.

  32. Статистика и учет миграции населения.

  33. Концепции и понятия демографической политики.

  34. История демографической политики.

  35. Современная демографическая политика. Соотнесение понятий «социальная политика», «политика населения» и «демографическая политика».

  36. Качество населения. Показатели качества.

  37. Демографическая политика в СССР и России.

  38. История и сущность понятий «этнос» и «этничность».

  39. Современные российские теории этноса: пассионарная; компонентная.

  40. Современные российские теории этноса: дуалистическая; информационная.

  41. Структура этноса.

  42. Этнические процессы ХХ века.

  43. Этнические процессы в современном мире.

44. Основные подходы к классификации этносов.

45. Сущность этнической самоидентификации. Этническое сознание.

46. Динамика развития этнического конфликта.

47. Классификация этнических конфликтов.

48. Этнические конфликты постсоветского пространства.

49. Этнический имидж народов мира (по выбору).

50. Этнический характер – понятие, теории.

Блок 2 «ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ»
Включает:

    1. общие рекомендации к самостоятельным заданиям;

    2. темы рефератов;

    3. методические рекомендации к написанию рефератов;

    4. список литературы.


1. Общие рекомендации к самостоятельным заданиям
Важной частью самостоятельной работы является выполнение заданий. Тематика самостоятельных работ охватывает основное содержание курса. В течение семестра студенты должны отчитаться по заданию для самостоятельного выполнения. Задания для самостоятельного выполнения достаточно объемны, предполагают работу по сбору, фиксации и обработке информации. Заданием для самостоятельного выполнения по курсу «Социальная демография и этнография» является написание реферативного текста. При написании реферата главной сложностью является соблюдение требования реферативности текста.

В процессе подготовки самостоятельных заданий студенты самостоятельно ищут информацию, используя как готовые источники (научные тексты, статистику), так и создавая информацию в результате собственной деятельности. При необходимости студент может обратиться к преподавателю за консультацией.

При выполнении самостоятельной работы студент выполняет следующую последовательность действий:

1. прочитать методический материал к теме;

2. выполнить задание;

3. сдать его преподавателю.

Каждая самостоятельная работа должна быть обязательно оформлена в соответствии с правилами оформления печатных работ и представлена в виде преподавателю в электронном варианте. Работа оценивается по полноте отражения, правильном аргументировании и логичности приведенных выводов, соответствию требованиям, отраженным в методических рекомендациях к написанию рефератов.

При выполнении реферата необходимо использовать научную литературу, Интернет-ресурсы (см. 4). Результаты выполнения реферата и других видов работ используются в рейтинговом накоплении баллов. Всего за выполнение полного объема самостоятельных заданий можно получить 20 балла.

Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно выполнить (то есть они должны быть зачтены преподавателем) пакет самостоятельных заданий за 15 дней до начала зачетной недели.
2. Темы рефератов


        1. Развитие качества населения. Система качественных характеристик населения.

        2. Демографические аспекты межнациональных и социальных конфликтов.

        3. Дифференциация населения России по уровню смертности. Различия в смертности мужчин и женщин.

        4. Региональные особенности рождаемости и смертности в России.

        5. Этническая идентичность, ее типы и основания.

        6. «Ценность детей» в современном обществе.

        7. Демографическая проблема в системе глобальных проблем человечества.

        8. Соотношение социальных и национальных интересов в демографическом аспекте.

        9. Теории этнокультурного взаимодействия.

        10. Этнические контакты и их последствия.

        11. Традиционная культура и традиционное мышление.

        12. Историческое развитие демографических взглядов на рождаемость.

        13. Историческое развитие демографических взглядов на смертность.

        14. Историческая ретроспектива методов регулирования населения.

        15. Демографические особенности РФ.

        16. Демографические процессы Восточной Сибири (Красноярский край;

        17. г. Красноярск).

        18. Этнические контакты в современной Сибири.

        19. Миграционные процессы Восточной Сибири, состояние и тенденции. Социальные проблемы , связанные с мигрантами.

        20. Современные закономерности мировых миграций.

        21. Урбанизация: проблемы, тенденции развития, влияние на демографические процессы.

        22. Демографическая политика РФ.

        23. Депопуляция в России: причины и тенденции.

        24. Самосохранительное поведение населения.

        25. Современная этническая ситуация в России (конец ХХ века).

        26. Современные этнические процессы в мире.

        27. Характеристики культуры: дописьменное мышление.

        28. Проблемы этнической идентичности.

        29. Концепции концепции этноса.

        30. Этнический образ и национальный характер: (нация по выбору).

        31. Этнический образ русских в сознании европейцев.

        32. Демографические прогнозы населения РФ.

        33. Структура этнического сознания.

        34. Население Сибири как этническая группа

        35. Миграционные процессы Восточной Сибири

        36. Виды миграционного движения Красноярского края

        37. Качественные свойства населения г. Красноярска

        38. Внутренние миграции населения Красноярского края

        39. Этнический стереотип поведения и подростковая смертность

        40. Ценность и стоимость ребенка сегодня (г. Красноярск)



  1. Методические рекомендации к работе над рефератом


Любой достаточно объемный текст (более 5 страниц) должен быть раз­делен на части (структурирован). Существуют определенные нор­мы/стандарты относительно того, какие именно части должен содержать в обязательном порядке текст в зависимости от его предназначения. Поэтому каждый правильно оформленный текст имеет свою структуру. Например, для сочинения обязательными являются части: введение, основная часть, заклю­чение. Для письма - обращение, текст, обозначение окончания письма. Су­ществуют свои нормы и для учебно-исследовательских текстов. Их соблюде­ние является обязательным, а отсутствие каких-либо структурных частей текста расценивается как ошибка. Это правило позволяет понять логику тек­ста, сравнивать и оценивать работы. Существуют обособленные части текста и те, которые выделенные непосредственно в нем. К последним относятся, например, абзацы (самые мелкие элементы структуры). Для осознанного восприятия текста необхо­димо его деление на смысловые единицы - это общее свойство работы мозга с информацией.

Вполне естественно, что в своей работе студент использует различ­ные источники информации (статьи, книги). Более того, в учебной и науч­ной деятельности это необходимо. Ни одна научная работа не пишется без использования наработанного другими авторами в этой области знаний. По меньшей мере, это позволяет не писать/не создавать уже описанное други­ми. Но культура исследовательской деятельности состоит в том, чтобы для всех используемых текстов обозначалось авторство. То есть каждый раз, когда в работе используются тексты/идеи/мысли другого автора, они должны быть обозначены ссылкой или сноской и этот текст обязательно указан в библиографическом списке в конце. Это правило – четкого обозначения границ чужого текста распространяет­ся и на цифровой/статистический материал - должен быть обозначен источник их получения (если цифры не получены в результате личных ис­следований, необходима сноска). И на пересказ чужого текста своими словами (парафраз). Именно в силу традиции эта особенность исследовательских тек­стов относится к сфере культуры автора (и его научного руководителя). Использование чужих текстов без обозначения их авторства в науке при­равнивается к воровству и обозначается специальным термином — плаги­ат. Большая часть плагиата неумышленна. Такая ситуация возникает обычно в результате небрежного ведения заметок при предварительном чтении или отсутствии опыта написания реферативных текстов (то есть текстов, опирающихся преимущественно на работы других авторов). В со­временном обществе эта норма закреплена законодательно - Законом об авторском праве.

Таким образом, в XXI в., используя чужой текст без ссылок, вы на­рушаете не только культурные нормы, но и правовые. Тексты других авторов в исследовательской работе могут использо­ваться различными путями и с разными целями. Например, для описания теории, на которую опирается автор учебно-исследовательской работы. В этих случаях используется ссылка (на той же строке) или сноска (внизу текста, на той же странице). Сноска на другой текст используется также для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления. Следует также использовать ссылки/сноски вме­сто пространных, излишне подробных описаний сложных методик, экспе­риментальных процедур, которые уже описывались в литературе.

Выбор конкретного способа указания на используемый источник (ссылка или сноска) определяется в научной деятельности традицией авто­ра, учебного заведения, типа работы. Каждый раз, когда используется текст другого автора, этот фрагмент выделяется. Начало этого фрагмента маркируется общей фразой — Петров П. П. считает, что... (выделяет, характеризует, подчеркивает...). Окончание фрагмента текста другого автора фиксируется цифрой сноски. Под сноской указывается автор, название текста (книги, статьи) и страница использованного источника.

Таким образом, текст реферата, курсовой не может представлять лишь подборку фрагментов чужих текстов по определенной теме - т. е. он не должен быть конспектом из нескольких источников. Реферативность текста заключается в анализе того, что хотел сказать автор данного используемого фрагмента. Для обозначения реферативности текста также существует ряд клише, ис­пользуемых при составлении реферата. Приведем пример некоторых из них.

Клише, используемые при составлении реферата:

анализирует
Автор / ФИО дает характеристику

выделяет

излагает

предлагает

рассматривает

решает

исследует

отмечает

По мнению Петрова А.К., Петров А.К. приходит к выводу, что ... и т.д.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное - снижает ее научную ценность. Избыточным для одной страницы считается цитирование или использование чужого текста в объ­еме 0,5 страницы и более.

Конечный этап работы над текстом начинается парадоксально -следует отложить его и забыть. При написании больших текстов, особенно в компьютерном наборе, неизбежно возникает некоторое количество оши­бок, нелепостей, логических разрывов и т. д. При этом автор текста их не видит - специалисты называют этот эффект «замыливанием текста». Что­бы реально «увидеть» текст, необходимо его забыть и прочитать как не­знакомый - вычитать. Рекомендуется использовать пособие по стилистике текстов, написанное очень простым и доступным языком. И самое главное, предлагающее ряд несложных в использовании правил, позволяющих зна­чительно упростить стилистическую обработку ваших текстов (Мучник, Б. С. Основы стилистики и редактирования / Б. С. Мучник. -Ростовн/Д : Феникс, 1997. -200 с.).

В процессе написания реферата необходимо пользоваться исключительно научной и учебной литературой. Другим ограничением является правило недопустимости исполь­зования учебников в качестве источников информации (за исключением случаев, когда используется объяснение конкретного термина или опреде­ления). То есть при наличии в вашем списке литературы к ре­ферату нескольких учебников - преподаватель имеет право работу не засчитать. Это правило определяется тем, что большинство учебников — это и есть реферат. Писать один реферат на основе другого реферата бессмыс­ленно. Важно также наличие работ последних лет издания и статей из на­учных журналов. И если это не работы исторического характера, статисти­ческая база должна отражать ситуацию за последние пять лет. Используемых источников должно быть не менее 5.

Еще одна особенность научных текстов — в качестве источника ука­зывается только та литература, которой вы пользовались (не та, которой пользовался автор используемого текста). Иными словами, в библиогрфи-ческом списке литературы могут указываться только те источники, кото­рые автор буквально держали в руках и с текстом которых вы лично озна­комились.

Для учебных работ студентов 1 курса типичной является ошибка, когда в списке литературы оказываются работы, заведомо не­доступные для студента. Например, работы, изданные в XVIII в. (эти изда­ния находятся в специальных библиотечных хранилищах и выдаются только по специальным разрешениям) или публикации, изданные в Пари­же, Нью-Йорке и т. д. - соответственно, на французском, английском язы­ке. Иногда можно встретить в одном списке студенческого реферата и анг­лийское, и немецкое, и французское издание, но студенты-полиглоты встречаются гораздо реже.

Основная задача заключения — показать, что поставленная перед ра­ботой цель достигнута, т. е. тема раскрыта. Для этого в заключении необходимо соотнести вывод с заявленной темой работы. Ос­новной вывод должен быть четко сформулирован. В заключе­нии также приводятся интересные следствия из результатов работы, ука­зываются области их применения.

Результаты излагаются как в позитивном плане - что именно удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично, так и в нега­тивном - чего не удалось достичь в силу недоступности определенных ис­точников, либо материалов. Объем заключения - 1-2 страницы.



  1. Список литературы


4.1. Основной


  1. Медик В.А. Статистика здоровья населения и здравоохранения / В.А. Медик. М. : Финансы и статистика, 2009 / http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1

  2. Практическая демография : учебник / В. Н. Архангельский, А. Е. Иванова, С. В. Рязанцев ; Российская академия наук [РАН]. Институт социально-политических исследований. - Москва : Центр социального прогнозирования, 2005. - 278 с.

  3. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие: Доклад о развитии человека 2009 // http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2009_RU_Complete.pdf / электронный ресурс

  4. Плющ И.В. Особенности развития процессов естественного воспроизводства в российском обществе: монография // И.В. Плющ. Красноярск, СибГАУ. 2011. 168 с.

  5. Россия в цифрах: 2008: стат. Сб. Росстат, М. 2008. – 510 с.

  6. Россия 2002-2005. Социально-демографическая ситуация. XII аналитический доклад: монография / Российская академия наук [РАН]. Институт социально-экономических проблем народонаселения ; под ред. А. Ю. Шевяков ; сост. В. М. Жеребин. - Москва : Наука, 2008. - 311 с.



4.2. Дополнительная литература


  1. Демографический понятийный словарь [Текст] : справочное издание / В. Н. Архангельский, А. Г. Гришанова, Р. А. Варданян ; Российская академия наук [РАН]. Институт социально-политических исследований. М. : Центр социального прогнозирования, 2003. - 351 с.

  2. Демография : учебник/Российская академия государственной службы при Президенте РФ. – 2003.

  3. Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов. Пути к развитию человека: — М.: Весь Мир, 2010. - 230 с.

  4. Змеева, С. А. Социально-демографическое поведение населения современной России : автореферат диссертации ... кандидата социологических наук/С. А. Змеева. – 2010.

  5. Комбарова, Т.В. Детерминанты демографического поведения: региональный аспект [Текст] : автореферат диссертации ... кандидата социологических наук / Т. В. Комбарова ; Тюменский университет [ТюмГУ]. - Тюмень : Б. и., 2008. - 18 с.

  6.  Колунина, Э. Г. Культура демографического поведения семьи как социологическая проблема [Текст] : автореферат дисс. ... кандидата социологических наук / Э. Г. Колунина ; Уральский технический университет. - Екатеринбург : Б. и., 2004. - 23 с.

  7. Метелев, С. Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России : учебник для вузов/С. Е. Метелев. – 2010.

  8. Медков, В. М. Демография : учебное пособие для вузов /В. М. Медков. – 2002.

  9. Население России 2010. Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. М., 2011.

  10. Неравенство и смертность в России / Под ред. В. Школьникова. М., 2000.

  11. Плющ И.В. Основные факторы изменения моделей рождаемости и их учет в социальной политике // Журнал социологии и социальной политики. СПб, № 2, 2008. С. 136-152.

  12. Плющ И.В. Социально-исторические основания смертности: сб. науч. трудов /И.В. Плющ. Проблемы исторической демографии Сибири. Вып. II. Институт истории Сибирского отделения РАН, Сектор историко-демографических исследований. Новосибирск, 2011. 288 c.

  13. Плющ И.В. Основные направления оказания помощи в ситуации межэтнического конфликта / И.В. Плющ. Предотвращение межэтнических и межконфессиональных столкновений как одна из важнейших задач современной цивилизации: материалы междунар. н-пр. конф. Пенза-Семипалатинск: Научно-изд. центр «Социосфера». С. 33-35. 2011 /109 с.

  14. Плющ И.В. Социально-культурная деятельность в рамках региональной модели этнонационального развития. И.В. Плющ. Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия: Материалы Всерос. н.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2011. - С. 100-104.

  15. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008 : статистический сборник. М. : Федеральная служба государственной статистики, 2008. - 668 с.

  16. Рыбаковский, Л.Л. Прикладная демография. (Работы 2001-2003 гг.) : монография / Л. Л. Рыбаковский ; М. : ИСПИ РАН, 2003. - 206 с.

  17. Семья, дети и демографическая ситуация в Красноярском крае [Текст] : сборник аналитических материалов к заседанию Совета / Администрация Красноярского края. Красноярск : Платина, 2007. - 115 с.

  18. Туруханская экспедиция Приполярной переписи : этнография и демография малочисленных народов Севера : сб. науч. трудов /отв. ред. Д. Дж. Андерсон. 2005.

  19. Харченко Л.П. Демография : учебное пособие / Л. П. Харченко. М. : Омега-Л, 2006. - 350 с.




4.3. Интернет-источники


  1. База социологических данных ВЦИОМ // http://wciom.ru/

  2. Всемирный банк // http://www.worldbank.org/

  3. Гуманитарные технологии и общественное развитие: экспертно-аналитический портал // http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info

  4. ЕЭС // http://europa.eu.int

  5. Евростат // http://europa.eu.int/en/comm/eurostat/servfr/home.htm

  6. Институт социологии РАН: Публикации: Тезисы докладов // http://www.isras.ru/analytical_report_
  7. Министерство труда и социального развития Российской Федерации: официальный сайт // http://www.mintrud.ru/


  8. МВФ // http://www.imf.org

  9. МОТ (Международная организация труда) // http://www.ilo.org

  10. ООН // http://www.un.org/Depts/unsd/

  11. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР //http://www.oecd.org/)


Учебное издание
Составитель Плющ Ирина Владимировна
Социальная этнография и демография
Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ

Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова
Подписано в печать 11.07.2012 г. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать плоская.

1,2 усл. печ. л.

Тираж 20 экз. Заказ
Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная этнография и демография iconКафедра теории и методики социальной работы
Социальная демография и этнография: рабочая программа; Краснояр гос ун-т; Сост. И. В. Плющ. Красноярск, 2001. 25 с
Социальная этнография и демография iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Социальная этнография и демография iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Социальная этнография и демография iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Социальная этнография и демография iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Социальная этнография и демография iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Социальная этнография и демография iconВ настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика,...
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
Социальная этнография и демография iconПрограмма по дисциплине «Социальная демография»
Рекомендована к изданию методическим советом Института Психологии, Педагогики и Социологии вгуэс…, протокол №
Социальная этнография и демография iconМетодические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «социальная демография»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Социальная этнография и демография iconРабочая программа дисциплины историческая география россии направление...
«Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная...
Социальная этнография и демография iconДемография россии
Демография России [Текст] : библиогр указ / Сост. Е. П. Попова, Г. А. Хижнякова; ред. И. Н. Гнеушева; отв за вып. Л. Н. Патрина;...
Социальная этнография и демография iconТест по арбитражному процессу
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология,...
Социальная этнография и демография iconПрограмма курса «экономическая социология и демография»
Паспорт специальности 220003 «Экономическая социология и демография» (социологические науки)
Социальная этнография и демография iconУчебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. ● Медков В....
Клочкова М. С. Демография: учебное пособие / М. С. Клочкова. – М.: Изд-во риор, 2006
Социальная этнография и демография iconРеферат отчет по нир на тему: Разработка и внедрение подсистемы ситуационного...
Моделирование экономических систем, демография и трудовые ресурсы, долгосрочное прогнозирование, ситуационное прогнозирование и индикативное...
Социальная этнография и демография iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск